Файл: Обучающийся Половинкина Екатерина Владимировна Преподаватель Черненко Наталья Михайловна Дисциплина Родной язык Практическое занятие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Выполнила:
Обучающийся Половинкина Екатерина Владимировна
Преподаватель:
Черненко Наталья Михайловна
Дисциплина: Родной язык
Практическое занятие 2.
Программа среднего профессионального образования 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Практическое занятие № 2 (2 часа)
Задание 1. (максимальное количество баллов – 4 балла)
Спишите слова, расставьте в них ударение. Выберите из списка предложенных слов такие, которые могут быть объединены общим лексическим значением; составьте с этими словами предложения так, чтобы у вас получился текст, запишите его.
Зна́мение, зимо́вщик, за́светло, заи́ндеветь, вероиспове́дание, кладова́я, до́низу, ненадо́лго, о́бнял, христиани́н, и́конопись, ве́черя
Христианин засветло отправился на вероисповедание, где после ненадолго окунулся в иконопись.
Произведите фонетический и морфемный разборы слов знамение, кладовая, донизу.
Морфемный разбор:
Знамение – корень знамени, окончание – е
Кладовая – корень – клад, суффикс – ов, окончание – ая
Донизу – приставка – до, корень – низ, суффикс – у
Фонетический разбор:
Зна́мение – зна–ме–ни-е – 4 слога
Транскрипция: [знам̕ ́эн̕ий̓э]
З | [З] | Согласный, звонкий парный, твердый |
н | [н] | Согласный, звонкий непарный, твердый |
А | [а] | Гласный, безударный |
м | [м̕] | Согласный, звонкий непарный, мягкий |
е | [э̓] | Гласный, ударный |
н | [н̓] | Согласный, звонкий непарный, мягкий |
и | [и] | Гласный, безударный |
е | [й] | Согласный, звонкий непарный, мягкий |
[э] | Гласный, безударный |
Кладова́я – кла-до-ва-я – 4 слога
Транскрипция: [кладав́ай ̕а]
К | [к] | Согласный, глухой парный, твердый |
л | [л] | Согласный, звонкий непарный, твердый |
а | [а] | Гласный, безударный |
д | [д] | Согласный, звонкий парный, твердый |
о | [а] | Гласный, безударный |
в | [в] | Согласный, звонкий парный, твердый |
а | [ ́а] | Гласный, ударный |
я | [й̓] | Согласный, звонкий непарный, мягкий |
[а] | Гласный, безударный |
До́низу – до-ни-зу – 3 слога
Транскрипция: [Д ́он ̕ изу]
Д | [д] | Согласный, звонкий парный, твердый |
о | [ ́о] | Гласный, ударный |
Н | [н ̕] | Согласный, звонкий непарный, мягкий |
И | [и] | Гласный, безударный |
З | [з] | Согласный, звонкий парный, твердый |
у | [у] | Гласный, безударный |
Задание 2. (максимальное количество баллов – 4 балла)
Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонки, учитывая особенности их лексической сочетаемости. Укажите возможные варианты.
1. Античный, классический, врожденный, прирожденный, гостеприимный, радушный, хлебосольный, губительный, пагубный, единый, один, длинный, длительный, долгий, долговременный, продолжительный | мифология, языки, талант, ум, прием, хозяин, человек, влияние, действие, миг, момент, воздействие, период, путь, сборы, кредит. |
2. Выдвинуть, высказать, исправить, найти, устранить, обрести, найти, наложить, оставить, обнаружить, открыть, доказать, обосновать, предвещать, предсказать, расширить, увеличить, повысить. | гипотеза, догадка, недостатки, ошибки, опора, поддержка, отпечаток, след, закон, закономерность, теорема, теория, поражение, успех, возможности, потенциал. |
-
Античная мифология, классический язык, врожденный ум, прирожденный талант, гостеприимный хозяин, радушный прием, хлебосольный человек, губительное влияние, пагубное воздействие, продолжительное действие, один момент, длинные сборы, длительный период, долгий путь, единый кредит.
-
Выдвинуть гипотезу, высказать теорию, исправить недостатки, найти недостатки, наложить отпечаток, оставить след, обнаружить теорему, открыть возможности, доказать закономерность, обосновать закон, предвещать поражение, предсказать успех, расширить опору, найти догадку, повысить потенциал.
Задание 3. (максимальное количество баллов – 4 балла)
Составьте предложения или словосочетания с паронимами. За справками обращайтесь к словарям трудностей русского языка.
Добрый - добротный, дружеский - дружественный, дефектный - дефективный, конструкторский - конструктивный, эффектный - эффективный; блудить - блуждать, отражать - отображать, проводить - производить, представить - предоставить, опробовать - апробировать, укрывать - скрывать, осудить - обсудить; новшество - новинка, урожай - урожайность, существо - сущность.
Добрый человек – добротная атмосфера, дружеский прием, дружественный совет, дефектный экземпляр – дефективное поведение, конструкторский отдел – конструктивный диалог, эффектный выход – эффективный метод, блудить ночами – блуждать по утру, отражать натуру – отображать изображение, проводить время – производить деталь, представить будущие – предоставить удостоверение, опробовать в деле – апробировать тактику, укрывать плечи – скрывать тайну, осудить человека – обсудить вопрос, внедрять новшество – опробовать новинку, собирать урожай – повысить урожайность, доброе существо – неизвестная сущность
Задание 4. (максимальное количество баллов – 4 балла)
Прочитайте тексты. Расскажите, какую информацию вы получили из содержания данных текстов.
А. Большинство (приблизительно 75%) слов русского литературного языка может употребляться в любом стиле речи. Такие слова, как я, ходить, лес, и многие другие мы употребляем и тогда, когда говорим, и тогда, когда пишем, независимо от цели и обстоятельств, при которых мы говорим и пишем (Из учебника «Русский язык. Теория».)
Б. Прилагательное синий в момент своего рождения значило «блестящий, сияющий». Это общеславянское слово образовано было с помощью суффикса –н- от той же основы си-, что и глагол сиять. (Н. Шанский. «В мире слов».)
В. Снегирь. Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом и заморозками. ( Из словаря.)
Г. Слово «витамин» - международный научный термин, образованный от латинского «вита» (жизнь) и обозначающий вещество, необходимое для жизни. (Л. Успенский.)
· К какому стилю речи относятся данные тексты? Обоснуйте свой ответ.
· Вспомните, что такое термины. Выпишите из второго текста слова-термины.
· Понаблюдайте, в каком значении (прямом или переносном) употребляются слова в текстах, какая лексика преобладает? Сделайте вывод.
· Понаблюдайте, какие предложения характерны для научного стиля (простые или сложные). Сделайте вывод.
· Подберите отрывки из родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа (сказки, пословицы, поговорки, афоризмы, рассказы и других выдающихся произведений культуры своего народа), в которых говорится о явлениях, представленных в отрывках упражнения.
Ответы:
Из текста под буквой А я узнала, что большинство слов русского литературного языка может употребляться в любом стиле речи.
Из текста под буквой Б я узнала об общеславянском слове «блестящий, сияющий», о его происхождении
Из текста под буквой В я узнала почему птичку Снегирь назвали именно так.
Из текста под буквой Г я узнала научный термин на тему «Витамин».
Все тексты относятся к научному стилю речи, т.к. они передают нам научные знания и термины
У снегиря грудка ярче, чем заря. И у блестящего солнца есть пятна, и у хорошего человека есть недостатки. Не всё блестящее – золото. Ешь чеснок и лук – не возьмет недуг. Яблоко на ужин и врач не нужен.
Задание 5. (максимальное количество баллов – 4 балла)
Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения. За справками обращайтесь к словарям.
Вульгарн... арго, рискован... антраша, звучащ... банджо, выдержан... бри, опасн... динго, красив... драпри, ярк... индиго, юн... кабальеро, больш... гну, забавн... гризли, крошечн... колибри, бескрыл... киви-киви, остроумн... конферансье, маленьк... кули, прохладн... мацони, уважаем... кюре, сочн... манго, молод... марабу, сед... маэстро, прекрасн... пери, стар... рантье, заброшен... ранчо, матов... габбро, справедлив... рефери, маленьк... цеце, увлекательн... шоу, установлен... эмбарго.
Вульгарное арго, рискованное антраша, звучащее банджо, выдержанный бри, опасный динго, красивое драпри, яркий индиго, юный кабальеро, большой гну, забавный гризли, крошечная(ый) колибри(ж.р, и м.р), бескрылая киви – киви, остроумный конферансье, маленький кули, прохладная мацони, уважаемый кюре, сочное манго, молодой марабу, седой маэстро, прекрасная пери, старый рантье, заброшенное ранчо, матовое габбро, справедливый рефери, маленькая цеце, увлекательное шоу, установленное эмбарго.
Задание 6. (максимальное количество баллов – 5 баллов)
Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Определите стиль текста и тип текста, докажите свою точку зрения. Укажите известные вам орфограммы и пунктограммы. Напишите рецензию на данный отрывок.
Про то что в (М,м)ертвом море можно читать газету написа(н,нн)о во всех справочниках всех пут_водителях всех брош_рах всех стран мира на всех мысл_мых языках. Для наглядност_ часто печатают и фотографию (н_)кто толстый в очках улыбаясь покач_ваясь на воде как если бы он сидел дома в кресл_ действительно читает. Мертвая вода самое действенное в мире средство от кожных болезней и едва(ли) (н_)половина стр_дальцев (на)всегда вылечивается после мес_чного курса на (с,з)дешних курортах. Курорты (н_)дешевы но кам_нистые берега обширны пусты(н,нн)ы и бе_платны для всех а езды сюда от Иерусалима сорок минут.