Файл: 1. Государственная служба.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.Понятие, основные принципы исполнительной власти.

План

1.Понятие исполнительной власти.

2.Управление, его социальное значение и роль в обществе.

3.Субъекты и объекты государственного управления.
В соответствии с конституционным принципом разделения властей, исполнительная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Ее основное назначение - организация практического исполнения Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Содержание исполнительной власти составляет исполнительно-распорядительная деятельность по непосредственному управлению всеми общественно значимыми сторонами жизни государства. Эта деятельность является подзаконной: она должна осуществляться только на основе и во исполнение законов. Реализуя веления законов, исполнительная власть имеет возможность осуществлять определенные действия по собственной инициативе, т.е. распоряжаться. Исходя из конкретных ситуаций и требований законов, она может обязывать путем одностороннего властного волеизъявления к совершению определенных действий и применять административное принуждение. Отсюда исполнительная власть - это власть, которая не только исполняет законы, но и распоряжается в пределах предоставленных ей законом полномочий.

Основными формами этой исполнительно-распорядительной деятельности являются:

-издание правовых актов управления;

-использование распорядительных и контрольных полномочий;

-заключение административных договоров;

-проведение организационных мероприятий.

В институциональном плане исполнительная власть имеет иерархическую структуру, которая включает:

-органы исполнительной власти и организационно-правовые отношения между ними (отношения субординации, координации, контроля и т.д.);

-корпус государственных служащих;

-юридическую структуру, которая представлена системой норм, определяющих различную по объему компетенцию органов и должностных лиц.

Иерархическая структура - организационная основа исполнительной власти
, механизм действия которой предполагает реализацию властных полномочий в рамках определенной административной процедуры. Эти властные полномочия, характеризующие иерархическую подчиненность, представлены целым спектром административных правомочий, среди которых выделяются:

-право решать, т.е. определять содержание деятельности, осуществлять волевой акт с целью позитивного или негативного решения проблемы;

-право командовать, т.е. отдавать обязательные к исполнению распоряжения;

-право назначать;

-право осуществлять легитимное принуждение;

-право замещать, т.е. возможность действовать вместо нижестоящей инстанции, когда ее деятельность осуществляется неправильно;

-право отменять акты нижестоящей инстанции в случае их незаконности или нецелесообразности;

-право расходовать вверенные ресурсы;

-право контролировать деятельность нижестоящей инстанции;

-право разрешать конфликты между нижестоящими по вопросам их прав и компетенции.

Государственно-властные полномочия исполнительной власти осуществляются в рамках административной процедуры и призваны обеспечить реализацию ее функций. Административная процедура предоставляет собой определенный порядок осуществления властной деятельности органов исполнительной власти по решению управленческих проблем и разрешению конкретных индивидуальных дел. Она может регулировать, например, порядок издания правовых актов управления, порядок оформления пенсий, рассмотрения обращений граждан и т.д. Сущность исполнительной власти, выражающаяся в оперативном повседневном распорядительстве и исполнительской роли в государственном управлении, раскрывается через ее многообразные функции.

К основным функциям этой ветви государственной власти относятся:

-осуществление управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;

-административное нормотворчество (подзаконодательное регулирование);

-административное правоприменение, осуществляется в двух формах:

-оперативно-исполнительная деятельность, выражающаяся в реализации предписаний правовых норм и позитивном регулировании с помощью индивидуальных правовых актов;

-юрисдикционная деятельность, осуществляемая административными средствами и направленная на разрешение управленческих конфликтов, охрану правовых норм от каких бы то ни было нарушений, обеспечение их исполнения и профилактику правонарушений;



-административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил в целях обеспечения правопорядка и законности в государственном управлении (инспектирование и проведение расследований);

-осуществление разрешительной политики государства (лицензирование, регистрация, сертификация);

-непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества и охрана правопорядка (полицейская функция);

-информационное обеспечение органов государственной власти и информационно-аналитическая деятельность.

Функции исполнительной власти реализуются через конкретные функции ее органов и их соответствующие полномочия.

Управление — свойство внутренне присущее обществу на любой ступени его развития. Оно имеет всеобщий характер и вытекает

•из системной природы общества,

•из общественного, коллективного труда людей.

Социальное управление рассматривается как вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности.

Сущность социального управления связана с весьма неоднозначным смыслом, вкладываемым в понятие «социальное». Как известно, это понятие рассматривается и в широком смысле, когда им охватываются все существующие в обществе явления и процессы, во всех сферах (тождественно понятию «общественное»), и в узком смысле как охватывающее явления и процессы, относящиеся лишь к одной сфере общественной жизни – социальной, аккумулирующей в себе экономические, политические и другие сферы.

Соответственно разный смысл придается и социальному управлению: управление в любых общественных системах или разновидность управленческой деятельности, воздействующая на явления и процессы лишь социальной сферы общественной жизни.

Социальным управлением может именоваться вся совокупность видов управленческой деятельности, относящихся к разным сферам общественной жизни, то же, но уже в широком смысле тождественным понятию «управление общественными системами и процессами».

В узком значении социальное управление определяется, как процесс воздействия на социальную среду для достижения поставленных целей, в широком – сфера деятельности людей.

Выделим основные признаки социального управления, применяемые в социальной деятельности.

Общие характеристики социального управления:


-существует при наличии совместной деятельности людей или общностей;

-обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;

-направлено на достижение определенной управленческой цели;

-характеризуется наличием субъекта и объекта управления;

-субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;

-объект управления подвластен субъекту, сознательно‑волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;

-реализуется в рамках определенного механизма.

Виды социального управления:

-государственное;

-местное (муниципальное);

-общественное самоуправление;

Элементы социального управления:

-субъект управления;

-объект управления;

-управленческие связи (прямые и обратные).

Стадии процесса управления:

-анализ управленческой ситуации;

-выработка и принятие решения;

-организация и исполнение решения;

-контроль выполнения;

-подведение итогов, внесение коррективов.

Прежде всего, необходимость социального управления обусловлена фактом разделения труда в группах людей, крупных коллективах (ассоциациях), в масштабе государства, а также потребностью его кооперации. Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом общего труда, существования и развития общества.

Управленческая деятельность призвана обслуживать реализацию целей и функций управления, обеспечивать подготовку и проведение в жизнь управленческих решений. Ее можно определить как набор (совокупность) выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств целесообразных поступков и действий человека в сфере управления.

Субъектами государственного управления являются физические и юридические лица (организации), которые управляют или участвуют в управлении в качестве субъектов управленческих отношений. Граждане (россияне, иностранцы, лица без гражданства) и общественные объединения могут выступать в качестве участников и, следовательно, субъектов управленческих отношений с государственными органами исполнительной власти, а государственные органы, их структурные подразделения и служащие – как управляющие субъекты в административно—правовых отношениях друг с другом в любых соотношениях, а также в отношениях с общественными объединениями и гражданами.


Объектами государственного управления могут выступать различные стороны административно—правового статуса граждан и их общественных объединений (действия, бездействие, права, обязанности, ответственность), а также различные стороны деятельности социально—культурных и иных учреждений, предприятий и их объединений (акционерные общества, холдинговые компании, финансово—промышленные группы, естественные монополии, закрытые административно—территориальные образования и др.).

В пределах полномочий, установленных законом, субъекты управления применяют различные средства, имеющиеся в их распоряжении: экономические, политические, идеологические. С целью ускоренного развития какой—либо отрасли, определенного объекта устанавливаются предпочтения для нее, предоставляются государственные или муниципальные инвестиции.

Государство (путем судебного решения) может запретить политическую партию, запретить пропаганду экстремистской идеологии и т. д. Используются различные способы поощрений, разрешений, требований, запретов, за невыполнение может быть установлена ответственность. Этими средствами направляется деятельность людей и их коллективов.

Те или иные органы и должностные лица могут применять только такие средства государственного управления, которые разрешены им законом. Различные виды органов и должностные лица используют неодинаковые способы государственного управления и каждый из них – те способы и в тех рамках, которые установлены соответствующим правовым актом.
Задача
Капитан полиции Зубков, проходя вечером через Лефортовский парк, увидел троих мужчин, распивавших спиртные напитки на скамейке. Зубков сделал им замечание. В ответ один из них, гражданин Петров, нецензурно выругался в адрес Зубкова и бросил в него пустой бутылкой. Зубков подошел к компании и, ударив Петрова, принял меры, к его задержанию, остальные убежали. В ОВД выяснилось, что гражданин Петров-военнослужащий, офицер. Начальник ОВД задержал Петрова на 24 часа и подверг штрафу. Каков характер мер, принятых Зубковым и начальник ОВД? Составьте логически правильную и юридически обоснованную оценку действий по разрешению данной ситуации.

РЕШЕНИЕ

Из условия задачи видно, что по отношению к гражданину Петрову была выбрана административная мера пресечения в виде административного ареста и штрафа, что недопустимо, т.к. гражданин Петров является офицером РА. Согласно п. 2.5 КоАП РФ «Административная ответственность военнослужащих граждан, прибывших на военные сборы, и лиц имеющие специальные звания» ч.1. за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и