Файл: Сатирический мир в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Работу Царегородцев Борис.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сатирический мир в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Работу выполнил: Царегородцев Борис
Смысл
• Роман "Мастер и Маргарита", которым М. А. Булгаков бросил вызов не только русской, но и мировой традиции, сам писатель называл своим "закатным", итоговым произведением. Именно с этим романом теперь отождествляется имя и творческое кредо этого выдающегося художника. Несмотря на то что "закатный роман" Булгакова тесно связан со всем предыдущим творчеством писателя, он является ярким и самобытным произведением, свидетельствующим о том, что автор искал новые художественные пути решения волновавших его проблем. Роман "Мастер и Маргарита" отличается жанровым своеобразием: его можно назвать одновременно и фантастическим, и философским, и любовно-лирическим, и сатирическим. Этим обусловлена и необычная художественная организация произведения, в котором перед нами открываются как бы три мира, которые, существуя отдельно, в то же время тесно переплетаются и взаимодействуют друг с другом.
Сатирический мир
• мир, в котором описаны события 20-30-х годов XX века. В центре его трагическая судьба талантливого писателя - Мастера, силой воображения "угадавшего" вечные истины, но не востребованного обществом и гонимого им. Писатель Константин
Симонов отмечал, что при чтении "Мастера и Маргариты"
"людям старших поколений сразу бросается в глаза, что главным полем для сатирических наблюдений Булгакова послужила московская обывательская, в том числе окололитературная и околотеатральная, среда конца 20-х годов, с ее, как тогда говорили, "отрыжками нэпа"".
Москва
• В романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" большинство глав посвящено описанию событий, происходящих в Москве. Именно туда прибывает сатана Воланд и его свита. М.А.
Булгаков не оставляет город неизвестным, не называет его городом N, а дает точное местоположение: город Москва, символизирующий всю Россию того времени.
Смысл мира
• Для жителей Москвы характерным является стремление получить большое количество денег, обрести материальное благополучие. Председатель жилтоварищества Босой берет взятку у Коровьева, а в ходе расследования по поводу того, как у него оказалась валюта, признается в том, что он принял взятку не в первый раз, что все в домуправлении этим грешат. Аннушка, нашедшая подкову с алмазами, начинает думать о том, как извлечь из этой находки выгоду. Поплавский приехал в
Москву, чтобы получить наследство от покойного Берлиоза, на которого ему было все равно. Буфетчик Соков приходит к Воланду с жалобой на то, что покупатели дали ему фальшивые деньги, хотя у него у самого огромные денежные сбережения.
Даже и тут есть
• М.А. Булгаков показывает, что и в московском мире есть свои Иуды: это Алоизий Могарыч, который пошел на предательство для того, чтобы получить комнаты Мастера. В обществе москвичей царят жестокость, лживость, равнодушие. Варенуха оказывается наказанным за свою ложь и грубость по телефону.
Внешний вид Москвы
• Москва и москвичи в «Мастер и Маргарита» довольно сильно контрастируют с мастером и его внутренним миром. При этом, практически нет различий с людьми Ершалаима. И сейчас, и две тысячи лет назад, люди все так же желали обогащения, шли на поводу толпы и стремились не пропустить зрелища.
• В московских главах и гастролях Воланда москвичи поддаются на искушения и ведут себя так, как и ожидает Воланд. Как ни странно, его это совсем нее радует, даже наоборот,
«темных дел мастер» грустно взирает на то, как сходит с ума казавшаяся приличной публика варьете.
Пороки
• Господа вызываются в драку за падающие деньги, приличные благовоспитанные дамы бросаются надевать невиданные заморские платья, которые окажутся иллюзией. При чем. Где то на уровне подсознания люди осознают, что все это проделки умелого фокусника, но все равно идут на поводу своих желаний.
• Михаил Булгаков в своем фантасмагорическом романе удивительно виртуозно чередует бытовые сцены с монументальными сценами Ершалаима и бала Воланда. Так, летящая Маргарита заглядывает в окно коммунальной кухни, где за не вовремя выключенный свет ссорятся женщины. Мистическое сплетается с реальными ежедневными событиями, образы дьявола и его свиты теряются в толпе обычных москвичей.
Пожалуй, словами Воланда с ноткой грусти «Люди как люди, такие же, как и раньше» говорит о жителях
Москвы сам автор.
Заключение
• В романе «Мастер и Маргарита» Москва 30 годов выступает основным местом действия. Город и его герои не только становятся фоном для событий романа, но и принимают участие в нем.
• В изображении города Михаил Булгаков использует и сатиру, и юмор, осуждение и теплые ноты.
• Здесь живет и творит мастер, здесь он встречает Маргариту, которая станет его «тайной женой и музой». Сюда прибывает Воланд, чтобы раскрыть москвичам глаза на их низменные желания.
Москва в романе «Мастер и Маргарита» будто выступает отдельным персонажем. Она живет, дышит сиренью и «абрикосовой водой», меняет свое настроение вместе с героями.