Файл: Правовая политика в сфере обеспечения духовнонравственной безопасности в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 182

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Институт права

(наименование института полностью)
Кафедра «Конституционное и административное право»

(наименование)

40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности

(код и наименование направления подготовки)

Государственно-правовая

(направленность (профиль) / специализация)


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИННАЯ РАБОТА

(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)
на тему Правовая политика в сфере обеспечения духовно-нравственной безопасности в Российской Федерации


Обучающийся

Н.А. Егорова

(И.О. Фамилия)


(личная подпись)

Руководитель

к.ю.н., доцент А.Н. Станкин

(ученая степень (при наличии), ученое звание (при наличии), Инициалы Фамилия)


Тольятти 2023

Аннотация

Актуальность темы исследования заключается в том, что в современных условиях, когда традиционные ценности подвергаются разрушительному воздействию, духовно-нравственная безопасность находится под угрозой. В этих условиях вопросы обеспечения духовно-нравственной безопасности приобретают особую значимость и требуют дополнительного исследования в целях выработки мер, направленных на совершенствование механизмов защиты исторической правды, традиционной семьи, а также иных традиционных ценностей.

Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся по поводу обеспечения духовно-нравственной безопасности в Российской Федерации.

Предмет исследования – нормы отечественного законодательства, а также материалы периодической печати и судебной практики, благодаря которым можно провести всестороннее исследование по теме «правовая политика в сфере обеспечения духовно-нравственной безопасности в Российской Федерации».


Цель исследования – провести анализ современной политики в сфере обеспечения духовно-нравственной безопасности Российской Федерации, на основе которого будут выявлены актуальные проблемы и предложены рекомендации по совершенствованию законодательства в данной сфере.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, а также списка используемой литературы и используемых источников.

Оглавление





Введение 4

Глава 1 Понятие, признаки и место духовно-нравственной безопасности в системе интересов национальной безопасности 7

1.1 Общие положения системы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации 7

1.2 Понятие и принципы духовно-нравственной безопасности 15

Глава 2 Механизм обеспечения духовно-нравственной безопасности 23

2.1 Конституционно-правовые гарантии обеспечения духовно-нравственной безопасности 23

2.2 Организационные основы обеспечения духовно-нравственной безопасности 32

2.3 Ответственность как элемент механизма обеспечения духовно-нравственной безопасности 39

Заключение 63

Список используемой литературы и используемых источников 69


Введение



Актуальность темы исследования заключается в том, что в современных условиях, когда традиционные ценности подвергаются разрушительному воздействию, духовно-нравственная безопасность находится под угрозой. В этих условиях вопросы обеспечения духовно-нравственной безопасности приобретают особую значимость и требуют дополнительного исследования в целях выработки мер, направленных на совершенствование механизмов защиты исторической правды, традиционной семьи, а также иных традиционных ценностей.

Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся по поводу обеспечения духовно-нравственной безопасности в Российской Федерации.

Предмет исследования – нормы отечественного законодательства, а также материалы периодической печати и судебной практики, благодаря которым можно провести всестороннее исследование по теме «правовая политика в сфере обеспечения духовно-нравственной безопасности в Российской Федерации».

Цель исследования – провести анализ современной политики в сфере обеспечения духовно-нравственной безопасности Российской Федерации, на основе которого будут выявлены актуальные проблемы и предложены рекомендации по совершенствованию законодательства в данной сфере.



Определив цель выпускного исследования, мы можем выделить следующие задачи необходимые для ее реализации:

– проанализировать общие положения системы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации;

– рассмотреть понятие и принципы духовно-нравственной безопасности;

– проанализировать конституционно-правовые гарантии обеспечения духовно-нравственной безопасности;

– изучить организационные основы обеспечения духовно-нравственной безопасности;

– рассмотреть ответственность как элемент механизма обеспечения духовно-нравственной безопасности;

– выявить актуальные проблемы обеспечения духовно-нравственной безопасности в Российской Федерации.

Теоретическую базу исследования составляют работы следующих ученых юристов: Ф.А. Азимова, А.И. Ахметов, Е.С. Балакина, Н.Х. Гафиатулиной, Л.Н. Гончаровой, Е.Б. Евдокимова, Е.В. Емельяновой, С.В. Казанцева, К.В. Ковалишиной, Н.Е. Колобаевой, А.В. Коршунова, Т.А. Костюковой, А.П. Кочеткова, И.С. Лысенко, Д.В. Меняйло, Н.А. Молчанова, Г.Л. Москалева, А.Я. Неверова, А.И. Овчинникова, В.А. Плотникова, А.В. Понеделкова, З.О. Расуловой, Д.Е. Свистунова, М.П. Ситниковой, А.В. Степанова, И.М. Тарасенко, Н.А. Ткачевой, Ю.Е. Федотова, В.А. Чвякина, И.Б. Чернова, В.А. Чирикина, А.В. Шободоевой.

В ходе исследования нами были проанализированы следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О Государственном гербе Российской Федерации», Федеральный конституционный закон «О Государственном флаге Российской Федерации», Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе», Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Семейный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», Кодекс Московской области об административных правонарушениях.

Научная новизна исследования заключается в том, что теоретические выводы и положения могут быть использованы для дальнейшего научного исследования проблем обеспечения духовно-нравственной безопасности в Российской Федерации.


Методологическую основу выпускного исследования составляют общенаучные и частнонаучные методы. В число общенаучных методов познания входят: синтез, анализ, сравнение, дедукция, индукция, диалектический метод. К числу используемых в настоящей работе частнонаучных методов относятся: формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, а также списка используемой литературы и используемых источников.


Глава 1 Понятие, признаки и место духовно-нравственной безопасности в системе интересов национальной безопасности




1.1 Общие положения системы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации



Одной из причин возникновения государства стала необходимость обороняться от внешних угроз. Со временем появилась необходимость обеспечить защиту в том числе и от внутренних угроз, которые угрожали целостности государства и общественной безопасности. Обеспечение внутренней и внешней безопасности со временем трансформировалось в единую систему обеспечения национальной безопасности. В современных условиях национальная безопасность обеспечивается комплексом различных способов и мер. Отдельной особенностью системы обеспечения национальной безопасности является ее гибкость, которая отвечает необходимости соответствовать процессам, характерным современному обществу. Угрозы безопасности обществу возникают в различных социальных сферах, именно поэтому система обеспечения национальной безопасности должна быть динамичной. Так, в современных реалиях Российская Федерация должна уделять особое внимание информационной и духовно-нравственной безопасности, поскольку недружественные государства используют информационные методы воздействия с целью причинить ущерб нравственной сфере общества. Еще один аспект, который неразрывно связан с вопросами обеспечения национальной безопасности, связан с соотношением вводимых ограничений прав и свобод и достигаемым результатом. Поскольку Российская Федерация является демократическим государством ограничение прав и свобод должно быть минимальным при достижении максимального результата.

Правовые основы обеспечения национальной безопасности закреплены в Федеральным законом «О безопасности». Хотя в нем отражены основные положения обеспечения национальной безопасности, само определение в законе отсутствует. Среди ученых-юристов можно встретить различные точки относительно данного вопроса. Например, А.В. Степанов указывает на то, что «в отсутствие законодательного закрепления механизмов национальной безопасности система мер по ее обеспечению не будет иметь необходимой эффективности. Законодателю необходимо закрепить такие понятия как «национальная безопасность», «национальные интересы», «система обеспечения национальной безопасности». Нынешнее положение вещей указывает на то обстоятельство, что законодатель относится к данному вопросу без должного внимания» [36, с. 76]. Однако, не все исследователи разделяют данную позицию. Имеет место мнение, что закреплять понятие национальной безопасности в тексте соответствующего закона не требуется. Так, А.П. Кочетков придерживается мнения, что «понятие «национальная безопасность» является слишком абстрактным и размытым, поэтому его включение в федеральное законодательство не возымеет того эффекта, о котором пишут сторонники первой точки зрения. Автор отмечает, что использование рассматриваемой категории подходит больше для научного анализа, конференций и дискуссий, но не для законодательной базы» [19, с. 26].