Файл: Договорные конструкции(Понятие и квалифицирующие признаки договора розничной купли-продажи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 339

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если товар продан в кредит или с рассрочкой оплаты, то на сумму невнесенной в установленный срок оплаты или очередного платежа проценты, установленные п. 1 ст. 395, не начисляются.

2.2 Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора розничной купли-продажи

По сравнению с общими положениями о купле-продаже и другими ее видами ответственность продавца за ненадлежащее качество по договору розничной купли-продажи имеет особенности. Покупатель в случае обнаружения в товаре недостатков, не оговоренных продавцом, вправе по своему выбору предъявить одно из предусмотренных п. 1 ст. 503 ГК требований.

Покупатель вправе требовать замены товара с недостатками на такой же товар надлежащего качества либо на аналогичный, но иной марки, модели, формы, расцветки и т.п. В последнем случае при разнице в ценах на товар, подлежащий замене, и аналогичный товар производится перерасчет цены недоброкачественного товара в соответствии со ст. 504 ГК.

Из общего правила о замене товара с недостатками сделано исключение для технически сложных или дорогостоящих товаров. Они подлежат замене только в случае существенного нарушения требований к качеству. Помимо этого требование о замене может быть предъявлено, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства. Так, покупатель не может требовать замены картины, являющейся единственным авторским экземпляром.

Гражданский кодекс не определяет сроков замены товара продавцом, поэтому срок удовлетворения такого требования покупателя, не являющегося потребителем, должен определяться на основании ст. 314 ГК. Для потребителя срок замены установлен ст. 21 Закона о защите прав потребителей. По общему правилу замена товара производится в семидневный срок со дня предъявления требования. Закон устанавливает несколько исключений из этого правила.

Во-первых, когда для установления причин выхода товара из строя требуется дополнительная проверка, он должен быть заменен в течение 20 дней с момента предъявления требования.

Во-вторых, когда у продавца отсутствует необходимый для замены товар, замена производится в течение месяца со дня предъявления требования. В этом случае продавец обязан безвозмездно предоставить покупателю во временное пользование на период замены аналогичный товар длительного пользования, обеспечив его доставку за свой счет. Перечень товаров, которые не предоставляются покупателю на время замены, утвержден постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. [4]. К ним относятся автомототранспортные средства (кроме приобретенных инвалидами с разрешения органов социальной защиты населения РФ); мебель; электробритвы; электрофены; электрощипцы для завивки волос; медицинские электрорефлекторы; электрогрелки; электробинты; электропледы; электроодеяла; электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи, оружие. Этот перечень является исчерпывающим и расширению по усмотрению продавца не подлежит.


В-третьих, когда покупатель или продавец находятся в районах Крайнего Севера и других районах досрочного завоза товаров и у продавца отсутствует товар, необходимый для замены, замена производится в срок очередной доставки соответствующего товара в эти районы.

Требование о соразмерном уменьшении покупной цены предъявляется в тех случаях, когда товар пригоден к использованию несмотря на недостатки, но в цене, объявленной продавцом при заключении договора, не было учтено снижение качества товара.

При предъявлении требования о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара они устраняются путем ремонта, замены вышедших из строя его частей, деталей, агрегатов и т.д. В этом случае покупатель не должен оплачивать ремонт товара, замену его частей, деталей, агрегатов и т.д., а также их стоимость. Требование об устранении недостатков может быть предъявлено, если иное не вытекает из характера товара либо существа обязательства (например, если недостаток по своему характеру является неустранимым, указанное требование не может быть предъявлено).

Приведем пример из судебной практики.

Сорокина Л.М. обратилась в суд с иском к ООО «ОЛМИР» о защите прав потребителей. В обоснование заявленных требований указала, что 14 декабря 2012 года заключила с ответчиком договор купли-продажи № 01836 на покупку кухонной мебели «Анна» и прихожей «Грета», общей стоимостью 74 415 рублей. Цена договора включала выезд сборщиков мебели и доставку товара, стоимостью 200 рублей. Вышеуказанную мебель ответчик должен был передать 04 января 2013 года, однако доставка была произведена 10 февраля 2012 года. При этом в ходе сборки мебели 12 февраля 2012 года обнаружилась недостача двух позиций: стол «АПУ-60 угловой» и стол с тремя ящиками «АС 840 алюминий», а также некоторые позиции были с повреждениями. Мебель доставлялась потребителю в разобранном виде в упаковках, поэтому о качестве и количестве данных изделий потребителю на момент получения известно не было. На момент доставки мебели ответчиком был предоставлен договор-счет, в котором в графе количество было указано 47 мест, а в договоре ответчика количество мест исправлено на 52. Вместе с тем, при заключении договора, истица заказала услуги по сборке мебели, следовательно, у нее отсутствовало обязательство по вскрытию упаковок для осмотра на предмет наличия или отсутствия дефектов, а также укомплектованности. При проверке качества вышеуказанного товара, на основании обращения истицы в Центр независимых экспертиз товаров и услуг Краснодарской краевой ассоциации по защите прав потребителей, были выявлены многочисленные нарушения требования ГОСТ 16371-93. Кроме того, истице при доставке не была в письменной форме предоставлена информация о товаре и изготовителе, а при обращении к продавцу 13 и 19 февраля 2013 года с претензией о замене поврежденных деталей и доставке недостающих, требования истицы выполнены не были. В связи с этим Сорокиной Л.М. были направлены судебные претензии, которые продавец получил 05 марта 2013 года и 05 апреля 2013года. На момент подачи иска ответчиком не устранены недостатки товара, не предоставлены недостающие детали.


Неустойка за нарушение сроков устранения сроков замены товара за период с 19 февраля 2013 года по 05 марта 2014 года, то есть за 380 дней, составила 282 917 рублей. Неустойка за нарушение сроков устранения недостатков товара за период с 19 февраля 2013 года по 05 марта 2014 года, то есть за 380 дней составила 282 917 рублей. Неустойка за нарушение сроков передачи товара за период с 04 января 2013 года по 10 февраля 2013 года, то есть за 38 дней, составила 14 098 рублей. Своим бездействием ответчик причинил истице моральный вред, размер которого она оценивает в 25 000 рублей. Согласно искового заявления Сорокина Л.М. просила суд взыскать с ООО «ОЛМИР» стоимость приобретенной кухонной мебели в размере 74 215 рублей, забрать поставленный товар, взыскать неустойку за нарушение сроков передачи предварительно оплаченного товара в размере 14 098 рублей, неустойку за неудовлетворение требования замены товара в размере 74 215 рублей, неустойку за нарушение сроков устранения недостатков в размере 74 215 рублей, компенсацию морального вреда в размере 25 000 рублей, судебные расходы за составление досудебного требования в размере 3 500 рублей, за составление второго досудебного требования в размере 3 000 рублей, за подготовку искового заявления в размере 5 000 рублей, за представительство в суде в размере 10 000 рублей, за производство экспертизы в размере 7 000 рублей, взыскать штраф за несоблюдение срока удовлетворения требования потребителя в добровольном порядке в размере 50 % от сумм, присужденных судом.

Представитель ответчика ООО «ОЛМИР» по доверенности Шорина Е.О. в судебном заседании исковые требования не признала, предоставила письменные возражения, что если конкретная дата передачи товара в договоре не определена, передача товара осуществляется не позднее 30 рабочих дней с даты полной оплаты товара, срок передачи товара – 04 февраля 2013 года, товар был передан 10 февраля 203 года, просрочка составила 6 дней. Товар истцу был передан в полном объеме, недостатки были устранены 06 апреля 2013 года. Набор мебельных элементов «Грета» и «Анна», приобретенных истцом, комплектом либо гарнитуром не является, все элементы модульных систем поставляются и продаются в оптовой и розничной сети самостоятельно по индивидуальной цене, в любом наборе и отдельно.

Судом принято решение удовлетворить требования истца.

Требование о возмещении расходов на устранение недостатков предъявляется, когда покупатель сам устраняет недостатки, например покупает деталь взамен вышедшей из строя и заменяет ею неисправную либо поручает устранение недостатков не продавцу, а другому лицу. Размер подлежащих возмещению расходов должен соизмеряться с необходимой для устранения недостатков работой и ценой товара. Расходы, превышающие цену товара, возмещаться не должны.


Покупатель вправе отказаться от недоброкачественного товара и потребовать возврата уплаченной за него денежной суммы. По требованию продавца покупатель должен возвратить недоброкачественный товар продавцу. Доставка товара продавцу производится за его счет.

Для товаров, свойства которых не позволяют устранить недостатки (продукты питания, лекарства, изделия бытовой химии и т.п.), п. 2 ст. 503 ГК предусматривает специальные правила. Покупатель по своему выбору может потребовать их замены на доброкачественный товар либо соразмерного уменьшения цены, либо отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за него денежной суммы.

Статья 22 Закона о защите прав потребителей предусматривает десятидневный срок для выполнения продавцом требований покупателя о соразмерном уменьшении покупной цены, возмещении расходов на устранение недостатков и возврате уплаченной за товар денежной суммы. Требования покупателя, не являющегося потребителем, подлежат удовлетворению в сроки, определенные в соответствии со ст. 314 ГК.

За просрочку удовлетворения требований потребителя установлена законная неустойка. Согласно ст. 23 Закона продавец уплачивает покупателю неустойку в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки удовлетворения требования по поводу недостатков товара. При этом цена товара определяется исходя из его цены, существующей в месте выполнения продавцом требования об уплате неустойки или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.

Если в результате удовлетворения требований покупателя покрыты не все причиненные ему убытки, он вправе на основании ст. 393 ГК требовать их возмещения продавцом в полном объеме. В исключение из общего правила ст. 394 ГК о зачетном характере неустойки, ст. 13 Закона о защите прав потребителей предусматривает, что убытки, причиненные покупателю вследствие продажи товара с недостатками, возмещаются в полной сумме сверх неустойки.

Неудовлетворение продавцом требования покупателя в установленные ГК и Законом о защите прав потребителей сроки дает покупателю право предъявить другое требование из предусмотренных ст. 503 ГК. Так, если не удовлетворено требование об устранении недостатков товара, покупатель может по своему выбору потребовать замены товара, либо соразмерного уменьшения цены, либо своих расходов на устранение недостатков, либо отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения покупной цены.


Последствия, предусмотренные ст. 503, наступают в случае, если недостатки товара были обнаружены покупателем в течение гарантийного срока или срока годности, а если он не установлен - в разумный срок, но не позднее двух лет со дня передачи товара продавцом.

Статья 504 ГК закрепляет одну из важнейших гарантий прав покупателей в условиях нестабильности цен, предусматривая порядок определения размера убытков, причиненных покупателю в связи с ненадлежащим качеством товара, путем перерасчета его цены. Цена перерасчитывается только в том случае, если приобретенный покупателем товар оказался ненадлежащего качества. При обмене товара надлежащего качества перерасчет цены товара не производится.

Поскольку покупатель вправе требовать замены недоброкачественного товара на такой же товар надлежащего качества либо на аналогичный, но другой марки, модели и т.п., п. 1 и 2 ст. 504 предусматривают разные правила для каждого из этих случаев. При замене на такой же товар убытки покупателя от разницы цен компенсируются путем предоставления ему доброкачественного товара, поэтому, если цена на товар повысилась, он не должен доплачивать продавцу разницу в цене, но и продавец не должен возмещать покупателю разницу в цене, если она понизилась.

В случае замены недоброкачественного товара на аналогичный товар, но другой марки, модели и т.п. разница в ценах на эти товары подлежит возмещению. Цены на эти товары определяются на момент добровольного удовлетворения продавцом требования покупателя, а если оно добровольно удовлетворено не было - на момент вынесения судом решения о замене. Разница в ценах доплачивается продавцу покупателем, если цена на товар другой марки, модели и т.п. больше цены на заменяемый товар в момент замены, и возвращается продавцом покупателю, если цена на товар другой марки, модели и т.п. ниже.

При соразмерном уменьшении покупной цены расчет производится исходя из цены товара, существующей в момент предъявления покупателем требования об уценке, а если оно добровольно продавцом удовлетворено не было - на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении цены.

В случае, когда покупатель отказался от исполнения договора и потребовал возврата продавцом уплаченной за товар цены, эта цена определяется исходя из цены на товар, существующий в момент удовлетворения требования продавцом, а если оно добровольно удовлетворено не было - на момент вынесения судом решения. Поэтому покупателю как при повышении цены на товар, так и при ее снижении продавец должен выплатить разницу в цене.