Файл: Внутригрупповые отношения в организации: лидеры и аутсайдеры.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 3
Введение
На сегодняшний день в организации у силился коллективный характер деятельности, и как следствие, увеличилось внимание к проблемой групповой динамики. С каждым годом появляется все больше и больше научных и исследовательских работ, которые посвящены проблемам эффективности организации и управления людьми, а так же урегулированию возникающих между ними отношений с помощью психотерапевтических средств и воспитательных воздействий.
Группой считается важная единица социологического анализа при изучении организационного поведения в организации. Групповая динамика занимается изучением взаимосвязи и силы, которые действуют между членами группы в рамках социальной ситуации. При изучении групповой динамики, а конкретно управлении, большой акцент уделяется формальным и неформальным рабочим группам.
Объектом данной курсовой работы являются управление персоналом
Предметом данной курсовой работы служит внутригрупповые отношения
Целью данной курсовой работы является анализ внутригрупповых отношений в организации.
Для реализации данной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Ознакомится с понятием группы м отношений в организации
2. Рассмотреть феномен лидерства в организации
3. Ознакомится с групповой динамикой в организации
Методологической базой данной курсовой работы послужили научная литература, статьи по данной теме исследования, труды зарубежных и отечественных ученых. При написании данной курсовой работы применялись такие методы исследования, как сравнение, анализ, обобщение.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
1. Понятие группы в организации и ее виды
Группа – это союз двух и более людей, которые объединились для достижения конкретной цели. На сегодняшний день группы играют огромную роль в развитии организации и соответственно – групповое поведение – важная составляющая организационного поведения. На рис.1. представлена классификация групп с точки зрения различных параметров.
Рисунок 1. Классификация групп
Термин "группа" можно трактовать по-разному, в зависимости от точки зрения. Одно из наиболее глубоких определений утверждает, что если в организации существует группа, то ее члены: имеют мотивацию для присоединения к группе; воспринимают группу как единый союз взаимодействия; в разной степени участвуют в групповых процессах (т. е. одни люди отдают группе больше времени и энергии, чем другие); достигают соглашений и выявляют разногласия, осуществляя различные формы взаимодействия.[8]
Группа – это два и более человека, объединенных общей целью. Три человека, идущие по улице в разные стороны не являются группой, цели у них разные, хоть они и оказались в одно и то же время в одном месте. А вот студенческая группа в институте, рабочий коллектив любого отдела на предприятии, участники тренинга – группа. И семья – это группа, если они объединены общей целью. И даже три человека, стоящие в одной очереди к чиновнику и обладающие одной целью – скорее получить необходимую справку – тоже уже являются группой. И среди них тоже запускаются процессы групповой динамики, иногда очень даже яркие и наглядные.
Есть разные классификации этапов групповой динамики. Общепринято выделять 4 ключевых этапа групповой динамики (ключевые стадии): стадия знакомства, стадия распределения внутригрупповых ролей, стадия устойчивой работы группы, стадия завершения группы.
Каждая стадия групповой динамики имеет свои особенности, свои ярко выраженные черты, маркёры. И на каждой из этих стадий есть конкретные действия руководителя, которые способны усилить, улучшить результат общей работы. А есть ошибочные действия руководителя, которые могут тормозить работу группы, приводить к «застреванию» на той или иной стадии. Ранг отдельного человека в группе не наследуется и не является жестко закрепленным в течение всей жизни и во всех ситуациях. Следует различать наследование определенных признаков, способствующих или препятствующих достижению высокого ранга, которые еще должны себя проявить, реализоваться, от собственно реализованного ранга отдельного человека в определенной группе. Впрочем, у других видов животных, ранг тоже не является абсолютно незыблемой характеристикой на протяжении всей жизни. Но именно у человека ранги могут разительно отличаться в разных группах, они быстро изменяются со временем и т.д. [16]
В самом общем случае действия человека внутри группы можно назвать общением с другими членами группы. И любой акт общения в данном аспекте может рассматриваться как сражение, целью которого является повышение ранга внутри группы или по крайней мере его подтверждение. Никто не начинает общение с другим человеком, чтобы оказаться униженным или ущемленным, никто не совершает действий, направленных на понижение собственного ранга. Хотя в результате неправильно проведенного сражения ранг как раз может быть и снижен.
2. Понятие и феномен лидерства в организации
Для начала необходимо определиться и рассмотреть понятие лидер и лидерство в различных источниках.
Лидерство – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. В контексте отношений власти лидерство подразумевает продолжительное, а не спорадическое осуществление власти, как правило, сопряженное с личностными характеристиками субъекта-лидера. Лидерство – это готовность нести ответственность не только за себя, но за целую группу людей. Лидерство – это умение так организовать взаимодействие с людьми, чтобы каждый из них искренне захотел достичь поставленной лидером цели.
Проблематика лидерских практик всегда оказывалась в центре многих научных и практических дискуссий. Такой интерес не случаен, поскольку во все времена ценились лидерские качества и потенции в человеке в любых социальных, экономических или житейских плоскостях. [5]
По сути, везде, где присутствует более двух человек, возникает феномен лидерства. При этом люди, находящиеся в данной группе, не могут быть абсолютно на одинаковых началах как по отношению к самой деятельности группы, так и по отношению друг к другу.
В условиях индустриализации общества институт лидерства приобретал все большее значения с позиции социальной и экономической приоритетности. Крупные промышленные предприятия, средний и малый бизнес становились в большей степени зависимы от лидерских навыков управленческого состава.
Пока существует организационный контекст, проходят активные внутренние изменения в компаниях, аспект лидерства не утратит своего веса. Как правило, научные изыскания всегда соотносятся с практическими реалиями, поэтому целесообразно предположить, что в дальнейшем исследования будут касаться вопросов организации работы виртуальных и сетевых команд
Реалии последних лет в области менеджмента таковы, что традиционные управленческие функции (планирование, организация, стимулирование и контроль) составляют низший базовый уровень требуемой компетенции современного руководителя. От него все больше требуется проявления лидерских качеств, основанных на способности осуществлять эмоционально-регулятивную, нормообразующую, мировоззренческую функции. [20]
Лидер может быть формальным (начальник, менеджер, старший по званию, родитель…) и управлять системами на основе имеющейся власти, данной ему надсистемой и самими участниками. Такой лидер обычно играет роль администратора и поручает дела команде на основе определенного плана. Он контролирует участников, большинство решений принимает сам, следит за выполнением дел до их завершения. Его уважают и выполняют его приказы, но обычно эмоциональное отношение к нему достаточно низкое.[13]
Неформальный лидер обладает качествами и способностями, которые позволяют оказывать влияние на другие системы и убеждать их следовать за ним к цели. Он вдохновляет и мотивирует команду, делает энергетическую подпитку, дает только начальный, направляющий импульс. Полностью доверяет участниками, обсуждает все решения с ними. К нему очень хорошо относятся, т.к. он понимает, помогает и сочувствует участникам.
Лидер может быть как формальным, так и неформальным:
- имеет высокую должность и вдохновляет людей;
- дает ясное, яркое видение цели и обсуждает план ее достижения со всей командой;
- создает систему для достижения цели и доверяет управление ею команде. [20]
Один и не более человек в команде должен осознавать, что он является ведущим, наставником, и ответственен за результат достижения цели. Он должен иметь четкое видение цели, хорошо понимать свои возможности, что он знает, что может сделать для организации и управления командой и достижения успеха.
Успешный лидер всегда способен убедить участников, что он достоин ими управлять. Именно команда, а не лидер, определяет, насколько лидер успешен. Если команда не доверяет ему, их будет очень сложно мотивировать. Хороший лидер должен знать психологию человека, чтобы понимать поведение других, адекватно реагировать на него и корректно воздействовать, чтобы минимизировать вредные последствия.
А главное средство лидера для управления, убеждения и мотивирования команды – это его поведение. Лидер должен иметь определенные развитые качества, быть честным и справедливым, адекватно взаимодействовать, достигать целей активнее и решительнее других, т.е. быть примером для подражания. Поведение лидера копируется командой сознательно или подсознательно, но в любом случае, команда стремится подражать лидеру. [10] Лидер должен создать такие условия для команды, при которых каждый из участников удовлетворит свои потребности и достигнет своих личных целей. Это главный способ мотивации, позволяющий организовать крепкую команду и успешно достичь поставленной перед ней цели.
Также лидер должен гарантировать команде позитивные последствия при хорошем качестве и эффективности их деятельности и успешном достижении цели. Например, премии, дополнительные выходные, путевки и т.п. Лидер с развитыми качествами может брать на себя ответственность за других людей, управлять ими и получать результаты достижения целей. К основным лидерским качествам относятся все качества успешного человека, такие как решительность, целеустремленность, уверенность в себе, мужество и т.п. А также для взаимодействия и организации команды ему нужны следующие качества. [19] Таким образом, становится все меньше простора для реализации административных средств управления персоналом.
Человек, который развил в себе лидерские качества и навыки, получает особый ресурс – приверженность и доверие других людей. Лидеру с великой целью будет предано множество людей. Они будут добровольно участвовать в процессе ее достижения, тратить личные ресурсы, восхищаться и подражать лидеру, т.к. будут осознавать, что эта цель улучшит и их жизнь тоже. Имея полноценную команду со всеми талантами и ресурсами, необходимыми для достижения великой цели, лидер способен создать шедевр, нечто грандиозное, что значительно улучшит наш мир. Участники же команды получат ценный опыт, который они смогут использовать для создания своей команды, для которой они сами будут лидерами. И эта команда поможет им достичь цели своей жизни.
Как можно заметить, лидеров не так и много. Гораздо больше исполнителей. Главная причина этого – люди не осознают себя, свое предназначение. Когда человек знает цель своей жизни, имеет великую мечту и намерение ее воплотить в жизнь, тогда у него нет другого выхода как стать лидером и возглавить команду талантливых людей.[7] Безусловно, никогда не будет такого, что все люди станут лидерами. Конечно, должны быть и мечтатели, и деятели. Но должна быть преемственность и развитие. Т.е. человек должен начинать свою деятельность с низов, с небольших должностей, пока у него нет профессиональных качеств, навыков и опыта. Но развиваясь, воспринимая опыт лидеров, человек может улучшать в себе и лидерские качества. А когда он осознает свое предназначение и определит цель, которой посвятит всю свою жизнь, тогда он будет готов создать свою команду. И нельзя разочаровываться в себе, когда однажды появится недосягаемая для себя цель на пути самореализации. Это всего лишь означает, что пришло время найти партнеров, создать единую команду для ее достижения и продолжить самореализовываться. Таким образом, для самореализации принципиально важно осознавать цель своей жизни и найти все средства для ее достижения, даже если для этого понадобится многотысячная команда. В условиях становления нового типа информационной экономики, когда компании все больше вовлекаются в образование виртуальных систем извлечения дополнительной прибыли, требуется новый формат лидерства, способный объединить разобщенные структуры формирования добавленной ценности в экономике, а также переместить зону ответственности на локальные точки функциональной активности. Лидерская позиция, зачастую основанная на индивидуальных качествах, внешне реализуется через лидерскую активность по отношению к другим членам группы и организационной среде (рис. 2). [1]