Файл: М. А. Кузнецова огэ в году русский язык задания изложение.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 614
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
А. Ю. Кузнецов, А. С. Задорожная, М. А. Кузнецова
ОГЭ в году
РУССКИЙ ЯЗЫК
Задания —
(изложение, синтаксический анализ предложения и словосочетания, пунктуационный анализ,
орфографический анализ)
Рабочая тетрадь
Издание соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС)
Москва
Издательство МЦНМО
УДК ..:..
ББК ..
K
K
Кузнецов А. Ю., Задорожная А. С., Кузнецова М. А.
ОГЭ в году. Русский язык. Задания — (изложе- ние, синтаксический анализ предложения и словосоче- тания, пунктуационный анализ, орфографический ана- лиз). Рабочая тетрадь. — М.: МЦНМО, . — с.
ISBN ??
Эта книга предназначена для учащихся, которые готовятся к госу- дарственной итоговой аттестации. Она представляет собой первый вы- пуск серии «ОГЭ в году. Русский язык. Рабочая тетрадь» и содержит тренировочные тематические задания по позициям — (изложение,
синтаксический анализ предложения и словосочетания, пунктуацион- ный анализ, орфографический анализ).
Авторы книги являются разработчиками контрольных измеритель- ных материалов по русскому языку для основной и средней школы.
Пособие адресовано учащимся девятых классов, школьным учите- лям и репетиторам.
Издание соответствует Федеральному государственному образова- тельному стандарту (ФГОС).
ББК ..
Учебно-методическое пособие
Андрей Юрьевич Кузнецов, Анна Сергеевна Задорожная
Мария Андреевна Кузнецова
ОГЭ â 2021 ãîäó. Рóññêèé ÿçûê. Зàäàíèÿ —
(èçëîæåíèå, ñèíòàêñè÷åñêèé àíàëèç ïðåäëîæåíèÿ è ñëîâîñî÷åòàíèÿ, ïóíêòóàöèîííûé
àíàëèç, îðôîãðàôè÷åñêèé àíàëèç). Рàáî÷àÿ òåòðàäü
Подписано в печать ??.. г. Формат 70 × 90
/
. Бумага офсетная.
Печать офсетная. Печ. л. . Тираж ? экз. Заказ №
В соответствии с Федеральным законом № -ФЗ
от декабря года издание маркируется знаком
6
+
Издательство Московского центра непрерывного математического образования.
, Москва, Большой Власьевский пер., д. . Тел. () --.
Отпечатано в ООО «Типография „Миттель Пресс“». г. Москва, ул. Руставели, д. , стр. .
Тел./факс + () --, --. E-mail: mittelpress@mail.ru
Книги издательства МЦНМО можно приобрести в магазине «Математическая книга»,
г. Москва, Большой Власьевский пер., д. . Тел. () --. E-mail: biblio@mccme.ru
ISBN ??
© Кузнецов А. Ю., Задорожная А. С., Кузнецова М. А., .
© МЦНМО, .
Введение
Эта книга предназначена для учащихся, которые готовятся к государствен- ной итоговой аттестации. Она представляет собой первый выпуск серии «ОГЭ
в году. Русский язык. Рабочая тетрадь» и содержит тренировочные темати- ческие задания по позициям — (изложение, синтаксический анализ предло- жения и словосочетания, пунктуационный анализ, орфографический анализ).
Книга структурирована таким образом, чтобы учащийся имел возможность отработать блок заданий по определённой позиции и теме, увидев различные варианты формулировок экзаменационного вопроса. Решение подряд набора заданий по одной позиции также позволяет выявить наиболее сложные для учащегося темы и в дальнейшем сделать на них акцент при подготовке к эк- замену.
Особенность этой книги заключается в том, что, работая с ней, вы сможете эффективно подготовиться не только к решению типовых заданий, которые предлагаются в большинстве современных пособий, но и к выполнению более сложных и проблемных заданий, которые могут встретиться в экзаменацион- ных вариантах.
Мы надеемся, что наша книга окажется полезна также для учителей, что она станет в их руках действенным инструментом, который поможет повысить зна- ния учащихся, учесть ошибки и в итоге обеспечить им на экзамене отличный результат.
С отзывами и пожеланиями обращайтесь по адресу kuznetsow68@mail.ru.
С уважением,
авторы
Задание
Тематика по спецификации:
«Сжатое изложение прослушанного текста»
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микро-
темы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант
Всю свою жизнь люди чего-то желают, и по мере взросления человека его желания становятся всё более сложными и замысловатыми. Маленький Даня хочет просто большую красную машинку. А выросший Даниил Борисович меч- тает о семейном счастье и хочет найти себе прекрасную жену. Она должна быть красивой и умной, хорошо готовить и внимательно слушать все рассуждения мужа о том, что, в общем-то, и работу получше ему тоже очень бы хотелось.
Но после исполнения желания человек зачастую о нём забывает и тут же начинает хотеть чего-то ещё. Когда Даниил Борисович женится, он, вполне вероятно, через несколько лет после свадьбы уже и забудет о том, в чём именно состояла его мечта. Он привыкнет и к уму своей жены, и к её красоте. Переста- нет удивляться и радоваться этому. И начнёт мечтать о чём-то другом.
Но если всю свою жизнь мы будем бесконечно мечтать то об одном, то о другом, то о третьем, то когда же нам чувствовать себя счастливыми? На- верное, в этом и заключается секрет счастливых людей. Они умеют замечать,
как их желания исполняются, и всё время помнят о том, что когда-то то, что они сейчас имеют, было лишь невероятной мечтой.
(По материалам интернет-публикаций)
( слов)
Сжатое изложение прослушанного текста
Вариант
Сибирь живёт своей, неведомой остальной России жизнью. Помещиков здесь нет, потому и усадеб по дороге не встречается. Не увидите вы ни фабрик,
ни мельниц, ни постоялых дворов... Единственное, что по пути напоминает о человеке, — это верстовые столбы, подсказывающие расстояние.
Даже говорят в Сибири не так, как везде. Здесь клопы и тараканы не пол- зают, а ходят; путешественники не едут, а бегут. Спрашивают: «Куда, ваше благородие, бежишь?» Это значит: «Куда едешь?» А если нужно, чтоб тебя кто услышал, так нужно пореветь. «Реветь» здесь значит и кричать от боли,
и плакать, и звать на помощь. Потому и говорят, что в Сибири ревут не только медведи, но и воробьи и мыши. «Попалась кошке — и ревёт», — говорят про мышь.
Да и нравы здесь чудесные, традиции добрые. По всему тракту не слышно,
чтоб у проезжего что-нибудь украли. Я глубоко убеждён, что если бы я обронил в возке деньги, то нашедший их вольный ямщик возвратил бы мне их, не загля- нув даже в бумажник. О грабежах на дороге здесь не принято даже говорить.
Не слышно про них. А первый встречный всегда готов помочь. Если не словом,
то делом.
(По А. П. Чехову)
( слов)
Задание
Вариант
Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал,
узнал всё и обо всём, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал и знает несколько языков.
Однако это лишь заблуждение. Можно иметь всё это и быть неинтеллигент- ным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком. Потому что интеллигентность не толь- ко в знаниях, а в способности к пониманию другого, в умении сопереживать.
Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить,
вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя, не сорить руганью или дур- ными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!).
Я знал на русском Севере крестьян, которые не имели образования, но были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, бы- ли гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю,
и к чужой радости. Их интеллигентность заключалась в способности к пони- манию, к восприятию, в терпимом отношении к миру и к людям.
(По Д. С. Лихачёву)
( слова)
Сжатое изложение прослушанного текста
Вариант
Изобретательность, то есть способность человека находить нестандартные решения проблем, основана на его умении мыслить глубоко и оригинально,
творчески подходить к вопросу, видеть суть любой ситуации.
Традиционно изобретательность связывают с областью техники. Действи- тельно, в основе каждой технической новинки обычно лежит то или иное изобретение. Можно сказать, что без изобретательности невозможно ни одно значимое техническое достижение. При этом и в обычной жизни изобрета- тельность играет важную роль. Если человек изобретателен, он всегда сумеет найти неожиданное и при этом полезное применение обычным предметам,
сэкономив время и деньги при решении бытовых задач.
Чтобы развить в себе изобретательность, нужно постоянно копить знания и не бояться осваивать новые умения. Знания и умения, широкий кругозор —
основа изобретательности. Но этого мало. Необходимо в каждой ситуации на- учиться правильно, ясно и точно ставить цель, к которой стремишься. Нако- нец, нужно не лениться и постоянно тренировать свой ум в решении простых и сложных задач.
(По материалам интернет-публикаций)
( слово)
Задание
Вариант
Один из самых главных промыслов в Архангельске — рыбная ловля. И это не случайно. Суровые климатические условия севера не позволяют развивать в этих местах сельское хозяйство. А вот рыбы здесь много, и она самая разно- образная: и треска, и камбала, и даже палтус.
Настоящий праздник наступает для рыбаков весной. В это время крупная рыба огромной массой идёт к берегам для нереста (то есть для метания ик- ры). Ловят её на мелкую рыбёшку, которая называется мойвой. Весенний улов в Архангельске самый богатый и значимый для местных жителей.
Осенний улов, длящийся с августа по октября, гораздо скуднее весенне- го. Правда, и требует он от рыбаков гораздо меньшего напряжения. Идти на промысел осенью имеет смысл только днём, а ночью можно отдыхать. Связано это с тем, что ночью вокруг снастей собираются стаи акул. В темноте рыба- ки не имеют никакой возможности избавиться от них. А между тем если их не отгонять, то хищники эти съедают всю пойманную рыбу прямо с крючка,
оставляя рыбаков ни с чем.
(По В. В. Суслову)
( слов)
Сжатое изложение прослушанного текста
Вариант
Нам порой тяжело сразу ответить на вопрос, что такое благодарность. Каза- лось бы, ну что здесь неясного? Однако глубинный смысл этого понятия часто скрыт от нас. А между тем благодарность — одна из самых главных человече- ских добродетелей.
Требовать благодарности, рассчитывать на неё — глупость. Ведь чувство не монета, да и стоимости как таковой не имеет. Представьте только, если бы можно было точно связать размер этого чувства с объёмом совершённого доб- рого дела. Вот, допустим, уступили вы место в автобусе, вам за это благодарны.
А вы подходите и говорите: «Почему это вы мне только немного благодарны?
Я, когда вам уступал, думал, что вы мне будете очень-очень благодарны! А ну вставайте с моего места!» Разве останется после этого дело, которое вы сдела- ли, надеясь на «оплату» благодарностью, добрым?
С другой стороны, не быть благодарным в ответ на проявленную к тебе доброту унизительно. Прежде всего потому, что тебе за это ничего не будет.
Ты не получишь штраф или выговор от начальства. Ведь благодарность нельзя назвать обязанностью, узаконенным долгом перед тем, кто сделал тебе добро.
Благодарность — долг перед самим собой, и, если ты не захотел отдать этот долг, значит, ты унизил сам себя.
(По материалам интернет-публикаций)
( слова)
Задание
Вариант
Всё, что мы знаем о прошлом народов Земли, мы узнали, изучая историче- ские памятники. Историческими памятниками называют сооружения и пред- меты, которые имеют историческую и культурную ценность. Историческими памятниками могут оказаться обыкновенные глиняные черепки или листочки пожелтевшей от времени бумаги. По ним учёные узнают, как жили люди сотни,
а то и тысячи лет назад.
Исторические памятники окружают нас со всех сторон. Во многих городах рядом с высокими новыми домами можно увидеть сохранившиеся с давних времён небольшие домики или ветхие церквушки, на которых висит таблич- ка: «Памятник архитектуры. Охраняется государством». А старинные книги,
монеты или посуду мы можем обнаружить прямо в земле около дома или на чердаке какого-нибудь старого здания.
Предметы и сооружения, имеющие историческую ценность, могут быть гро- мадными, как египетские пирамиды, а могут быть очень маленькими. Даже стеклянная бусинка, найденная при раскопках, способна поведать об очень важном. Например, о том, что тысячи лет назад люди умели делать стекло.
Поэтому все, даже самые маленькие, осколки древности люди бережно хранят и тщательно исследуют.
(По материалам энциклопедии
«Что такое? Кто такой?»)
( слов)
Сжатое изложение прослушанного текста
Вариант
О том, что Земля круглая, а не плоская, сегодня знает почти каждый ребё- нок. А вот несколько столетий назад об этом догадывались немногие. Боль- шинство учёных доказывало обратное. Если Земля круглая, утверждали они,
то, значит, половина людей ходит вверх ногами, а этого быть не может. И как удержатся на её обратной стороне корабли?
Разрешила все эти сомнения экспедиция Магеллана
, совершившая первое кругосветное путешествие. В плавание ушло пять кораблей, вернулся же толь- ко один. Но корабль, обогнувший Землю, не оторвался от неё, как пророчили многие, а приплыл домой. Так было доказано, что Земля круглая.
В эпоху первых космических полётов люди своими глазами увидели, что с большой высоты Земля выглядит выпуклой, как перевёрнутая вверх дном тарелка. Если же подняться ещё выше и взглянуть на неё, например, с Луны,
то наша планета будет похожа на голубой шар. Современные же учёные утвер- ждают, что, строго говоря, правильным шаром Землю назвать нельзя. Из-за суточного вращения она немного сплюснута с полюсов. Кроме того, её форму искажают материки и океанические приливы.
(По Ю. Ф. Авдееву и В. Л. Горькову)
( слов)
При диктовке учащимся следует сообщить, как пишется эта фамилия.