Файл: Путешествие в мир религии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Религиозный культ может представлять собой коллективное богослужение, индивидуальную молитву или медитацию. Его формы иногда приобретают характер ритуальных песнопений, танцев, трапезы, паломничества к святым местам, особых таинств и церемоний, обрядов посвящения, отмечающих все важнейшие вехи в жизни человека. Культ включает в себя множество предписаний, относящихся к устройству храмов и одеянию священнослужителей, проведению священных церемоний, поведению последователей и др. Религиозные ритуалы и обряды пронизывают все сферы жизни человека и во многих религиях сопровождают его порой задолго до появления на свет и значительное время ·после его смерти. Так, в некоторых религиях, считающих, чтo жизнь человека не заканчивается со смертью его тела, разработаны ритуалы, сопровождающие душу умершего на протяжении её пребывания в ином мире вплоть до её воплощения в новое тело (реинкарнация).

Целая группа ритуалов и обрядов тесно связана с календарным кругом. Определённые дни года посвящаются особым, значимым для той или иной религии событиям или каким либо богам, святым, подвижникам. В такие дни обычно совершаются торжественные богослужения и особые церемонии.

Очень интересны ритуалы-игры, которые утратили сегодня свой сакральный смысл, но всё равно нередко присутствуют в нашей жизни в виде популярных светских развлечений. Хорошо известно, что древние греки устраивали во имя почитаемых богов состязания в Олимпии (отсюда название Олимпийских игр). Но мало кто знает, что древние индейцы тоже проводили священные игры. В честь быстроногого бога Чакена они устраивали соревнования по бегу на длинные дистанции, а других богов развлекали игрой в тяжёлый каучуковый мяч, которого разрешалось касаться лишь локтями и бёдрами.

Многие культовые действа и церемонии проходят очень возвышенно и торжественно, и это оказывает глубокое воздействие на человека и запоминается надолго.
В поисках общего.

Пестрота существующих религиозных традиций всегда ставила перед исследователями сложную задачу- разобраться во всём многообразии верований и культовых проявлений религий и найти общие черты. Результатом этого стали различные систематизации имеющихся религий.

Часто религии делят на политеистические и монотеистические. Политеизм (греч. «много богов») предполагает поклонение нескольким богам — многобожие. Политеистические черты присущи всем древним религиям, а
также многим современным, например индуизму, синтоизму, даосизму. Монотеизм (греч. «единственный бог») - почитание одного Бога - представлен христианством, исламом, иудаизмом. Однако, несмотря на существующее деление, все монотеистические религии, как правило, в большей или меньшей степени несут в себе черты политеизма, поэтому такое разграничение весьма условно.

Известны и другие классификации религий: на восточные и западные, мировые и национальные, традиционные и нетрадиционные. Так, популярное в начале ХХ столетия деление религий на восточные и западные связано с ярко выявившимися в то время культурными и мировоззренческими различиями Востока и Запада. Казалось, восточные и западные религии не только по-разномутрактуют мир и человека, но и различаются мировоеприятием в целом.

Популяризатор дзэн-буддизма на Западе Дайсэцу Т. Судзуки очень доходчиво показал особенности западиого и восточного миропонимания на примере двух перекликающихся между собой стихотворений. Одно принадлежало японскому поэту XVII в. Басё, другое - английскому поэту XIX в. Алфреду Теннисону, «Когда я внимателыю всматриваюсь, / Я вижу цветущую назуна / около изгороди!» - писал Басё. «Цветок в щербатой стене. / Я вытащил тебя из щели. / Держал корни и стебли с цветами в руке. / Маленький цветок- но если бы я понял. / Тебя, корни и стебли с цветами, и всё во всём, / Я узнал бы, что есть Бог и человек». - писал Теннисон.

Судзуки прокомментировал эти поэтические строки приблизительно так. Восточный человек прежде чем что-то делать, сначала всегда «внимательно всматривается», западный действует, а затем исследует. Отсюда и различия, особенности восточного и западного подходов к миру. Однако такая классификация, как и предьщущая, тоже весьма условна. Ведь мир не разделён лишь на Запад и Восток. Кроме того, при более близком рассмотрении у Востока и Запада естъ и много общего.

Другое существующее ныне разделение религий на традиционные и нетрадиционные связано с появлением в конце XIX- начале ХХ в новых внеконфессиональных религий. Поэтому их называют нетрадиционными, т. е. вне традиции, вне какой либо конфессии. Oднако и эта систематизация не вполне устраивает религиовeдoв. Получается, что религиозная жизнь гораздо богаче теоретических схем и построений. Религия по праву признаётся учеными самым сложным предметом познания, какой только существовал существовал в поле зрения исследователей нa Западе.


Общечеловеческая универсальная религия

Внешне (кулитвые) стороны различных религий многообразны. Религии разнятся и в вероучении — понимании Бога и сферы божеств, трактовками мира и человека, концепциями спасения. Но не смотря на это, всё же можно сказать, что некоторые основные положения присутствуют во всех религиях. В этом смысле «душа» - сущность многих религий - едина.

Все религии ставят и по-своему решают самые главные и значимые для человека воп росы: кто мы? откуда? куда идём? Именно с этими вечными непрекращающимися поисками человек Альберт Эйнштейн связывал и само понятие религиозности. Задаваться вопрооам о смысле жизни, считал он, и значит быть религиозным.

Среди распространённых религий, пожалуй, нет ни одной, которая не утверждала бы, что человек находится в некотором родстве с Богом (или почитаемыми богами). Человек предстаёт как рождённый Богом, созданный по образу и подобию Божиему или как одухотворённый Духом Божиим. Человек рассматривается как любимое творение (сын) Бога, как единосущий Богу. И божественная частица, искра божества, присутстнующая в нём, никогда не может бытъ разрушена.

Конечное предназначенис человека во многих религиях связывается с идеей спасения и бессмертия. Одни религии, как, напpимep, буддизм предлагают спасение здесь и сейчас, в этой жизни (Будда в самой первой своей проповеди указал пути к спасению и прекращению страданий). Дpугие — относят это событие к 6удущим временам. А сходство основных религиозных этических принципов и положений настолько очевидно, что приводит многих ученых, теологов, философов к мысли о существовании единой мировой универсальной этики.

Представления о единстве всех религий, о духовном родстве человечества начали все чаще звучать в ХХ в. - из уст известных религиозных деятелей, и в научном мире.

Прочитать и законспектировать
Дать определение терминам - вера, религия, тотем, табу, фетиш, мировозрение, анимизм, пантеизм, политеизм, монотеизм, ритуал, культ, реинкарнация.