Файл: Урока окружающего мира в 1классе Учитель Шемякина Людмила Алексеевна Тема урока Зачем осваивают космос Тип урока изучение нового материала умк Школа России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическая карта урока
окружающего мира в 1классе
Учитель Шемякина Людмила Алексеевна
Тема урока: Зачем осваивают космос?
Тип урока: изучение нового материала
УМК «Школа России»
Базовая технология: проблемно-диалогический урок
Цели урока (предметные):
Обучающие: -
*обобщить и систематизировать представления учащихся о космосе;
*понимать значение освоения человеком космоса;
* уточнить представления учащихся о целях исследования космоса, • знать имя первого человека, совершившего полёт в космос об использовании искусственных спутников Земли
* расширение кругозора детей.
Метапредметные:
* понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке;
* работать в группе: высказывать и обсуждать предположения, осуществлять самопроверку;
* моделировать экипировку космонавта
Развивающие:
* развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся, развивая умение следовать заданному алгоритму действий, соблюдая инструкции учителя;
* совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, аналогии сопоставления;
*развивать психические процессы6 память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции.
Воспитывающие: – воспитание аккуратности, усидчивости, любознательности в процессе обучения, любви к окружающему миру
Прогнозируемые результаты
Личностные:
* обладать мотивационной основой учебной деятельности;
* использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
* принимать и сохранять учебную задачу;
* планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
* адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.
Познавательные:
* использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;
* проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
Коммуникативные:
* строить понятные для партнёра высказывания;
* задавать вопросы;
*договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Основные понятия | Вселенная, космос, Космонавт, скафандр, Спутник, МКС |
Межпредметные связи | Литературное чтение |
Ресурсы: -основные -дополнительные | Учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 1 класс, 2 часть, рабочая тетрадь Мimio – приставка (интерактивная приставка) Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал |
Формы работы | Фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах |
Оборудование: учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир», рабочая тетрадь, компьютер, проектор, электронная презентация, сигнальные карточки (звёздочки белые, блестящие, голубые), цветные карандаши., конверты с заданиями, воздушные шарики, словарь С.И.Ожегова.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты | ||
1.Мотивация к учебной деятельности (1 мин) Цель: Создание условий для включения учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | (создает эмоциональный настрой на продуктивную работу) Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо под рукой! | Проверяют готовность к уроку | Личностные: Способствование формированию мотивационной основы учебной деятельности, доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе | ||
2. Актуализация знаний. (3 мин) Цель: Создание условий для активизации опорных знаний у учащихся | Рассмотрите рисунки на доске. Что объединяет все эти предметы? Презентация (Слайд 1 ) На рисунках изображены воздушный шар, дирижабль, ракета, ковёр-самолёт, птицы, Карлсон. | рассматривают Все они способны к полёту. | Познавательные: осознанное и произвольное высказывание, проводят сравнение по признакам Предметные: овладение умением находить общее , объединяющие предметы Регулятивные: формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | ||
3.Проблемная ситуация.(3мин) Постановка учебной задачи Цель: создание условий для формирования детьми цели и задач урока | На какие группы можно разделить эти предметы? С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы. На чём только не отправлялись в небеса герои сказок и легенд! И на золотых колесницах (Илья Пророк), даже на летучих мышах! (маленькие духи Шекспир «Буря»). – Вспомните, на чём совершали полёты герои ваших любимых сказок? – То были сказки. Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах, которыми нельзя было управлять. Куда подует ветер – туда и летит шар. Потом придумали дирижабль – управляемый воздушный шар. Он был очень неуклюжий и неповоротливый, позже появились аэропланы. Им на смену пришли быстроходные самолёты и вертолёты. И, наконец, самый Чудо-птица, алый хвост, Прилетела в стаю звёзд. (Ракета) (Слайд.№2) – Отгадайте ещё одну загадку, она по смыслу связана с первой. Он не лётчик, не пилот, Он ведёт не самолёт, А огромную ракету. Дети, кто, скажите это? (Космонавт) (Слайд№3) Презентация (Слайд 2-3 ) Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? Как вы понимаете, что такое космос? В своих рисунках вы показали, как представляете себе космос. – Как вы думаете, а где найти точное значение слова? – Словарь С.И.Ожегова так объясняет это слово. Космос, вселенная – вся система мироздания, весь мир. Презентация (Слайд 4) – Нашу планету вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство, в нём находятся небесные тела, Солнце, звёзды, планеты, Луна, газ, пыль. Центром всей этой системы является Солнце. Сформулируйте тему нашего урока! – – Какие учебные задачи мы поставим перед собой? Учебные задачи: 1.Кто был первым космонавтом? 2.Зачем космонавты летают в космос? 3. Для чего нужны искусственные спутники Земли. Презентация (Слайд 5 ) | Сказочные герои, живые существа, воздушный транспорт Ответы учащихся: на метлах – баба-Яга , на утках – лягушка-путешественница, на ковре-самолете Хоттабыч, на собственной бороде – Черномор. Отгадывание загадок (О космосе.) (До урока ребята рисовали на тему «Космос»). Высказывания учащихся. В толковом словаре. Показать и зачитать. – Зачем люди осваивают космос? (После высказываний – на доске) | Познавательные: использовать ранее полученную информацию детей Коммуникативные :умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ Личностные : учиться понимать точку зрения другого. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала | ||
4.Поиск решения учебной задачи. Открытие нового знания(15мин) Цель: создание условий для открытия новых знаний у учащихся) 4. Применение знаний и умений в новой ситуации (4мин) Цель: создание условий по использованию имеющихся знаний и умений у учащихся для выполнения учебных заданий 5. Обобщение и систематизация знаний (2мин) Цель: Создание условий для применения полученных знаний. | Давайте с вами вспомним: – Какую форму имеет наша Земля? (Форму шара) – Что такое Луна? (Естественный спутник Земли) – Как вы понимаете естественный спутник? (Который создала природа) – А что такое искусственный спутник Земли? (Его создали люди)( Слайд 6) – Послушаем сейчас моих помощников. Презентация (Слайд 7-9 ) Искусственные спутники – 4 октября 1957 года у нашей Земли появился спутник, который создали наши учёные. Вот как он выглядел. Спутники следят за движением облаков – это помогает точнее предсказывать погоду. Следят за движением судов в океанах, разносят по всей Земле телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звёзды и планеты. Спутники фотографируют Землю для составления карт. Есть спутники-разведчики. После запуска космический корабль выходит на околоземную орбиту - путь корабля (карточка), и космонавты проводят научные исследования. Так, в космосе проводились эксперименты по рождению живых существ: на орбите появлялись птенцы. Еще проводились медицинские эксперименты по изучению сна: человек отдыхал в течение 1 часа, а его состояние было таким, будто он спал 8 часов. Это важно для людей, которые занимаются серьезными научными работами, - человек мог бы отдыхать меньше и больше посвящать себя труду. Каждая секунда, проведенная на орбите, вносит огромный вклад в мировую науку. Мы все ежедневно пользуемся массой вещей, созданных благодаря космонавтике и невозможных без нее. Даже пользование мобильным телефоном - заслуга космонавтики. – Откроем учебник на стр.72,73. Конечно, задолго до полета в космос летали животные. Слушаем о них. Презентация (Слайд 10-11 ) Животные-космонавты
– Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые, даже микробы. Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой. – Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собака подходит для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой. Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов. В собачьем отряде каждый день тренировки. Собак учили не бояться тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки есть. Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и 3 ноября 1959 года отважная разведчица умчалась в космос. – Когда люди отмечают День космонавтики? Физкультминутка Презентация (Слайд 12 ) Первый космонавт 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть «Человек в космосе! Русский!» Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин. Больше часа 108 минут (1час 48 минут) длился первый полёт. За это время корабль облетел весь Земной шар и опустился на землю. Гагарин вернулся на землю живым и здоровым. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В том же году день полета в космос был объявлен праздником – Днем космонавтики. Старт! Огромная вспышка ослепляет. Лавина огня вырывается из-под ракеты, отразившись от бетона, клубами заволакивает ее. Яростный гул. В 6 часов 7 минут с космодрома Байконур со стартовой площадки ракета-носитель «Восток-К72К» вывела на околоземную орбиту советский космический корабль «Восток». Космический корабль пилотировал Юрий Гагарин (позывной первого космонавта Земли – «Кедр»). Впервые в мире человек поднялся в космос. Полет продолжался 1 час 48 минут. Юрий Алексеевич совершил один оборот вокруг Земли. Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: «Гагарин», «Юрий», «Россия». Земля узнала простого, обаятельного человека, проложившего дорогу к звездам. Кем же был Гагарин? Юрий Алексеевич Гагарин родился в семье колхозника в Смоленской области. Он с отличием закончил ремесленное училище, школу рабочей молодежи. С отличием закончил индустриальный техникум и аэроклуб в Саратове, поступил в 1-е Чкаловское авиационное училище лётчиков. После его окончания служил военным летчиком. 12 апреля 1961 г. гражданин СССР майор авиации Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в мире орбитальный облет Земли, открыв эпоху пилотируемых космических полетов. После полета в космос Гагарин совершенствовал своё мастерство и обучал других космонавтов. Он трагически погиб в авиационной катастрофе при выполнении тренировочного полета на самолете. После Юрия Гагарина в космосе побывало уже около 500 землян. – Как называется костюм космонавта? Оставить из букв слово - скафандр Скафандр – В космосе одновременно и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце припекает, а в тени всё замерзает. Единственный выход – скафандр. Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как в комнате, и дышится легко. Если Солнце светит ярко, то можно в шлеме опустить шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами, оставшимися на станции. Правильнее было бы назвать скафандр отдельной кабиной. Только эта кабина сделана из мягкого материала и сшита по росту. Конечно, в скафандре не очень удобно, он стесняет движения, но это безопасно. Скафандр имеет свою систему подачи воздуха. Если к нему подключить автономную систему дыхания, то человек может выходить в открытый космос. Эта система находится в ранце. Надевают его за спину, как наши портфели, только весит такой ранец около сорока килограммов. Но при невесомости этот вес совсем не ощущается. А сейчас вы поработаете в парах. Вспомним правила работы в паре. Правила работы в паре 1. Работать должны оба. 2. Один говорит, другой слушает. 3. Если не понял, переспроси. 4. Своё несогласие высказывай вежливо. задание № 1. Собрать скафандр из частей Выполнив, дать сигнал. РАССКАЗ ОБ УСЛОВИЯХ РАБОТЫ КОСМОНАВТОВ. Бывает зубная паста, шоколад в тюбике, чай в тюбике - так питались в космосе раньше. Сейчас в каждую космическую экспедицию отправляются не только тюбики с продуктами, но и свежие фрукты, в том числе киви, апельсины, яблоки. А еще в полет отправляется лаваш - белый хлеб в виде большой плоской лепешки. Он не крошится и не так быстро черствеет, как хлеб. Когда экипаж станции проводит в космосе по полгода, свежий лаваш или кусочек яблока поднимают настроение. – А как вы думаете ,есть ли в космосе у космонавтов свой дом? Как она называется? Презентация (Слайд 13-14 ) Космическая орбитальная станция – У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают. Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землёй. Но крылья нужны не для полёта – это «домашняя электростанция». Блестящие пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает. – Как работают космонавты? – Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж сменяется другим. Космонавты наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления. Это Международная космическая станция ( МКС) После запуска космический корабль выходит на околоземную орбиту - путь корабля и космонавты проводят научные исследования. Так, в космосе проводились эксперименты по рождению живых существ: на орбите появлялись птенцы. Еще проводились медицинские эксперименты по изучению сна: человек отдыхал в течение 1 часа, а его состояние было таким, будто он спал 8 часов. Это важно для людей, которые занимаются серьезными научными работами, - человек мог бы отдыхать меньше и больше посвящать себя труду. Каждая секунда, проведенная на орбите, вносит огромный вклад в мировую науку. Мы все ежедневно пользуемся массой вещей, созданных благодаря космонавтике и невозможных без нее. Даже пользование мобильным телефоном - заслуга космонавтики. – Спасибо моим помощникам за подготовленные сообщения. А сейчас вы поработаете в группах. Вспомним правила работы в группе. Правила работы в группе 1. Работать должны все. 2. Один говорит, все слушают. 3. Выслушивают мнения всех 4. Приходим к общему мнению. задание № 1. Пронумеровать фотографии, в соответствии с подписями.(Задания на воздушных шариках спускаются) Просмотр фильма У. Каким же должен быть космонавт? . | Слушаем заранее подготовленные детьми небольшие сообщения Выступление учеников Работа по учебнику (12 апреля) работа в парах ответы на вопрос Составляют слово ( работа в парах Самооценка ответы на вопрос обмен знаниями работа в группах Дети ловят воздушные шарики с заданиями Просмотр фильма , используя пособие Трудолюбивый, умный, добрый, смелый, находчивый, внимательный, решительный, сообразительный, здоровый, заботливый, выносливый, терпеливый, наблюдательный | Познавательные: осуществляют поиск нужной информации в учебнике, логические-анализируют объект, выделяют главное Регулятивные: действуют с учётом выделенных ориентиров, воспринимают оценку учителя Коммуникативные: Принимают другое мнение и позицию, Допускают существование различных точек зрения; Самооценка Предметные: Рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию Оценивают свои знания Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла ученика Предметные: формирование умения правильно пользоваться новыми знаниями при выполнении задания Регулятивные: осуществлять анализ объекта (с выделением 2-3 существенных признаков) Познавательные: построение речевых высказываний Коммуникативные: Принимают другое мнение и позицию , допускают существование различных точек зрения. Коммуникативные: Принимают другое мнение и позицию , допускают существование различных точек зрения. Личностные: Проявляют интерес к новому учебному материалу Познавательные: формирование умения понимать задание Регулятивные: в сотрудничестве с другими находить несколько вариантов решения учебной задачи Развитие самостоятельности Формирование умения определять критерии оценки | ||
6. Контроль усвоения изученного материала, обсуждения допущенных ошибок (4мин) Цель: создать условия для выполнения качества усвоения изученного материала, коррекции ошибок. | Работа в тетради. Р.Т. № 1 (с. 24) - Выполните задание. (Проверка) № 2 (с.24) - А сейчас нам предстоит выполнить 2 задание. Рассмотрите порядок выполнения Тест | выполнение заданий самопроверка | Регулятивные: формирование самопроверки и самоконтроля. | ||
7. Рефлексия учебной деятельности. (2 мин) Цель: создание условий для самооценки учащихся своей учебной деятельности. | - Итак, ребята, вспомните, какие задачи мы ставили на урок? -Мы выполнили их? Ответили на данные вопросы? \-Кто считает, что он достиг сегодняшней цели? -Оцените свою работу (сигнальные карточки). Какое настроение у вас? Оцените свои достижения на уроке. К Космос Загадоч ный ластер Таинствен ный страшный Неизведанный Навигация морских судов Мобильная связь Мне интересен космос! | Проверка приобретённых знаний Учащиеся высказываются Проводят анализ своих достижений Телефон, компьютер | Регулятивные : подведение итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности.Формирование умения анализировать учебную деятельность Личностные: закрепление положительной мотивации на учебнуюдеятельность | ||
8. Организационный итог урока(1 мин) | Завершается урок. Он пошёл ребятам впрок! Постарались всё понять? Ответы полные давать? На уроке не зевали? Всё сумели? Всё смогли? Вы сегодня – молодцы! | Да! Да! Нет! Да! (аплодисменты друг другу) | |