Файл: Удк 377. 131. 14 Приобретение обучающимися профессиональных навыков управления пожарноспасательным подразделением при тушении пожаров путём проведения тактикоспециальных занятий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УДК 377.131.14

ПРИОБРЕТЕНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ УПРАВЛЕНИЯ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕМ ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ ПУТЁМ ПРОВЕДЕНИЯ ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
ACQUISITION BY STUDENTS OF PROFESSIONAL SKILLS OF FIRE AND RESCUE UNIT MANAGEMENT DURING FIRE EXTINGUISHING BY CONDUCTING TACTICAL AND SPECIAL CLASSES
ГОЛОВАНОВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ

Курсант III курса факультета «Пожарной безопасности» ГОУВПО «Академия гражданской защиты» МЧС ДНР

e-mail: sanya2002golovanov@mail.ru
ЕФИМЕНКО ВИТАЛИЙ ЛЕОНИДОВИЧ

Старший преподаватель кафедрыорганизации службы, пожарной и аварийно-спасательной подготовки, ГОУВПО «Академия гражданской защиты» МЧС ДНР

e-mail:vitale.2020@mail.ruТелефон:+ 38 (071) 300-37-29
Аннотация. В работе предложены мероприятия по приобретению обучающимися ГОУВПО «Академия гражданской защиты» МЧС ДНР профессиональных навыков управления пожарно-спасательным подразделением при тушении пожаров путём проведения тактико-специальных занятий. Мероприятия по осуществлению тактико-специальных занятий для студентов и курсантов Академии в роли руководителя тушения пожара. Использование учебно-тренировочного комплекса «Огневой дом» для подготовки будущих кадров Пожарной охраны. Разработка требований и методики проведения тактико-специальных занятий для учебных групп.

Ключевыеслова: приобретение профессиональных навыков управления пожарно-спасательным подразделением, тушение пожаров, тактико-специальные занятия для студентов и курсантов, руководитель тушения пожара, учебно-тренировочный комплекс «Огневой дом», требования и методика проведения тактико-специальных занятий.
GOLOVANOV ALEXANDER VLADIMIROVICH

Cadet III course of the Faculty of "Fire Safety" "The Civil Defense Academy" of EMERCOM of DPR

e-mail: sanya2002golovanov@mail.ru
EFIMENKO VITALY LEONIDOVICH

Senior Lecturer of the Department of Service Organization, Fire and Rescue Training "The Civil DefenseAcademy" of EMERCOM of DPR

e-mail: vitale.2020@mail.ruPhone: + 38 (071) 300-37-29
Annotation. The paper proposes measures for the acquisition by students of the Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergency Situations of the Donetsk People's Republic of professional skills in managing a fire and rescue unit when extinguishing fires by conducting special tactical classes. Measures for the implementation of tactical and special classes for students and cadets of the Academy in the role of the head of extinguishing a fire. The use of the training complex "Fire House" for the training of future personnel of the Fire Department. Development of requirements and methods for conducting special tactical classes for training groups.


Keywords: acquisition of professional skills of fire and rescue unit management, fire extinguishing, tactical and special classes for students and cadets, head of fire extinguishing, training complex "Fire House", requirements and methods of conducting tactical and special classes.
Введение. Согласно положению «О Государственной пожарной охране» подготовка руководящих кадров в системе МЧС ДНР возлагается на образовательные организации МЧС ДНР [1]. В данных пунктах указывается, что:

Профессиональная подготовка лиц рядового и начальствующего состава носит беспрерывный характер и осуществляется в формах получения высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, прохождении профессионального обучения, практики, стажировок, проведении занятий по служебной подготовке и в форме самостоятельной подготовки, с целью обеспечения успешного выполнения профессионально-служебных задач по предназначению.

Лица среднего и старшего начальствующего состава проходят обучение в образовательных организациях высшего профессионального образования по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, содержание которых учитывает квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, которые отвечают потребностям службы.

Лица рядового и младшего начальствующего состава проходят профессиональное обучение в образовательных организациях МЧС ДНР по программам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также курсы целевого назначения.

Одним из таких образовательных учреждений является ГОУВПО «Академия гражданской защиты» МЧС ДНР. Каждый год Академия выпускает новых специалистов в области пожарной безопасности и гражданской обороны.

Дело в том, что у «молодых» сотрудников среднего начальствующего состава есть проблема в нехватке опыта управлением пожарно-спасательным подразделением. ГОУВПО «Академия гражданской защиты» МЧС ДНР (далее - Академия) подготавливает будущих сотрудников к работе в должности начальника караула или инспектора по государственному пожарному надзору больше с теоретической стороны, нежели с практической.

Актуальность данной статьи заключается в том, что при проведении тактико-специальных занятий, которые направлены на приобретение, формирование профессиональных навыков управления пожарно-спасательным подразделением при тушения пожаров, выпускаемым специалистам Академии будет легче адаптироваться к работе в подразделениях. Помимо всего этого они приобретутдостаточное количество полезных навыков и знаний, что подчеркнёт уровень престижа государственного учреждения.



Изложение основного материала. Теоретический багаж знаний у будущих сотрудников находится на достойном уровне, но этого недостаточно для того, чтобы в полном объёме справляться со своими будущими обязанностями. Из чего такие рассуждения? – Человеческий фактор. Нельзя не брать во внимание тот факт, что человек может просто растеряться, в результате чего он будет допускать ошибки. Любая ошибка руководителя тушения пожара может привести к гибели людей, будь это обычные граждане либо же спасатели.

Соответствуя теме статьи мы поговорим о приобретении обучающимися профессиональных навыков управления пожарно-спасательным подразделением при тушении пожаров в роли руководителя тушения пожара. Руководитель тушения пожара (далее -РТП) – это старшее должностное лицо пожарной охраны, которое управляет на принципах единоначалия участниками боевых действий по тушению пожара[6].

Все, что происходит во время ликвидации возгорания, ложится на плечи РТП. У него большое количество обязанностей. За боевые действия при тушении пожара руководитель несет полную ответственность.

РТП не только управляет ликвидацией возгорания, он контролирует работу технических, ивспомогательных средств. Ему требуется отвечать за то, чтобы цель, поставленная перед подразделением, была выполнена.

Для приобретения навыков управления подразделением предлагается проводить тактико-специальные занятия. Данные занятия представляют собой занятия с различными тактическими замыслами.

Учения – это высшая форма тактической подготовки начальствующего и всего личного состава, которая позволяет совершенствовать и поддерживать на высоком уровне боевую готовность частей и гарнизонов пожарной охраны. Учения являются наиболее эффективной формой пожарно-тактической подготовки. Общая цель учений – совершенствование тактического мышления и практических навыков начсостава в руководстве боевыми действиями пожарно-спасательных подразделений при исполнении обязанностей различных должностных лиц во время тушения крупных и сложных пожаров. Основным методом обучения начальствующего и всего личного состава на тактических учениях является практическая отработка организации управления подразделениями и их боевыми действиями по тушению пожаров в различных условиях и обстановке [5].


Не все обучающиеся могут освоить пожарную тактику по книгам или словам преподавателя, но на практике решают поставленные задачи лучше, чем в аудитории. Цель учений состоит в том, чтобы каждый участник прочувствовал, пережил и попробовал себя как в роли РТП, так и в роли рядового спасателя. Каждый участник ощутит на себе ту ответственность, которая ждёт его в будущем.

Работа предложенной идеи состоит из нескольких мероприятий:

  1. Поиск и утверждение мест (объектов) для проведения учений. Это первоначальная задача, потому как предложенная идея подразумевает под собой моделирование ситуаций, которые наиболее приближены к реальности. К местам учений есть свои требования, которые составляют преподаватели или руководители тактико-специальных занятий. Поскольку участники учений будут в роли РТП, то места учений должны обеспечить привлечение к тушению пожара звеньев ГДЗС, забор воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, естественных или искусственных источников.

Вариантом для места проведения предлагаемых тактико-специальных учений является автоматизированный учебно-тренировочный комплекс «Огневой дом»[7].

«Огневой дом» это специально предназначенный учебно-тренировочный комплекс для практической подготовки газодымозащитников (спасателей) к работе в зоне с непригодной для дыхания средой (далее ‑НДС) с применением различных видов средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (далее ‑СИЗОД). Помимо этого данный комплекс предназначен для отработки тактических приемов тушения пожаров и спасения людей. Оборудование учебно-тренировочного комплекса позволяет проводить тренировки, которые приближены к реальным условиям работы сотрудников пожарной охраны.

«Огневой дом» состоит из контейнеров, созданных на основе 8-ми стандартных морских 20-ти футовых контейнеров типа «HightCube».

В состав комплекса входят контейнеры:

• управления тренировкой;

• учебного класса;

• технических систем;

• насосной станции;

• для хранения горючего вещества (пропан);

• огневого тренажерного участка, имитирующий горящий коллектор и спуск в подвал. В свою очередь в этот контейнер входят следующие огневые модули:

«Имитатор горящей лестницы в подвал»

«Имитатор горящего кабельного лотка»

«Имитатор горящего трубопровода».
• огневого тренажерного участка, имитирующий горящее технологическое оборудование. Включает в себя следующие модули:


«Имитатор горящего электродвигателя»;

«Имитатор горящих баллонов»;

«Имитатор горящего трубопровода»;

«Имитатор горящего розлива топлива»;

«Имитатор объемного воспламенения»;

«Рубильник», имитирующий рубильник отключения электроэнергии;
• контейнер огневого тренажерного участка, имитирующий горящее жилое помещение:

«Имитатор горящей кухонной плиты»;

«Имитатор горящего телевизора»;

«Имитатор горящей антресоли»;

«Имитатор объемного воспламенения»;

«Имитатор горящей двери, в перегородке между тамбуром и основным отсеком»;

«Имитатор горящей стены»;
• крыша комплекса и открытая площадка по периметру:

«Имитатор горящей кровли»;

тренажер «Утечка из трубопровода»;

устройство для страховки спасателей при спуске;

тренажер «Колодец» для отработки методов спасения из колодцев и коллекторов.

В учебно-тренировочный комплекс входят:

• система освещения;

• система отопления;

• система вентиляции и дымоудаления;

• система измерения концентрации горящего вещества;

• система измерения температуры;

• система задымления;

• система сбора и отведения огнетушащего вещества;

• система видеонаблюдения;

• система аварийной остановки тренировки.


  1. Обеспечение материально-технической базы. Наличие соответствующего оборудования и техники позволит в полном объёме формировать тягу к изучению пожарно-технического вооружения (далее ‑ПТВ) и пожарной техники у обучающихся Академии. Помимо этого, участники учений овладеют практическими навыками работы с ПТВ при тушении пожаров.

  2. Полный контроль ситуации на учениях. Во избежание травм и несчастных случаев руководители учений обязаны следить за соблюдением правил охраны труда обучающимися.

Придерживаясь идеи использования автоматизированного учебно-тренировочного огневого комплекса, проблема контроля за действиями обучающихся решается с помощью контейнера управления тренировкой.

Контейнер управления тренировкой содержит пультовой отсек и пост медицинского контроля. Оборудование отсека руководителя тренировки предназначено для осуществления постоянного контроля за ходом тренировки, поддержания голосовой связи, а также руководства работой всех систем и оборудования комплекса. Оборудование поста медицинского контроля предназначено для обеспечения контроля физического состояния тренирующихся и возможности быстрого оказания первой доврачебной медицинской помощи в экстренных случаях.