ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 273
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
34]
Как уже было упомянуто ранее, в международной практике для оценки эффективности функционирования какой-либо системы применяются показатели KPI (Key Performance Indicators). Данный термин можно перевести на русский язык как «ключевые показатели деятельности»,
«ключевые показатели эффективности» или «ключевые показатели результативности».
Согласно толковому словарю Д. Н. Ушакова, «эффективный значит дающий эффект, приводящий к нужным результатам, действенный.» [40]
Стандарт ISO 9000:2015 [9] определяет эффективность как отношение между достигнутым результатом и затраченными ресурсами, а результативность – как степень, с которой запланированные задачи были
выполнены и запланированные результаты достигнуты. Термин «показатель
деятельности» в стандарте ISO 9000:2015 определяется как измеримый результат, который может быть связан как с количественными, так и качественными характеристиками.
Существует также такое понятие как техническая эффективность – это способность качественного выполнения требуемых видов работ в заданных условиях эксплуатации с минимальными затратами. Под качеством выполнения работ здесь можно понимать степень соответствия полученного результата установленным требованиям, потребностям или ожиданиям.
В связи с тем, что мировое научное сообщество еще не пришло к единой трактовке понятия KPI несмотря на повсеместное практическое
применение данного инструмента, о чем будет подробно рассказано далее, введем собственное определение, которого будем придерживаться в данной работе.
Итак, в данной работе под KPI будем понимать оценочные показатели, характеризующие эффективность деятельности системы (предприятия, подразделения) в наиболее значимых аспектах и отвечающие следующим требованиям:
Можно сказать, что KPI – это только инструмент, который необходимо грамотно применять в рамках выбранной управленческой концепции. Наиболее распространенные концепции управления предприятием с использованием KPI представлены в Приложении А.
Сразу оговоримся, что в оригинальном описании каждой концепции
применяется своя терминология и используемые оценочные показатели
носят различные наименования, но по смыслу они совпадают с принятым ранее определением KPI.
С развитием технологий управления все вышеперечисленные концепции дорабатывались специалистами, переплетались друг с другом и взаимообогащались различными инструментами и методами. Одновременно с этим совершенствовались и эволюционировали подходы к оценке эффективности деятельности предприятий и их структурных единиц.
Различные подходы к оценке эффективности имеют общую черту – все
они опираются на некоторые численные показатели (измерители), позволяющие сопоставлять и анализировать информацию о результатах происходящих непрерывных изменений.
Многие авторы заявляют, что далеко не все оценочные показатели можно назвать KPI, т.к. они должны соответствовать определенным требованиям (в частности – быть ключевыми, отражать наиболее значимые аспекты деятельности). Однако единого мнения в научном сообществе на этот счет до сих пор нет. Более того, если в зарубежной практике для различного рода показателей деятельности применяются свои наименования (например, ключевые показатели результативности (KRI), производственные показатели (PI), ключевые показатели эффективности (KPI) [18]), то в российской практике управления предприятием аббревиатура «KPI» используется как имя нарицательное, объединяющее в одну категорию показатели различной природы, свойств и функций управления, применяющиеся для оценки степени соответствия достигнутых результатов поставленным целям.
Анализ научных трудов и практических рекомендаций российских и зарубежных авторов в области управления предприятием с помощью оценки показателей эффективности показал, что на сегодняшний день нет единой системы классификации KPI. [42]
В таблице 1.1 представлен результат систематизации предложений
различных авторов на этот счет.
Таблица 1.1 – Система классификации KPI
Логистическая система достаточна сложна по устройству и зависит от значительного количества факторов. Учет воздействия внешних и внутренних факторов, их динамичности требует решения вопроса об оптимизации логистической системы. [24, 38]
Согласно определению толкового словаря, оптимизация ‒ выбор из всех возможных вариантов использования ресурсов тех, которые дают наилучшие результаты [26, с. 235].
По мнению Мищерского И.А. оптимизация – это модификация системы для улучшения ее эффективности [16, с. 102]. Неруш Ю.А. считает, что оптимизация – это процесс приведения (объекта) в оптимальное
(наилучшее) состояние [14, с. 93]. Из социологического словаря следует, что оптимизация – это выбор наилучшего варианты из всех возможных [39].
Как видно, приведенные выше определения оптимизации имеют в основе одну и ту же идею – выбор наилучшего варианта использования ресурсов для модификации системы с целью улучшения ее эффективности.
Сложность логистической системы, нелинейный характер взаимосвязи использования различных ресурсов, трудности формализации и адекватного описания логистических процессов и случайность их характера, высокий уровень рисков в системе ставит вопрос о выборе критериев оптимальности логистической системы. В общем виде критерии оптимальности – это правила выбора наилучшего варианта из возможных. [13, 15]
В экономической литературе разработаны подходы к определению критериев оптимизации логистической системы. Так, исходя из целей логистики, такими критериями выступают:
‒ достижение заданного уровня логистического обслуживания потребителей при минимизации используемых ресурсов;
‒ поддержание возможно более высокого уровня логистического обслуживания потребителей при ограниченном на определенном уровне объеме ресурсных затрат» [7, с. 500].
Практической конкретизацией данного подхода часто выступает определение критерия оптимальности логистических процессов с помощью прибыли предприятия. Прибыль дает количественную оценку деятельности предприятия, но на уровень прибыли влияют и другие факторы производственной, хозяйственной, финансовой деятельности предприятия, и выделить вклад логистики в общую сумму прибыли весьма затруднительно.
Дополняет показатель прибыли другой критерий, а именно ‒
«критерий снижение потерь. Все управление цепочками поставок заключается в том, чтобы обеспечить потребителя наиболее качественным продуктом, то есть продуктом с наименьшими потерями качества» [36].
В качестве критерия оптимальности логистики возможно применение показателя минимума приведенных совокупных затрат [35]:
СП + Соб → min, (1) где СП‒ издержки производства;
Соб‒ издержки обращения.
Эффективность товародвижения, организуемого по соответствующему каналу, может быть определена по формуле:
г
-
Подходы к оценке эффективности деятельности транспортно- экспедиционных организаций
Как уже было упомянуто ранее, в международной практике для оценки эффективности функционирования какой-либо системы применяются показатели KPI (Key Performance Indicators). Данный термин можно перевести на русский язык как «ключевые показатели деятельности»,
«ключевые показатели эффективности» или «ключевые показатели результативности».
Согласно толковому словарю Д. Н. Ушакова, «эффективный значит дающий эффект, приводящий к нужным результатам, действенный.» [40]
Стандарт ISO 9000:2015 [9] определяет эффективность как отношение между достигнутым результатом и затраченными ресурсами, а результативность – как степень, с которой запланированные задачи были
выполнены и запланированные результаты достигнуты. Термин «показатель
деятельности» в стандарте ISO 9000:2015 определяется как измеримый результат, который может быть связан как с количественными, так и качественными характеристиками.
Существует также такое понятие как техническая эффективность – это способность качественного выполнения требуемых видов работ в заданных условиях эксплуатации с минимальными затратами. Под качеством выполнения работ здесь можно понимать степень соответствия полученного результата установленным требованиям, потребностям или ожиданиям.
В связи с тем, что мировое научное сообщество еще не пришло к единой трактовке понятия KPI несмотря на повсеместное практическое
применение данного инструмента, о чем будет подробно рассказано далее, введем собственное определение, которого будем придерживаться в данной работе.
Итак, в данной работе под KPI будем понимать оценочные показатели, характеризующие эффективность деятельности системы (предприятия, подразделения) в наиболее значимых аспектах и отвечающие следующим требованиям:
-
измеримость (показатели должны быть измеримыми количественно или качественно); -
информативность (показатели должны давать наиболее полную информацию о степени соответствия фактически достигнутого результата поставленным целям); -
управляемость (показатели должны быть изменяемы в результате направленных управленческих воздействий).
Можно сказать, что KPI – это только инструмент, который необходимо грамотно применять в рамках выбранной управленческой концепции. Наиболее распространенные концепции управления предприятием с использованием KPI представлены в Приложении А.
Сразу оговоримся, что в оригинальном описании каждой концепции
применяется своя терминология и используемые оценочные показатели
носят различные наименования, но по смыслу они совпадают с принятым ранее определением KPI.
С развитием технологий управления все вышеперечисленные концепции дорабатывались специалистами, переплетались друг с другом и взаимообогащались различными инструментами и методами. Одновременно с этим совершенствовались и эволюционировали подходы к оценке эффективности деятельности предприятий и их структурных единиц.
Различные подходы к оценке эффективности имеют общую черту – все
они опираются на некоторые численные показатели (измерители), позволяющие сопоставлять и анализировать информацию о результатах происходящих непрерывных изменений.
Многие авторы заявляют, что далеко не все оценочные показатели можно назвать KPI, т.к. они должны соответствовать определенным требованиям (в частности – быть ключевыми, отражать наиболее значимые аспекты деятельности). Однако единого мнения в научном сообществе на этот счет до сих пор нет. Более того, если в зарубежной практике для различного рода показателей деятельности применяются свои наименования (например, ключевые показатели результативности (KRI), производственные показатели (PI), ключевые показатели эффективности (KPI) [18]), то в российской практике управления предприятием аббревиатура «KPI» используется как имя нарицательное, объединяющее в одну категорию показатели различной природы, свойств и функций управления, применяющиеся для оценки степени соответствия достигнутых результатов поставленным целям.
Анализ научных трудов и практических рекомендаций российских и зарубежных авторов в области управления предприятием с помощью оценки показателей эффективности показал, что на сегодняшний день нет единой системы классификации KPI. [42]
В таблице 1.1 представлен результат систематизации предложений
различных авторов на этот счет.
Таблица 1.1 – Система классификации KPI
Классификация | Описание |
1. По типу показателей | |
Финансовые и нефинансовые [15, 17] | Финансовые показатели измеряются в стоимостном выражении и определяются принятой в компании системой бухгалтерского и налогового учета. Нефинансовые показатели зависят от специфики деятельности компании и могут отражать такие характеристики, как: время выполнения процессов, производительность, надежность и пр. |
Функциональные, экономические и временные [19] | Функциональные показатели характеризуют степень приспособленности оцениваемой системы к выполнению задач или степень соответствия результатов функционирования заданным целям. Экономические показатели отвечают на вопросы: какой ценой достигается требуемый эффект функционирования системы; какова стоимость создания системы с заданными показателями функционирования; достижимы ли заданные показатели функционирования при имеющихся в наличии ресурсах. Временные показатели отражают способность системы выполнять поставленные задачи в определенные сроки. |
2. По типу измерителей | |
Количественные, качественные, релейные | Количественные показатели имеют численную оценку. Качественные показатели представляют собой описательные характеристики свойств системы и оцениваются по порядковой шкале (см. п. 3.2.1). К релейным показателям относятся такие, которые могут принимать только два значения: «да» или «нет». Данное разделение весьма условно, т.к. качественные и релейные показатели требуют последующего приведения к количественному виду. |
3. По степени значимости | |
Ключевые, рядовые | Ключевые показатели – это те, которые отражают критические и самые важные аспекты деятельности системы. Тогда как рядовые – просто показывают эффективность отдельных процессов или исполнителей. |
4. По степени отнесенности к будущему | |
Результирующие (запаздывающие) и прогностические (опережающие) [17, 20] | Прогностические показатели выступают в роли прогнозных оценок. Их измерение направлено на выявление возможности возникновения каких-либо проблем. Результирующие показатели отражают уже сложившуюся ситуацию и сообщают о наличии существующих проблем. |
Прошлых периодов, текущие, будущих периодов [18] | Текущие показатели – это те, мониторинг которых осуществляется круглосуточно или ежедневно. Их отклонение от заданных значений требует незамедлительного вмешательства для эффективного управления деятельностью системы. Показатели прошлых и будущих периодов имеют отнесенность к соответствующим временным промежуткам и определяются аналогично результирующим и прогностическим показателям. |
Стратегические (целевые) и оперативные (функциональные) [10] | Показатели KPI согласуются с целями предприятия, которые подразделяют на стратегические, направленные на долгосрочное развитие, и оперативные, определяющие текущие задачи. Т.о., оперативные показатели характеризуют текущую деятельность предприятия, а стратегические – отражают результат деятельности предприятия за период. |
5. По уровню иерархии (степени укрупненности) | |
Частные, комплексные (общие) и интегральные (итоговые, обобщенные) [19, 21] | Комплексные показатели характеризуют наиболее важные (ключевые) аспекты деятельности системы. Частные показатели отражают отдельные стороны ключевых характеристик и являются измерителями комплексных показателей. Интегральный показатель позволяет «свернуть» значения всех комплексных показателей и выразить одним числом, таким образом характеризуя результаты деятельности системы в целом. |
6. По объекту управления | |
Относящиеся к производству, маркетингу, кадрам, финансам, снабжению и сбыту и т.п. | Каждая функциональная область деятельности предприятия в зависимости от своей специфики имеет свой набор показателей для оценки эффективности. |
7. По охватываемому промежутку времени | |
За час, за день (смену), за неделю, за месяц, за год [18] | Для каждого показателя, в зависимости от целей управления, могут устанавливаться свои временные промежутки, за которые рассчитывается значение KPI. |
Логистическая система достаточна сложна по устройству и зависит от значительного количества факторов. Учет воздействия внешних и внутренних факторов, их динамичности требует решения вопроса об оптимизации логистической системы. [24, 38]
Согласно определению толкового словаря, оптимизация ‒ выбор из всех возможных вариантов использования ресурсов тех, которые дают наилучшие результаты [26, с. 235].
По мнению Мищерского И.А. оптимизация – это модификация системы для улучшения ее эффективности [16, с. 102]. Неруш Ю.А. считает, что оптимизация – это процесс приведения (объекта) в оптимальное
(наилучшее) состояние [14, с. 93]. Из социологического словаря следует, что оптимизация – это выбор наилучшего варианты из всех возможных [39].
Как видно, приведенные выше определения оптимизации имеют в основе одну и ту же идею – выбор наилучшего варианта использования ресурсов для модификации системы с целью улучшения ее эффективности.
Сложность логистической системы, нелинейный характер взаимосвязи использования различных ресурсов, трудности формализации и адекватного описания логистических процессов и случайность их характера, высокий уровень рисков в системе ставит вопрос о выборе критериев оптимальности логистической системы. В общем виде критерии оптимальности – это правила выбора наилучшего варианта из возможных. [13, 15]
В экономической литературе разработаны подходы к определению критериев оптимизации логистической системы. Так, исходя из целей логистики, такими критериями выступают:
‒ достижение заданного уровня логистического обслуживания потребителей при минимизации используемых ресурсов;
‒ поддержание возможно более высокого уровня логистического обслуживания потребителей при ограниченном на определенном уровне объеме ресурсных затрат» [7, с. 500].
Практической конкретизацией данного подхода часто выступает определение критерия оптимальности логистических процессов с помощью прибыли предприятия. Прибыль дает количественную оценку деятельности предприятия, но на уровень прибыли влияют и другие факторы производственной, хозяйственной, финансовой деятельности предприятия, и выделить вклад логистики в общую сумму прибыли весьма затруднительно.
Дополняет показатель прибыли другой критерий, а именно ‒
«критерий снижение потерь. Все управление цепочками поставок заключается в том, чтобы обеспечить потребителя наиболее качественным продуктом, то есть продуктом с наименьшими потерями качества» [36].
В качестве критерия оптимальности логистики возможно применение показателя минимума приведенных совокупных затрат [35]:
СП + Соб → min, (1) где СП‒ издержки производства;
Соб‒ издержки обращения.
Эффективность товародвижения, организуемого по соответствующему каналу, может быть определена по формуле:
г