Файл: Классификация планов, разрабатываемых в организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛАНОВ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ В ОРГАНИЗАЦИИ

Планирование - это совокупность действий, таких как исследование, аналитика и др., с целью нахождения комплекса решений, направленных на достижение целей какой-либо личности, организации, ряда организаций или всех граждан и организаций в регионе, стране или в мире

Известно, что любая классификация предусматривает выбор основания, по которому и будет осуществляться деление всех объектов классификации на группы. В настоящем случае целесообразно классифицировать все планы, которые разрабатываются и реализуются в организациях по трём наиболее известным основаниям.

В зависимости от длительности планового периода планы делятся на три группы:

1. Перспективные, или стратегические, планы составляются на 10—15 лет вперёд. Такие сроки вполне обоснованы. Дело в том, что товар, в среднем, живёт на рынке не более пяти лет, а в последнее время этот срок значительно сокращается из-за быстрого морального устаревания. В таких условиях залогом успешного развития организации является способность прогнозировать тенденции развития потребительского рынка и планировать свою деятельность на три товара вперёд. То есть в стратегическом плане целесообразно иметь три раздела: один раздел посвящён производству и реализации того товара, на который организация делает ставку в данный момент и который в ближайшие годы будет востребован на рынке. В то же самое время проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по подготовке к производству и выведению на рынок нового товара, который придёт на смену сегодняшнему. Содержание второго периода аналогично первому. Новый товар приходит на смену устаревшему, и параллельно начинается разработка следующего, замысел которого возник ещё на первом этапе.

2. Среднесрочные, или оперативные, планы составляются на срок до пяти лет. Фактически каждый такой план является развёрнутым вариантом соответствующего раздела стратегического плана. Он должен предусматривать детальный комплекс мер по инвестированию средств в закупку оборудования и организацию выпуска товара. Далее следует расчёт и обоснование собственно производства и реализации товаров в течение планового периода, с учётом того, что накопленных от продажи товаров денежных средств должно хватить на последующую утилизацию устаревшего оборудования, закупку и установку нового и организацию выпуска нового товара.


3. Текущие, или тактические, планы составляются на срок до одного года. Они конкретизируют положения оперативных планов. Примером текущих планов могут служить планы работы организации на год, квартал, месяц. Возможно также планирование работы на неделю и на каждый день.

В зависимости от организационной структуры, для которой осуществляется планирование, планы делятся на четыре группы:

1. Планы работы организации в целом — данные планы носят комплексный характер и включают разделы, в которых содержатся планы действий по основным направлениям деятельности организации. Разработка такого плана осуществляется под руководством первого лица, которым может быть генеральный директор или просто директор (в зависимости от статуса). Он в дальнейшем подписывает этот план и представляет его для утверждения. Утверждение может осуществляться вышестоящим должностным лицом (главой местной администрации, начальником управления в министерстве, заместителем министра или самим министром) для муниципальных или государственных унитарных предприятий или советом директоров для хозяйственных обществ.

2. Планы работы отдельных структурных компонентов организации — в таких планах содержится перечень мероприятий, которые это структурное подразделение должно будет выполнить в обшей системе функционирования и развития организации. Разрабатывает такой план начальник подразделения, он же подписывает его. Утверждение плана осуществляется у того должностного лица, которому подчинено это подразделение. Примером может быть отдел сбыта продукции, план работы которого утверждается у заместителя генерального директора по сбыту.

3. Личные планы сотрудников — в данном случае соблюдается главный принцип: сотрудник организации разрабатывает план своей деятельности, оформляет и подписывает его. Далее он представляет план на утверждение своему непосредственному начальнику.

4. Планы работы дочерних предприятий — порядок их разработки и утверждения аналогичен порядку разработки утверждения плана работы материнской организации, представленный выше.



В зависимости от содержания деятельности планы делятся на шесть групп:

1) научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

2) материально-технического снабжения;

3) производства товаров и (или) услуг;

4) сбыта и реализации продукции;

5) работы с персоналом;

6) финансовой деятельности.

Вывод:

  • планирование является одной из наиболее важных функций менеджмента и представляет собой способ достижения цели на основе сбалансирования и последовательности выполнения операций;

  • процесс планирования носит индивидуальный характер, сформировался общепринятый алгоритм, который предусматривает шесть основных этапов реализации данной функции.