Файл: Рабочая программа по предмету Физика основного общего образования 8 класс (2020 2021 учебный год) Составитель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
Заместитель директора БОУ г. Омска | Директор БОУ г.Омска |
«Средняя общеобразовательная школа № 101» | «Средняя общеобразовательная школа № 101» |
______________________________________ | ______________________________________ |
_____ _______________ 20_____ г. | _____ _______________ 20_____ г. |
Рабочая программа
по предмету «Физика»
основного общего образования 8 класс
(2020- 2021 учебный год)
Составитель:
Талтакаева Самал Канатовна, учитель физики
г. Омск
Пояснительная записка
Планируемые личностные результаты обучения
учебному предмету «Физика» в 8 классе
- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений к друг другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Планируемые метапредметные результаты обучения
учебному предмету «Физика» в 8 классе
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- развитие монологической и диалогической речи , умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; - освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию
Планируемые предметные результаты обучения
учебному предмету «Физика» в 8 классе
Предметными результатами обучения по теме «Тепловые явления» и «Изменение агрегатных состояний вещества»являются:
— понимание и способность объяснять физические явления: конвекция, излучение, теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, испарение (конденсация) и плавление (отвердевание) вещества, охлаждение жидкости при испарении, кипение, выпадение росы;
— умение измерять: температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха;
— владение экспериментальными методами исследования: зависимости относительной влажности воздуха от давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре; давления насыщенного водяного пара; определения удельной теплоемкости вещества;
— понимание принципов действия конденсационного и волосного гигрометров, психрометра, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины и способов обеспечения безопасности при их использовании;
— понимание смысла закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах и умение применять его на практике;
— овладение способами выполнения расчетов для нахождения: удельной теплоемкости, количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плавления, влажности воздуха, удельной теплоты парообразования и конденсации, КПД теплового двигателя;
— умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).
Предметными результатами обучения по теме «Электрические явления» являются:
— понимание и способность объяснять физические явления: электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электрический ток в металлах, электрические явления с позиции строения атома, действия электрического тока;
— умение измерять: силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление;
— владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала;
— понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца;
—понимание принципа действия электроскопа, электрометра, гальванического элемента, аккумулятора, фонарика, реостата, конденсатора, лампы накаливания и способов обеспечения безопасности при их использовании;
— владение способами выполнения расчетов для нахождения: силы тока, напряжения, сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников, удельного сопротивления проводника, работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током, емкости конденсатора, работы электрического поля конденсатора, энергии конденсатора;
— умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности).
Предметными результатами обучения по теме «Электромагнитные явления» являются:
— понимание и способность объяснять физические явления: намагниченность железа и стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки, действие магнитного поля на проводник с током;
— владение экспериментальными методами исследования зависимости магнитного действия катушки от силы тока в цепи;
— умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности).
Предметными результатами обучения по теме «Световые явления» являются:
— понимание и способность объяснять физические явления: прямолинейное распространение света, образование тени и полутени, отражение и преломление света;
— умение измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;
— владение экспериментальными методами исследования зависимости: изображения от расположения лампы на различных расстояниях от линзы, угла отражения от угла падения света на зеркало;
— понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон отражения света, закон преломления света, закон прямолинейного распространения света;
— различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы, изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой;
— умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).
Календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» составлена на основе авторской программы А.В. Перышкина, Н.В. Филонович, Е.М., Е.М. Гутник « Программа основного общего образования. Физика. 7-9 классы», Дрофа, 2013г.
На реализацию данной программы, согласно учебному плану учреждения, отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год.
Используемый учебник: Физика: учебник для 8 класса / Перышкин А.В.– М.: «Дрофа», 2014 г.
№ урока | Дата | Тема урока | Количество часов | Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты обучения (предметные, метапредметные, личностные) | Вид и формы контроля | |||||||||||||||
По плану | По факту | ||||||||||||||||||||
1. Тепловые явления (12 ч) | |||||||||||||||||||||
1.1. | | | Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия | 1 | —Различать тепловые явления; —анализировать зависимость температуры тела от скорости движения его молекул; —наблюдать и исследовать превращение энергии тела в механических процессах; —приводить примеры превращения энергии при подъеме тела, при его падении | Исследуют зависимость направления и скорости теплообмена от разности температур. | Метапредметные _ овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; _ понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений; _ формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; _ приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; _ развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; _ освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; _ формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. | Личностные: самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий; экологическое сознание; основы социально-критического мышления | Ответы на вопросы | ||||||||||||
1.2 | | | Способы изменения внутренней энергии | 1 | —Объяснять изменение внутренней энергии тела, когда над ним совершают работу или тело совершает работу; —перечислять способы изменения внутренней энергии; —приводить примеры изменения внутренней энергии тела путем совершения работы и теплопередачи; —проводить опыты по изменению внутренней энергии | Осуществляют микро-опыты по реализации различных способов изменения внутренней энергии тела | Обсуждение проблемного вопроса | ||||||||||||||
1.3 | | | Виды теплопередачи. Теплопроводность | 1 | —Объяснять тепловые явления на основе молекулярно-кинетической теории; —приводить примеры теплопередачи путем теплопроводности; —проводить исследовательский эксперимент по теплопроводности различных веществ и делать выводы; —приводить примеры теплопередачи путем конвекции и излучения; —анализировать, как на практике учитываются различные виды теплопередачи; —сравнивать виды теплопередачи. | Исследуют зависимость теплопроводности от рода вещества. Приводят примеры теплопередачи путем теплопроводности | Ответы на вопросы | ||||||||||||||
1.4 | | | Конвекция. Излучение | 1 | —Приводить примеры теплопередачи путем конвекции и излучения; —анализировать, как на практике учитываются различные виды теплопередачи; —сравнивать виды теплопередачи | —Приводят примеры теплопередачи путем конвекции и излучения; —анализируют, как на практике учитываются различные виды теплопередачи; —сравнивают виды теплопередачи | Устный опрос | ||||||||||||||
.1.5 | | | Количество теплоты. Удельная теплоемкость | 1 | —Находить связь между единицами количества теплоты: Дж, кДж, кал, ккал; —работать с текстом учебника. —Объяснять физический смысл удельной теплоемкости вещества; —анализировать табличные данные; —приводить примеры применения на практике знаний о различной теплоемкости веществ. | Вычисляют количество теплоты, необходимое для нагревания или выделяемого при охлаждении тела | Устный опрос | ||||||||||||||
1.6 | | | Расчет количества теплоты | 1 | —Рассчитывать количество теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяемое им при охлаждении | Применяя формулу для расчета количества теплоты, вычисляют изменение температуры тела, его массу и удельную теплоемкость вещества | Устный опрос | ||||||||||||||
1.7 | | | Лабораторная работа «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» | 1 | —Разрабатывать план выполнения работы; —определять и сравнивать количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной при теплообмене; —объяснять полученные результаты, представлять их в виде таблиц; —анализировать причины погрешностей измерений | Исследуют явление теплообмена при смешивании холодной и горячей воды. Составляют уравнение теплового баланса | Лабораторная работа | ||||||||||||||
1.8 | | | Лабораторная работа «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» | 1 | —Разрабатывать план выполнения работы; —определять экспериментально удельную теплоемкость вещества и сравнивать ее с табличным значением; —объяснять полученные результаты, представлять их в виде таблиц; —анализировать причины погрешностей измерений | Измеряют удельную теплоемкость вещества. Составляют алгоритм решения задач | Лабораторная работа | ||||||||||||||
1.9 | | | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания | 1 | —Объяснять физический смысл удельной теплоты сгорания топлива и рассчитывать ее; —приводить примеры экологически чистого топлива | Составляют уравнение теплового баланса для процессов с использованием топлива | Самостоятельная работа по карточкам | ||||||||||||||
1.10 | | | Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах | 1 | —Приводить примеры превращения механической энергии во внутреннюю, перехода энергии от одного тела к другому; —приводить примеры, подтверждающие закон сохранения механической энергии; —систематизировать и обобщать знания закона на тепловые процессы | Наблюдают и описывают изменения и превращения механической и внутренней энергии тела в различных процессах | Устный опрос | ||||||||||||||
1.11 | | | Тепловые явления | 1 | —систематизировать и обобщать знания закона сохранения и превращения энергии на тепловые процессы | Решают задачи с применением алгоритма составления уравнения теплового баланса | Устный опрос | ||||||||||||||
1.12 | | | Контрольная работа по теме «Тепловые яв- ления» | 1 | —Применять знания к решению задач | Демонстрируют умение описывать процессы нагревания и охлаждения тел, объяснять причины и способы изменения внутренней энергии, составлять и решать уравнение теплового баланса | Урок контроля | ||||||||||||||
2. Изменение агрегатных состояний вещества (11 ч) | |||||||||||||||||||||
2.1. | | | Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание | 1 | —Приводить примеры агрегатных состояний вещества; —отличать агрегатные состояния вещества и объяснять особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел; —отличать процесс плавления тела от кристаллизации и приводить примеры этих процессов; —проводить исследовательский эксперимент по изучению плавления, делать отчет и объяснять результаты экспери- мента; —работать с текстом учебника | Исследуют тепловые свойства льда. Строят и объясняют график изменения температуры при нагревании и плавлении льда | Метапредметные _ овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поста- новки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; _ понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений; _ формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; _ приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; _ развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; _ освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; _ формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. | Личностные: _ сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся; _ убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; _ самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; _ готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями; _ мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода; _ формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. | Ответы на вопросы | ||||||||||||
2.2. | | | График плавления. Удельная теплота плавления. | 1 | —Анализировать табличные данные температуры плавления, график плавления и отвердевания; —рассчитывать количество теплоты, выделяющегося при кристаллизации; —объяснять процессы плавления и отвердевания тела на основе молекулярно-кинетических представлений. | Исследуют тепловые свойства льда. Строят и объясняют график изменения температуры при нагревании и плавлении льда. Измеряют удельную теплоту плавления льда. | Обсуждение проблемного вопроса | ||||||||||||||
2.3 | | | Решение задач | 1 | —Определять количество теплоты; —получать необходимые данные из таблиц; —применять знания к решению задач | Составляют алгоритм решения задач на плавление и кристаллизацию тел | Ответы на вопросы |