Файл: Конспект лекций по курсу Экономика предприятия Тема Общественное разделение труда и отраслевая структура промышленности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В производстве продукта и осуществлении маркетинговой политики необходимо учитывать жизненный цикл продукта на рынке, который включает ряд стадий:
-
Внедрение, требующие больших затрат, поэтому торговля товаром на этой стадии, как правило, убыточная; -
Рост: как результат признания покупателям товара и быстрого увеличения спроса на него. При росте объема продаж и собственно прибыли стабилизируется расходы на рекламу; -
Зрелость: характерна тем, что большинство покупателей товар уже приобрели, поэтому темпы роста продаж, достигнув максимума, начинают падать. Прибыль также начинает снижаться с увеличением расходов на рекламу и другие маркетинговые мероприятия; -
Насыщение: в этом периоде, несмотря на принятые меры, рост продаж больше не наблюдается. Прибыль от торговли продолжает увеличиваться из-за снижения расходов на производство; -
Спад: представляет собой период резкого снижения продаж, а затем прибыли.
Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли. Следовательно, получение прибыли – это непосредственная цель предприятия. Но получить прибыль предприятие может только в том случае, если оно производит продукцию или услуги, которые реализуются, т.е. удовлетворяют все общественные потребности. Соподчиненность этих двух целей – удовлетворение потребности и получение прибыли – следующая: - нельзя получить прибыль, не изучив потребности и не начав производить тот продукт, который удовлетворяет потребности. Потребности в свою очередь подразделяются на: потребности и платежеспособные потребности. Необходимо произвести продукт, который удовлетворит потребности и при том по такой цене, которая удовлетворила бы платежеспособные потребности. А приемлемая цена возможна только в том случае, когда предприятие выдерживает определенные уровень издержек, когда все затраты потребляемых ресурсов меньше, чем полученная выручка. В этом смысле прибыль – непосредственная цель функционирования предприятия и одновременно – это результат его деятельности. Если предприятие не укладывается в рамки такого поведения и не получает прибыли от своей производственной деятельности, то оно вынуждено уйти с экономической сферы, признать себя банкротом.
В общем, формулу прибыли можно представить в следующем виде: П = В – (З +Н+Ш)
где П – прибыль предприятия, руб./год;
В – выручка от реализации созданной продукции, руб./год;
З – затраты на производство и реализацию созданной продукции, руб./год;
Н – величина налогов, выплаченных предприятием, руб./год;
Ш – штрафные санкции, руб./год;
Выручка от реализации определяется по формуле:
Где - количество произведенной и реализованной потребителями i-й продукции в натуральном положении;
- цена реализации i-й продукции, руб.;
n – количество позиций реализуемой продукции, шт.
Если затраты и штрафы в существенной мере зависит от предприятия, то налоги, уплачиваемые предприятием, - это внешние условия хозяйствования.
Итак, предприятия в условиях рынка в своем стремлении максимизировать прибыль обладает четырьмя степенями свободы:
-
установлением цен; -
формирование затрат; -
формирования объемом продукции; -
выбор номенклатуры и ассортимента продукции.
Но этими же степенями свободы обладают и все другие участники рынка, поэтому каждое предприятие должно учитывать не только свое поведение на рынке, но и поведение конкурентов. В в условиях рынка производители продукции соревнуются за то, чтоб наиболее полно удовлетворить потребности покупателей, потребителей в широком смысле слова, только в этом случае они могут процветать как производители продукции.
2. Общая и производственная структура предприятия.
Производство – это создание материальных благ, необходимых для существования и развития общества. Для осуществления производства необходимы следующие элементы:
-
рабочая сила или сам труд; -
предметы труда, то есть все то, на что направлен труд; -
средства труда (машины, оборудование и т.д.), с помощью которых человек преобразует предметы труда.
Результат материального производства – конечный продукт, обладающий заданными потребительскими свойствами.
Комплекс производственных подразделений, а так же подразделения по управлению предприятием и обслуживанием работников
, их количество и соотношение составляет общую структуру предприятия (фирмы). Производственные подразделения предприятия – цехи, участки, обслуживающие хозяйства и службы составляют его производственную структуру.
Основная структурная производственная единица предприятия (кроме предприятий без цеховой структурой управления) – цех, обособленное звено, выполняющее определенную часть производственного процесса. На крупных и средних предприятиях цеха подразделяются на 4 группы:
-
основные: заготовительные (литейные, кузнечно-штамповочные, сварных конструкций), обрабатывающие (механические, термические, гальванические), сборочные (сборка изделий, их окраска, комплектация запчастями); -
вспомогательные и обслуживающие: инструментальные, ремонтные, энергетические, транспортные и т.д.; -
побочные: изготовляют тару для упаковки продукции.
Особая роль в производственной структуре отведена конструкторским и технологическим подразделениям.
Определенное место в производственной структуре занимает складское хозяйство, инженерные коммуникации (электросети газо- и воздуховоды, отопление, вентиляция), очистные сооружения.
Для обслуживания непромышленного хозяйства на крупных предприятиях организуются специальные цехи, службы, отделы (коммунальные, культурно-бытовые, спортивные и т.д.). Известны три типа производственной структуры промышленного предприятия:
-
предметный; -
технологический; -
смешанный.
Предметная структура характерна для крупносерийного и массового производства. При такой структуре основные цехи предприятия и их участки строятся по признаку изготовления каждым из них определенного изделия, или его узлов и частей, или группы деталей. Предметная структура обеспечивает повышение производительности труда, снижение себестоимости и увеличение объемом выпуска продукции.
Технологическая структура предопределяет четкую технологическую обособленность производственных подразделений: наличие литейного, кузнечно-штамповочного, механического, сборочного цехов. Такой тип структуры облегчает перестройку производства с одной номенклатуры изделий на другую, что особенно важно в условиях рыночной экономики.
Недостатки – усложнение производственных взаимосвязей цехов, возникновение встречных потоков изделий, ограниченная возможность применения высокопроизводительного специального оборудования. Всё это снижает производительность труда, повышает себестоимость продукции.
Смешанная (предметно-технологическая) структура характеризуется наличием на одном предприятии цехов как предметного, так и технологического типа: как правило, заготовительные цехи формируются по технологическому, а механосборочные – по предметному принципам. При этом сохраняются преимущества и устраняются недостатки предметного и технологического типов организации производства. Предприятия со смешанной структурой характерны для машиностроения, легкой промышленности, мебельного производства.
Под типом организации производства понимается комплексная характеристика особенностей организации и технического уровня промышленного производства. Различают три основных типа производства:
-
единичное; -
серийное; -
массовое.
Единичный тип производства предусматривает штучный выпуск изделий разнообразной и непостоянной номенклатуры ограниченного потребления (например, заводы тяжелого машиностроения).
Серийное производство предусматривает изготовление однородной продукции мелкими, средними или крупными сериями (например, заводы сельскохозяйственного машиностроения).
Массовое производство предусматривает непрерывность и длительность изготовления однородной продукции в больших количествах (например, часовые заводы).
К основным путям совершенствования производственной структуры относятся:
-
соблюдение оптимального соотношения между основными, вспомогательными и обслуживающими цехами; -
быстрое изменение производственного профиля в условиях рыночной экономики; -
совершенствование специализации, кооперирования и комбинирования производства; -
создание, где это возможно, без цеховой структуры управления предприятия.
Выбор типа производственной структуры и типа организации производства находит свое практическое воплощение в генеральном плане предприятия.
Генеральный план – важнейшая часть проекта промышленного предприятия, содержащие комплексное решение размещения цехов, инженерных сетей и коммуникаций, систем хозяйственного и бытового обслуживания. Генеральный план должен предусматривать:
-
компактность застройки и её рациональную плотность, что позволяет экономить капитальные вложения; -
возможность дальнейшего развития предприятия для достижения наивысших результатов при наименьших затратах.
3. Малые предприятия и их развитие
В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные, средние и мелкие предприятия.
Эффективность функционирования малых фирм производства определяется рядом преимуществ по сравнению со средним и крупным производством: близость к местным рынкам, быстрая реакция на запросы потребителей, достаточная эффективность выпуска продукции малыми партиями, минимальный управленческий аппарат. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами, лучшему использованию местных сырьевых и людских ресурсов, повышению экспорта.
Преимущества крупных предприятий определяются главной тенденцией научно-технического прогресса и концентрации производства. Крупные фирмы располагают большими финансовыми и трудовыми ресурсами. Что позволяет им вывести крупно-масштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.
Таким образом, динамическое развитие экономики страны предполагает оптимальное сочетание крупного, среднего и малого предпринимательства.
Субъектами малого предпринимательства в России являются малые предприятия, а также физические лица без образования юридического лица.
Малые предприятия могут учреждаться совместно с государственными, кооперативными и общественными предприятиями, а также частными лицами.
Этапы развития малого предпринимательства в России отражены различными нормативными актами: Закон СССР «О кооперации в СССР» (1988г.), постановление Совмина СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» (1990г.), постановление Совмина РФ «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в РФ» (1993г.), Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» (1995г.) и др. В них определены порядок создания и функционирования малых предприятий, льготы по налогообложению, направления государственной поддержки малого бизнеса.
Важнейшая проблема малого бизнеса в России – кредитование, предоставляемое только под залог или поручительство, которые малые предприятия могут представить крайне редко. Малые предприятия нуждаются в информационном обслуживании, подготовке кадров, в финансово-кредитной поддержке со стороны государства, в обеспечении их госзаказами и социальной защитой.