Файл: Движение тела, брошенного вертикально вверх Цель образовательная.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Движение тела, брошенного вертикально вверх»
Цель:
образовательная:
изучение движения тела вверх, вниз;
запись уравнений скорости и движения в векторной форме
запись уравнений скорости и движения, связанная с системой отсчета.
развивающая:
создать условия для развития у обучающихся умения наблюдать, сопоставлять, анализировать и делать выводы и обобщения;
развивать познавательный интерес, внимание, совершенствовать умственную деятельность;
продолжать развивать исследовательские и творческие навыки;
научить логично и аргументировано высказываться на заданную тему;
воспитательная:
формирование интереса к изучаемому предмету;
создать условия для воспитания чувства ответственности, доброжелательного общении; развивать умения работать в группах.
Тип урока: изучение нового материала.
-
Организационный момент.
2.Актуализация и мотивация.
Учитель: Вспомним тему прошлого урока.
Ученик: «Свободное падение тел».
Учитель: Что называется свободным падением тел?
Ученик: Свободное падение тел -это движение тел под действием силы тяжести.
Учитель: Чему равна сила тяжести?
Ученик: Fтяж.=mg, F и g в формуле –величины векторные.
Учитель:g, чему равна? И что это за величина?
Ученик: :g=9,81м/с2. Это ускорение свободного падения. Эта величина разная на разных планетах. В задачах можно брать 10м/с2.
Учитель: Тема сегодняшнего урока: «Движение тела, брошенного вертикально вверх».
3.Усвоение новых знаний
Учитель: Свободное падение- это движение под действием силы тяжести. Т.е направление Fтяж. вертикально вниз, по радиусу к центру Земли.
Учитель: Чем будет отличаться движение тела, брошенного вертикально вверх?
Ученик: Тем, что V0 = 0 направлена от центра Земли, а ускорение свободного падения g- направлена вниз.
Учитель: И так, движение тела, брошенного вертикально вверх –замедленное с ускорением свободного падения g и тоже под действием силы тяжести F.
Давайте, посмотрим как направлены вектора и как сочетаются с системой отсчета. Мы бросаем тело вверх, придаем телу начальную скорость V0, направлена вверх, Fтяж.и ускорение свободного падения g направлены вниз. Естественно, тело будет двигаться замедленно. Поднимется на некоторую высоту h. На какое-то мгновение остановиться и будет падать. Обращаю ваше внимание, движение вверх- движение замедленное, а вниз- ускоренное. Надо отметить, что за каждую секунду изменение скорости происходит на 9,8 м/с. Пришла пора поговорить об уравнениях. На прошлом уроке мы показали, что при свободном падении тело движется равноускорено. Поэтому для описания движения тела вверх и вниз мы можем воспользоваться кинематическим уравнением равноускоренного движения и уравнением скорости в проекциях на координатную ось.
Рассмотрим подробно движение тела вверх и вниз
Х отелось бы обратить ваше внимание на то, что действующую на свободно падающее тело силу тяжести не стоит путать с весом тела. Ведь вес тела определяется как сила, с которой тело действует на опору или на подвес. То есть сила тяжести приложена к телу, а вес — к опоре или подвесу. Природа силы тяжести и веса также различна. Сила тяжести имеет гравитационное происхождение, а вес — это частный случай силы упругости, то есть это электромагнитная сила.
Ч то бы наглядно продемонстрировать эту разницу рассмотрим тело, находящееся в кабине лифта, которая движется с некоторым ускорением вниз. На тело со стороны Земли будет действовать сила тяжести, со стороны опоры на тело будет действовать сила реакции опоры, а со стороны тела на опору будет действовать его вес. Причём, согласно третьему закону Ньютона, вес тела будет равен по модулю и противоположен по направлению силе нормальной реакции опоры.
Из формулы также видно, что в случае свободного падения тела, его вес станет равным нулю. Такое состояние тела называется невесомостью.
В том, что вес тела действительно становится равным нулю, можно убедиться и с помощью опытов.
Возьмём динамометр с подвешенным на нём грузом. Если динамометр покоится относительно Земли, то он покажет, что вес тела равен по модулю силе тяжести. А теперь отпустим динамометр. Легко заметить, что при этом стрелка динамометра устанавливается на нуле, показывая, что вес тела стал равным нулю.
Т аким образом, действительно всякое тело, на которое действует только сила тяжести, находится в состоянии невесомости. Но нельзя забывать о том, что в состоянии невесомости масса тела не меняется, как и не меняется действующая на тело сила тяжести. Ведь именно она является причиной свободного падения.
Н евесомость достаточно распространённое состояние. В таком состоянии вы находитесь, например, когда прыгаете, с момента отрыва от земли и до момента приземления. Состояние невесомости испытывают прыгуны с вышки и парашютисты, в первые моменты своего падения. Даже бегуны в короткие промежутки времени между касаниями ногой земли находятся в состоянии невесомости.
Возникновение невесомости можно пронаблюдать и на таком опыте. Зажмём в лапке штатива полоску бумаги, а свободный конец поместим между двумя гирями наборного груза. Если мы медленно будем опускать груз, то полоска бумаги в какой-то момент времени порвётся. Это означает, что она была сильно зажата между гирями. Заменив бумажку, дадим грузу свободно упасть.
Как видно, полоска бумаги осталась целой. Этот опыт показывает, что при свободном падении верхняя гиря не давит на опору — нижнюю гирю, то есть она стала невесомой.
Таким образом, обобщив результаты наших опытов, можно утверждать, что невесомость — это такое состояние, при котором в телах, свободно движущихся в гравитационном поле, исчезают деформации и взаимные давления частиц тела друг на друга.
4.Закрепление первичных знаний.
-
Напишите уравнение скорости тела на доске. -
Напишите уравнение движения тела на доске. -
Отличие определений веса тела от определения силы тяжести и невесомости.
На уроке мы пришли к выводу, что движение тела, брошенного вертикально вверх- замедленное, вниз- ускоренное. Научились определять направления вектора в сочетании с системой отсчета. Также усвоили, что в механике изучаются гравитационные силы, силы трения и силы упругости. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
5.Рефлексия.
Что больше всего удивило на уроке?
Что показалось сложным и непонятным?
Что вам понравилось на уроке больше всего и что бы вы хотели узнать еще по этой теме?
6.Домашнее задание : параграф14, ответить на вопросы в конце параграфа, упр.14.