Файл: Рабочая программа по предмету Физика основного общего образования 8 класс (2020 2021 учебный год) Составитель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора БОУ г. Омска

Директор БОУ г.Омска

«Средняя общеобразовательная школа № 101»

«Средняя общеобразовательная школа № 101»

______________________________________

______________________________________

_____ _______________ 20_____ г.

_____ _______________ 20_____ г.



Рабочая программа
по предмету «Физика»

основного общего образования 8 класс

(2020- 2021 учебный год)


Составитель:

Талтакаева Самал Канатовна, учитель физики

г. Омск

Пояснительная записка

Планируемые личностные результаты обучения

учебному предмету «Физика» в 8 классе

- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;                        

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;          

- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;                                              

- формирование ценностных отношений к друг другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Планируемые метапредметные результаты обучения

учебному предмету «Физика» в 8 классе

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

 - понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; разработки теоретических моделей процессов или явлений;  

  - приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;                        

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную  информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;    



 - развитие монологической и диалогической речи , умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;                                                                                                       - освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию

Планируемые предметные результаты обучения

учебному предмету «Физика» в 8 классе

Предметными результатами обучения по теме «Тепловые явления» и «Изменение агрегатных состояний вещества»являются:

— понимание и способность объяснять физические явления: конвекция, излучение, теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, испарение (конденсация) и плавление (отвердевание) вещества, охлаждение жидкости при испарении, кипение, выпадение росы;

— умение измерять: температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха;

— владение экспериментальными методами исследования: зависимости относительной влажности воздуха от давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре; давления насыщенного водяного пара; определения удельной теплоемкости вещества;

— понимание принципов действия конденсационного и волосного гигрометров, психрометра, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины и способов обеспечения безопасности при их использовании;

— понимание смысла закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах и умение применять его на практике;

— овладение способами выполнения расчетов для нахождения: удельной теплоемкости, количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плавления, влажности воздуха, удельной теплоты парообразования и конденсации, КПД теплового двигателя;

— умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).


Предметными результатами обучения по теме «Электрические явления» являются:

— понимание и способность объяснять физические явления: электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электрический ток в металлах, электрические явления с позиции строения атома, действия электрического тока;

— умение измерять: силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление;

— владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала;

— понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца;

—понимание принципа действия электроскопа, электрометра, гальванического элемента, аккумулятора, фонарика, реостата, конденсатора, лампы накаливания и способов обеспечения безопасности при их использовании;

— владение способами выполнения расчетов для нахождения: силы тока, напряжения, сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников, удельного сопротивления проводника, работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током, емкости конденсатора, работы электрического поля конденсатора, энергии конденсатора;

— умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности).

Предметными результатами обучения по теме «Электромагнитные явления» являются:

— понимание и способность объяснять физические явления: намагниченность железа и стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки, действие магнитного поля на проводник с током;

— владение экспериментальными методами исследования зависимости магнитного действия катушки от силы тока в цепи;

— умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности).

Предметными результатами обучения по теме «Световые явления» являются:


— понимание и способность объяснять физические явления: прямолинейное распространение света, образование тени и полутени, отражение и преломление света;

— умение измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

— владение экспериментальными методами исследования зависимости: изображения от расположения лампы на различных расстояниях от линзы, угла отражения от угла падения света на зеркало;

— понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон отражения света, закон преломления света, закон прямолинейного распространения света;

— различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы, изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой;

— умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

Календарно-тематическое планирование


Рабочая программа по учебному предмету «Физика» составлена на основе авторской программы А.В. Перышкина, Н.В. Филонович, Е.М., Е.М. Гутник « Программа основного общего образования. Физика. 7-9 классы», Дрофа, 2013г.

На реализацию данной программы, согласно учебному плану учреждения, отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год.

Используемый учебник: Физика: учебник для 8 класса / Перышкин А.В.– М.: «Дрофа», 2014 г.


№ урока


Дата


Тема урока

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

Планируемые результаты обучения

(предметные, метапредметные, личностные)

Вид и формы контроля

По плану

По факту

1. Тепловые явления (12 ч)

1.1.







Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия

1

—Различать тепловые явления;

—анализировать зависимость температуры тела от скорости движения его молекул;

—наблюдать и исследовать превращение энергии тела в механических процессах;

—приводить примеры превращения энергии при подъеме тела, при его падении


Исследуют зависимость направления и скорости теплообмена от разности температур.

Метапредметные

_ овладение навыками самостоятельного приобретения

новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные

результаты своих действий;

_ понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и

реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых

гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

_ формирование умений воспринимать, перерабатывать и

предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами,

выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

_ приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа

и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

_ развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

_ освоение приемов действий в нестандартных ситуациях,

овладение эвристическими методами решения проблем;

_ формирование умений работать в группе с выполнением

различных социальных ролей, представлять и отстаивать

свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Личностные:

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий; экологическое сознание; основы социально-критического мышления

Ответы на вопросы

1.2







Способы изменения внутренней энергии

1

—Объяснять изменение внутренней энергии тела, когда над ним совершают

работу или тело совершает работу;

—перечислять способы изменения внутренней энергии;

—приводить примеры изменения внутренней энергии тела путем совершения работы и теплопередачи;

—проводить опыты по изменению внутренней энергии

Осуществляют микро-опыты по реализации различных способов изменения внутренней энергии тела

Обсуждение проблемного вопроса

1.3







Виды теплопередачи. Теплопроводность

1

—Объяснять тепловые явления на основе молекулярно-кинетической теории;

—приводить примеры теплопередачи путем теплопроводности;

—проводить исследовательский эксперимент по теплопроводности различных веществ и делать выводы;

—приводить примеры теплопередачи путем конвекции и излучения;

—анализировать, как на практике учитываются различные виды теплопередачи;

—сравнивать виды теплопередачи.

Исследуют зависимость теплопроводности от рода вещества.

Приводят примеры теплопередачи путем теплопроводности


Ответы на вопросы

1.4







Конвекция. Излучение

1

—Приводить примеры теплопередачи путем конвекции и излучения;

—анализировать, как на практике учитываются различные виды теплопередачи;

—сравнивать виды теплопередачи


Приводят примеры теплопередачи путем конвекции и излучения;

анализируют, как на практике учитываются различные виды теплопередачи;

сравнивают виды теплопередачи


Устный опрос

.1.5







Количество теплоты. Удельная теплоемкость

1

—Находить связь между единицами количества теплоты: Дж, кДж, кал, ккал;

—работать с текстом учебника.

—Объяснять физический смысл удельной теплоемкости вещества;

—анализировать табличные данные;

—приводить примеры применения на практике знаний о различной теплоемкости веществ.

Вычисляют количество теплоты, необходимое для нагревания или выделяемого при охлаждении тела

Устный опрос

1.6







Расчет количества теплоты

1

—Рассчитывать количество теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяемое им при охлаждении

Применяя формулу для расчета количества теплоты, вычисляют изменение температуры тела, его массу и удельную теплоемкость вещества

Устный опрос

1.7







Лабораторная работа «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

1

—Разрабатывать план выполнения работы;

—определять и сравнивать количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной при теплообмене;

—объяснять полученные результаты,

представлять их в виде таблиц;

—анализировать причины погрешностей измерений

Исследуют явление теплообмена при смешивании холодной и горячей воды. Составляют уравнение теплового баланса

Лабораторная работа

1.8







Лабораторная работа «Измерение

удельной теплоемкости твердого тела»

1

—Разрабатывать план выполнения работы;

—определять экспериментально удельную теплоемкость вещества и сравнивать ее с табличным значением;

—объяснять полученные результаты,

представлять их в виде таблиц;

—анализировать причины погрешностей измерений

Измеряют удельную теплоемкость вещества. Составляют алгоритм решения задач

Лабораторная работа

1.9







Энергия топлива. Удельная теплота сгорания

1

—Объяснять физический смысл удельной теплоты сгорания топлива и рассчитывать ее;

—приводить примеры экологически чистого топлива

Составляют уравнение теплового баланса для процессов с использованием топлива

Самостоятельная работа по карточкам

1.10







Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах

1

—Приводить примеры превращения механической энергии во внутреннюю, перехода энергии от одного тела к другому;

—приводить примеры, подтверждающие закон сохранения механической энергии;

—систематизировать и обобщать знания закона на тепловые процессы

Наблюдают и описывают изменения и превращения механической и внутренней энергии тела в различных процессах

Устный опрос

1.11







Тепловые явления

1

—систематизировать и обобщать знания закона сохранения и превращения энергии на тепловые процессы

Решают задачи с применением алгоритма составления уравнения теплового баланса

Устный опрос

1.12







Контрольная работа по теме «Тепловые яв-

ления»

1

—Применять знания к решению задач

Демонстрируют умение описывать процессы нагревания и охлаждения тел, объяснять причины и способы изменения внутренней энергии, составлять и решать уравнение теплового баланса

Урок контроля

2. Изменение агрегатных состояний вещества (11 ч)

2.1.







Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание

1

—Приводить примеры агрегатных состояний вещества;

—отличать агрегатные состояния вещества и объяснять особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел;

—отличать процесс плавления тела от кристаллизации и приводить примеры этих процессов;

—проводить исследовательский эксперимент по изучению плавления, делать отчет и объяснять результаты экспери-

мента;

—работать с текстом учебника

Исследуют тепловые свойства льда. Строят и объясняют график изменения температуры при нагревании и плавлении льда

Метапредметные

_ овладение навыками самостоятельного приобретения

новых знаний, организации учебной деятельности, поста-

новки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные

результаты своих действий;

_ понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и

реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых

гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

_ формирование умений воспринимать, перерабатывать и

предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами,

выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

_ приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа

и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

_ развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

_ освоение приемов действий в нестандартных ситуациях,

овладение эвристическими методами решения проблем;

_ формирование умений работать в группе с выполнением

различных социальных ролей, представлять и отстаивать

свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Личностные:

_ сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

_ убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и

технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

_ самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

_ готовность к выбору жизненного пути в соответствии

с собственными интересами и возможностями;

_ мотивация образовательной деятельности школьников

на основе личностно-ориентированного подхода;

_ формирование ценностных отношений друг к другу,

учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Ответы на вопросы

2.2.







График плавления. Удельная теплота плавления.

1

—Анализировать табличные данные температуры плавления, график плавления и отвердевания;

—рассчитывать количество теплоты, выделяющегося при кристаллизации;

—объяснять процессы плавления и отвердевания тела на основе молекулярно-кинетических представлений.


Исследуют тепловые свойства льда. Строят и объясняют график изменения температуры при нагревании и плавлении льда.

Измеряют удельную теплоту плавления льда.

Обсуждение проблемного вопроса

2.3







Решение задач

1

—Определять количество теплоты;

—получать необходимые данные из таблиц;

—применять знания к решению задач

Составляют алгоритм решения задач на плавление и кристаллизацию тел

Ответы на вопросы