Файл: Реферат по дисциплине История горного дела на тему Горное дело и религия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 

В отдельных горнодобывающих регионах Европы и остального христианского мира почитались и другие имена небесных покровителей горного дела и металлургии.

Рудокопы австрийских Альп в период расцвета меднорудного промысла (XV-XVI вв.) считали своим небесным покровителем св. Даниила. Они называли его библейским «пророком руды». Лик Cв. Даниила украшал устья штолен, ведущих в рудники. Рудокопы Богемии почитали св. Прокопия. Моравские и силезские горняки молились Cв. Якубу. Горняки Франции, Италии, Бельгии чтили св. Анну, Cв. Леонарда из Ноблака, Cв. Элигия. Рудокопы и углекопы Корнуолла (Великобритания) молились Cв. Пирану Корнуоллскому. В Российской империи в отдельных горнодобывающих регионах почитались свои небесные покровители рудокопов и углекопов.

В далеком прошлом рудокопы Малой Азии и Греции почитали святого Макария Египетского. По преданиям, Макарий, живший в IV веке, родился в семье священника. В молодости ему довелось побывать добытчиком селитры. Когда родители Макария отошли к Господу, он раздал оставшееся имение на поминовение родителей, долгие годы прожил отшельником в Скитской пустыне (в северо-западной части Египта), где и просиял своими большими деяниями – он обладал даром вызывать к жизни умерших. По легендам, Макарий Египетский прожил около ста лет.

Традиция почитать Макария Египетского как покровителя горняков пришла в Россию в начале XIX века. В 1805 г. была открыта первая домовая церковь при Горном кадетском корпусе в Санкт-Петербурге, которая была освящена его именем. В 1918 г. церковь была закрыта. В 1996 г. Санкт-Петербургский государственный горный институт был включен в свод особо ценных объектов культурного наследия России. В 2001 г. по инициативе ректора было принято решение о воссоздании домовой церкви преподобного Макария Египетского.


Святой Прокопий Устюжский

Считается, что кузбасский город углекопов Прокопьевск назван в честь святого праведного Прокопия Устюжского. Молились Св. Прокопию крепостные горняки золотых рудников Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа. Святой Прокопий по происхождению был немцем католического вероисповедания, иностранным купцом, торговавшим в Новгороде. Пленившись красотой православного богослужения, он принял православие, раздал свое богатство нуждающимся и вступил иноком в обитель преподобного Варлаама Хутынского под Новгородом. Через некоторое время, избегая известности, он удалился в город Устюг. Здесь он избрал для себя трудный путь юродства Христа ради, т.е. притворился безумным, чтобы приобрести совершенное смирение. Так он стал первым юродивым на Руси. В легендах за Прокопием числится немало героических поступков, за которые он удостоился дара прозорливости. В 1290 г. святой предсказал сильную бурю с грозой и смерчем. А когда это стихийное бедствие приблизилось, он отвратил эту беду от города своими молитвами и город не пострадал. Умер праведный Прокопий в 1303 г. Московский Собор 1547 г. причислил праведного Прокопия к лику святых.


Горняки Урала почитали Святую Великомученицу Екатерину, в честь которой во времена правления российской императрицы Екатерины II были названы города Екатеринодар (Краснодар), Екатеринослав (ныне Днепропетровск), Екатеринбург (бывший Свердловск), а также множество храмов и монастырей.


Святая Великомученица Екатерина
В 2005 г. из Москвы в уральский город Пермь была доставлена икона святителя Николая Чудотворца. В свое время эта икона более четырех столетий находилась в горняцком городе Соликамск (Пермская область), жители которого почитали этого святого своим покровителем. Жизнь и название этому городу горняков дала соль, которая начала здесь добываться в XV веке.

Святой Николай Чудотворец однажды сохранил жизнь православным шахтерам, только произошло это не в России, а в США. 19 декабря 1907 г. на одной из угольных шахт в штате Пенсильвания (CША) произошел мощный взрыв метана, в результате которого погибло 240 человек. Все погибшие шахтеры были эмигрантами из Венгрии, Италии и других европейских стран с католическим вероисповеданием. Однако в эту смену, как и в другие добычные смены, в шахте должно было работать более 400 человек. Так уж вышло, что катастрофа произошла в большой православный праздник – день Cв. Николая Чудотворца. В этот день отказались от заработка и не вышли на работу более 200 чел. – по национальности русинов.


Святой Николай Чудотворец
Для них день поминовения Николая Чудотворца был святым праздником и они готовились принять участие в божественной литургии, во время которой и произошел мощный взрыв газа в шахте. Таким вот трагическим образом религиозное рвение спасло жизни сотен православных горняков. В 1910 г. рядом с шахтой на пожертвования шахтеров была построена церковь Св. Николая Чудотворца.


Заключение
Казалось бы что горное дело это отрасль промышленности, которая состоит из опасных производственных объектов и придерживается строгих правил безопасности и такой вещи как религия здесь не должно быть место. И все же практически в каждой шахте в галерее клетьевого ствола, в штольне мы можем увидеть иконы, молитвы, намазы и другие религиозные символики. Это говорит о том, что каждый человек во что-то верит: кто-то в бога, кто-то в слова, кто-то в талисман и т. д. и это помогает ему в сложной ситуации и возможно даже спасает. И это происходит на протяжении многих веков. Поэтому я считаю, что религия имеет место в горном деле и в душе каждого человека занимает определенное место.


Используемая литература

Журнал "Горная Промышленность" №5 (117) 2014, стр.88