ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.Понятие, основные принципы исполнительной власти.
План
1.Понятие исполнительной власти.
2.Управление, его социальное значение и роль в обществе.
3.Субъекты и объекты государственного управления.
В соответствии с конституционным принципом разделения властей, исполнительная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Ее основное назначение - организация практического исполнения Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.
Содержание исполнительной власти составляет исполнительно-распорядительная деятельность по непосредственному управлению всеми общественно значимыми сторонами жизни государства. Эта деятельность является подзаконной: она должна осуществляться только на основе и во исполнение законов. Реализуя веления законов, исполнительная власть имеет возможность осуществлять определенные действия по собственной инициативе, т.е. распоряжаться. Исходя из конкретных ситуаций и требований законов, она может обязывать путем одностороннего властного волеизъявления к совершению определенных действий и применять административное принуждение. Отсюда исполнительная власть - это власть, которая не только исполняет законы, но и распоряжается в пределах предоставленных ей законом полномочий.
Основными формами этой исполнительно-распорядительной деятельности являются:
-издание правовых актов управления;
-использование распорядительных и контрольных полномочий;
-заключение административных договоров;
-проведение организационных мероприятий.
В институциональном плане исполнительная власть имеет иерархическую структуру, которая включает:
-органы исполнительной власти и организационно-правовые отношения между ними (отношения субординации, координации, контроля и т.д.);
-корпус государственных служащих;
-юридическую структуру, которая представлена системой норм, определяющих различную по объему компетенцию органов и должностных лиц.
Иерархическая структура - организационная основа исполнительной власти
, механизм действия которой предполагает реализацию властных полномочий в рамках определенной административной процедуры. Эти властные полномочия, характеризующие иерархическую подчиненность, представлены целым спектром административных правомочий, среди которых выделяются:
-право решать, т.е. определять содержание деятельности, осуществлять волевой акт с целью позитивного или негативного решения проблемы;
-право командовать, т.е. отдавать обязательные к исполнению распоряжения;
-право назначать;
-право осуществлять легитимное принуждение;
-право замещать, т.е. возможность действовать вместо нижестоящей инстанции, когда ее деятельность осуществляется неправильно;
-право отменять акты нижестоящей инстанции в случае их незаконности или нецелесообразности;
-право расходовать вверенные ресурсы;
-право контролировать деятельность нижестоящей инстанции;
-право разрешать конфликты между нижестоящими по вопросам их прав и компетенции.
Государственно-властные полномочия исполнительной власти осуществляются в рамках административной процедуры и призваны обеспечить реализацию ее функций. Административная процедура предоставляет собой определенный порядок осуществления властной деятельности органов исполнительной власти по решению управленческих проблем и разрешению конкретных индивидуальных дел. Она может регулировать, например, порядок издания правовых актов управления, порядок оформления пенсий, рассмотрения обращений граждан и т.д. Сущность исполнительной власти, выражающаяся в оперативном повседневном распорядительстве и исполнительской роли в государственном управлении, раскрывается через ее многообразные функции.
К основным функциям этой ветви государственной власти относятся:
-осуществление управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;
-административное нормотворчество (подзаконодательное регулирование);
-административное правоприменение, осуществляется в двух формах:
-оперативно-исполнительная деятельность, выражающаяся в реализации предписаний правовых норм и позитивном регулировании с помощью индивидуальных правовых актов;
-юрисдикционная деятельность, осуществляемая административными средствами и направленная на разрешение управленческих конфликтов, охрану правовых норм от каких бы то ни было нарушений, обеспечение их исполнения и профилактику правонарушений;
-административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил в целях обеспечения правопорядка и законности в государственном управлении (инспектирование и проведение расследований);
-осуществление разрешительной политики государства (лицензирование, регистрация, сертификация);
-непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества и охрана правопорядка (полицейская функция);
-информационное обеспечение органов государственной власти и информационно-аналитическая деятельность.
Функции исполнительной власти реализуются через конкретные функции ее органов и их соответствующие полномочия.
Управление — свойство внутренне присущее обществу на любой ступени его развития. Оно имеет всеобщий характер и вытекает
•из системной природы общества,
•из общественного, коллективного труда людей.
Социальное управление рассматривается как вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности.
Сущность социального управления связана с весьма неоднозначным смыслом, вкладываемым в понятие «социальное». Как известно, это понятие рассматривается и в широком смысле, когда им охватываются все существующие в обществе явления и процессы, во всех сферах (тождественно понятию «общественное»), и в узком смысле как охватывающее явления и процессы, относящиеся лишь к одной сфере общественной жизни – социальной, аккумулирующей в себе экономические, политические и другие сферы.
Соответственно разный смысл придается и социальному управлению: управление в любых общественных системах или разновидность управленческой деятельности, воздействующая на явления и процессы лишь социальной сферы общественной жизни.
Социальным управлением может именоваться вся совокупность видов управленческой деятельности, относящихся к разным сферам общественной жизни, то же, но уже в широком смысле тождественным понятию «управление общественными системами и процессами».
В узком значении социальное управление определяется, как процесс воздействия на социальную среду для достижения поставленных целей, в широком – сфера деятельности людей.
Выделим основные признаки социального управления, применяемые в социальной деятельности.
Общие характеристики социального управления:
-существует при наличии совместной деятельности людей или общностей;
-обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;
-направлено на достижение определенной управленческой цели;
-характеризуется наличием субъекта и объекта управления;
-субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;
-объект управления подвластен субъекту, сознательно‑волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;
-реализуется в рамках определенного механизма.
Виды социального управления:
-государственное;
-местное (муниципальное);
-общественное самоуправление;
Элементы социального управления:
-субъект управления;
-объект управления;
-управленческие связи (прямые и обратные).
Стадии процесса управления:
-анализ управленческой ситуации;
-выработка и принятие решения;
-организация и исполнение решения;
-контроль выполнения;
-подведение итогов, внесение коррективов.
Прежде всего, необходимость социального управления обусловлена фактом разделения труда в группах людей, крупных коллективах (ассоциациях), в масштабе государства, а также потребностью его кооперации. Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом общего труда, существования и развития общества.
Управленческая деятельность призвана обслуживать реализацию целей и функций управления, обеспечивать подготовку и проведение в жизнь управленческих решений. Ее можно определить как набор (совокупность) выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств целесообразных поступков и действий человека в сфере управления.
Субъектами государственного управления являются физические и юридические лица (организации), которые управляют или участвуют в управлении в качестве субъектов управленческих отношений. Граждане (россияне, иностранцы, лица без гражданства) и общественные объединения могут выступать в качестве участников и, следовательно, субъектов управленческих отношений с государственными органами исполнительной власти, а государственные органы, их структурные подразделения и служащие – как управляющие субъекты в административно—правовых отношениях друг с другом в любых соотношениях, а также в отношениях с общественными объединениями и гражданами.
Объектами государственного управления могут выступать различные стороны административно—правового статуса граждан и их общественных объединений (действия, бездействие, права, обязанности, ответственность), а также различные стороны деятельности социально—культурных и иных учреждений, предприятий и их объединений (акционерные общества, холдинговые компании, финансово—промышленные группы, естественные монополии, закрытые административно—территориальные образования и др.).
В пределах полномочий, установленных законом, субъекты управления применяют различные средства, имеющиеся в их распоряжении: экономические, политические, идеологические. С целью ускоренного развития какой—либо отрасли, определенного объекта устанавливаются предпочтения для нее, предоставляются государственные или муниципальные инвестиции.
Государство (путем судебного решения) может запретить политическую партию, запретить пропаганду экстремистской идеологии и т. д. Используются различные способы поощрений, разрешений, требований, запретов, за невыполнение может быть установлена ответственность. Этими средствами направляется деятельность людей и их коллективов.
Те или иные органы и должностные лица могут применять только такие средства государственного управления, которые разрешены им законом. Различные виды органов и должностные лица используют неодинаковые способы государственного управления и каждый из них – те способы и в тех рамках, которые установлены соответствующим правовым актом.
Задача
Капитан полиции Зубков, проходя вечером через Лефортовский парк, увидел троих мужчин, распивавших спиртные напитки на скамейке. Зубков сделал им замечание. В ответ один из них, гражданин Петров, нецензурно выругался в адрес Зубкова и бросил в него пустой бутылкой. Зубков подошел к компании и, ударив Петрова, принял меры, к его задержанию, остальные убежали. В ОВД выяснилось, что гражданин Петров-военнослужащий, офицер. Начальник ОВД задержал Петрова на 24 часа и подверг штрафу. Каков характер мер, принятых Зубковым и начальник ОВД? Составьте логически правильную и юридически обоснованную оценку действий по разрешению данной ситуации.
РЕШЕНИЕ
Из условия задачи видно, что по отношению к гражданину Петрову была выбрана административная мера пресечения в виде административного ареста и штрафа, что недопустимо, т.к. гражданин Петров является офицером РА. Согласно п. 2.5 КоАП РФ «Административная ответственность военнослужащих граждан, прибывших на военные сборы, и лиц имеющие специальные звания» ч.1. за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и