Файл: Законность и правопорядок (Законность и правопорядок как правовые категории)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На практике, однако, указанные функции чаще всего выполняются правовыми службами других государственных органов – Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, высших должностных лиц, законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Как правило, это правовые управления, юридические отделы или индивидуальные юрисконсульты, состоящие в штате соответствующих организаций. В результате процесс мониторинга законодательства и правоприменительной практики не координируется, отсутствует единая система отслеживания изменений в законодательстве и адекватной им корректировки нормативных правовых актов.

Таким образом, эффективное функционирование государственной власти обеспечивается, во-первых, законодательным закреплением правовых пределов ее деятельности, а во-вторых, неукоснительным соблюдением властью установленных в ее отношении правовых ограничений. Принцип связанности власти правом (правового ограничения государственной власти, самоограничения) является одним из основополагающих в организации современного демократического государства, но он выступает лишь элементом, одним из аспектов проявления более фундаментального и общего принципа законности.

2.2 Соотношение правотворческой и правоприменительной деятельности государства и принципа законности

Современные российские юристы в большинстве своем базируются на ставшем классическим определении законности: под законностью понимается «неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями» [22, С. 101]. Тем не менее ученые-правоведы понимают односторонность, ограниченность и даже ущербность такого понимания законности [8, С. 157].

В контексте исследуемой проблематики неизбежно возникает вопрос об объеме правовых норм, подлежащих неукоснительной реализации, то есть о количественной стороне законности. Вторая принципиальная проблема непосредственно связана с вопросами качества закона. При этом важно, чтобы закон отражал объективные реалии времени. Чрезмерная или неуместная прогрессивность законов чаще всего работает против законности, так как этим законам не корреспондируют наличные социально-экономические отношения и невозможно обеспечить реализацию соответствующих норм. Если же законодателю удается правильно познать и отразить в законе объективно назревшие в обществе потребности и интересы людей, то материальный источник реализации такого закона будет заложен в нем самом и по характеру реализации он будет приближен к действию естественных законов. Соответственно, такой закон отвечает требованиям и законности, и справедливости.


Таким образом, понятие законности должно распространяться не только на сферу реализации законов, но и на сферу их создания, то есть на законотворчество, а шире - на все правотворчество, ибо происходящие процессы также подвержены оценке с позиций идей законности и нравственности.

Юридическая практика во всем ее многообразии (правотворчество, толкование и все формы реализации права) свидетельствует, что довольно часто формально-юридический режим строгого соблюдения правовых норм приходит в противоречие с общественным мнением, идеалами свободы, демократии, нравственности и справедливости [10, С. 12]. Неизбежно встает вопрос о легитимности самой законности. Он связан с пониманием сущности права и решается в соответствии с концептуальным видением сферы и пределов требований, которые может устанавливать государственная власть в форме юридических предписаний.

В последнее время идея «правового закона», через которую, по мнению некоторых ученых, необходимо раскрывать принцип законности, стала весьма популярной в юридической литературе. Ее даже определяют как «новую парадигму законности», воплощающую в себе стремление современной российской юриспруденции найти новые методологические основы исследования права, отказаться от устаревших позитивистских трактовок права и закона [13, С. 30]. Введение категории «правозаконность» необходимо именно в иллюстративном плане - чтобы показать отличие законодательства в демократическом государстве, признающем авторитет и стабильность закона, от законодательства тоталитарных режимов, меняющегося в зависимости от конкретной ситуации. Желаемым вариантом представляется ситуация, когда высокие идеи справедливости, нравственности, свободы, гуманизма находят адекватное воплощение в демократических законах, которые принято называть правовыми, то есть когда право и закон не расходятся. В принципе они и не должны расходиться, ведь закон - форма выражения права, а форма и содержание любого явления неразрывны.

Актуальным представляется требование к правотворцам выработать критерии, на основе которых будет обеспечено высокое качество законов, их социальная оправданность и в конечном счете легитимность. В качестве социальных критериев должны выступать интересы личности, общества, государства, согласованные между собой и с доктриной национальной безопасности; национальные и культурные особенности, фундаментальные ценности, уклад жизни общества, его социальные потребности, мораль, религия, нормы обычного права. Специально-юридические критерии определены российской Конституцией (например, процедура законотворчества, нормы об ограничении прав человека).


Законность выступает в числе основных принципов процесса не только создания, но и применения права. Требование соблюдения закона в правоприменительной деятельности - это следование букве и духу закона, который применяется; действие правоприменительных органов и должностных лиц в рамках предоставленных им полномочий; строгое и неуклонное соблюдение установленной процедуры; принятие в результате правоприменительной деятельности юридических актов установленной формы.

В ходе правотворческой и правоприменительной деятельности возникает необходимость юридического закрепления и реализации ограничений властных субъектов в отношении самих себя (в частности, норм об обязанностях, юридической ответственности). Этот вопрос является весьма деликатным. Только наличие высокого уровня правосознания и правовой культуры, чувства законности, личностных моральных качеств, имеющих значение категорического императива, неусыпное «око» гражданского общества может гарантировать целостное нормативное оформление правового режима ограничения сферы властеотношений и реализацию его в практической публичной деятельности. Это во многом зависит от самой власти.

Соотнося законность и ограничение деятельности государственной власти, можно указать, что эти категории разнопорядковые. Законность - категория более масштабная, она объемлет все виды юридической деятельности, законосообразное поведение всех субъектов организационных и правовых отношений. Законность, с одной стороны, ограничивает государственную власть, устанавливая с помощью юридических норм пределы ее действий (негативный аспект законности), а с другой - с помощью юридических норм организует механизм государства (позитивный аспект законности). Ограничение государственной власти гораздо уже и затрагивает организацию и функционирование лишь публичной сферы. Феномен ограничения государственной власти необходимо рассматривать как принцип деятельности государственной власти, метод воздействия на властеотношения, а также режим функционирования государства, состояние юридической правомерности, складывающихся в сфере реализации властных полномочий.

Несмотря на отличия, законность и ограничение деятельности государственной власти все же категории взаимосвязанные. Утверждение законности как принципа, метода, режима деятельности публичной власти осуществляется в том числе с помощью системы социальных и юридических ограничений публичной власти, находящихся в системном единстве с законностью. Ограничение и законность непосредственно отражаются в политико-правовом режиме функционирования власти, то есть определяют уровень и характер ее легитимности.


Дальнейшее развитие теории и практики российской законности должно осуществляться не по пути ее внешнего «украшательства», выражающегося в соединении терминов «право» и «законность», а в направлении поиска средств и способов обеспечения ее действительной легитимности посредством ориентации режима правомерного поведения всех субъектов правовых отношений на общепризнанные идеалы свободы, равенства и справедливости.

2.3 Правопорядок и законность в условиях формирования правового государства в Российской Федерации

В настоящее время, в период многочисленных политических и социальных реформ, совершенствование государственного аппарата как эффективного инструмента достижения задач, стоящих перед страной, является актуальным. Четкое определение функций государственных органов, их соответствующее распределение между государственными институтами, совершенствование форм и методов подготовки и реализации принимаемых решений является необходимым условием осуществления правоприменительной деятельности и обеспечения правопорядка.

В юридической литературе «в содержание правопорядка, его пределение вкладываются разнообразные моменты. Говорят о совокупности, системе правовых отношений, о реализации законности, прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, о подчиненности субъектов правовым предписаниям и их взаимных отношениях и т.д.». Правопорядок представляет собой определенное направление в регулировании системы общественных отношений посредством правовых норм.

Особенность правопорядка заключается в том, что он, во-первых, закрепляется в нормах права, во-вторых, возникает в результате реализации правовых норм, в-третьих, обеспечивается государством и его принудительной силой в лице правоохранительных органов, в-четвертых, создает надежные условия для реализации человеком своих прав и законных интересов, в- пятых, выступает своего рода итогом законности.

Понятие правопорядка включает в себя и другие свойства, в частности, можно выделить такие, как определенность, системность, организованность, единство, устойчивость, гарантированность [14, с. 84]. Определенность правопорядка означает, что он основывается на правовых предписаниях, которые направлены на реализацию общественных отношений, тем самым придает им характер определенности. Системность правопорядка представляет собой совокупность правоотношений, регулируемых нормами права. Эти отношения основаны на единой сущности права, обеспечиваются государственной властью. Организованность правопорядка означает, что он возникает не случайно, а в результате целенаправленной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Гарантированность как признак правопорядка характеризуется тем, что он обеспечивается государством и им охраняется от каких-либо правонарушений и притязаний. Устойчивость характеризуется тем, что правопорядок возникает на основе правовых норм и обеспечивается государством. В случае нарушения правопорядка в действие вступают соответствующие правоохранительные структуры. Единство правопорядка означает, что регулирование его основ осуществляется на основе единых конституционных принципов, обеспечивается законностью, гарантируется государством и осуществляется на всей территории государства в соответствии с конституционными нормами. Исходя из вышеизложенного можно сказать, что правопорядок представляет собой необходимое условие развития общества, обеспечивающее его стабильность, является образцом поведения для всех его членов, это такая устойчивая правовая связь правоотношений, в которых реализуются правовые нормы.


На современном этапе развития, начавшемся после принятия Конституции РФ 1993 г., появляется ряд проблем, связанных с механизмом обеспечения правопорядка.

Первая проблема вызвана необходимостью совершенствования качества обеспечения прав и свобод человека и гражданина в РФ. Это объясняется тем, что в конституционной среде защита прав человека остается одной из острых проблем государства. Успешное их осуществление содействует не только воспитанию уважения конституционных прав и свобод личности органами государственной власти и их должностными лицами, но и выступает гарантией равноправных отношений государства и личности, дополнительным средством обеспечения выполнения государством его обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина [2, с. 6-7].

Вторая проблема относится к федеральному законодательству, в котором положения отдельных норм права противоречат правам и свободам личности. Признание их неконституционными возможно лишь при обращении гражданина с жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации.

Третья проблема связана с отсутствием той или иной информации о результатах невыполнения своих полномочий органами государственной власти, что приводит к информационному вакууму, неблагоприятно воздействующему на правоприменительный процесс.

Обеспечению правопорядка способствуют такие юридические средства, как правоустановительные и правоприменительные меры. Правоустановительные меры характеризуются тем, что государство на законодательном уровне определяет общеобязательные правила поведения для граждан. Их выполнение является необходимым условием обеспечения правопорядка. Они наделяются юридической силой и являются обязательными для соблюдения всеми гражданами и должностными лицами. С одной стороны, издавая нормы права, государство содействует зарождению и развитию правовых отношений; с другой стороны - способствует ограничению и вытеснению других правовых отношений. Правоприменение возникает на основе правоохранительной деятельности органов государственной власти. В этой деятельности особая роль отводится правообеспечительной функции, проявляющейся в возникающих «конфликтных ситуациях». Например, в случае возникновения споров о праве, при неисполнении юридических обязанностей, при нарушении прав граждан, несоблюдении норм права и т.д. В этих ситуациях, при разрешении дела, в правоприменительную деятельность включается соответствующий компетентный орган государства, который на основе своих государственновластных полномочий подтверждает существование субъективного права и принимает решение о необходимости принудительного исполнения обязанностей и восстановления, в случае необходимости, нарушенных прав и свобод.