Файл: Удк 377. 131. 14 Приобретение обучающимися профессиональных навыков управления пожарноспасательным подразделением при тушении пожаров путём проведения тактикоспециальных занятий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рис.2 – Схема контейнера управления тренировкой


  1. Вводные теоретические занятия по тактико-специальной подготовке. Перед тем, как обучающиеся Академии будут допущены для участия в учениях, они должны обладать определённым уровнем знаний и умений по таким дисциплинам как: Пожарная тактика, Подготовка газодымозащитника, Основы охраны труда, Физико-химические основы развития и тушения пожаров, Пожарно-строевая подготовка, Противопожарное водоснабжение, Пожарная и аварийно-спасательная техника, Автоматизированные системы управления и связь.

После реализации необходимых мероприятий основной проблемой является внедрение предложенных учений в повседневную жизнь обучающиеся Академии. Практическая часть тактико-специальных занятий займёт не один академический час, потому что как было сказано ранее – каждый обучающийся обязан побывать в роли руководителя тушения пожара, именно поэтому проведение учений предлагается следующим образом:

Занятия для каждой учебной группы будут проходить 1 раз в неделю, будет разработан график проведения занятий для каждой группы. На проведение занятий будет выделен весь рабочий день, таким образом, за день на учениях могут побывать 2-3 учебные группы. Введение таких занятий в учебный процесс обучающихся целесообразнее проводить после прохождения ими производственной практики в должности «командира отделения пожарно-спасательной части».

Подробнее поговорим о формировании профессиональных навыков уобучающихся. Рассмотрим программу проведения тактико-специальных занятий, которая состоит из нескольких этапов:

  • очередная учебная группа вместе с преподавателем или руководителем тактико-специальных занятий пребывает в специально оборудованное и определённое место. После проверки личного состава руководитель учений проводит инструктаж по вопросам охраны труда с соответствующей записью в журнал;

  • перед началом практической части преподаватель разделяет группу на несколько групп. Эти группы являются боевыми расчётами, в зависимости от сложности условного пожара определяется количество групп на месте проведения учений. Незадействованные группы ожидают своей очереди в специально отведённом месте[2];

  • каждая из уже сформированных групп определяется с исполнителями согласно табелю боевого расчёта. Начальник караула, он же РТП, на отдельном бланке заполняет строевую записку для руководителя учений;

  • перед выполнением боевой задачи руководитель тактико-специальных занятий даётвводную для очередной боевого расчёта (далее – расчёт). После этого РТП на графической доске изображает тактические действия подразделения, если они верны по решению преподавателя, то расчёт приступает к выполнению боевой задачи [3];

  • на тушение пожара расчёту предоставляется 10-15 минут, время выполнения боевой задачи может быть увеличено в зависимости от сложности условного пожара. Занятия с очередным расчётом заканчиваются тогда, когда каждый из его членов выполнит боевую задачу в роли РТП;

  • ожидающие своей очереди группы в специально обозначенном месте (учебном классе) будут повторять тактико-технические характеристики ПТВ и пожарной техники, используемой для тушения пожара, а также конспектировать решения очередного РТП, который выполняет боевую задачу.


Для проведения теоретических занятий при использовании вышеупомянутого учебно-тренировочного комплекса будет использован контейнер учебного класса.



Рис.3 – Схема контейнера учебного класса
Для проведения такого рода учений руководитель тактико-специальных занятий обязан подготовить определённый список задач в соответствии с возможностями материально-технической базы. Помимо этого, в случае непредвиденных ситуаций на месте проведения учений следует привлечь 1-2 боевых расчёта пожарно-спасательных подразделений гарнизона.

Вывод. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что предложенная идея приобретения профессиональных навыков управления пожарно-спасательным подразделением при тушении пожаров путём проведения тактико-специальных занятий имеет место быть. Результаты внедрения в учебный процесс обучающихся Академии значительно повысили бы статус учреждения и уровень выпускаемых им специалистов.

Проблемой в реализации предложенной идеи может стать финансирование проекта, а также наличие мест для предполагаемых учений.

Альтернативным вариантом для проведения учений является автоматизированный учебно-тренировочный огневой комплекс «Огневой дом». Оснащённость данного комплекса даёт неограниченное количество возможностей в проведении тактико-специальных занятий.

Всё перечисленное повышает количество тактических замыслов для руководителя учений, а крыша комплекса с открытой площадкой по периметру контейнеров позволяет отрабатывать действия по самоспасанию и спасанию пострадавших. С помощью «Огневого дома» обучающиеся могут приобрести не только навыки по тушению пожара, но и по проведению аварийно-спасательных работ.

Данный тренировочный комплекс не является единственным во всём мире, для профессиональной подготовки спасателей изобретают всё новые и новые тренировочные комплексы/базы. Преследуемой целью является подготовка лиц рядового и начальствующего состава к слаженным действиям во время тушения пожаров, ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций в составе одного пожарно-спасательного подразделения.

Однако важным достижением будет являться уровень подготовки специалистов, которые после окончания Академии смогут выполнять возложенные на них обязанности без страха допустить ошибку, либо же от увиденной картины не утратить своей работоспособности. Помимо этого, у каждого уже будет

какой либо опыт в решении боевой задачи, управления подразделением, организации действий сил и средств на пожаре [4].

Кроме приобретения профессиональных навыков Академия прививает обучающимся любовь к своей будущей профессии, упорство в изучении профессиональных дисциплин и положительных результатов защиты производственных практик, связанных с пожарным делом.

Библиографический список:

  1. Постановление Правительства Донецкой народной Республики "Положение о Государственной пожарной охране" от 22.11.2019 № 37-11 // https://dnmchs.ru/static/upload/Zakonodatelstvo/2019/37-11_postanovlenie.pdf

  2. Денисов А.Н., Степанов О.И. Структура системы управления пожарно-спасательными подразделениями на начальном этапе пожаротушения // Технологии техносферной безопасности. 2017. № 3 (73). С. 3-7.

  3. Денисов А.Н. Моделирование сосредоточения и введения сил и средств для планирования боевых действий пожарных подразделений // Пожары и окружающая среда: материалы ХVII Международной науч.-практ. конф. – М.: ВНИИПО, 2002. – 477 с.

  4. Кимстач, И.Ф. Пожарная тактика / И.Ф. Кимстач, П. П. Девлишев, Н. М. Евтюшкин. – Москва :Стройиздат, 1984. -595 с.

  5. Клюс П.П., Палюх В.Г. Тактическая подготовка личного состава пожарной охраны: Обучающее пособие. – Х.: Основа, 1995. – 272 с.

  6. Теребнев В.В., Пожарная тактика. Книга 1. Основы. 2-е издание с изменениями. – Екатеринбург: ООО «Издательство «Калан», 2019 – 283 с.

  7. "Огневой дом" // Завод специального оборудования АО "ПТС" URL: https://pto-pts.ru/ognevoj-dom (дата обращения: 03.11.2021).