Файл: Урока окружающего мира в 1классе Учитель Шемякина Людмила Алексеевна Тема урока Зачем осваивают космос Тип урока изучение нового материала умк Школа России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологическая карта урока

окружающего мира в 1классе

Учитель Шемякина Людмила Алексеевна

Тема урока: Зачем осваивают космос?

Тип урока:  изучение нового материала

УМК «Школа России»

Базовая технология: проблемно-диалогический урок

Цели урока (предметные):

Обучающие: -

*обобщить и систематизировать представления учащихся о космосе;

*понимать значение освоения человеком космоса;

* уточнить представления учащихся о целях исследования космоса, • знать имя первого человека, совершившего полёт в космос об использовании искусственных спутников Земли

* расширение кругозора детей.

Метапредметные:

* понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке;

* работать в группе: высказывать и обсуждать предположения, осуществлять самопроверку;

* моделировать экипировку космонавта

Развивающие: 

* развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся, развивая умение следовать заданному алгоритму действий, соблюдая инструкции учителя;

* совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, аналогии сопоставления;

*развивать психические процессы6 память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции.

Воспитывающие: – воспитание аккуратности, усидчивости, любознательности в процессе обучения, любви к окружающему миру

Прогнозируемые результаты

Личностные:

* обладать мотивационной основой учебной деятельности;

* использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

* принимать и сохранять учебную задачу;

* планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

* адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.

Познавательные:

* использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;

* проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

Коммуникативные:

* строить понятные для партнёра высказывания;

* задавать вопросы;

*договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности


Основные понятия

Вселенная, космос,

Космонавт, скафандр,

Спутник, МКС


Межпредметные связи

Литературное чтение

Ресурсы:

-основные

-дополнительные

Учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 1 класс, 2 часть, рабочая тетрадь

Мimio – приставка (интерактивная приставка)

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах

Оборудование:  учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир», рабочая тетрадь, компьютер, проектор, электронная презентация, сигнальные карточки (звёздочки белые, блестящие, голубые), цветные карандаши., конверты с заданиями, воздушные шарики, словарь С.И.Ожегова.




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Планируемые

результаты

1.Мотивация к учебной деятельности

(1 мин)

Цель: Создание условий для включения учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

(создает эмоциональный настрой на продуктивную работу)

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

Проверяют готовность к уроку

Личностные:

Способствование формированию мотивационной основы учебной деятельности, доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе

2. Актуализация знаний. (3 мин)

Цель: Создание условий для активизации опорных знаний у учащихся


Рассмотрите рисунки на доске. Что объединяет все эти предметы? Презентация (Слайд 1 )

На рисунках изображены воздушный  шар, дирижабль, ракета, ковёр-самолёт, птицы, Карлсон.




рассматривают

Все они способны к полёту.

Познавательные: осознанное и произвольное высказывание,

проводят сравнение по признакам

Предметные: овладение умением находить общее , объединяющие предметы

Регулятивные: формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

3.Проблемная ситуация.(3мин)

Постановка учебной задачи

Цель: создание условий для формирования детьми цели и задач урока

На какие группы можно разделить эти предметы?

С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы. На чём только не отправлялись в небеса герои сказок и легенд! И на золотых колесницах (Илья Пророк),  даже на летучих мышах! (маленькие духи Шекспир «Буря»).
– Вспомните, на чём совершали полёты герои ваших любимых сказок? 
– То были сказки. Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах, которыми нельзя было управлять. Куда подует ветер – туда и летит шар. Потом придумали дирижабль – управляемый воздушный шар. Он был очень неуклюжий и неповоротливый, позже появились аэропланы. Им на смену пришли быстроходные самолёты и вертолёты. И, наконец, самый

Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звёзд. (Ракета) (Слайд.№2)

– Отгадайте ещё одну загадку, она по смыслу связана с первой.

Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это? (Космонавт) (Слайд№3)

Презентация (Слайд 2-3 )

Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?
 Как вы понимаете, что такое космос? В своих рисунках вы показали, как представляете себе космос. 
– Как вы думаете, а где найти точное значение слова? 
– Словарь С.И.Ожегова так объясняет это слово.
Космос, вселенная – вся система мироздания, весь мир. Презентация (Слайд 4)


– Нашу планету вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство, в нём находятся небесные тела, Солнце, звёзды, планеты, Луна, газ, пыль. Центром всей этой системы является Солнце.
Сформулируйте тему нашего урока! – 
– Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

Учебные задачи: 

1.Кто был первым космонавтом?

2.Зачем космонавты летают  в космос?
3. Для чего нужны искусственные спутники Земли.

Презентация (Слайд 5 )






Сказочные герои, живые существа, воздушный транспорт

Ответы учащихся: на метлах – баба-Яга , на утках – лягушка-путешественница, на ковре-самолете Хоттабыч, на собственной бороде – Черномор.
Отгадывание загадок

 (О космосе.)

(До урока ребята рисовали на тему «Космос»).
Высказывания учащихся.

В толковом словаре. Показать и зачитать.
– Зачем люди осваивают космос?
(После высказываний – на доске)


Познавательные:

использовать ранее полученную информацию детей

Коммуникативные :умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ

Личностные :

учиться понимать точку зрения другого.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала


4.Поиск решения учебной задачи.

Открытие нового знания(15мин)

Цель: создание условий для открытия новых знаний у учащихся)

4. Применение знаний и умений в новой ситуации (4мин)

Цель: создание условий по использованию имеющихся знаний и умений у учащихся для выполнения учебных заданий

5. Обобщение и систематизация знаний (2мин)

Цель: Создание условий для применения полученных знаний.

Давайте с вами вспомним:

– Какую форму имеет наша Земля? (Форму шара)
– Что такое Луна? (Естественный спутник Земли)
– Как вы понимаете естественный спутник? (Который создала природа)
– А что такое искусственный спутник Земли? (Его создали люди)( Слайд 6)
– Послушаем сейчас моих помощников.

 Презентация (Слайд 7-9 )

Искусственные спутники



4 октября 1957 года у нашей Земли появился спутник, который создали наши учёные.  Вот как он выглядел.
Спутники следят за движением облаков – это помогает точнее предсказывать погоду. Следят за движением судов в океанах, разносят по всей Земле телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звёзды и планеты. Спутники фотографируют Землю для составления карт. Есть спутники-разведчики. После запуска космический корабль выходит на околоземную орбиту - путь корабля (карточка), и космонавты проводят научные исследования. Так, в космосе проводились эксперименты по рождению живых существ: на орбите появлялись птенцы. Еще проводились медицинские эксперименты по изучению сна: человек отдыхал в течение 1 часа, а его состояние было таким, будто он спал 8 часов. Это важно для людей, которые занимаются серьезными научными работами, - человек мог бы отдыхать меньше и больше посвящать себя труду. Каждая секунда, проведенная на орбите, вносит огромный вклад в мировую науку. Мы все ежедневно пользуемся массой вещей, созданных благодаря космонавтике и невозможных без нее. Даже пользование мобильным телефоном - заслуга космонавтики.




– Откроем учебник на стр.72,73. Конечно, задолго до полета в космос летали животные. Слушаем о них. Презентация (Слайд 10-11 )

Животные-космонавты





– Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые, даже микробы.
Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.
– Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собака подходит для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой.
Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.
В собачьем отряде каждый день тренировки. Собак учили не бояться  тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки есть.
Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и 3 ноября 1959 года отважная разведчица умчалась в космос.

– Когда люди отмечают День космонавтики? 

Физкультминутка

Презентация (Слайд 12 )

Первый космонавт



12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть «Человек в космосе! Русский!»
Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин.
Больше часа 108 минут (1час 48 минут) длился первый полёт. За это время корабль облетел весь Земной шар и опустился на землю.
Гагарин вернулся на землю живым и здоровым. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза. 
В том же году день полета в космос был объявлен праздником – Днем космонавтики.

Старт! Огромная вспышка ослепляет. Лавина огня вырывается из-под ракеты, отразившись от бетона, клубами заволакивает ее. Яростный гул. В 6 часов 7 минут с космодрома Байконур со стартовой площадки ракета-носитель «Восток-К72К» вывела на околоземную орбиту советский космический корабль «Восток». Космический корабль пилотировал Юрий Гагарин (позывной первого космонавта Земли – «Кедр»). Впервые в мире человек поднялся в космос. Полет продолжался 1 час 48 минут. Юрий Алексеевич совершил один оборот вокруг Земли.

Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: «Гагарин», «Юрий», «Россия». Земля узнала простого, обаятельного человека, проложившего дорогу к звездам.

Кем же был Гагарин? Юрий Алексеевич Гагарин родился в семье колхозника в Смоленской области. Он с отличием закончил ремесленное училище, школу рабочей молодежи. С отличием закончил индустриальный техникум и аэроклуб в Саратове, поступил в 1-е Чкаловское авиационное училище лётчиков. После его окончания служил военным летчиком.

12 апреля 1961 г. гражданин СССР майор авиации Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в мире орбитальный облет Земли, открыв эпоху пилотируемых космических полетов.

После полета в космос Гагарин совершенствовал своё мастерство и обучал других космонавтов. Он трагически погиб в авиационной катастрофе при выполнении тренировочного полета на самолете.

После Юрия Гагарина в космосе побывало уже около 500 землян. 
– Как называется костюм космонавта?

Оставить из букв слово - скафандр

Скафандр



– В космосе одновременно  и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце припекает, а в тени всё замерзает. Единственный выход – скафандр.
Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как в комнате, и дышится легко. Если Солнце светит ярко, то можно в шлеме опустить шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами, оставшимися на станции.
Правильнее было бы назвать скафандр отдельной кабиной. Только эта кабина сделана из мягкого материала и сшита по росту.
Конечно, в скафандре не очень удобно, он стесняет движения, но это безопасно. Скафандр имеет свою систему подачи воздуха. Если к нему подключить автономную систему дыхания, то человек может выходить в открытый космос. Эта система находится в ранце. Надевают его за спину, как наши портфели, только весит такой ранец около сорока килограммов. Но при невесомости этот вес совсем не ощущается.

А сейчас вы поработаете в парах. Вспомним правила работы в паре.

Правила работы в паре

1. Работать должны оба.
2. Один говорит, другой слушает.
3. Если не понял, переспроси.
4. Своё  несогласие высказывай вежливо.


задание № 1. Собрать скафандр из частей Выполнив, дать сигнал.

РАССКАЗ ОБ УСЛОВИЯХ РАБОТЫ КОСМОНАВТОВ.

Бывает зубная паста, шоколад в тюбике, чай в тюбике - так питались в космосе раньше. Сейчас в каждую космическую экспедицию отправляются не только тюбики с продуктами, но и свежие фрукты, в том числе киви, апельсины, яблоки. А еще в полет отправляется лаваш - белый хлеб в виде большой плоской лепешки. Он не крошится и не так быстро черствеет, как хлеб. Когда экипаж станции проводит в космосе по полгода, свежий лаваш или кусочек яблока поднимают настроение.

– А как вы думаете ,есть ли в космосе у космонавтов свой дом? Как она называется?

Презентация (Слайд 13-14 )

Космическая орбитальная станция



– У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают.
Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землёй. Но крылья нужны не для полёта – это «домашняя электростанция». Блестящие  пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает.
–  Как работают космонавты?
– Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж сменяется другим. Космонавты наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления. Это Международная космическая станция

( МКС)

После запуска космический корабль выходит на околоземную орбиту - путь корабля и космонавты проводят научные исследования. Так, в космосе проводились эксперименты по рождению живых существ: на орбите появлялись птенцы. Еще проводились медицинские эксперименты по изучению сна: человек отдыхал в течение 1 часа, а его состояние было таким, будто он спал 8 часов. Это важно для людей, которые занимаются серьезными научными работами, - человек мог бы отдыхать меньше и больше посвящать себя труду. Каждая секунда, проведенная на орбите, вносит огромный вклад в мировую науку. Мы все ежедневно пользуемся массой вещей, созданных благодаря космонавтике и невозможных без нее. Даже пользование мобильным телефоном - заслуга космонавтики.


– Спасибо моим помощникам за подготовленные сообщения.

А сейчас вы поработаете в группах. Вспомним правила работы в группе.

Правила работы в группе

1. Работать должны все.
2. Один говорит, все слушают.
3. Выслушивают мнения всех

4. Приходим к общему мнению.

задание № 1. Пронумеровать фотографии, в соответствии с подписями.(Задания на воздушных шариках спускаются)

Просмотр фильма

У. Каким же должен быть космонавт?


.

Слушаем заранее подготовленные детьми небольшие сообщения

Выступление учеников

Работа по учебнику

(12 апреля)

работа в парах

ответы на вопрос

Составляют слово

(

работа в парах

Самооценка

ответы на вопрос

обмен знаниями

работа в группах

Дети ловят воздушные шарики с заданиями

Просмотр фильма , используя пособие

Трудолюбивый, умный, добрый, смелый, находчивый, внимательный, решительный, сообразительный, здоровый, заботливый, выносливый, терпеливый, наблюдательный

Познавательные:

осуществляют поиск нужной информации в учебнике,

логические-анализируют объект,

выделяют главное

Регулятивные: действуют с учётом выделенных ориентиров,

воспринимают оценку учителя

Коммуникативные:

Принимают другое мнение и позицию,

Допускают существование различных точек зрения;

Самооценка

Предметные:

Рассматривать иллюстрации в учебнике,

извлекать из них нужную информацию

Оценивают свои знания

Личностные:

формирование уважительного отношения к иному мнению,

развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла ученика

Предметные: формирование умения правильно пользоваться новыми знаниями при выполнении задания

Регулятивные: осуществлять анализ объекта (с выделением 2-3 существенных признаков)

Познавательные: построение речевых высказываний

Коммуникативные:

Принимают другое мнение и позицию ,

допускают существование различных точек зрения.

Коммуникативные:

Принимают другое мнение и позицию ,

допускают существование различных точек зрения.

Личностные:

Проявляют интерес к новому учебному материалу

Познавательные: формирование умения понимать задание

Регулятивные: в сотрудничестве с другими находить несколько вариантов решения учебной задачи

Развитие самостоятельности

Формирование умения определять критерии оценки


6. Контроль усвоения изученного материала, обсуждения допущенных ошибок (4мин)

Цель: создать условия для выполнения качества усвоения изученного материала, коррекции ошибок.

Работа в тетради.

Р.Т. № 1 (с. 24)

- Выполните задание. (Проверка)

№ 2 (с.24)

- А сейчас нам предстоит выполнить 2 задание. Рассмотрите порядок выполнения

Тест

выполнение заданий

самопроверка

Регулятивные: формирование самопроверки и самоконтроля.

7. Рефлексия учебной деятельности. (2 мин)

Цель: создание условий для самооценки учащихся своей учебной деятельности.


- Итак, ребята, вспомните, какие задачи мы ставили на урок?

-Мы выполнили их? Ответили на данные вопросы?
\-Кто считает, что он достиг сегодняшней цели?

-Оцените свою работу (сигнальные карточки).

Какое настроение у вас?
Оцените свои достижения на уроке.

К
Космос

Загадоч

ный
ластер






Таинствен

ный

страшный





Неизведанный



Навигация морских судов



Мобильная связь



Мне интересен космос!









Проверка приобретённых знаний

Учащиеся высказываются

Проводят анализ своих достижений


Телефон, компьютер




Регулятивные : подведение итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности.Формирование умения анализировать учебную деятельность

Личностные: закрепление положительной мотивации на учебнуюдеятельность

8. Организационный итог урока(1 мин)

Завершается урок.

Он пошёл ребятам впрок!

Постарались всё понять?

Ответы полные давать?

На уроке не зевали?

Всё сумели? Всё смогли?

Вы сегодня – молодцы!

Да!

Да!

Нет!

Да!

(аплодисменты друг другу)