Файл: Особенности профессиональной мотивации служащих организации (Теоретические аспекты мотивации персонала в системе менеджмента предприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Цель курсовой работы – выработка рекомендаций по повышению эффективности мотивации персонала в системе менеджмента предприятий. Исходя из данной цели, в работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты мотивации в системе менеджмента;

- оценить систему мотивации персонала;

- разработать рекомендации по системе мотивации.

Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них можно выделить кадровую политику, взаимоотношения в коллективе, социально – психологические аспекты управления и т.д. Одно из ключевых мест занимает определение способов повышения производительности труда, путей роста творческой инициативы, а так же мотивация и стимулирование персонала.

Система управления не будет эффективно действовать, если не разработана эффективная модель мотивации персонала, так как мотивация побуждает сотрудника и весь персонал к достижению личных и коллективных целей. Совмещение материальных интересов и целей компании позволяют привлекать и удерживать квалифицированных сотрудников, контролировать и управлять расходами на рабочую силу, выдерживая оптимальное количество работников.

Во все времена повышение эффективности деятельности организации было приоритетным направлением теории и практики управления. Особенно актуальной эта проблема стала в современных динамичных и нестабильных условиях. Создание системы оплаты и стимулирования труда является очень специфическим и сложным процессом, который требует профессионального подхода, знаний и опыт разработки методов вознаграждения персонала.

В рыночной экономике главным пунктом в отношениях «работник - организация» занимает обмен результатов труда нанятого работника на совокупность всех видов вознаграждения, которые предоставляются организацией.

Объект - персонал ООО «Промстрой».

Предмет изучения – особенности системы мотивация персонала.

Информационной базой работы послужили: нормативно-правовые акты, учебники, учебные пособия, по теме исследования, ресурсы сети Интернет.

Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, обработка данных, наблюдение.

Во введении раскрыта актуальность выбранной темы, цель и задачи.

Предметом рассмотрения первой главы являются вопросы теоретического характера.

Второй раздел посвящен практической работе. Автор дает характеристику предприятия, проводит анализ удовлетворенности сотрудников мотивацией.


Третья глава посвящена разработке предложений по совершенствованию и повышению эффективности системы мотивации. В заключении сделаны выводы по проведенной работе.

Глава 1. Теоретические аспекты мотивации персонала в системе менеджмента предприятий

1.1 Понятие мотивации персонала. Взаимосвязь мотивации и стимулирования труда персонала

Значимость мотивации трудовой деятельности является необходимым условием для преодоления кризиса в сфере труда, что требует глубокого осмысления его сущности. Мотивация многофакторна и ее проявления очень сложны и многоаспектны. При этом теоретические представления о характере факторов мотивации не совпадают с их реальным практическим проявлением. Понятие мотивации многогранно, поэтому существует разнообразие ее определений. Ниже представлены некоторые определения мотивации из работ отечественных исследователей в этой области. Так, по мнению Т.С. Гермаш, мотивация - одной из центральных функций деятельности любого руководителя является мотивация, так как за счет нее оказывается воздействие на персонал предприятия [3, c. 32].

Как пишет К.В. Маечев, мотивация является процессом побуждения себя и других к работе,чтобы достичь личные цели или цели организации [8, c. 10]. А.А. Анисимов определил мотивацию как процесс осознанного предпочтения человеком того или иного типа поведения, определяющийся комплексным влиянием факторов. Факторы бывают внешние это стимулы и внутренние –мотивы . Мотивация в процессе деятельности производства должна дать возможность подчиненным путем выполнения своих трудовых обязанностей удовлетворить свои основные потребности [1, c. 6]. В работе И.А. Николаевой мотивация рассматривается как побуждение к деятельности совокупностью различных мотивов, создание конкретного состояния личности, определяющее активность и направленность человека в определенной ситуации.


А.Е. Фролова дает следующее определение: мотивация - это совокупность движущих сил, побуждающие человека к деятельности, которые имеют установленную целевую направленность [14, c. 13]. Н.Н. Кондрашева говорит о том, что «мотивация является процессом образования условий, оказывающих воздействие на поведение человека и которые позволяют направить его в необходимую сторону для организации, которые должны вызвать интерес к активному и добросовестному труду, к старанию при исполнении порученных ему обязанностей». Таким условиям дали название «мотивы». У мотива «индивидуальный» характер, зависящий от массы внешних и внутренних факторов по отношению к человеку, и конечно от влияния иных, параллельно возникающих с ним мотивов. Мотивы не только побуждают человека к деятельности, но и определяют, что нужно сделать и как осуществить действие. Приглушение мотивов или даже устранение их из своей мотивационной совокупности определяется воздействием человека на свои мотивы. [6, c. 33].

Таким образом, мотивация труда - формирование условий, регулирующие трудовые отношения, в следствие чего должна появится потребность усердно работать, так как для него это единственный пусть достижения своего оптимума в удовлетворении потребностей.

Так как имеются разногласия во взглядах по содержанию, которое вкладывается в определения «стимула», «стимулирования», «мотива», «мотивации», то необходимо внимательно рассмотреть данный вопрос. Морально-психологические и материальные ценности (заработная плата, премия, стипендия, участие в управлении, планирование карьеры, льгота, награда, благодарность, привилегия, статус), являющиеся актуальными для кадров, выступили в качестве стимулов, которые имеются в распоряжении системы менеджмента организации .

Стимулирование это внешний процесс управленческого воздействия по отношению к персоналу, идущий от конкретного руководителя или органа управления и основывается на субъективном понимании системой управления этого воздействия, который направлен на мотивы сотрудника. [11, 46-52]. Стимулирование реализует администрация организаций. В классических концепциях управления персоналом изначально стимулу предавали значение «вознаграждения», который основан только на заработной плате, уже потом начали появляться премии и другие материальные поощрения. В концепции человеческих ресурсов, претерпело существенные изменения содержание стимула.

Так как он был нацелен не только на сам труд (как в классической концепции), но и на человека, потому что его качества стали одними из главных источников активности персонала и, прежде всего, его потребности и интересы. Индивидуальные и личностные качества сотрудника изменили содержание процесса стимулирования. Он стал основываться не только на нормировании и организации труда, но и на анализе востребованности персоналом предлагаемых системой управления стимулов, с учетом их актуальности для удовлетворения растущих потребностей сотрудника [2, 60-62].


Соответственно стимулирование выходит более зримо на мотивы человека. Все актуальные потребности сотрудника (признание, достаток, лидерство, удовлетворение трудом, условия труда, достижения, жилищные условия, профессиональное обучение) выступили в качестве мотивов. Стимулирование непосредственно связано с действием руководителя. Мотивация связана с действием сотрудника, т.е. его ответом на действие руководителя. Стимулы, ценности (блага) не вызывают интереса у сотрудника, если они: не будут отвечать по составу и содержанию требованиям мотивов, потребностей персонала; недостаточны по размерам и несвоевременны. Пороговое значение стимула – это уровень стимула по содержанию, величине и времени, к способный справиться с безразличием сотрудника и вызвать положительный ответ на его влияние. Мотив также имеет пороговое значение. У стимула не получится повлиять на поведение человека, если мотив, который направлен на него, не успел образоваться или находится в процессе образования.

Значит мотив надо развить до состояния, которое соответствует стимулу. В этой ситуации стимул поспособствует образованию мотива. Сущность стимулирования заключается в выборе для работника или их групп оптимальных на конкретном этапе стимулов, которые соответствуют мотивам поведения людей. Таким образом, процессы стимулирования и мотивации возможны при условии, что стимулы и мотивы по величине, времени и содержанию будут соответствовать требованиям, которые необходимы для преодоления порогового значения безразличия кадров. Если стимул образует мотив, тогда мотив содействует (провоцирует) образованию нового стимула.

Такая взаимная связь стимула и мотива приводит к формированию мотивационной основы персонала организации. Таким образом, мотивация - это внутренний психический процесс, а побуждение подразумевает под собой внешнее воздействие на человека, что в определённом смысле схоже с понятием стимулирования. А значит, заявлять о том, что мотивация человека идет со стороны администрации организации, будет не совсем корректно. Поэтому сказать можно только об организации или управлении мотивацией (мотивационным процессом) сотрудника или персонала предприятия.

По моему мнению, ярко раскрыл определение мотивации А.Я. Кибанова: «Мотивация – это внутренний процесс осознанного избрания человека того или иного типа поведения, который определяется совокупным влиянием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов». [4] Из трех важнейших компонентов создается структура мотивов трудового действия:


1. осознание потребностей, которые можно удовлетворить посредством трудовой деятельности;

2. представление благ, которые можно получить посредством труда в качестве вознаграждения;

3. путь достижения цели, который осуществляет связь между потребностями и конечными благами[2]. Соотношение мотивов, влияющих на поведение персонала, создают его структуру мотивации. Эта структура у каждого человека индивидуальная и обусловлена группой факторов: пол, возраст, образование, воспитание, уровень благосостояния, социальный статус, должность, личные ценности, отношение к труду, работоспособность и другие.

Стимулирование труда – это влияние на мотивационную структуру личности работника посредством направленного управленческого воздействия, с целью получения определенного результата. Результатом в современных условиях становится способность работника накапливать и эффективно использовать имеющийся трудовой потенциал в соответствии с целями и ценностями организации. Следовательно, главной целью образования и функционирования системы мотивации и стимулирования труда персонала является обеспечение достижения целей организации за счет притягивания и сохранения профессионально подготовленных сотрудников и, прежде всего, за счет действенной, интенсивной и стабильной мотивации, создаваемой на основании комплексного стимулирования, являющегося предметом интереса для всех групп персонала организации. В первую очередь, это говорит о поощрении персонала в соответствии с их ценностью для организации, измеренной с помощью их текущего и возможного вклада в результаты организации.

Это также означает признание того, что люди имеют собственные потребности и цели, и что организация может прогрессировать исключительно в том случае, если вознаграждение и заложенные в его основу стимулы соответствовуют по психологическим, социальным и профессиональным характеристикам персоналу организации[2, с. 57-60].

1.2 Характеристика теорий мотивации

Ни одна организация не сможет преуспеть без высокой степени приверженности персонала и без стремления членов организации внести максимальный вклад в достижение ее целей. Именно поэтому так высок интерес руководителей и исследователей, занимающихся управлением персоналом, к теориям мотивации, к изучению причин, которые заставляют людей заниматься профессиональной деятельностью, трудиться с глубокой отдачей сил в интересах учреждения. За последнее время, а точнее десятилетие, разработали ряд теорий мотивации трудовой деятельности. Они выразили существенное воздействие на процесс управления. Но пока единой теории мотивации не имеется. Так как феномен мотивации сложен, нет возможности дать однозначный ответ на вопрос о том, что мотивирует персонал к эффективному труду.