Файл: Конспект лекций по курсу Экономика предприятия Тема Общественное разделение труда и отраслевая структура промышленности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В производстве продукта и осуществлении маркетинговой политики необходимо учитывать жизненный цикл продукта на рынке, который включает ряд стадий:

  • Внедрение, требующие больших затрат, поэтому торговля товаром на этой стадии, как правило, убыточная;

  • Рост: как результат признания покупателям товара и быстрого увеличения спроса на него. При росте объема продаж и собственно прибыли стабилизируется расходы на рекламу;

  • Зрелость: характерна тем, что большинство покупателей товар уже приобрели, поэтому темпы роста продаж, достигнув максимума, начинают падать. Прибыль также начинает снижаться с увеличением расходов на рекламу и другие маркетинговые мероприятия;

  • Насыщение: в этом периоде, несмотря на принятые меры, рост продаж больше не наблюдается. Прибыль от торговли продолжает увеличиваться из-за снижения расходов на производство;

  • Спад: представляет собой период резкого снижения продаж, а затем прибыли.

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли. Следовательно, получение прибыли – это непосредственная цель предприятия. Но получить прибыль предприятие может только в том случае, если оно производит продукцию или услуги, которые реализуются, т.е. удовлетворяют все общественные потребности. Соподчиненность этих двух целей – удовлетворение потребности и получение прибыли – следующая: - нельзя получить прибыль, не изучив потребности и не начав производить тот продукт, который удовлетворяет потребности. Потребности в свою очередь подразделяются на: потребности и платежеспособные потребности. Необходимо произвести продукт, который удовлетворит потребности и при том по такой цене, которая удовлетворила бы платежеспособные потребности. А приемлемая цена возможна только в том случае, когда предприятие выдерживает определенные уровень издержек, когда все затраты потребляемых ресурсов меньше, чем полученная выручка. В этом смысле прибыль – непосредственная цель функционирования предприятия и одновременно – это результат его деятельности. Если предприятие не укладывается в рамки такого поведения и не получает прибыли от своей производственной деятельности, то оно вынуждено уйти с экономической сферы, признать себя банкротом.


В общем, формулу прибыли можно представить в следующем виде: П = В – (З +Н+Ш)

где П – прибыль предприятия, руб./год;

В – выручка от реализации созданной продукции, руб./год;

З – затраты на производство и реализацию созданной продукции, руб./год;

Н – величина налогов, выплаченных предприятием, руб./год;

Ш – штрафные санкции, руб./год;

Выручка от реализации определяется по формуле:



Где - количество произведенной и реализованной потребителями i-й продукции в натуральном положении;

- цена реализации i-й продукции, руб.;

n – количество позиций реализуемой продукции, шт.

Если затраты и штрафы в существенной мере зависит от предприятия, то налоги, уплачиваемые предприятием, - это внешние условия хозяйствования.

Итак, предприятия в условиях рынка в своем стремлении максимизировать прибыль обладает четырьмя степенями свободы:

  • установлением цен;

  • формирование затрат;

  • формирования объемом продукции;

  • выбор номенклатуры и ассортимента продукции.

Но этими же степенями свободы обладают и все другие участники рынка, поэтому каждое предприятие должно учитывать не только свое поведение на рынке, но и поведение конкурентов. В в условиях рынка производители продукции соревнуются за то, чтоб наиболее полно удовлетворить потребности покупателей, потребителей в широком смысле слова, только в этом случае они могут процветать как производители продукции.
2. Общая и производственная структура предприятия.
Производство – это создание материальных благ, необходимых для существования и развития общества. Для осуществления производства необходимы следующие элементы:

  • рабочая сила или сам труд;

  • предметы труда, то есть все то, на что направлен труд;

  • средства труда (машины, оборудование и т.д.), с помощью которых человек преобразует предметы труда.

Результат материального производства – конечный продукт, обладающий заданными потребительскими свойствами.

Комплекс производственных подразделений, а так же подразделения по управлению предприятием и обслуживанием работников

, их количество и соотношение составляет общую структуру предприятия (фирмы). Производственные подразделения предприятия – цехи, участки, обслуживающие хозяйства и службы составляют его производственную структуру.

Основная структурная производственная единица предприятия (кроме предприятий без цеховой структурой управления) – цех, обособленное звено, выполняющее определенную часть производственного процесса. На крупных и средних предприятиях цеха подразделяются на 4 группы:

  • основные: заготовительные (литейные, кузнечно-штамповочные, сварных конструкций), обрабатывающие (механические, термические, гальванические), сборочные (сборка изделий, их окраска, комплектация запчастями);

  • вспомогательные и обслуживающие: инструментальные, ремонтные, энергетические, транспортные и т.д.;

  • побочные: изготовляют тару для упаковки продукции.

Особая роль в производственной структуре отведена конструкторским и технологическим подразделениям.

Определенное место в производственной структуре занимает складское хозяйство, инженерные коммуникации (электросети газо- и воздуховоды, отопление, вентиляция), очистные сооружения.

Для обслуживания непромышленного хозяйства на крупных предприятиях организуются специальные цехи, службы, отделы (коммунальные, культурно-бытовые, спортивные и т.д.). Известны три типа производственной структуры промышленного предприятия:

  • предметный;

  • технологический;

  • смешанный.

Предметная структура характерна для крупносерийного и массового производства. При такой структуре основные цехи предприятия и их участки строятся по признаку изготовления каждым из них определенного изделия, или его узлов и частей, или группы деталей. Предметная структура обеспечивает повышение производительности труда, снижение себестоимости и увеличение объемом выпуска продукции.

Технологическая структура предопределяет четкую технологическую обособленность производственных подразделений: наличие литейного, кузнечно-штамповочного, механического, сборочного цехов. Такой тип структуры облегчает перестройку производства с одной номенклатуры изделий на другую, что особенно важно в условиях рыночной экономики.

Недостатки – усложнение производственных взаимосвязей цехов, возникновение встречных потоков изделий, ограниченная возможность применения высокопроизводительного специального оборудования. Всё это снижает производительность труда, повышает себестоимость продукции.


Смешанная (предметно-технологическая) структура характеризуется наличием на одном предприятии цехов как предметного, так и технологического типа: как правило, заготовительные цехи формируются по технологическому, а механосборочные – по предметному принципам. При этом сохраняются преимущества и устраняются недостатки предметного и технологического типов организации производства. Предприятия со смешанной структурой характерны для машиностроения, легкой промышленности, мебельного производства.

Под типом организации производства понимается комплексная характеристика особенностей организации и технического уровня промышленного производства. Различают три основных типа производства:

  • единичное;

  • серийное;

  • массовое.

Единичный тип производства предусматривает штучный выпуск изделий разнообразной и непостоянной номенклатуры ограниченного потребления (например, заводы тяжелого машиностроения).

Серийное производство предусматривает изготовление однородной продукции мелкими, средними или крупными сериями (например, заводы сельскохозяйственного машиностроения).

Массовое производство предусматривает непрерывность и длительность изготовления однородной продукции в больших количествах (например, часовые заводы).

К основным путям совершенствования производственной структуры относятся:

  • соблюдение оптимального соотношения между основными, вспомогательными и обслуживающими цехами;

  • быстрое изменение производственного профиля в условиях рыночной экономики;

  • совершенствование специализации, кооперирования и комбинирования производства;

  • создание, где это возможно, без цеховой структуры управления предприятия.

Выбор типа производственной структуры и типа организации производства находит свое практическое воплощение в генеральном плане предприятия.

Генеральный план – важнейшая часть проекта промышленного предприятия, содержащие комплексное решение размещения цехов, инженерных сетей и коммуникаций, систем хозяйственного и бытового обслуживания. Генеральный план должен предусматривать:

  • компактность застройки и её рациональную плотность, что позволяет экономить капитальные вложения;

  • возможность дальнейшего развития предприятия для достижения наивысших результатов при наименьших затратах.


3. Малые предприятия и их развитие
В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные, средние и мелкие предприятия.
Эффективность функционирования малых фирм производства определяется рядом преимуществ по сравнению со средним и крупным производством: близость к местным рынкам, быстрая реакция на запросы потребителей, достаточная эффективность выпуска продукции малыми партиями, минимальный управленческий аппарат. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами, лучшему использованию местных сырьевых и людских ресурсов, повышению экспорта.

Преимущества крупных предприятий определяются главной тенденцией научно-технического прогресса и концентрации производства. Крупные фирмы располагают большими финансовыми и трудовыми ресурсами. Что позволяет им вывести крупно-масштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

Таким образом, динамическое развитие экономики страны предполагает оптимальное сочетание крупного, среднего и малого предпринимательства.

Субъектами малого предпринимательства в России являются малые предприятия, а также физические лица без образования юридического лица.

Малые предприятия могут учреждаться совместно с государственными, кооперативными и общественными предприятиями, а также частными лицами.

Этапы развития малого предпринимательства в России отражены различными нормативными актами: Закон СССР «О кооперации в СССР» (1988г.), постановление Совмина СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» (1990г.), постановление Совмина РФ «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в РФ» (1993г.), Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» (1995г.) и др. В них определены порядок создания и функционирования малых предприятий, льготы по налогообложению, направления государственной поддержки малого бизнеса.

Важнейшая проблема малого бизнеса в России – кредитование, предоставляемое только под залог или поручительство, которые малые предприятия могут представить крайне редко. Малые предприятия нуждаются в информационном обслуживании, подготовке кадров, в финансово-кредитной поддержке со стороны государства, в обеспечении их госзаказами и социальной защитой.