Файл: Глобализация процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Социология
Вариант 18
1. Понятие глобализации как социального явления
В современном мире мы наблюдаем специфический социальный процесс, в который включено большинство государств. Современники появление термина "глобализация" связывают с именем американского социолога Р. Робертсона, который в 1985 году дал толкование понятию "глобализация". А в 1992 г. изложил основы своей концепции в книге. Глобализация - по Р. Робертсону - процесс всевозрастающего воздействия на социальную действительность отдельных стран различных факторов международного значения: экономических и политических связей, культурного и информационного обмена и т.п. Отсюда видно, что глобализация — это явление социальное.
Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.
Интеграция означает все более тесные взаимодействия и взаимозависимости в экономической, политической, культурной сферах различных стран, регионов планеты, в которые активно включены и отдельные индивиды. Важнейшей характеристикой глобализации является экономическая интеграция. В экономической сфере отмечается прогрессирующая тенденция к нивелированию государственных границ, повышению роли транснациональных экономических компаний, формированию единых общемировых товарного и финансового рынков.
Универсализация — это появление все большего количества общих ценностей, норм, стандартов в различных сферах жизни. Примером универсализации является вестернизация, под которой понимается процесс заимствования западных, прежде всего североамериканских, ценностей и образа жизни, который происходит в политике, экономике и культуре. Наиболее очевидно вестернизация проявляется в массовой культуре: американские фильмы и сериалы смотрят во всем мире; большой популярностью пользуются голливудские актеры и режиссеры; американская кинопремия «Оскар» является самой престижной среди аналогичных премий в области киноискусства и т.п. Универсализации (вестернизации) в немалой степени способствует и превращение английского языка в язык мирового общения.
Интеграция и универсализация являются двумя взаимосвязанными процессами, так как взаимодействие возможно лишь тогда, когда есть нечто общее. Поэтому не случайно условием успешной международной торговли является единая система стандартов, требований к качеству продукции. Предприятие, ставящее перед собой цель выйти на мировой рынок, стремится получить международный сертификат качества. При этом взаимодействие стран и регионов неизбежно приводит к все большему сближению их ценностей, стилей жизни и таким путем к универсализации.
Ярким примером интеграции является Всемирная электронная паутина — Интернет, позволяющая установить мгновенный контакт с любым пользователем в любой точке Земного шара; иметь доступ практически к безграничному объему информации; вести бизнес без территориального ограничения, продавать и покупать практически любой товар и значительное количество услуг, не выходя из дома; полнее реализоваться индивиду как актору в общественно-политическом процессе.
Происходит постепенное преобразование мирового пространства в единую зону, где свободно перемещаются капиталы, товары, услуги, новые идеи, развиваются современные институты и механизмы их взаимодействия. Процессы глобализации существенно влияют на развитие международных экономических, политических и финансовых отношений. Нет сомнений в том, что глобализация станет доминирующим фактором цивилизационного развития мира. Глобализация является характерной чертой процессов изменения структуры мирового хозяйства, понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, путём включения в мировой рынок и тесного переплетения экономики на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики — геоэкономики и её инфраструктуры, уменьшение влияния государственного суверенитета, которое являлось главным действующим лицом международных отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем.
Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.
Взгляды на истоки глобализации являются дискуссионными. Историки рассматривают этот процесс как один из этапов развития капитализма. Экономисты ведут отсчёт от транснационализации финансовых рынков. Политологи делают упор на распространение демократических организаций. Культурологи связывают проявление глобализации с вестернизацией культуры, включая американскую экономическую экспансию. Имеются информационно-технологические подходы к объяснению процессов глобализации. Различается политическая, социокультурная и экономическая глобализация. В качестве субъекта глобализации выступает регионализация, дающая мощный кумулятивный эффект формирования мировых полюсов экономического и технологического развития.
Впервые слово «глобализация» (в значении «интенсивная международная торговля») употреблял Карл Маркс, который в одном из писем Фридриху Энгельсу конца 1850-х гг. писал: «Теперь мировой рынок существует на самом деле. С выходом Калифорнии и Японии на мировой рынок глобализация свершилась».
Глобализация не является абсолютно новым явлением. Его истоки можно найти еще в древности. Как пишет Глоба, П. П, наиболее древним представлением, связанным с понятием глобализации, было представление о существовании первопредка, а значит, родовой системе взаимосвязи людей между собой во времени. Это позволяло гармонизировать психологический аспект взаимоотношений между людьми, особенно внутри рода, племени, этноса. Еще одним представлением глобального характера является представление единства в Боге. А Г. Гегель ввел в своей философии понятия мирового разума или мирового духа, подразумевая под этим элемент божественного начала в бытии мироздания. В высказываниях китайского философа Конфуция имеется представление о всеобщих законах Неба, которым должны подчиняться все люди, и которые являются основой стабильного существования общества. Широкий философский анализ, с позиции материалистического воззрения, в формировании социальных условий для возникновения феномена глобализации в мировоззрении человека осуществлен в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, П. А. Кропоткина, а исследование феномена глобализации в его приближающемся к современности варианте, сопряженное со смысловой, понятийной мировоззренческой идентификацией человека, произвел В. И. Ленин. Маркс подчеркивает, что взаимодействие — это первое, что возникает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю в целом. Он критиковал более ранних философов за недостаточное внимание, уделяемое общественным отношениям. Философ и ученый К. Циолковский в духе русского космизма рассматривал нашу цивилизацию как единый организм, как некое единое, целостное образование, имеющее несколько стадий. Сначала эмбриональная стадия - возникновение, жизнь и развитие человечества на Земле. Выход в околоземный космос — это вторая фаза эволюции человечества.
2. Агенты, институты и механизмы социализации
Социализация – процесс формирования личности, в ходе которого индивид усваивает умения, образцы поведения и установки, свойственные его социальной роли. Данный процесс не следует понимать как механическое перенесение извне вовнутрь, поскольку в ходе социализации человек преобразует ценности своего окружения в свои собственные
Социализация включает в себя как стихийное, так и целенаправленное воздействие. В последнем случае это воспитание, которое противопоставляется собственно социализации.
Процесс социализации проходит стадии, которые называют еще основными жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость и старость. По степени достижения результата или завершенности процесса социализации можно выделить начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую два других периода.
Существует два понимания социализации:
1) социализация может рассматриваться как процесс усвоения социальных норм, в ходе которого индивид превращает внешние нормы, навязанные ему окружением, во внутренние, которым он подчиняется добровольно. Другими словами, личность делает нормы частью своего «я»;
2) социализация может рассматриваться также как важная составляющая социального взаимодействия: индивиды стремятся повысить самооценку, приводя свои действия в соответствие с ожиданиями других, и благодаря этому стремлению они социализируются.
Выделяются следующие стадии социализации:
1) первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает);
2) стадия индивидуализации (проявляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения характеризуется как промежуточная социализация, так как мировоззрение и характер подростка пока еще неустойчивы. Юношеский возраст (18–25 лет) характеризуется как устойчиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности;
3) стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом.
В обратном случае невозможны следующие исходы:
а) сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий с людьми и обществом;
б) изменение себя;
в) конформизм, внешнее соглашательство, адаптация;
4) трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность;
5) послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный
вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Социализация - совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать как равноправному члену общества.
Агенты социализации - те, кто проводит социализацию индивида, конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей и институтами социализации. Так как социализация подразделяется на два вида — первичную и вторичную, агенты и институты социализации так же делятся на первичные и вторичные.
Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин «первичная» относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.
Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин «вторичная описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.
Первичная социализация — сфера межличностных отношений, вторичная — сфера социальных отношений. Агент первичной социализации выполняет множество функций, а вторичной социализации выполняют одну-две функции.
Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. В зависимости от вида социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации. Первичные институты социализации – это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты – это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.
Процесс социализации состоит из нескольких этапов и стадий.
1. Стадия адаптации (рождение – подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
2. Появление желания выделить себя среди других – стадия идентификации.
3. Стадия интеграции, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.
4. Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.
5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.