Файл: Теория обучения и воспитания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9.

Таким образом ребёнок получил новые представления о свойства воды, но их приобретение не было целью деятельности, они явились побочным продуктом познавательной беседы.

Представим себе, что для ознакомления ребёнка со свойствами воды проводится специально организованное занятие.Воспитатель ставит перед детьми познавательную цель: узнать как можно больше о воде и её свойствах. Заранее подготавливается необходимое оборудование: стаканы с питьевой водой, стакан с молоком, стакан с соком, соломинки и проводится опытническая деятельность.Сначала предложить ребёнку понюхать воду и сказать, чем она пахнет. Из самых лучших побуждений в большинстве случаев дети говорят, что вода очень вкусно пахнет. В таком случае дать понюхать воду ещё раз, пока ребёнок не убедится, что у воды нет запаха. Если вода набрана из-под водопроводного крана, то может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для здоровья. Далее дать попробовать воду через соломинку и убедиться, что у неё нет вкуса. Если ребёнок сомневается дать ему попробовать для сравнения молоко или сок. Если он не убедился, то можно ещё раз дать попробовать воду.В следующем опыте в стаканчики с водой и соком положить ложечки и посмотреть в какомстаканчике они видны, а в каком нет. Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой ложечку видно, а в стаканчике с молоком – нет. Дети делают вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

В итоге в процессе специально организованной деятельности дети с удивлением обнаруживают много интересных особенностей: у воды нет вкуса, у воды нет запаха, вода прозрачная и т.п. Дети начинают понимать причины наблюдаемого явления, подводятся к суждениям, умозаключениям, осознают причинно-следственные связи. У них формируется познавательный интерес к природе, развивается наблюдательность, мыслительная деятельность.

Что же представляет из себя понятие: учебная деятельность? Это, по классификации С. Л. Рубинштейна, абсолютно новый вид учения, прямо и непосредственно в целом направленный на овладение знаниями и умениями.

Анализ учебной деятельности, проведенный Д. Б. Эльколиным, В. В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое строение, а именно: включает учебную задачу, учебные действия, контроль и

10.

оценку. Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребенок должен выполнить на занятии. Учебная задача - это цель, которую нужно достигнуть. Сущность цели заключается в овладении обобщенным способом действий, который поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида. Так, педагог ставит цель - научить детей рисовать комнатное растение. Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предметного объекта: один или несколько стеблей ( прямостоячие, ветвистые, членистые), широкие или узкие листья, щитовидные, зубчатые, черешковые круглой или яйцевидной формы, ампельные или вьющиеся. Овладев обобщенным способом рисования растения как такового, ребенок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного содержания (в рисовании на темы «Цветы и растения на моём участке», «Растения моего луга», «Растения моего леса». Аналогичное задание научить детей составлять загадки. Обучив детей обобщенному способу составления загадки, воспитатель варьирует задания, предлагая разнообразный материал для решения задачи: составить загадки о предметах, необходимых для людей, о животных, о садовых цветах и т.д. Учебные действия, с помощью которых решаются различные задания состоят из многих рекомендаций. Для того чтобы дети овладели учебными знаниями необходимо вначале выполнять их при полной развернутости всех выполняемых поэтапных операций. На первых порах операции совершаютсяматериально - с помощью каких-либо предметов или материализованно с использованием изображений или их знаковых заменителей. Например, усваивая понятия равенства и неравенства групп предметов, ребенок выполняет действия с игрушками, картинками, фишками, замещающими реальные предметы или их изображения. Лишь постепенно, по мере отработки той или иной операции, процесс выполнения действий свертывается и совершается сразу как единое целое.


Следует отметить, что формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении, довольно таки - длительный процесс. Предпосылки учебной деятельности закладываются в дошкольном возрасте. Там же формируются отдельные ее элементы. На этапе от 2 до 3 лет в раннем дошкольном возрасте, на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности, На этапе от 3 до 4 летучить освоению различных способов деятельности. После 4 лет

11.

деятельность ребенка приобретает четкую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задания, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Все это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются такие элементы учебной деятельности как:

- умения определять цель предстоящей деятельности и способы ее

достижения, добиваться результата;

- самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата

с образцом, эталоном;

- умение осуществлять произвольный контроль за процессом и ходом

деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

- умение планировать деятельность, ориентируясь на ее результат.

Как показало исследование А. П. Усовой, для развития учебной деятельности ребенка необходимо формировать умения слушать и слышать воспитателя, смотреть и увидеть то, что он показывает, следовать его инструкциям при выполнении учебного задания.А. П. Усова считала отношение ребёнка к оценке со стороны педагога важнейшим показателем его развивающейся учебной деятельности. Если ребенок не реагирует на положительную или отрицательную оценку педагога после выполнения учебной задачи, значит у него есть стремление к самосовершенствованию (потребность закрепить успех, исправить ошибку, пополнить опыт), а это снижает возможности его обучения.

Успешное формирование учебной деятельности зависит от того, какими мотивами она побуждается. Если ребенок не хочет учиться, научить его нельзя. Внешне деятельность детей на занятии может быть похожей, но внутренне, психологически, она весьма разная. Часто она побуждается внешними мотивами не связанными с усваиваемыми знаниями и тем, что делает ребенок. Малышу неинтересна математика, но на занятии он старается выполнять задания, чтобы не вызвать неудовольствие педагога. Или ребенок не любит рисовать, но делает картинку, чтобы подарить бабушке на день рождения. В детском саду дети часто занимаются, потому что «так надо», «так велят», «чтобы не ругали».


12.

Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребенка: «интересно», «хочу знать (уметь)». В этом случае знания являются не средством достижения какой-то другой цели («чтобы не ругали», «нужно подарить маме»), а целью деятельности ребенка. Результаты учебной

деятельности значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами.

Деятельность педагога (преподавание) направлена на организацию процесса активного усвоения знаний, навыков, умений. Здесь важны предварительная подготовка занятия (планирование, обеспечение материально-предметного оснащения, создание благоприятной эмоциональной обстановки), непосредственная организация детей, переключение их внимания на учебное задание, четкость объяснений, грамотное руководство деятельностью детей.

Главное на занятии в деятельности педагога – это организация учебно-познавательной деятельности детей. Он не злоупотребляет сообщением информации, а вовлекает детей в ход своих рассуждений, в самостоятельное «добывание» знаний, создаёт ситуации «открытия». Необходимо учить детей рациональным приемам познания, формировать культуру деятельности; предупреждать возможные ошибки. По мере усложнения содержания обучения воспитатель помогает детям освоить новые способы познавательной деятельности (приемы запоминания, сравнения, использования условных знаков, наблюдения, планирования работы, анализа результатов и т.п.

Существенное место в деятельности педагога занимает выявление уровня обучаемости детей, пробелов в знаниях и умениях, несформированности предпосылок к учебной деятельности. Осуществление контрольно-диагностической функции помогает педагогу правильно проводить дальнейший процесс обучения.

Наконец, в поле зрения педагога постоянно находятся вопросы, связанные с воспитанием в процессе обучения. Здесь важен личностно-ориентировочный подход к детям, учитывающий их индивидуальные возможности перспективы развития на будущее. Особое внимание следует обращать на средства обучения: их состояние, эстетичность художественного оформления, безопасность для детей.

Педагог должен совершенствовать методику обучения, чтобы избегать стереотипов, штампов в объяснении, показе действий. Мастерство воспитателя проявляется в способности очеловечить, одухотворить содержание обучения, передать его как свой взгляд на мир.

13.


Принципы обучения

Под принципами обучения (дидактическими принципами) подразумеваются объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог при отборе содержания, определения методов обучения, принятии форм организации, методов и средств обучения.

Как уже говорилось выше, заслуга разработки системы дидактических принципов как нормативной основы обучения принадлежит Я.А.Коменскому Но эта система оказалась достаточно подвижной: в последующие столетия отвергались одни ее принципы (принцип природосообразности и т.п.), наполнялись иным содержанием имеющиеся, вводились новые. С чем это связано? За время, минувшее с прошлого столетия, когда Я.А.Коменский в своей книге «Великая дидактика» впервые сформулировал дидактические принципы, прежде всего изменились социально-экономическая и политическая ситуации в мире, что сказалось на целях обучения и воспитания; трансформировалась система образовательных учреждений.

К этому следует прибавить успехи науки, которая шагнула далеко вперед, обогатившись данными о возрастных характеристиках обучаемых, об особенностях процесса познания, о роли мотивационной сферы в его ходе и др. Современные дидактические принципы опираются на познанные законы и закономерности обучения, развития познавательной деятельности.

Остановимся и рассмотрим те принципы, которые лежат в основе современной теории дошкольного обучения.

Принцип воспитывающего обучения:

В этом принципе проявляется одна из закономерностей процесса обучения, а именно: обучающая деятельность педагога преимущественно всегда

носит воспитывающий характер. Чем младше дети, тем в более тесном единстве выступают обучение и воспитание. На протяжении всего дошкольного возраста обучение остается воспитывающим, а воспитание - обучающим. Правильно организованный процесс обучения оказывает влияние на формирование личности в целом. Это осуществляется через содержание обучения, формы его организации, методы и средства. Специально подобранное содержание обучения имеет своей целью ознакомление детей с окружающей действительностью, приобщение к культуре в самом широком смысле этого слова, на основе чего у ребенка складывается динамически развивающийся стереотип образа мира, происходит усвоение норм отношений, становление ценностных ориентаций. В ходе обучения вырабатывается произвольность поведения, психических процессов, дети овладевают навыками общения.


Принцип развивающего обучения требует ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ребенка. В основе принципа лежит

14.

закономерность, согласно которой обучение - движущая сила

целостного развития личности ребенка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирования способностей, интересов, склонностей. По Л. С. Выготскому, ребенок имеет две зоны развития. Первая-зона актуального развития уже достигнутый в данном возрасте уровень. Он показывает, что ребенок выполняет или может выполнить самостоятельно. Актуальный уровень развития определяет содержание сегодняшней жизни ребенка и готовит его к вхождению в завтрашнюю жизнь. Вокруг зоны актуального развития образуется широкий круг зона ближайшего развития, завтрашний уровень развития ребенка.

Зона ближайшего развития - определяющая в обучении и развитии: то, что ребенок в этой зоне сделает в сотрудничестве с педагогом, завтра он сумеет сделать самостоятельно, следовательно, перейдет на уровень актуального развития. Л.С.Выготскийписал: «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития

Концепции развивающего обучения разработаны Л.В.Занковым, Д. Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, Л. А. Венгером и реализуются в практике многих школ и дошкольных учреждений.

Сущность принципа научности состоит в том, чтобы ребенок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Тогда в дальнейшем они составят основу соответствующих научных понятий, облегчат изучение учебных дисциплин в школе. Знания могут с разной глубиной отражать действительность, не теряя своей научности. В исследовании А. П. Усовой доказано, что в обучении дошкольников нельзя ограничиваться эмпирическими знаниями, так как они формируют представления о внешних качествах и свойствах предметов и явлений без выделения их существенных признаков. Эмпирические знания необходимы, поскольку именно на их основе формируется способность к простейшим формам анализа, абстракции, обобщениям, умозаключениям. Но для дальнейшего развития этой способности следует давать детям теоретические знания, которые отражают общие зависимости между явлениями (некоторые математические зависимости, связи в мире природы и т.п. Начальные формы теоретического обучения требуют соблюдения следующих правил принципа научности: