Файл: Курсовая работа по дисциплине Теория организации Тема.rtf
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА»
Кафедра Экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Теория организации»
Тема: «Разработка организационного проекта совершенствования
коммуникационных процессов на предприятии»
Студента (ки): Сушко Анастасия Артуровна
Направление подготовки: Управление человеческими ресурсами
Курс, группа: 2-ЭВ-24
Номер зачетной книжки: 2134193
Санкт-Петербург
2023
Содержание
Введение................................................................................................................4
Глава 1 Коммуникации в организации...............................................................7
1.2 Коммуникационный процесс........................................................................14
1.3 Коммуникационные стили и сети................................................................19
Глава 2 Исследование коммуникационного процесса в ООО «МАС»
2.1 Характеристика деятельности ООО «МАС»..............................................24
2.2.Анализ процесса коммуникаций ООО «МАС» на основе анкетирования подчиненных........................................................................................................34
Глава 3 Совершенствование коммуникационного процесса в ООО «МАС»
3.1 Рекомендации по построению эффективных коммуникаций в ООО «МАС» на основе проведенного исследования...............................................46
3.2 Организация коммуникаций на основе последовательности их целей53
Заключение..........................................................................................................59
Список использованных источников................................................................61
Приложение А Коммуникации восходящие и нисходящие
Приложение Б Виды коммуникаций
Приложение В Типы коммуникационных сетей
Введение
Едва ли кто сегодня осмелится отрицать важность коммуникаций в управлении. По данным исследований современный руководитель тратит 48 минут каждого часа своего рабочего времени на общение с подчиненными, коллегами, начальством. Другими словами 80% его времени уходит на коммуникацию.
Но, к сожалению, признание важности коммуникаций в организации не часто приводит к реальной ее разработке и внедрению. Наши зарубежные коллеги давно пользуются всеми преимуществами эффективной системы коммуникаций в то время, как мы только начинаем делать первые шаги в этом направлении.
«Качество обмена информацией непосредственно влияет на достижение целей и эффективность управления. 73% американских, 63 английских, 85% японских руководителей считают неэффективные коммуникации главным препятствием на пути достижения эффективной деятельности организации. Согласно другому опросу около 250 тыс. работников управления 2000 компаний считают одной из самых сложных проблем в организациях обмен информацией».
Система коммуникаций в организации сравнима с кровеносной системой организма человека. Перенося необходимые для жизни кислород, полезные вещества и очищая организм от ненужных элементов, кровеносная система питает его, связывая все его частицы друг с другом, делая их зависимыми от работы каждой. Так и коммуникации в организации: распространяя информацию по всем подразделениям, между работниками, они обеспечивают их релевантными, своевременными сведеньями для планирования, принятия эффективных решений, организации труда, контроля, мотивации, успешного выполнения всех видов работ.
Организации без коммуникаций не существует. В отсутствие коммуникаций работники не имеют информации о том, что делают коллеги, руководство не получает необходимых данных, соответственно становится невозможным сам процесс управления. Следовательно, невозможными оказываются координация различных видов деятельности и сотрудничество работников, поскольку люди не могут сообщить о своих потребностях и чувствах другим.
Эффективные же коммуникаций способствуют повышению показателей деятельности организации и уровня удовлетворенности работников трудом, формированию чувства приверженности к работе компании.
Современной организации для достижения ее целей необходима эффективная система коммуникаций, поэтому каждый менеджер должен иметь достаточный объем знаний по теории организационных и межличностных коммуникаций, методам анализа и управления существующей на предприятии системой.
Информация по теории коммуникаций и опыту различных организаций получена из работ таких авторов как М. Мескон, С.В. Шекшня, И.М. Максимцов, В. Спивак, Дж. В. Ньюстром, Л.А. Бурганова и др. и материалов статей А. Чугуновой, О. Дайновской, Ю. Сергеева, Т. Андреевой, Е. Прохоровой и др.
Цель проекта – изучение коммуникаций и разработка практических рекомендаций по совершенствованию коммуникационного процесса как инструмента информационного обеспечения организации на примере конкретной компании.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
-
изучение теоретических основ коммуникаций: понятие, виды, функции коммуникаций, коммуникационный процесс, коммуникационные стили и сети, барьеры организационных и межличностных коммуникаций; -
изучение современных методов управления коммуникациями; -
анализ системы коммуникаций ООО «MAC» методами анкетного опроса и полуформализованного интервью с работниками и руководителями компании; -
разработка рекомендаций по совершенствованию коммуникационного процесса в ООО «MAC»; -
определение организационно-экономической эффективности от предложенных рекомендаций.
Предметом исследования выступает коммуникационный процесс в организации. Объектом дипломного проекта является ООО «MAC».
Кроме представленных выше методов анкетирования и интервьюирования использовался метод наблюдения.
Глава 1. Коммуникации в организации
1.1 Коммуникационный процесс
Коммуникации в организациях представляют собой сложные, динамичные и воспроизводящиеся явления, которые могут рассматриваться как действие, взаимодействие и процесс. В зависимости от перечисленных подходов и различаются модели коммуникаций. Коммуникация как действие ориентирована на выполнение ряда операций, обеспечивающих передачу определенной информации
от одного субъекта к другому. В этой модели источник разрабатывает послание, состоящее из символов. Символы затем превращаются в сигналы, или кодируются. Сигналы посылаются через каналы для получателя, который их раскодирует, или интерпретирует. В этой модели нет места обратной связи, т.е. коммуникация понимается как одностороннее действие. Коммуникация как взаимодействие предполагает введение элемента обратной связи. Однако линейные связи в данной модели заменены на циркулярные, что делает ее сложной и неточной. В рамках такой модели построения коммуникаций помимо
линейных связей введены циркулярные связи, которые призваны выполнить функцию обратной связи и используются для подтверждения правильности понимания переданной информации. Современная модель коммуникации является более полной, так как отражает коммуникацию как процесс. Отличие заключается в отсутствии линейных или циркулярных связей и совпадении источника и получателя информации.
Основная цель коммуникационного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений.
Сотрудники общаются друг с другом, чтобы:
-
выразить свои чувства и эмоции (социальная цель); -
получить или предоставить информацию (профессиональная цель); -
оказать влияния на поведение других членов организации.
У разных авторов коммуникационный процесс включает одинаковый набор элементов: отправитель (лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее), получатель (лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее), сообщение (собственно информация, закодированная с помощью символов), канал (средство передачи информации), - и составляет разное количество этапов. Так, например, О.С. Виханский выделяет всего два основных этапа в процессе коммуникации: этап посылки и этап получения, включающих в себя набор последовательных шагов. М. Мескон, Л.И. Лукичева выделяют 4 базовых этапа этого процесса (приложение В).
-
зарождение идеи (формулирование идеи); -
кодирование и выбор канала; -
передача; -
декодирование.
Обратная связь у них рассматривается отдельным пунктом и в общее число этапов не входит. Модель коммуникационного процесса с обратной связью, представлена на рисунке 1.3.
И.М. Максимцов этапы обратной связи (интерпретация сообщения и формирование ответа на него, передача ответа отправителю) включает в общее число, поэтому коммуникационный процесс у него состоит из 6 этапов. Д. В. Ньюстром выделяет 8 шагов коммуникационного процесса: рождение идеи; кодирование; передача; получение; декодирование; принятие; использование; обеспечение обратной связи.
На мой взгляд, это самое полное отражение коммуникационного процесса. Поэтому рассмотрим шаги коммуникационного процесса, предложенные Ньюстроном.
Рассмотрим подробнее каждый этап коммуникационного процесса.
Рисунок 1.3 - Процесс обмена информацией как система с обратной связью и шумом
Рождение идеи. Рождение идеи, которую хотел бы передать получателю отправитель, без этого этапа не может быть самого сообщения, а значит, остальные шаги не имеют смысла. Здесь следует вспомнить известный призыв: «Не начинайте говорить, не начав думать».
Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена. На данном этапе следует затратить достаточное количество времени на обдумывание идеи. Важно помнить, что идея еще не трансформирована в слова или не приобрела другой такой формы, в которой она послужит обмену информации. Отправитель решил только, что именно он хочет сделать предметом обмена информацией. Чтобы осуществить обмен эффективно, он должен принять в расчет множество факторов. «К примеру, руководитель, желающий обменяться информацией об оценке результатов работы, должен четко понимать, что идея состоит в том, чтобы сообщить подчиненным конкретную информацию об их сильных и слабых сторонах и о том, как можно улучшить результаты их работы. Идея не может заключаться в смутных общих похвалах или критике поведения подчиненных.
Если же руководитель, в самом деле, продумает те идеи, которые требуют передачи, он может прийти к следующим заключениям:
1. Рабочие должны понять, какие именно нужны изменения – прирост объема производства на 6% без дополнительных сверхурочных.
2. Рабочие должны понять, почему нужны эти изменения, иначе они могут сделать вывод, что компания пытается выжимать из них побольше, а платить поменьше, и взбунтоваться.
3. Рабочие должны понять, каким образом следует осуществить изменения - качество продукции и уровень брака не должны измениться вследствие прироста объема производства, иначе эффективность может снизиться, а не возрасти, как того требует в своем сообщении высшее руководство.
Руководители, неудовлетворительно обменивающиеся информацией, могут действовать неудачно, поскольку по отношению к ним именно так действует высшее руководство. Дело в том, что руководители высшего звена часто служат ролевой моделью для поведения подчиненных. Вовсе необязательно действовать в том же стиле, даже если этот стиль эффективен. Что в действительности необходимо, так это осознать - какие идеи предназначены к передаче до того, как вы отправляете сообщение, и уверенность в адекватности и уместности ваших идей с учетом конкретной ситуации и цели.
Кодирование.