Файл: Экзаменационные билеты по экономике примерные комплекты билетов по экономике для итоговой ат.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
39
Экзаменационные билеты по экономике
экономика называется _________. К другому типу экономики отно- сится централизованно управляемая экономика, или _________. Го- сударство в этом случае играет первостепенную роль». Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить. Слова в списке даны в именительном падеже. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать:
А) традиционная экономика;
Б) ограниченные ресурсы;
В) рынок;
Г) возможности;
Д) техника;
Е) потребности;
Ж) командная экономика;
З) как производить;
И) рыночная экономика.
Ответ. «Экономика — это наука о том, как общество использу- ет ограниченные ресурсы для производства благ и распределения их среди людей. Их недостаточно, чтобы удовлетворить полностью даже минимальные потребности всех людей. Поэтому общество должно постоянно делать выбор, что производить, для кого произ- водить и как производить. Эти задачи можно решить, по-разному организуя экономическую жизнь общества. Один тип экономики ха- рактеризуется тем, что основная часть решений о производстве и потреблении принимается отдельными лицами и фирмами с учетом цен, складывающихся на рынке. Они же являются собственниками факторов производства. Государству отводится в экономике второ- степенная роль. Такая экономика называется рыночной экономикой.
К другому типу экономики относится централизованно управляемая экономика, или командная экономика. Государство в этом случае иг- рает первостепенную роль».
Билет .
1. Функционирование рынка.
2. Организационно-правовые формы предприятий по российско- му законодательству.
3. Установите соответствие между регуляторами рыночной эко- номики и их функциями:
№
п
/
п
Э
кономические
функции
р
егуляторы
Экономики
1
о беспечивает занятость населения а) г осУдарство
2
п оддерживает развитие наУкоемких отраслей наУки
3
о беспечивает взаимовыгодный обмен б) р ыночный механизм
4
р егУлирУет налогообложение
5
с тремится ликвидировать бюджетный деФиЦит
6
э
ФФективно соизмеряет затраты и
резУльтаты производства
Назовите негативные последствия для рыночной экономики, вы- зываемые чрезмерным усилением влияния одного из регуляторов и, соответственно, снижением роли другого. Подтвердите свое мнение необходимыми аргументами и соответствующими примерами.
0
Экономика в школе
Ответ.
№
п
/
п
Э
кономические
функции
р
егуляторы
Экономики
1
о беспечивает занятость населения а) г осУдарство
2
п оддерживает развитие наУкоемких отраслей наУки а) г осУдарство
3
о беспечивает взаимовыгодный обмен б) р ыночный механизм
4
р егУлирУет налогообложение а) г осУдарство
5
с тремится ликвидировать бюджетный деФиЦит а) г осУдарство
6
э
ФФективно соизмеряет затраты и
резУльтаты производства б) р ыночный механизм
Усиление рынка: непроизводство общественных благ, сильная социальная дифференциация.
Усиление государство: неэффективная экономика.
Билет 9.
1. Рынок совершенной конкуренции.
2. Постоянные и переменные издержки фирмы.
3. Сравните данные двух диаграмм, свидетельствующие о соотно- шении доходов самых богатых семей и самых бедных семей в России в период с 1990 по 1995 год. Как изменился уровень жизни россиян?
Объясните причины этих изменений.
Ответ. Уровень жизни снизился (по данным диаграммы это не- ясно, но известно фактически). Усилилась социальная дифферен- циация. Причины: переход к рынку, неготовность многих людей к рыночной экономике. (Дополнительно можно попросить учащихся построить кривые Лоренца и показать, как могло измениться значе- ние коэффициента Джини.)
Билет 10.
1. Роль государства в рыночной экономике.
2. Монополия, виды монополий.
3. Вопрос более активного включения России в процесс глоба- лизации мировой экономики — предмет многочисленных дискуссий.
Согласно оценкам Всемирного банка, общий размер финансовой выгоды России от вступления во Всемирную торговую организацию
15 раз
10 раз
5 раз
0 1990 г.
1995 г.
Беднейшие граждане
Самые богатые граждане
1
Экзаменационные билеты по экономике
может составить в среднесрочной перспективе 19 млрд долл., а в долгосрочной — 64 млрд долл. в год. Какие выгоды и потери ждут
Россию в результате вступления в ВТО? Выскажите аргументы «за» и «против» участия России в экономической глобализации.
Ответ. Выгоды: для отечественных потребителей — усиление кон- куренции, повышение качества, снижение цен, для экспортеров — сни- жение барьеров. Потери: для отечественных производителей может снизиться занятость за счет неконкурентоспособности и разорения отечественного производства.
Билет 11.
1. Государственный бюджет и государственный долг.
2. Рынок труда. Минимальная оплата труда.
3. Потребитель взял ссуду в банке на оплату лечения. Срок по- гашения — 12 месяцев. Сумма возвращалась по условиям договора в рассрочку в виде ежемесячных платежей. Банковская процентная ставка была установлена в соответствии с ожидаемой инфляцией
2% в месяц. Фактическая норма инфляции оказалась 4% в месяц.
Кто остался в выигрыше от этой сделки — кредитор или заемщик?
Ответ. Заемщик, поскольку он возвращал более «дешевые» де- ньги (снизилась их покупательная способность).
Билет 12.
1. Общественные блага и внешние эффекты.
2. Обменный курс валюты.
3. Опираясь на данные таблицы, сравните и охарактеризуйте типы рыночных структур.
№
п
/
п
т
ип
рыночной
структуры
к
ритерий
рАзличий
1
с овершенная конкУренЦия ч
исло
Фирм в
отрасли
2
м онополистическая конкУренЦия с
тепень диФФеренЦиаЦии продУкЦии
3
о лигополия с
Уществование рыночных барьеров
4
м онополия в
озможность достУпа к
экономической инФормаЦии
5
с тепень влияния на
Цены
Ответ.
т
ип
рыночной
структуры
ч
исло
фирм
В
отрАсли
с
тепень
дифферен
-
циАции
продукции
с
ущестВоВАние
рыночных
бАрьероВ
В
озможность
доступА
к
Экономической
информАции
с
тепень
Влияния
нА
цены
с овершенная конкУренЦия о
чень много с
тандартная н
ет п
олная н
ет м
онополис
- тическая конкУренЦия м
ного д
иФФеренЦированная н
езначитель
- ные л
егкая с
лабая о
лигополия м
ало с
тандартная
(
сталь
), диФФеренЦированная
(
автомобили
)
в ысокие з
атрУднена з
начитель
- ная м
онополия о
дна
У
никальная
(
метро
)
н епреодолимые о
тсУтствУет в
ысокая
2
Экономика в школе
Билет 13.
1. Налоги и налоговая политика государства.
2. Предпринимательство. Мотивы предпринимательства.
3. Прочитайте приведенный текст: «Европейский союз включает пятнадцать государств, взаимосвязь экономик которых доказывает, что взаимная торговля составляет более 60% внешнеторгового обо- рота этих стран. Страны ЕС с января 2002 года ввели в обращение единую валюту (евро). Данная ситуация может позволить капиталу еще свободнее перемещаться по единой Европе в поисках выгодно- го приложения. Несмотря на часто возникающие разногласия по от- дельным проблемам экономической политики, можно предположить, что экономическая интеграция в рамках ЕС будет углубляться». Оп- ределите, какие положения текста носят:
А) фактический характер (Ф);
Б) характер оценочных суждений (О).
Ответ. «Европейский союз включает пятнадцать государств (Ф), взаимосвязь экономик которых доказывает (О), что взаимная торгов- ля составляет более 60% внешнеторгового оборота этих стран (Ф).
Страны ЕС с января 2002 года ввели в обращение единую валюту
(евро) (Ф). Данная ситуация может позволить капиталу еще свобод- нее перемещаться по единой Европе в поисках выгодного приложе- ния (О). Несмотря на часто возникающие разногласия по отдельным проблемам экономической политики (Ф), можно предположить, что экономическая интеграция в рамках ЕС будет углубляться (О)».
Билет 1.
1. Фискальная политика государства.
2. Основные источники финансирования бизнеса.
3. «Систему свободного предпринимательства можно сравнить с гигантским компьютером, способным решать собственные пробле- мы автоматически. Но каждый, кто имел дело с большими компью- терами, знает, что иногда они дают сбой и не могут действовать без присмотра» (В. Леонтьев). Охарактеризуйте экономические пробле- мы, которые рыночная система способна решать самостоятельно, и экономические проблемы, которые требуют вмешательства госу- дарства. Справедливо ли утверждение ученого-экономиста в усло- виях современной экономики? Аргументируйте свой ответ.
Ответ. Самостоятельно: эффективное распределение ресурсов, эффективное производство, установление цен. Государство: законы, недопущение монополий, производство общественных благ (маяки, армия, шоссе), устранение внешних эффектов (загрязнение окружа- ющей среды), снижение социальной дифференциации.
Билет 1.
1. Банки и банковская система.
2. Рыночное равновесие и равновесная цена.
3. Экономически активное население страны N составляет 75 млн человек. Норма безработицы в стране равна 7%. Рассчитайте число занятых и безработных. Дайте оценку уровням занятости и безработицы в стране.
Ответ. u = U / L
×
100%, где u — норма безработицы; U — ко- личество безработных; L — рабочая сила (экономически активное население).
3
Экзаменационные билеты по экономике
7% = x / 75
×
100%.
x = 5,25 млн человек.
7% — незначительный уровень безработицы, находится в преде- лах считающихся вполне приемлемыми (скорее всего, циклическая безработица отсутствует). Однако может наблюдаться и незначи- тельный экономический спад (в зависимости от естественной нормы безработицы). Кроме того, не учитывает скрытую безработицу (не- полную занятость).
Билет 1.
1. Инфляция. Виды инфляции.
2. Безработица.
3. Охарактеризуйте и проиллюстрируйте примерами выполнение государством следующих экономических функций: перераспределе- ние доходов общества, производство общественных благ, обеспе- чение занятости населения, правовое регулирование экономических отношений.
Ответ. Перераспределение доходов общества: налоги и транс- ферты (пенсии, стипендии, пособия). Производство общественных благ: дороги, армия, органы безопасности, государственное образо- вание. Обеспечение занятости населения: службы занятости насе- ления, переподготовка за счет государства. Регулирование экономи- ческих отношений: законы, суды.
Билет 17.
1. Экономический рост и развитие.
2. Причины и последствия инфляции.
3. Стремление к экономическому росту — характерная черта всех правительств. Однако в обществе в последнее время возникло два вида возражений. Сторонники одного их них ставят вопрос о самой возможности дальнейшего движения по пути усиленного экономи- ческого роста ввиду предполагаемого исчерпания природных ре- сурсов. Сторонники другого считают, что концепция экономического роста, учитывая связанные с ним загрязнение окружающей среды и ухудшение условий жизни, не совместима более с идеей прогресса.
Сформулируйте свое отношение к этой проблеме. Аргументируйте поддержку или опровержение взглядов сторонников различных воз- ражений.
Ответ. Экономический рост — благо и необходимость, он приво- дит к росту благосостояния людей. Однако общество должно бороть- ся с загрязнением атмосферы. Также необходимо разрабатывать энергосберегающие технологии.
Билет 1.
1. Экономические циклы. Причины циклического развития эко- номики.
2. Государственная политика в области занятости.
3. «Налоги взимаются с части общества в интересах целого». При- ведите объяснения, подтверждающие это положение, и проиллюст- рируйте их примерами.
Ответ. Налоги — основной источник доходов бюджета государс- тва. За счет налогов финансируются государственные расходы на оборону, госбезопасность, образование, медицину, науку.
Экономика в школе
Билет 19.
1. Распределение доходов общества.
2. Нормальные блага, товары первой необходимости и товары рос- коши.
3. Коммерческий банк «Империал» принял вклады на общую сумму
300 млн руб. Центральному банку было передано в качестве обяза- тельных резервов 20 млн руб. Вычислите норму обязательного бан- ковского резерва, установленную центральным банком, и объясните ее необходимость.
Ответ. Норма резервов = Обязательные резервы / Депозиты
×
100%.
Норма резервов = 20 / 300
×
100%.
Норма резервов = 6,67%.
Резервы необходимы в случае неспособности банка оперативно погасить задолженность по депозитам.
Билет 20.
1. Закон предложения. Индивидуальное и рыночное предложение.
2. Виды предпринимательства.
3. В таблице представлены данные Всероссийского центра уров- ня жизни, отражающие различия в структуре потребления семей.
Структура потребительских расходов, %
г
руппА
семей
п
родукты
питАния
н
епродоВольстВенные
тоВАры
о
плАтА
услуг
б едные
60,5 21,4 15,5
б огатые
35,4 46,8 15,1
Под бедными подразумевается 10-процентный слой наименее обеспеченных граждан России, под богатыми — 10-процентный слой наиболее обеспеченных граждан.
Проанализируйте данные таблицы и охарактеризуйте следую- щие зависимости: между структурой расходов и размерами доходов; между размерами доходов и платежеспособным спросом на продо- вольственные и непродовольственные товары. Объясните связь вы- явленных зависимостей с положениями закона Энгеля.
Ответ. С ростом дохода растет доля расходов на непродоволь- ственные товары и услуги. В данном случае, видимо, под услугами понимаются обязательные услуги (ЖКХ и т.д.). Иначе подобные дан- ные некорректны.
Билет 21.
1. Международная торговля.
2. Дискриминация на рынке труда.
3. Государство N переживает период экономического спада. Пра- вительству необходимо предпринять меры по изменению экономи- ческой политики для выхода из кризисной ситуации в экономике.
Представьте, что вы руководитель центрального банка страны. Ка- кие инструменты денежно-кредитной политики и как вы использо- вали бы для улучшения экономической ситуации? Сделайте выбор и обоснуйте его.
Экзаменационные билеты по экономике
Ответ.
1. Покупка государственных ценных бумаг.
2. Снижение учетной ставки.
3. Снижение нормы резервов.
Это последовательно приведет к увеличению предложения де- нег, снижению стоимости кредитов, росту инвестиций, росту сово- купного спроса и производства.
Билет 22.
1. Внешнеэкономическая деятельность государства.
2. Рынок ценных бумаг.
3. «Почти все налоги на производство в конечном счете ложатся на потребителя» (Д.Рикардо). Приведите необходимые аргументы, подтверждающие справедливость вывода ученого-экономиста.
Ответ. Расходы на налоги учитываются при установлении цены на блага (происходит переложение налогового бремени). Поэтому налоги на производство выплачиваются покупателями благ (доля налога, выплачиваемого потребителями, зависит от соотношения эластичности спроса и предложения блага).
Билет 23.
1. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.
2. Международное разделение труда.
3. Предприниматель К, организовав производство, получил бух- галтерскую прибыль 30 тыс. руб. Если бы он вложил деньги в покуп- ку ценных бумаг, то получил бы 40 тыс. руб. в виде дивидендов. Как соотносятся бухгалтерская и экономическая прибыль предпринима- теля? Можно ли считать применение предпринимателем имеющихся ресурсов эффективным?
Ответ. Экономическая прибыль = 30 тыс. руб. – 40 тыс. руб. = –10 тыс. руб. Следовательно, выгоднее было приобретать ценные бума- ги. Решение неэффективно, если предположить одинаковый риск при организации бизнеса и приобретении ценных бумаг. Если риски неизвестны, оценить экономическую прибыль нельзя.
Билет 2.
1. Рыночные структуры и конкуренция.
2. Деньги. Виды и функции денег.
3. Среди экономистов нет единого мнения о том, следует ли государству и в какой мере вмешиваться в рыночную экономику.
Одни считают, что ни одна экономическая система, даже свобод- ная рыночная экономика, не может эффективно функционировать без вмешательства государства. Роль государства в регулировании экономических и социальных процессов должна возрастать. Другие уверенно доказывают, что в экономике рыночный механизм свобод- ного ценообразования работает с большей эффективностью чем го- сударство. Необходимы максимальное вытеснение государства из сферы регулирования экономических отношений и либерализация рынка и цен. Какую позицию поддержали бы вы? Аргументируйте свой ответ.
Ответ. Оценку учащийся дает самостоятельно. В ответе могут быть использованы термины: общественные блага, внешние эффек-