Файл: Практическая работа Правовые и организационные аспекты обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа
«Правовые и организационные аспекты обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации»
Цель работы: изучить основные нормы Конституции Российской Федерации, определяющие правовые основы информационной безопасности, понять место информационной безопасности в системе национальных интересов РФ, ознакомиться с основами ФЗ “О безопасности” и Доктрины информационной безопасности РФ для получения знаний и навыков в области информационной безопасности.
Исходные данные (задание):
-
Основные нормы Конституции Российской Федерации, определяющие правовые основы информационной безопасности. -
Место информационной безопасности в системе национальных интересов РФ. -
Краткая характеристика Федерального закона “О безопасности” от 28.12.2010 № 390-ФЗ: предмет регулирования; принципы обеспечения безопасности; виды деятельности по обеспечению безопасности; организационная структура государственной системы обеспечения безопасности. -
Краткая характеристика Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.
Примечание: для выполнения задания необходимо ознакомиться со следующим перечнем документов:
-
“Конституция Российской Федерации” (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). -
Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации”. -
Федеральный закон “О безопасности” от 28.12.2010 № 390-ФЗ. -
Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 “Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации”.
Выполнение выданного задания
-
Конституция Российской Федерации содержит несколько норм, определяющих правовые основы информационной безопасности. Наиболее важными из них являются:-
Статья 23 (пункты 1 и 2), которая гарантирует каждому гражданину России право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. -
Статья 24 (пункт 1), которая гарантирует каждому гражданину России право о недопущении без его согласия сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица. -
Статья 29 (пункты 1, 2, 3, 4 и 5), которая гарантирует каждому гражданину России право:-
на свободу мысли и слова; -
о недопущении пропаганды или агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; -
о не принуждении к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них; -
на свободу поиска, получение, передачи, производства и распространения информации любым законным способом. -
на свободу массовой информации.
-
-
Статья 42, которая гарантирует каждому гражданину России право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. -
Статья 44 (пункт 1), которая гарантирует каждому гражданину России право на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, причём, интеллектуальная собственность также охраняется законом. -
Статья 50 (пункт 2), которая гарантирует каждому гражданину России право о недопущении использования доказательств при осуществлении правосудия, полученных с нарушением федерального закона.
-
-
Информационная безопасность занимает важное место в системе национальных интересов Российской Федерации. Она является одним из основных элементов национальной безопасности и направлена на защиту от угроз и опасностей, связанных с использованием информации. Информационные угрозы могут быть связаны с хищением и утечкой информации, хакерскими атаками, шпионажем и т.д. Защита информационной безопасности России включает в себя разработку и реализацию правовых, организационных и технических мероприятий, направленных на предотвращение и пресечение информационных угроз, а также на обеспечение безопасности информационных систем и технологий. Она является неотъемлемой частью общей системы национальной безопасности РФ.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации”:
-
Целью обеспечения информационной безопасности является укрепление суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве. -
Достижение цели обеспечения информационной безопасности осуществляется путем реализации государственной политики, направленной на решение следующих задач:-
формирование безопасной среды оборота достоверной информации, повышение защищённости информационной инфраструктуры Российской Федерации и устойчивости её функционирования; -
развитие системы прогнозирования, выявления и предупреждения угроз информационной безопасности Российской Федерации, определения их источников, оперативной ликвидации последствий реализации таких угроз; -
предотвращение деструктивного информационно-технического воздействия на российские информационные ресурсы, включая объекты критической информационной инфраструктуры Российской Федерации; -
создание условий для эффективного предупреждения, выявления и пресечения преступлений и иных правонарушений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий; -
повышение защищённости и устойчивости функционирования единой сети электросвязи Российской Федерации, российского сегмента сети "Интернет", иных значимых объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также недопущение иностранного контроля над их функционированием; -
снижение до минимально возможного уровня количества утечек информации ограниченного доступа и персональных данных, а также уменьшение количества нарушений, установленных российским законодательством требований по защите такой информации и персональных данных; -
предотвращение и (или) минимизация ущерба национальной безопасности, связанного с осуществлением иностранными государствами технической разведки; -
обеспечение защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина при обработке персональных данных, в том числе с использованием информационных технологий; -
укрепление информационной безопасности Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, а также разработчиков и изготовителей вооружения, военной и специальной техники; -
развитие сил и средств информационного противоборства; -
противодействие использованию информационной инфраструктуры Российской Федерации экстремистскими и террористическими организациями, специальными службами и пропагандистскими структурами иностранных государств для осуществления деструктивного информационного воздействия на граждан и общество; -
совершенствование средств и методов обеспечения информационной безопасности на основе применения передовых технологий, включая технологии искусственного интеллекта и квантовые вычисления; -
обеспечение приоритетного использования в информационной инфраструктуре Российской Федерации российских информационных технологий и оборудования, отвечающих требованиям информационной безопасности, в том числе при реализации национальных проектов (программ) и решении задач в области цифровизации экономики и государственного управления; -
укрепление сотрудничества Российской Федерации с иностранными партнёрами в области обеспечения информационной безопасности, в том числе в целях установления международно-правового режима обеспечения безопасности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий; -
доведение до российской и международной общественности достоверной информации о внутренней и внешней политике Российской Федерации; -
развитие взаимодействия органов публичной власти, институтов гражданского общества и организаций при осуществлении деятельности в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
-
-
Федеральный закон “О безопасности” от 28.12.2010 № 390-ФЗ определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации.
Основными принципами обеспечения безопасности являются:
-
соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; -
законность; -
системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; -
приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; -
взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:
-
прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности; -
определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности; -
правовое регулирование в области обеспечения безопасности; -
разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления; -
применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности; -
разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности; -
организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности; -
координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности; -
финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль над целевым расходованием выделенных средств; -
международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности; -
осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организационная структура государственной системы обеспечения безопасности выглядит следующим образом:
-
Президент Российской Федерации. -
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. -
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. -
Федеральные органы исполнительной власти. -
Совет Безопасности.
-
Основополагающим концептуальным документом в области информационной безопасности является Доктрина информационной безопасности, утверждённая 9 сентября 2000 года. Указом Президента РФ от 05.12.2016 № 646 “Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации” вышла новая редакция данного документа. Доктрина информационной безопасности РФ отображает официальные взгляды на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности РФ. Доктрина служит основой для:-
формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; -
подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; -
разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
-
В Доктрине выделены четыре составляющие национальных интересов в области информационных отношений:
-
Соблюдение прав и свобод человека в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. -
Информационное обеспечение внутренней и внешней государственной политики страны. -
Развитие информационных технологий в соответствии со временем. -
Защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развёрнутых, так и создаваемых на территории России.
В документе приводится следующее определение информационной безопасности – состояние защищённости её национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Важно отметить, что Доктрина не является нормативно-правовым документом, то есть не обязательна к исполнению ни государством, ни его органами власти, ни гражданами, ни организациями. Доктрина разрабатывается для определённого исторического этапа развития и реализовывается в дальнейшем в виде законов, нормативных актов.
Вывод о проделанной работе
В рамках данной практической работы были изучены основные правовые и организационные аспекты информационной безопасности в Российской Федерации. Были рассмотрены нормы Конституции РФ, определяющие правовые основы информационной безопасности, а также место информационной безопасности в системе национальных интересов. Была приведена краткая характеристика ФЗ “О безопасности” и Доктрины информационной безопасности РФ.
В процессе выполнения работы было установлено, что обеспечение информационной безопасности в Российской Федерации является важнейшим национальным интересом и представляет собой сложную и многогранную проблему. Для эффективного обеспечения безопасности необходимо строго соблюдать нормы законодательства, развивать и совершенствовать организационные структуры и механизмы государственного управления в этой области. В целом, изучение вопросов информационной безопасности является актуальным и важным для любого специалиста, связанного с обработкой и защитой информации в различных сферах деятельности.