Файл: Экзаменационные билеты по экономике примерные комплекты билетов по экономике для итоговой ат.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3
Экономика в школе
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ
ПО ЭКОНОМИКЕ
Примерные комплекты билетов по экономике для итоговой ат-
тестации за курс полной (средней) школы в профильных учебных уч-
реждениях, рекомендованные кафедрой экономики МИОО в 2006/07
учебном году (письмо Федеральной службы по надзору в сфере об-
разования и науки № 01_66/07_01 от 10 февраля 2006 года («Вест-
ник образования», март 2006 года) и общеобразовательных школах
(«Вестник образования», март 2005 года).
Билеты для школ, имеющих классы
экономического профиля
Предлагаемые примерные комплекты билетов подготовлены с учетом обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования, а также государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полно- го) общего образования. Предлагаемый экзаменационный материал не зависит от конкретного учебника по предмету. В билеты с учетом профильного уровня включены вопросы, не входившие в норматив- ные документы 1998—1999 годов. В результате сдающим экзамен по экономике потребуется привлечение соответствующих учебников для школы и адресованной школьникам дополнительной учебной ли- тературы, более обстоятельно раскрывающей вопросы экономики.
Экзамен в предлагаемой традиционной форме проводится по выбору учащихся. Возможны и иные формы: тестирование, для на- иболее подготовленных учащихся — защита творческих работ (про- ектов, рефератов и т.д.).
Количество билетов, предлагаемых для экзамена, не может быть менее 20 и не должно превышать 30. Объем проверяемых знаний и умений должен быть соразмерен с их объемом в существующих учебно-методических комплексах.
Рекомендации по оцениванию ответов на первый и второй
вопросы.
Первые два вопроса направлены на проверку знаний, что одно- временно предполагает проверку умений логично излагать, пере- страивать, аргументировать и иных умений, предусмотренных требо- ваниями к уровню подготовки выпускников. Третий вопрос выявляет творческий потенциал учащихся, умение применять полученные зна- ния для решения познавательных и практических задач.
Общая экзаменационная оценка складывается из трех оценок за выполнение каждого из заданий билета и является их средним арифметическим.
Оценка «5» за каждый из первых двух вопросов ставится при условии, что экзаменуемый:
логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике базового или профильного уровня;
3
Экзаменационные билеты по экономике
правильно использовал научную терминологию в контексте от- вета;
верно, в соответствии с вопросом характеризовал на базовом или профильном уровне основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития (на профильном уровне также раскрыл их место и значение в жизни об- щества как целостной системы);
объяснил причинно-следственные и функциональные связи на- званных социальных объектов;
продемонстрировал умение раскрывать на примерах относя- щиеся к вопросу теоретические положения и понятия социально-эко- номических и социальных наук;
проявил умение оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности (на профильном уровне — умение оценивать различные суждения о соци- альных объектах с точки зрения общественных наук);
показал умение формулировать на основе приобретенных эконо- мических знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
проявил умения сравнивать социальные объекты, выявляя их об- щие черты и различия; устанавливать соответствия между существен- ными чертами и признаками социальных явлений и экономическими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;
продемонстрировал понимание особенностей различных об- щественных наук, основных путей и способов социального и гумани- тарного познания.
Степень проявления каждого из перечисленных умений опреде- ляется содержанием вопроса. Не влияют на оценку незначительные неточности и частичная неполнота ответа при условии, что в процес- се беседы экзаменатора с экзаменуемым последний самостоятель- но делает необходимые уточнения и дополнения.
Оценка «4» ставится, если экзаменуемый либо допустил мало- значительные ошибки, либо недостаточно полно раскрыл содержа- ние вопроса, а затем в процессе беседы не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения, или не обнаружил какое- либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение.
Оценка «3» ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты со- держания, или экзаменуемый не смог показать необходимые умения.
Рекомендации по оцениванию ответа на третий вопрос.
Оценка ответа на третий вопрос прежде всего связана с характе- ром задания, требующего от экзаменуемого демонстрации опреде- ленных умений. В зависимости от содержащегося в вопросе предпи- сания могут быть востребованы умения:
анализировать информацию о социальных объектах, устанав- ливать соответствие между существенными чертами и признаками конкретных социальных явлений и соответствующими понятиями курса;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица и т.д.);
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;
различать в социальной информации факты и мнения, выводы и аргументы;
3
Экономика в школе
применять знания для решения познавательных задач по акту- альным социальным проблемам, доказывать надежность предлага- емого решения;
предвидеть последствия определенных социальных действий;
осуществлять вычисления на условных примерах;
применять для экономического анализа графические изобра- жения экономических явлений и процессов.
Оценка «5» по третьему вопросу ставится при получении тре- буемого ответа на основе применения соответствующих умений и теоретических знаний.
Оценка «4» ставится, если при выполнении задания допущены незначительные ошибки.
Оценка «3» ставится, если экзаменуемый справляется с задани- ем лишь после наводящих вопросов экзаменатора.
Предложенные рекомендации по оцениванию ответов на отде- льные вопросы не носят исчерпывающего характера и не описывают все возможные случаи, а могут быть лишь общим ориентиром.
Ниже приведена типология заданий третьего вопроса билетов:
т
ип
зАдАния
н
омер
билетА
о
Ценочное сУждение
, теория
1, 7, 9, 10, 14, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 24
т еория
, выбор из предложенного
2, 8, 13
з адача
3, 6, 15, 19
т еоретические знания
4, 5, 11, 12, 23
т ворческое задание
25
Таким образом, не имеется заведомо правильных, готовых от- ветов на большинство заданий по третьим вопросам экзаменацион- ных билетов. Ниже предлагаются примерные ответы на задания. Для ряда билетов указаны опорные термины, которыми должны опери- ровать учащиеся.
Билет 1.
1. Предмет и метод экономической науки.
2. Фирма и ее цели.
3. В настоящее время для развитых стран является характерным темп экономического роста на уровне 2—3%, а некоторые развива- ющиеся страны имеют темпы роста 5—7%. Можно ли утверждать, что развивающиеся страны способны обогнать развитые по уровню
ВВП? Объясните, что необходимо учитывать для того, чтобы ВВП служил объективным показателем экономического роста.
Ответ. Да, можно, поскольку при более высоких темпах экономи- ческого роста имеется возможность достичь уровня ВВП стран, чей экономический рост ниже. Однако:
1. Необходимо учитывать показатели ВВП на душу населения.
2. При более высоких абсолютных значениях ВВП темпы роста
ВВП снижаются.
Билет 2.
1. Глобальные экономические проблемы.
2. Факторы производства и факторные доходы.
3. Прочитайте приведенный текст: «В России в 2000 году ВНП составил около 248 млрд долл. Это соответствует примерно 21—
37
Экзаменационные билеты по экономике
22-му месту в мировой табели о рангах, где место страны опреде- ляется абсолютной величиной ее годового ВНП. Но при этом наша страна пока сползает в этом списке вниз, а не поднимается вверх.
В таблице ООН по ранжированию стран по величине ВНП на душу населения мы находимся на 120-м месте. Данную ситуацию нельзя признать благоприятной. На наш взгляд, перспективы экономичес- кого роста в России в XXI веке могут оказаться более успешными при достижении политического согласия нации относительно курса экономических преобразований и стабильного руководства в стра- не». Определите, какие положения текста носят:
А) фактический характер (Ф);
Б) характер оценочных суждений (О).
Ответ. «В России в 2000 году ВНП составил около 248 млрд долл
(Ф). Это соответствует примерно 21—22-му месту в мировой табели о рангах (Ф), где место страны определяется абсолютной величиной ее годового ВНП. Но при этом наша страна пока сползает в этом списке вниз (Ф), а не поднимается вверх (Ф). В таблице ООН по ран- жированию стран по величине ВНП на душу населения мы находимся на 120-м месте (Ф). Данную ситуацию нельзя признать благоприят- ной (О). На наш взгляд, перспективы экономического роста в России в XXI веке могут оказаться более успешными при достижении поли- тического согласия нации относительно курса экономических преоб- разований (О) и стабильного руководства в стране (О)».
Билет 3.
1. Валовой внутренний продукт. Номинальный и реальный ВВП.
2. Монополистическая конкуренция.
3. Общая выручка фирмы А от продажи произведенной продукции составила 600 тыс. руб, а сумма явных и неявных издержек — 470 тыс. руб. Общая выручка фирмы Б составила 350 тыс. руб., сумма явных и неявных издержек — 320 тыс. руб. Рассчитайте экономичес- кую прибыль каждой фирмы и сравните эти показатели.
Ответ. Фирма А: 600 – 470 = 130.
Фирма Б: 350 – 320 = 30.
Прибыль фирмы Б больше, однако обе фирмы могут продолжать бизнес, поскольку экономическая прибыль положительная.
Билет .
1. Свободные и экономические блага. Альтернативная стои- мость.
2. Рынки факторов производства.
3. Сравните различные экономические системы и заполните со- ответствующие графы таблицы.
№
п
/
п
л
иния
срАВнения
р
ыночнАя
ЭкономическАя
системА
к
омАндно
-
АдминистрАтиВнАя
ЭкономическАя
системА
1
г осподствУющая
Форма собственности
2
с пособы регУлирования деятельности производителей
3
м еханизм
Ценообразования
4
п реобладающие методы госУдарственного регУлирования
3
Экономика в школе
Опираясь на полученные данные таблицы, охарактеризуйте раз- личные системы хозяйствования.
Ответ.
№
п
/
п
л
иния
срАВнения
р
ыночнАя
ЭкономическАя
системА
к
омАндно
-
АдминистрАтиВнАя
ЭкономическАя
системА
1
г осподствУющая
Форма собственности ч
астная г
осУдарственная
2
с пособы регУлирования деятельности производителей р
ынок
,
Цены г
осУдарство
, план
3
м еханизм
Ценообразования р
ыночный
, спрос и
предложение д
ирективное
, плановое
4
п реобладающие методы госУдарственного регУлирования э
кономические стимУлы н
еэкономические стимУлы
, наказания
Билет .
1. Выгоды обмена. Абсолютные и сравнительные преимущества.
2. Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль.
3. Легковые автомобили производятся в России пятью предпри- ятиями, 82% шин для сельскохозяйственных машин выпускают че- тыре предприятия, 92% кальцинированной соды — три предприятия, все производство магнитной ленты сосредоточено на двух предпри- ятиях, автогрейдеров — на трех предприятиях. К какой рыночной структуре относятся отрасли промышленности? Охарактеризуйте особенности этой рыночной структуры.
Ответ. Структура рынка — олигополия. Несколько крупных про- давцов, товар дифференцирован или стандартен, информация сла- бодоступна, контроль над ценами значительный. Возможен сговор производителей, ценовое лидерство или ценовая война.
Билет .
1. Спрос. Факторы спроса.
2. Показатели выпуска фирмы. Закон убывающей отдачи.
3. Реальный ВВП страны N за данный год составил 420 млрд долл. В предыдущем году этот показатель был равен 400 млрд долл.
Рассчитайте темп роста ВВП (экономический рост) за данный год.
Ответ. Темп роста ВВП = (420 – 400) / 400
×
100% = 5%.
Билет 7.
1. Предложение. Факторы предложения.
2. Реальные и номинальные доходы семьи.
3. Прочитайте приведенный текст, в котором пропущены слова:
«Экономика — это наука о том, как общество использует ______
__________ для производства благ и распределения их среди людей.
Их недостаточно, чтобы удовлетворить полностью даже минималь- ные _________ всех людей. Поэтому общество должно постоянно делать выбор, что производить, для кого производить и _________.
Эти задачи можно решить, по-разному организуя экономическую жизнь общества. Один тип экономики характеризуется тем, что ос- новная часть решений о производстве и потреблении принимается отдельными лицами и фирмами с учетом цен, складывающихся на
_________. Они же являются собственниками факторов производс- тва. Государству отводится в экономике второстепенная роль. Такая