Файл: Проект с книгой по жизни Актуальность проектной идеи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проект «С КНИГОЙ ПО ЖИЗНИ»
Актуальность проектной идеи
Чтение – это способ обретения культуры, средство расширения кругозора, интеллектуального развития, базовое умение для учебы и жизни.
Сегодня на процесс социализации подрастающего поколения усиливается влияние «некнижных» средств массовой информации. Количество каналов получения информации растет. Наряду с традиционными – книгой и периодикой – все больше места в жизни занимают аудиовизуальные («экранные») СМИ. Развивается культура, которую называют «экранной» («аудиовизуальной культурой»). Эта культура оказывает огромное влияние на чтение следующим образом:
•Падает символический статус чтения и его престиж.
•Меняется восприятие печатного текста и информации (восприятие становится поверхностным и фрагментным).
• Меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений
•Предпочитается печатная продукция, где широко представлен видеоряд, отсюда популярность иллюстрированных журналов и комиксов.
Увлечь современную молодежь чтением – задача непростая.
В исследовании чтения 2000 года, проводимого в рамках программы, называемой «Program for International Student Assessment», сокращённо PISA, приняли участие 265 000 15-летних учащихся из 32 стран. По результатам чтения учащиеся России заняли 27-е место. Лучшие результаты показали школьники (1) Финляндии, (2) Канады, (3) Новой Зеландии, (4) Австралии, (5) Ирландии. На самом высоком уровне качества чтения находятся более 15% учащихся Великобритании, 10 % учащихся Австралии, Канады, Финляндии, Новой Зеландии, 3 % учащихся России. Удовлетворительную грамотность имеют 60 % учащихся развитых стран, в России таких – 43 %. Около 23 % школьников России имеют неудовлетворительную грамотность, в то время как в Финляндии таких учащихся 7 %, в Корее – 6 %, в Японии – 10 %. Полученные результаты свидетельствуют об ослаблении внимания к чтению в нашей стране.
В исследовании 2012 года приняли участие около 510 тысяч 15-летних учащихся из 65 стран мира в исследовании.
Выборка российских учащихся 15-летнего возраста в 2012 году включала 5219 обучающихся из 227 образовательных учреждений 42 регионов России. В выборку вошли 15-летние учащиеся основной и средней школы (8,4% – 7-8 классы, 73,5% – 9 класс, 13,7% – 10-11 классы), а также учащиеся и студенты образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (4,3%)
Несмотря на улучшение результатов по читательской грамотности, наша страна по-прежнему значимо отстаёт от средних показателей читательской грамотности развитых стран (ОЭСР) и все ещё находится в нижней трети списка стран, участвующих в международном исследовании. Сквозь призму компетентностного теста PISA этот результат означает, что за двенадцать лет, прошедших между первым и последним международным мониторингом читательской грамотности, ничего принципиально не изменилось в качестве и уровне готовности пятнадцатилетних учащихся российских школ к успешной и деятельной жизни в современном информационном мире.
Сегодня в России создалось тревожное положение с чтением. Большинство россиян (некоторые исследователи называют 50 %) не читают книг, газет и журналов. На душу населения в России приходится менее 3 книг в год, в то время как в развитых странах – 10-12 книг. В условиях, когда 40 % выпускаемой в нашей стране книжной продукции составляют образовательные, детские издания и учебники, удар наносится будущему детей.
Круг чтения взрослого населения определила литература для отдыха и развлечения, второе место заняла учебная, научная, справочная литература, призванная удовлетворить деловые мотивы чтения. Взрослые стали чаще читать в транспорте (57 %), во время просмотра телепередач, еды, прогулок, причём 12 % читали только в таких условиях. По результатам общероссийского социологического исследования, проведённого в 1998 году, в структуре чтения книг лицами до 29 лет доминировали детективы и боевики (43 %), сборники анекдотов (33 %), романы о любви (32 %), фантастика ((29 %).
В целом интерес к чтению снизился, упал его престиж. Чтение по школьной программе стало значительно преобладать над свободным (досуговым). Усилилось воздействие массовой культуры на выбор книг для чтения: популярными стали детективы, триллеры, романы ужасов, сентиментальные романы. Возросло число подростков, ограничивающихся чтением периодики и журналов. Всё меньшее количество школьников читает классические отечественные и зарубежные произведения. Усиливаются другие различия: девочки читают больше и охотнее мальчиков.
Последние исследования показывают, что на рубеже веков формируется новая модель детского чтения. Позитивное отношение к чтению сохраняется у младших школьников. Чем старше школьники, тем меньше они любят читать. С одной стороны, старшие школьники читают книги «по программе школы», с другой – более популярной становится периодика, причём девочек интересуют «женские» журналы, мальчиков – спортивные и технические издания.
В начале XXI века читать стали ещё меньше. Из самой читающей страны Россия превращается в страну с низким уровнем общей культуры. Когда это было, что вместо самих художественных произведений вам предлагают их краткое изложение? Сочинения в выпускном классе уже давно никто не пишет: к услугам выпускников разные варианты готовых работ. В средствах массовой информации царит культ денег и насилия, пропагандируется беззаботный образ жизни, часто слышится неграмотная, а то и нецензурная речь. Правительство что-то пытается делать (Год русского языка, объявленный в 2007 году, Год литературы в 2015 году), но дальше деклараций дело не идёт.
В российском образовании сегодня много проблем. И одна из них – духовное обнищание наших учеников. Мы видим причину духовно-нравственного нездоровья детей в отсутствии у них интереса к чтению. Миссия школы, учителя русского языка и литературы, учителей – предметников, классного руководителя, школьного библиотекаря в решении этой проблемы – пробудить этот интерес, помочь ребёнку полюбить слово, научить его осмысленно читать. Заставить читать ребёнка нельзя, но можно увлечь, научить, «заразить»…
Роль книги в образовании обучающихся трудно переоценить. Художественная литература развивает эмоционально-чувственную сферу детей и их познавательную активность, мотивирует осмысление жизни, содействует рефлексии, формирует ценностные ориентации подростков, их речевую культуру. К сожалению, сейчас досуг школьников всё чаще заполняется компьютерными играми и видеофильмами, зачастую низкопробного качества. Чтение художественной литературы для многих обучающихся стало мало мотивированным, и это нельзя считать нормальным.
Выявлена проблема – низкая читательская компетентность учащихся школы, малая мотивированность обучающихся к чтению.
Школьный проект «С книгой по жизни» направлен на духовно-нравственное развитие школьников, на развитие навыков интеллектуального и творческого чтения.
Цели школьного проекта:
-создание условий (разработка и проведение мероприятий) для популяризации чтения среди обучающихся, родителей, для воспитания настоящего читателя (вдумчивого читателя);
-повышение качества обученности в образовательном учреждении;
-повышение образовательного и культурного уровня выпускника;
–повышение интереса к чтению;
-формирование единой читательской общности – Школа, Библиотека, Семья.
Задачи:
1. разработать и провести мероприятия по выявлению и развитию читательской культуры обучающихся, в том числе волонтерское движение «Подари книгу»;
2. организовать акции, формирующие читательский вкус;
3. привлекать родителей к мероприятиям для реализации школьного проекта;
4. продумать взаимодействия и социальное партнерство с учреждениями культуры (объединить усилия школьной и поселковой библиотек, ДК, ДШИ);
5. проводить в рамках урока читательские пятиминутки;
6. воспитывать мыслящего читателя, способного самостоятельно давать оценку произведению.
Целевая группа: школьники, учителя, классные руководители, школьный и поселковые библиотекари, родители.
Сроки реализации проекта: с марта 2014 года по июнь 2016 года.
Ожидаемые результаты:
-
развитие читательской культуры учащихся (приобретение учащимися навыков к обсуждению прочитанного, диалогу друг с другом, оценке произведений) и творческого восприятия произведений художественной литературы; -
повышение у учащихся интереса к чтению, увеличение количества активных читателей; -
у крепление интереса учащихся к русской художественной литературе как к достоянию мировой культуры; -
активное участие семьи в мероприятиях по формированию читательской культуры детей.
Перспективы проекта – после анализа проведенных по проекту мероприятий и их результатов предполагается продолжение проекта на постоянной основе с сохранением мероприятий, давших высокий результат достижения целей, и дополнением новых форм работы.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Организационный этап | Открытие проекта. Неделя детской книги | март 2014г. | Андрианова Г.Г. |
Рекламная читательская компания | В рамках классных часов - рекламная акция « Читать не вредно, вредно не читать»: 1.знакомство с высказываниями о чтении, о книге 2.разработка рекламной продукции - слогана. Например: «Пришёл. Увидел. Прочитал!» и др. 3. мультимедийная презентация по сюжету полюбившихся книг 4. реклама любимой книги (реклама – раздача закладок на книги, флажки с лозунгами) | апрель 2014г. май 2014 | к лассные руководители 1-10 классов |
| Сформировать банк «Настоящих читателей» | май-сентябрь 2014 | школьный библиотекарь |
| Подготовка к участию в волонтерском движении «Подари книгу» | май-сентябрь 2014 | классные руководители 1-11 кл. |
Практический этап | Различные мероприятия по направлениям | сентябрь 2014–май 2016 | |
Аналитический этап | Эффективность проекта оценивается по следующим параметрам: 1. по динамике библиотечных показателей 2. по качеству творческих работ учащихся, 3. по увеличению количества победителей и призёров различных конкурсов, олимпиад, а также по количеству участников внеурочных мероприятий. | июнь 2014г. июнь 2015г. июнь 2016г. | школьный библиотекарь, учителя литературы |
Направление № 1 Работа школьной библиотеки (Проект библиотекаря Андриановой Г.Г. «От книги к читателю» - приложение № 1)
Анализ
библиотечных показателей за 2 года работы над проектом «С книгой по жизни» с 2013 – 2014 по 2014-2015 уч.год
График № 1
График № 1 отображает возрастающую кривую показателя количества пользователей библиотеки за два последних учебных года. В 2013 -2014 учебном году на конец года было зарегистрировано 538 пользователей школьной библиотеки.
В 2014-2015 учебном году на конец года было зарегистрировано 598 пользователей. Однако это не основной показатель популяризации чтения в школе т.к. увеличение количества читателей произошло в основном из-за увеличения числа учащихся. Все учащиеся школы являются пользователями школьной библиотеки т.к. пользуются школьным учебным фондом. Но увеличение количества пользователей школьной библиотеки как участников проекта имеет место.
График № 2
График № 2 отображает диаграмму количества посещений и книговыдачи за два последних года и является основным показателем развития популяризации чтения учащимися. Как видно из графика в 2013-2014 учебном году посещений было 3506; книговыдача составила 4145. В основном каждый читатель целенаправленно шел в библиотеку, чтобы уйти с книгой или с несколькими книгами.
В 2014-2015 учебном году как видно на диаграмме посещаемость превысила книговыдачу т.к. в процессе работы проекта по развитию чтения конференции, библиотечные уроки и другие библиотечные мероприятия посещались массово учащимися, и если даже некоторые из них не читали, слушали, проявляя интерес к обсуждению и теме.
В 2014 – 2015 учебном году количество посещений составило 5900, количество книговыдач 4 196. Рост количества книговыдач небольшой. Но интерес к библиотеке возрос значительно.
График № 3
График № 3 показывает посещаемость и читаемость у пользователей школьной библиотеки. Он в полной зависимости от графика № 2. Прослеживается значительный рост посещаемости: это работа с читателями на библиотечных мероприятиях, посещение библиотеки и чтение в читальном зале, работа с библиотечным компьютером, посещение книжной выставки, знакомство с буклетами и т.д.