Файл: Конспект лекций по курсу Экономика предприятия Тема Общественное разделение труда и отраслевая структура промышленности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

затраты на их добычу и переработку. В себестоимости промышленный
продукции на долю материальных затрат приходится около 2/3. Поэтому
снижение уровня материалоемкости является важнейшим направлением
эффективности, как промышленного производства, так и народного
хозяйства страны в целом.

Фондоемкость продукции исчисляется как отношение среднегодовой стоимости основных производственных фондов (народного хозяйства, отраслей, предприятий) к общему объему производственной продукции:

f=Ф/Q

где, Ф - среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

Q- объем произведенной продукции.

Таким образом, показатели материалоемкости и фондоемкости определяют эффективность использования материальных затрат (предметов труда) и средств труда. Материалоемкость и фондоемкость в целом по народному хозяйству страны можно рассчитывать и по отношению к производственному национальному доходу.

2. Общая и сравнительная экономическая эффективность затрат

Приведенные выше показатели характеризуют лишь эффективность использования определенного вида ресурсов. Для полной характеристики эффективности затрат служат показатели общей и сравнительной экономической эффективности затрат.

Общая экономическая эффективность определяется как отношение эффекта к капитальным вложениям. Эффективность на уровне народного хозяйства страны может быть отражена приростом валового внутреннего

продукта (∆ ВВП) к производственным капитальным вложениям (К), вызвавшим этот прирост.

Энх.= ∆ВВП / К
При техническом перевооружении отдельных народнохозяйственных комплексов, отраслей и предприятий общая экономическая эффективность представляется в следующем виде:

ЭП = ∆П / К

Где П - прирост прибыли (снижение издержек производства);

К- капитальные производственные затраты, давшие прирост прибыли.

По вновь строящимся объектам показатель эффективности:

ЭП = П/К=(Ц0 - С)В/К,
Где П - годовой объем прибыли;

Ц0 - оптовая цена (без НДС) единицы продукции ;

С - себестоимость(издержки производства) единицы продукции;

В - годовой объем производства продукции в натуральном измерении.


Полученные в результате расчетов показатели общей экономической эффективности затрат сравниваются с нормативными или аналогичными показателями за предшествующий период, а также с показателями других предприятий и фирм.

Сравнительная экономическая эффективность определяется при выборе оптимального варианта хозяйственных и технических решений из двух или нескольких возможных вариантов.

Основной показатель сравнительной эффективности - приведенные затраты. При этом оптимальный вариант выбирается по минимуму приведенных затрат. Приведенные затраты - это сумма текущих затрат (себестоимости) и капитальных вложений, приведенных к одинаковой размерности посредством нормативной эффективности:

Зi = Сi + ЕКi,

где:

Зi - приведенные затраты на единицу продукции по i-ому варианту;

Сi - себестоимости единицы продукции по i -ому варианту;

Ki - удельные капитальные вложения по i -ому варианту;

Е - нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности капитальных вложений (норма дисконта, норма доходности). Численное значение Е может быть ориентировано на уровень банковского процента по депозитным вкладам для собственных средств (капиталовложений) и на уровень процентов по банковскому кредиту для заемных средств.

Пример: По данным таблицы определить оптимальный вариант технического решения.



Приведенные затраты:

  • по первому варианту 31=200+0,2*400=280 руб./шт.;

  • по второму варианту 32=180+0,2*460=272 руб./шт.;

  • по третьему варианту Зз=230+0,2*300=290руб./шт.

Оптимальный вариант характеризуется минимумом приведенных затрат и этому удовлетворяет второй вариант.

При оценке эффективности затрат, направленных на совершенствование материального производства, наряду с экономическим выявляются также социальные и экологические результаты. Эти результаты не отражаются полностью в стоимостной оценке, но, как правило содержат: ликвидацию тяжелого физического труда, повышение

уровня техники безопасности, улучшение условий труда и быта работающих, улучшение состояния окружающей среды.

В условиях рыночной экономики основным критерием оценки

хозяйственной деятельности предприятия, фирм служит прибыль и рентабельность по отношению к производственным фондам (основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства).

Таким образом, критерии эффективности на народнохозяйственном уровне и уровне отдельного предприятия (фирмы) различны, и это представляется правомерным, так как народное хозяйство нельзя рассматривать как простую арифметическую сумму его частей.

Основные направления повышения эффективности:

  • развитие науки;

  • развитие научно-технического прогресса;

  • пути экономии материальных и людских ресурсов;

  • совершенствование отраслевой структуры материального производства;

  • совершенствование управления и организационно-экономических форм материального производства;

  • развитие социальной инфраструктуры производства.


Тема 3: Цели и задачи создания и развития предприятия.


  1. Предприятие – основное звено рыночной экономики.

  2. Общая и производственная структура предприятия.

  3. Малые предприятия и их развития.


1. Предприятие – основное звено рыночной экономики.
Предприятие – это основное звено народнохозяйственного комплекса. Оно производит и реализует продукцию, нанимает рабочую силу, приобретает оборудование и сырьё, организует производственный процесс, осуществляет расширенное воспроизводство, имеет право выхода и вступление в организации, самостоятельный баланс, является юридическим лицом, владеет собственностью.

Ключевая фигура рыночных отношений – предприниматель. Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации предприятия.

Таким образом, предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Важнейшим фактором в рыночной экономике является дух соперничества, который проявляется в конкуренции.

Конкуренция – это экономическое состязание изготовителей товара на рынке за привлечение как можно большего числа покупателей и получение благодаря этому максимальной выгоды. Она позволяет расширение производства и снижение цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства. Конкуренция заставляет предприятие применять эффективные технику, технологию, современные методы организации производства труда и труда с целью снижения издержек производства и повышения качества продукции.


Понятием, противоположным конкуренции, является монополия. При монополии на рынке имеется только один продавец и множество покупателей. Монополист как единственный производитель данного товара может свободно повышать цену товара, так как не беспокоится о конкурентах, которые могли бы захватить рынок, назначая более низкую цену.

Вместе с тем это не означает бесконечное повышение цены, так как в соответствии с характером рыночного спроса чем выше цена, тем ниже уровень спроса, и наоборот. Таким образом, принимая решение о цене, монополист руководствуется издержками производства и сбыта продукции, объёмами ее производства и продажи в соответствии с рыночным спросом.

Все разнообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам.

  1. По виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделять на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную и другие. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе.

  2. По формам собственности имущество предприятия может быть частным, государственным, муниципальным, а также находится в собственности общественных объединений, организаций.

  3. По количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной или коллективной.

Формы предпринимательства подразделяются на организационно – правовые и организационно – экономические.

К организационно – правовым формам относятся товарищества, общества, кооперативы.

К основным организационно – экономическим формам предпринимательства можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы.

Для формирования предпринимательства необходимы определенные условия: экономические, социальные и правовые.

Экономические условия – это, прежде всего, предложение товаров и спрос на них: виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые они могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест или рабочей силы, влияющей на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможность приобретения товаров.

На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, которые желали бы взять предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы им предоставить кредитные учреждения.


К социальным условиям формирования предпринимательства относятся стремление покупателя приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде, нравственным и религиозным нормам, зависящим от социально – культурной среды.

К правовым условиям функционирования предпринимательства, в первую очередь, относятся: наличие законов, регулирующих и создающих благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности; защита предпринимателя от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства; создание региональных центров поддержки малого предпринимательства, упрощение методов учета и форм статистической отчетности.

Рыночная экономика, несмотря на многие положительные черты, неспособна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина в отдельности. Она не обеспечивает социально незащищенные слои населения. Обо всем этом должно позаботиться государство путем создания механизма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.

Любое предприятие независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, отраслевой принадлежности, выпускаемой продукции или оказываемых услуг является открытой экономической системой, схематично изображенной на рис. 1, где:


Рис. 1. Рыночная модель предприятия.

Блок 1 – предприятие, основной задачей которого является преобразование ресурсов;

Блок 2 – ресурсы на входе – трудовые, материальные;

Блок 3 – ресурсы на выходе, т.е. преобразованные ресурсы – готовая продукция, отходы производства, прибыль, денежные средства;

Блок 4 – социальная среда, с которой взаимодействует предприятие – государство, муниципальные органы, законодательство;

Блок 5 – природная среда – потребление природных ресурсов, полезных ископаемых, воздуха, воды;

Блок 6 – взаимосвязь с рынком, маркетинг, причем этот блок взаимодействует как на входе ресурсов, так и на выходе;

Блок 7 – соотношение ресурсов на входе с ресурсами на выходе образует экономическую работу на предприятии, экономику предприятия.

Соотношение ресурсов на входе и на выходе составляет содержание такого понятия, как экономика предприятия. Для экономики предприятия безразличны в известной мере производимый продукт, избранная технология производства, состав и квалификационный уровень кадров. Единственное, что ее интересует это соотношение в использовании ресурсов, которое предполагает превышение доходной части над расходной (рентабельная работа предприятия) и, наконец, равенство доходной и расходной частей (работа предприятия в условиях самоокупаемости).