Файл: Законность и правопорядок (Законность и правопорядок как правовые категории)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принципы законности - это обусловленная закономерностями общественного развития система руководящих идей и исходных положений, определяющих основное содержание режима законности в стране. Данные принципы включают следующие.

1. Единство законности. Означает единообразие правового регулирования однородных общественных отношений на всей территории государства. Принцип единства законности вытекает из нормативного содержания части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Для претворения в жизнь принципа единой законности в стране должны сложиться соответствующие социально-экономические и политико-юридические предпосылки. Наиболее важными из них являются такие, как надлежащие материальные условия, которые бы значительно улучшили жизненный уровень населения РФ, авторитетная легитимная государственная власть, реализующая в своей деятельности идеи и принципы законности, динамичная политическая и правовая системы общества. Именно степень общности этих условий и институтов определяет единство законности и ее эффективность.

По мнению В.Д. Перевлова, содержание данного принципа составляет также всеобщность и общеобязательность требований соблюдения и исполнения действующего законодательства всеми субъектами правовых отношений, единообразное толкование юридических критериев оценки поведения субъектов и их равенства перед законом 20, С. 253.

Значение принципа единства законности состоит в выравнивании правового регулирования социальных отношений независимо от видов нормативно-правовых актов, участников правоотношений и характера объектов воздействия, фактически речь идет о стремлении достичь равенства в субъектно-объектном и пространственно-временном измерениях. От успешного претворения его в жизнь зависит реальное состояние законности.

2. Всеобщность законности. Данный принцип характеризует действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам права, без исключения. Все субъекты права должны нести юридическую ответственность в случае нарушения закона. Все должны быть равны перед судом и законом.

3. Целесообразность законности. Законность всегда целесообразна, т.к. она способствует достижению целей государства и общества и обеспечивает решение задач социального прогресса, гарантированности прав и свобод человека и гражданина. Целесообразность законности вытекает, прежде всего, из ценности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины.


4. Верховенство закона. Означает, что только закон как акт высшего представительного органа государственной власти обладает высшей юридической силой. Все иные правовые акты и юридически значимые действия должны соответствовать закону.

5. Связь законности и культуры. Уровень правовой культуры и образования населения прямо и непосредственно влияют на состояние законности, и наоборот, уровень законности влияет на состояние правовой культуры и образования в стране.

6. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина должны быть не только декларированы государством, а гарантированы во всех правоотношениях с участием всех субъектов права. В государстве должен быть разработан эффективный правовой механизм реализации прав и свобод человека и гражданина.Роль данного принципа в решении задачи по повышению уровня законности обусловлена значимостью личных и групповых интересов, их реализацией в повседневной действительности. Кроме того, надо принимать во внимание и то обстоятельство, что эта сфера отношений является предметом политической и идеологической борьбы как внутри страны, так и на международной арене.

Социальную основу этого принципа составляет идея всеобщей защиты индивида и необходимости обеспечения приоритета общегуманитарных ценностей. На теоретико-эмпирическом уровне задача состоит в том, чтобы найти разумное сочетание частных и публичных интересов во взаимоотношениях типа: человек – общество – гражданин – государство; определить пределы их правового регулирования. При этом важно учитывать весь спектр вопросов – национальных, демографических, экономических, политико-идеологических и собственно юридических.

7. Принцип презумпции невиновности. Данный принцип закреплен в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».

8. Принцип неотвратимости наказания за совершенное правонарушение. Подчеркивает юридическую природу законности и определяется деятельностью общественных и государственных институтов по обеспечению правопорядка в стране. Его суть заключается в том, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении должны понести адекватно содеянному наказание, причем государство применяет меры принуждения в строго индивидуальном порядке на основании фактических доказательств и сообразно действующему законодательству, решая при этом и воспитательные задачи.


9. Существенное значение для понимания законности имеет принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности. Он указывает на политико-правовую сущность рассматриваемого явления, а для участников отношений в соответствии с нормами права предоставляет возможность принять наиболее целесообразное решение и вариант поведения применительно к фактическим обстоятельствам и в рамках закона.

Для такого утверждения существуют конкретные предпосылки: динамизм развития социальных процессов опережает их законодательное упорядочение; наличие пробелов в праве; коллизионность норм права; не всегда отвечающий требованиям времени профессионализм работников правоохранительных органов; политическая нестабильность в стране и др.

Перечисленные принципы законности, выражающие закономерности функционирования политико-правовой системы, носят объективный характер, но осуществляются посредством сознательной и целенаправленной деятельности конкретных участников (в большей степени исполнительных и правоприменительных органов) общественных и правовых отношений. В связи с этим большое значение приобретает совершенствование мотивационно-стимулирующих начал, обеспечивающих претворение данных принципов в государственно-правовое строительство.

1.2 Понятие, содержание и особенности правопорядка

Правопорядок – это результат действия закона. Именно достижение правопорядка позволяет закону из абстрактного правила поведения превратиться в реальный регулятор общественной жизни (приложение Б). Правопорядок представляет собой объективно и субъективно обусловленное состояние общественной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью, урегулированностью системы общественных отношений, основанных на нормативных требованиях, принципах права и законности, а также на нравственных требованиях, правах и обязанностях, свободе и ответственности всех субъектов права. При этом, как отмечает И.Б. Гобеев, понятие правопорядка необходимо связывать не только с правомерным, но и с противоправным поведением в обществе, качеством последнего и его объемом [14].

Правопорядок - основополагающая часть общественного порядка, складывающегося в результате осуществления различных видов социальных норм, регулирующих разнообразные сферы общественной жизни и различающихся между собой характером и несовпадающим способом воздействия на поведение людей (приложение Б). Правопорядок - это определённое состояние регулируемых правом общественных отношений. Он характеризуется реальным уровнем соблюдения законности, обеспечения и реализации субъективных прав, соблюдения юридических обязанностей всеми гражданами, органами и организациями, является воплощением законности в конкретных общественных отношениях, урегулированных правом, в системе прав и обязанностей их участников, результатом неукоснительного исполнения юридических предписаний [22, с. 278].


Не случайно многие авторы рассматривают этот фактор в контексте соотношения с законностью. В этом ключе, учёные ставят вопрос, не отождествляется ли законность с правопорядком, когда она определяется как режим, как состояние правомерности поведения? И дают общий ответ: если понятие «законность» отражает состояние юридической правомерности общественных отношений, то понятие «правопорядок» включает и другие закономерности. В частности, В. Я. Любашиц, А. Ю. Мордовцев, И. В. Тимошенко отмечают, что «правопорядок - это такая система общественных отношений, которая устанавливается в обществе в результате точного и неуклонного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Его ещё принято рассматривать как процесс соблюдения, исполнения, использования и применения законов и подзаконных актов, как итог воплощения законности в реальные общественные отношения» [17, С. 484].

В юридической литературе достаточно широко представлены взгляды авторов, определяющих правопорядок как фактическое состояние правовой жизни общества, которое характеризуется системой правовых отношений [12, с. 27]. Наиболее перспективной, представляется позиция В.В. Борисова, рассматривающего правопорядок как целостное и комплексное образование. Правопорядок - это объективно и субъективно обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью, урегулированностью системы правовых отношений, основанных на нормативных требованиях, принципах права и законности, также на демократических, гуманистических и нравственных требованиях, правах и обязанностях, свободе и ответственности всех субъектов права. Отмечается, что правопорядок отражает коренной вопрос политики - государственную власть как свидетельство её реальности и достижения поставленных задач. Выделяются формы организации, структура и полномочия государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Конституционное, административное и иное законодательства выступают как центральные звенья правопорядка. Подчёркивается, что правопорядок - государственно-правовое явление. Он возникает и существует там и тогда, где и когда государственная власть в нём заинтересована. Именно власть устанавливает и поддерживает правовой порядок, охраняет от нарушений, а в необходимых случаях и защищает [18, с. 463]. С позиции сказанного становится понятным предположение о том, что правопорядок есть важнейший элемент системы общечеловеческих ценностей.


Его можно интерпретировать как одно из основных направлений, элемент содержания правоохранительной функции государства. Такой методологический подход позволяет рассматривать правопорядок как социально-политическое и государственно-правовое явление в единстве институционального, функционального и социального аспектов. В институциональном - через систему органов, которые реализуют правоохранительную функцию государства. В функциональном - как целенаправленную управленческую деятельность органов государства в области охраны правопорядка, обеспечивающую сбалансированное решение задач государственной политики в целях организации, стабильности, развития и безопасности социальной системы. В социальном - посредством взаимодействия правоохранительных органов с органами государственного управления и местного самоуправления, общественными объединениями, гражданами по реализации правоохранительной функции государства.

Таким образом, правопорядок – это состояние упорядоченности, организованности общественной жизни, он предусмотрен нормами права, возникает в результате их фактической реализации и претворения в жизнь, является итогом правового регулирования и обеспечивается государством.

Упорядочивающей основой правопорядка является четкая социальная нормативность. Она обусловливает требования правовой нормативности, без чего невозможен правовой порядок. Юридическая нормативность оформляется правом и выражается в масштабности и эталонное общеобязательных норм поведения. В правопорядке это: во-первых, высокая централизованная подчиненность установленным нормативам по достижению национальных целей и защите интересов людей; во-вторых, широчайшая автономия поведения по реализации установленных образцов и программ.

Такие требования нормативности проявляются во всех сторонах правопорядка, они предопределяют участников, их отношения и связи, структуру и функции государственного и общественного механизма. Разрозненные акты, поступки, действия миллионов людей, объединений и организаций необходимо свести в слаженную, четко функционирующую систему, подчиненную единой цели и противостоящую дезорганизации и анархии.

В первую очередь нормативному урегулированию подлежат взаимоотношения и связи: общество – государство – личность. В этой формуле остро стоит вопрос о совершенствовании и укреплении нормативной основы урегулированности. Поскольку это оформляется правом, то все рассуждения о размывании его нормативности под эгидой нового правопонимания чреваты огромными изъянами на практике. Никакой конъюнктурой нельзя оправдывать попытки свертывания и устранения нормативных основ правового порядка. Наоборот, необходимо делать все для совершенствования и укрепления нормативной базы, законов страны.