Файл: Теория обучения и воспитания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 215

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Теоретические основы обучения. Общее понятие о дидактике

В истории человечества обучение, как и воспитание возникло в связи с потребностью сохранять и передавать имеющийся опыт подрастающему поколению, чтобы подготовить его таким образом к самостоятельной жизни.

Первоначально обучение, как ивоспитаниеносило интуитивный характер и в основном сводилось к случайной передаче информации и подражанию детей деятельности взрослых. Постепенно оно превратилось в целенаправленный, планомерный процесс, который осуществлялся в школе, а затем в высших заведениях.

По истечении определённого времени человечество накопило богатый опыт обучения подрастающего поколения. И тогда возникла потребность в его анализе и обобщении. Эту миссию выполнял Я. А. Коменский, который заложил основы теории обучения. Его идейными продолжателями в разработке научных основ стали И.Г.Песталоцци, И.Гербарт, А. Дистервег, К.Д.Ушинский и многие другие известные педагоги. В конце Х1Х , начале ХХ века началось интенсивное изучение психологии обучения.

Важной отраслью современной педагогики, изучающей теорию обучения и образования стала – дидактика, в которой содержится общепедагогическое научное обоснование содержания образования, методов, средств и организационных форм обучения. Внутри самой дидактики выделяются направления, связанные со спецификой возраста обучаемых: дошкольная дидактика, дидактика начального образования, дидактика высших заведений, а также направления связанные с особенностями преподавания той или иной учебной дисциплины: частные методики физического, познавательного развития, развития речи и т.п.

В современной дидактике обучение и воспитание не противопоставляются, а совсем наоборот, подчёркивается их единство и родство по многим показателям. Прежде всего, отмечается их единая социальная природа. Они возникли и функционируют как ответ на потребность человечества сохранять, воспроизводить свой общественно-исторический опыт и передавать его подрастающему поколению. На протяжении всей истории человечества обучение и воспитание непосредственным образом зависит от социально-экономических, политических, культурных процессов в обществе, но и сами люди оказывают влияние на эти процессы, представляя собой действенные факторы развития личности, её совершенствования и облагораживания человечества в целом.

Обучение и воспитание родственны по способам своего осуществления: единый общественно-исторический опыт, адаптированный к определённой возрастной категории детей, передаётся с помощью механизма социального взаимодействия –общения. Обучение представляет собой общение между


4.

теми, кто обладает знаниями и определённым опытом и теми, кто их усваивает (А.Н. Леонтьев). При этом учитываются динамика и психофизиологические возможности ребёнка. В связи с этим процессы обучения и воспитания, даже на протяжении одного периода детства не остаются неизменными, так как по ходу обогащается и усложняется их содержание, изменяются формы. Становятся более разнообразными способы воздействия на подрастающего человека. В современном обществе обучение и воспитание направлены на целостное развитие личности, хотя их цели условно дифференцируются. Само воспитание направлено на формирование системы ценностей способов общественного поведения. Для обучения приоритетным является формирование системы знаний, умений, способов познавательной и практической деятельности. В последние годы в педагогическую лексику всё активнее входят понятия «обучающее воспитание», «воспитывающее обучение», подчёркивающие единство воспитания и обучения в формировании гармонично развитой личности. Следует отметить, что в этом процессе роль системообразующего фактора выполняет обучение, поскольку оно затрагивает всю жизнедеятельность обучаемого: обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-оценочного отношения к миру, к самому себе (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин).

Дошкольная дидактика

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста-единый целостный педагогический процесс, который осуществляется на протяжении всего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении во всех видах продуктивной и игровой деятельности и направлен на решение задач его разностороннего развития и подготовку к обучению ребёнка в школе.

В детском саду дидактика является особой отраслью общей дидактики в которой содержится теоретическое обоснование цели дошкольного обучения, представлены средства и методы, их содержание, а также формы организации, которые обеспечивают целостное развитие личности ребенка и подготовку его к обучению в школе.

В книге Я.А.Коменского «Материнская школа»впервые было дано обоснование идеи последовательного обучения детей дошкольного возраста.Главную идею и цель дошкольного обучения, великий педагог видел в нравственном развитии, в освоении ребенком разнообразных знаний об окружающем мире и подготовке ребёнка к школе. Великий педагог Я.А.Коменский разработал первую в истории педагогики программу знаний, предназначенную для обучения маленьких детей в семье. Сам автор назвал эту программу «Полезные науки». В неё он включил составляющую знаний, сгруппированную по темам и обозначенную научными терминами.


5.

Например, «оптика» (понимание и различение света и темноты, цветовых спектров радуги); «география» (знание ребенком места, где он родился и живет, умение узнавать и различать различные ландшафты) и т.д. Приобщение ребенка к этим и подобным знаниям из области физики, экономики, геометрии, хронологии, астрономии и др., по мысли Я. А. Коменского, закладывает основы общего научного образования. В книге «Материнская школа» определены пути овладения этими знаниями, но по большей части предпочтение отдаётся познанию организации чувственного опыта детей.

Ф.Фребель сделал следующий весомый шаг в создании дидактики детского сада. Он, разработал систему обучения в детском саду. В основу этой системы вошли:

1. Детально разработанная программа, сочетающая в себе способыразнообразной деятельности;

2. Организация обучения в форме соответствующей cпоследовательно усложняющимися занятиями.

В своих трудах Ф. Фребель, впервые в истории педагогики представил точную расписанную методику обучения, вплоть до словесных объяснений воспитательницы (садовниц),словесных ответов детей, выполнениедействий песенного или поэтического сопровождения.

Известные русские педагоги постоянно занимаются проблемами дошкольного обучения. Так В. Ф. Одоевскийзанимался вопросами первоначального обучения детей от 4 до 10 лет и в своих трудах выявил основную особенность начального обучения, где содержание представляет собой «науку до науки». Научить детей учиться, развить их умственные способности, не стремясь при этом к обилию знаний. Вот главная задача дошкольного обучения, которую поставил перед собой В. Ф. Одоевский.Также в своих книгах «Наука до науки» и «Азбука для употребления в детских приютах», Одоевский предлагает методику обучения детей, и ряд упражнений для развития умений наблюдать, сравнивать, анализировать, называть различные предметы и определять и сопоставлять их назначение.

Константин Дмитриевич Ушинский рассматривал вопросы обучения в период дошкольного детства в тесной связи с вопросами обучения на других

6.

возрастных этапах и ступенях. Задачи дошкольного или так называемого «докнижного» обучения он видел в развитии умственных сил, логического мышления, в развитии речи ребенка, в формировании умения управлять своими психическими процессами и моделями поведения. К.Д. Ушинский считал необходимым воспитывать у детей привычку к умственному труду, любовь к нему и осознанное отношение. Успешное решение и выполнение этих задач - залог подготовки и обучению ребенка в школе. В работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста успешно используется познавательный материал, который содержится в учебных пособиях К.Д.Ушинского «Родное слово», «Детский мир». Он и в наши дни не потерял своей педагогической ценности и активно используется в практической деятельности с детьми дошкольного возраста.


Такие педагоги, как Е.И.Тихеева, Е.Н. Водовозова, П.Ф.Лесгафт, Е.А.Флерина внесли существенный вклад в разработку содержания и методики дошкольного обучения. Они тесно связывали дошкольное обучение с ознакомлением с окружающейдействительностью, жизнью, подчеркивали особую роль знаний о природном окружении и знаний в содержании воспитательно-образовательной работы. В качестве средств обучения предлагались народные игры и дидактические игры, сказки, песни, формы малого фольклора, самостоятельная (собственная) художественная деятельность детей.

Надежда Константиновна Крупская в своих трудах рассматривала ряд теоретических и практических вопросов, касающихся дошкольного обучения. Она считала, что дошкольное обучение должно гарантировать ребенку право на образование, т. е. право на познание окружающего мира, расширение кругозоpa детей, накопление знаний. В связи с этим ею было высказано много ценных конкретных предложений к созданию программы для детского сада. В 50-х годах прошлого столетия началась глубокая экспериментальная разработка теоретических основ, содержания и методики дошкольного обучения. Эти исследования возглавила А.П.Усова. Ей принадлежат труды, в которых анализируются полученные данные. Дошкольная дидактика обогатилась концепцией о дошкольном обучении как единстве образовательной, обучающей и воспитательной работы. Полученные в ходе исследований характеристика учебной деятельности детей и направления ее развития в условиях специально организованного обучения внесли существенный вклад в теорию воспитания и обучения

7.

детей дошкольного возраста. В ходе внедрения процессав широкомасштабный эксперимент, было определено содержание образовательной работы для каждой возрастной группы детского сада, разработаны формы и средства при организации воспитательно-образовательного процесса обучения, позволяющие наилучшим образом решать поставленные задачи, разработаны эффективные методы и приемы обучения. Предлагалось прямое обучение детей на обязательных и коллективных занятиях, за которыми закреплялись определенное место и время в режиме дня. Когда в практику работы отечественных дошкольныхобразовательных учреждений было введено систематическое обучение (1953), возникла необходимость разработки частных методик. К началу 60-х гг. были созданы оригинальные методики музыкального воспитания (Н.А.Метлов, Н.А.Ветлугина), обучения родному языку (О. И. Соловьева), развития основных движений (А. И. Быкова), изобразительной деятельности (Н. П. Сакулина), формирования элементарных математических представлений (А. М. Леушина). В последнее время произошло глобальное обновление содержания частных методик и более успешно сталрешаться вопрос о совершенствовании форм и средств обучения. Введение примерных общеразвивающих программ дошкольного образования по ФГОС ДОна современном этапе, теперь, позволяет создавать благоприятные условия для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формировать предпосылки к учебной деятельности, обеспечивать безопасность жизнедеятельности дошкольника, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.


На современном этапе дошкольная дидактика интенсивно развивается прежде всего за счет психологического обоснования содержания, форм и методов обучения. А. В. Запорожец, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов существенно обогатили дошкольную дидактику психолого-педагогическими исследованиями по теме: возрастные возможности. Л.А. Венгер и Н.Н. Подъяцков реализацию путей видели в усвоении знаний развивающей функции дошкольного обучения. На следующем этапе разрабатывается проблема содержания дошкольного обучения, исследуются новые средства, в частности информационные технологии с использованием компьютера (С. Л. Новоселова, Л. А. Парамонова, С. А. Козлова, А.Н.Давидчук и др.). В последние годы ведутся поиски новых форм организации обучения в детском саду с помощью цифровых образовательных технологий и ресурсов,

8.

рассматриваются возможности таких форм обучения, при которых поощряется и даже стимулируется межличностное общение между детьми в процессе решения поставленной учебной задачи (Е. В. Субботский, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова). Данная форма является принципиально новой.

Обучение представляет собой специально организованную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает «преподавание», и тех, кого обучают «учение». Помимо этих двух компонентов процесса обучения есть третий - научение. Само понятие 0научение обозначает такой результат процесса обучения, выражающийся в позитивных изменениях в развитии ребенка. В основу компонента заложено и является самим основным компонентом учение. Учение–это деятельность того, кого обучают, ради которого организован процесс обучения. В зависимости от того, как протекает учение, наблюдаются те или иные сдвиги в развитии обучаемого. Учение часто рассматривают как синоним учебной деятельности: поскольку ребенок учится, значит, он занимается учебной деятельностью. Такое отождествление учебной деятельности и учения неправомерно. Как отмечал С. Л. Рубинштейн существуют, два вида учения, в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями. «Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями при осуществлении иной цели. Учение в последнем случае - не самостоятельная деятельность, а процесс, осуществляющийся как компонент и как возможный результатдеятельности в которую он включен» (С.Л. Рубинштейн).

Для детей дошкольного возраста компонент «учение» очень характерен: они приобретают новые знания в игровой, трудовой и других видах деятельности. Например, ребёнок не может определить есть ли у воды вкус. Нужно доказать ему, что у воды нет вкуса, ведь дети часто слышат от взрослых дома и в детском саду, что вода очень вкусная. У них формируется соответствующий стереотип, представление. Нужно объяснить, что когда человек очень хочет пить, то пьёт воду с удовольствием и чтобы выразить своё ощущение, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её не чувствует. Ребёнок делает вывод, что у воды, которую он пьёт нет вкуса, а вот морская вода на вкус солёная, потому что в ней много разных солей. Её человек не может пить.