Файл: Общая характеристика видов национальной безопасности в рф.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.
Современное развитие России в сложившихся геополитических условиях требует более тщательного внимания к вопросам обеспечения национальной безопасности. Не случайным является большое количество обращений со стороны руководителей высших органов государственной власти России к соответствующей проблематике. Летом 2021 года Президентом России В.В. Путиным было объявлено о разработке новой стратегии национальной безопасности, что обусловило дополнительное внимание к соответствующим вопросам. 2 июля 2021 года Президент РФ утвердил новую Стратегию национальной безопасности Российской Федерации4.
Национальная безопасность России является сложным системным явлением, включающим в себя целый ряд элементов (подсистем), состоящих друг с другом в сложных структурно-функциональных связях.
Систему национальной безопасности можно определить, как внутреннее строение национальной безопасности, отражающее диалектику взаимодействия национальных интересов и всевозможных угроз личности, обществу и государству.
Систему национальной безопасности России образует множество взаимосвязанных функциональных элементов, которые в своей совокупности и формируют единую системную целостность. Государство, выступая сложным системным образованием дифференцированного общества, интегрирует множества подсистем.
Эффективная организации обеспечения национальной безопасности предполагает не только понятийно-категориальную определенность, наличие сил и средств, соответствующую ресурсную обеспеченность, не меньшее значение имеет четкое системное представление о феномене, что неизменно способствует выработке более точной политики и определению наиболее эффективных мер обеспечения национальной безопасности.
Государство является основным субъектом обеспечения безопасности личности и общества. Целью государства является обеспечение нормальной жизнедеятельности людей и их безопасность5.
Спецификой системы обеспечения национальной безопасности на современном этапе развития государства является ее ориентированность на защиту жизненно важных интересов человека, общества и государства, законодательное закрепление главных принципов и направлений функционирования главных структурных составляющих данной системы.
Из анализа угроз национальной безопасности можно сделать вывод, что основные из них на сегодняшний день и в будущем имеют в основном внутренний характер и сконцентрированы в различных областях.
Развитие качественно новых отношений с основными странами мира и практическое отсутствие угрозы крупномасштабной агрессии против Российской Федерации при сохранении ее ядерного потенциала сдерживания дают возможность перераспределить ресурсы страны и общества для решения в первую очередь основных проблем внутри государства6.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации7 главными угрозами военной безопасности России на современном этапе ее развития является, первоначально, политика некоторых ведущих государств Запада, которая ориентирована на достижение доминирующего превосходства в военной области, первоначально, в стратегических ядерных силах, распространение ядерных, химических, биологических технологий, производство оружия массового уничтожения или его составляющих и средств доставки .
Явной является потребность принятия Федерального закона «О правоохранительной службе», который на законодательной основе дал возможность бы требовать от правоохранительных органов участия в обеспечении национальной безопасности имеющимися у них средствами и методами. Имеющиеся же акты должны быть приведены в общую систему, нормы которой провозглашают человека, его права и свободы высшей ценностью, а обязанность по их защите вменяют всему государству в лице его аппарата, а не лишь федеральным органам государственной власти.
Считается верным расширить на законодательном уровне возможности участия институтов гражданского общества в данной области деятельности, из взаимодействия с силами обеспечения национальной безопасности. Нормы действующего законодательства, закрепляя такое взаимодействие как основного принципа обеспечения безопасности, тем не менее, не определяют формы и методы такого участия. Правовое положение общественных формирований относительно к области национальной безопасности вообще не установлено, и практический механизм их участия, а также участия граждан в осуществлении данного направления государственной политики также нет.
Следовательно, комплексно-правовое совершенствование системы обеспечения национальной безопасности будет помогать более конструктивному осуществлению национальных интересов и стратегических национальных приоритетов России. Практическое воплощение данных мер обеспечит развитие конституционно-правового механизма государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в рамках приоритетной обязанности государства.
Также заметим, что система обеспечения национальной безопасности остро нуждается в разработке научно-методических основ своей деятельности. Зарубежный опыт работы систем обеспечения национальной безопасности может быть применен в практической работе при планировании работы органов и сил обеспечения национальной безопасности России8.
Глава 2. Система методов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
2.1 Силовые и несиловые методы обеспечения национальной безопасности
Для Российской Федерации предотвращение войн и мирное разрешение вооруженных конфликтов является первоочередной задачей. На сегодняшний день эта проблема довольно важна как для РФ, так и для большинства иных государств мира.
Среди специалистов и ученых во всем мире увеличивается убежденность в потребности и разумности преимущественного использования для этого несиловых, ненасильственных мер9.
На сегодняшний день одна из главных задач в области обеспечения национальной безопасности РФ заключается в разработке конструктивной концепции и формировании эффективного механизма для общего, комплексного применения всех средств, которые имеются (с преимуществом несиловых) при решении вооруженных конфликтов на ранних стадиях их развития.
Несмотря на все старания мирового сообщества, на сегодняшний день вооруженные конфликты остаются устойчивой особенностью отношений между государствами. Но становится все более понятным, что нужна разработка особенных путей их решения с совокупным применением всех вероятных средств и мер.
С одной стороны, существование военной силы, вероятные угрозы ее использования могут вызвать конфликт, однако, с иной стороны, военная сила при правильном подходе политиков может стать результативным инструментом остановки и предотвращения разного рода столкновений и насилия, и иных проявлений агрессивности в отношениях между государствами и нациями.
Считается правильным, что каждой фазе конфликта нужно абсолютно определенный набор мер по его ограничению и разрешению, использование которых на разных фазах должно иметь совокупный характер и соответствовать фазе развития конфликта10: политические меры; дипломатические меры; экономические меры; правовые меры; военные меры; информационно-психологические.
Трудность их выбора состоит в том, что рамки фаз развития конфликта, как правило, непонятны и установить переход в его динамике довольно сложно. Поэтому самой важной задачей является разработка самых результативных военно-политических мер с неиспользованием силы.
Решение проблемы создания оптимальной стратегии управления конфликтами должно опираться на конкретные принципы, которые давали бы возможность осуществить в полном размере усилия по последовательному ограничению насилия в области отношений как между сторонами конфликта, так и между участниками конфликта и стороной-арбитром, которая довольно часто играет роль элемента механизма управления определенным конфликтным процессом.
Ряд мер предусмотрен международно-правовыми и внутригосударственными актами. В системе мер государственного управления конфликтными ситуациями специальное место занимают меры экономического влияния.
В общем сложный процесс разрешения конфликтов требует кропотливой согласованной работы не только напрямую в зоне самого противостояния, но и за его пределами, со стороны третьих сторон и международных организаций, которые принимают участие или заинтересованы в ликвидации конфликта11 .
В течение всей истории человечества национальная безопасность сравнивалась с военной безопасностью, защищенностью государства от вооруженного нападения со стороны. На сегодняшний день этот компонент национальной безопасности также играет важную роль12.
В связи с этим нужно отметить роль военной политики в системе факторов национальной безопасности как важного направления общей политики страны, политических партий, социальных сил и институтов. Целью военной политики является организация и использование средств вооруженного насилия для разрешения конкретных политических задач.
Институты выполняют такие функции по осуществлению военной политики:
К числу специфик сущностных задач, которые выполняются системой военной безопасности государства Российской Федерации относятся:
В современных условиях модели обеспечения военной безопасности получили такой вид:
Среди форм обеспечения безопасности нужно отметить военно-политическую интеграцию с иными странами. В свою очередь, эта интеграция может проходить в следующих видах:
Военная безопасность обеспечивается с помощью развития и совершенствования военной организации страны и оборонного потенциала, а также выделения на эти цели достаточного объема финансовых, материальных и других ресурсов.
Достижение стратегических целей национальной обороны происходит при помощи развития системы обеспечения национальной безопасности, проведения перспективной военно-технической политики и развития военной инфраструктуры, а также за счет совершенствования системы управления военной организацией страны и осуществления набора мер по поднятию престижа военной службы.
Для поддержания военной безопасности РФ нужно поддержание военного потенциала на уровне, которого достаточно для обороны в случае появления кризисной ситуации в прямой близости от границы государства. Требуемый уровень военной безопасности достигается при существовании всего набора структурных составляющих как чисто военных, так и политико-дипломатических, экономических, идеологических и иных, целенаправленными и скоординированными усилиями государственных институтов.
Военная безопасность делится на три уровня: глобальный, региональный и национальный13
На глобальном уровне военная безопасность РФ обеспечивается действиями по контролю за нераспространением оружия массового уничтожения, сокращению стратегических наступательных вооружений и др.
На региональном уровне военная безопасность РФ обеспечивается укреплением военно-стратегического положения России при помощи формирования системы коллективной безопасности в масштабе СНГ и НАТО.
На национальном уровне военная безопасность РФ обеспечивается главным образом формированием нужного военного потенциала государства
Современное развитие России в сложившихся геополитических условиях требует более тщательного внимания к вопросам обеспечения национальной безопасности. Не случайным является большое количество обращений со стороны руководителей высших органов государственной власти России к соответствующей проблематике. Летом 2021 года Президентом России В.В. Путиным было объявлено о разработке новой стратегии национальной безопасности, что обусловило дополнительное внимание к соответствующим вопросам. 2 июля 2021 года Президент РФ утвердил новую Стратегию национальной безопасности Российской Федерации4.
Национальная безопасность России является сложным системным явлением, включающим в себя целый ряд элементов (подсистем), состоящих друг с другом в сложных структурно-функциональных связях.
Систему национальной безопасности можно определить, как внутреннее строение национальной безопасности, отражающее диалектику взаимодействия национальных интересов и всевозможных угроз личности, обществу и государству.
Систему национальной безопасности России образует множество взаимосвязанных функциональных элементов, которые в своей совокупности и формируют единую системную целостность. Государство, выступая сложным системным образованием дифференцированного общества, интегрирует множества подсистем.
Эффективная организации обеспечения национальной безопасности предполагает не только понятийно-категориальную определенность, наличие сил и средств, соответствующую ресурсную обеспеченность, не меньшее значение имеет четкое системное представление о феномене, что неизменно способствует выработке более точной политики и определению наиболее эффективных мер обеспечения национальной безопасности.
Государство является основным субъектом обеспечения безопасности личности и общества. Целью государства является обеспечение нормальной жизнедеятельности людей и их безопасность5.
Спецификой системы обеспечения национальной безопасности на современном этапе развития государства является ее ориентированность на защиту жизненно важных интересов человека, общества и государства, законодательное закрепление главных принципов и направлений функционирования главных структурных составляющих данной системы.
Из анализа угроз национальной безопасности можно сделать вывод, что основные из них на сегодняшний день и в будущем имеют в основном внутренний характер и сконцентрированы в различных областях.
Развитие качественно новых отношений с основными странами мира и практическое отсутствие угрозы крупномасштабной агрессии против Российской Федерации при сохранении ее ядерного потенциала сдерживания дают возможность перераспределить ресурсы страны и общества для решения в первую очередь основных проблем внутри государства6.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации7 главными угрозами военной безопасности России на современном этапе ее развития является, первоначально, политика некоторых ведущих государств Запада, которая ориентирована на достижение доминирующего превосходства в военной области, первоначально, в стратегических ядерных силах, распространение ядерных, химических, биологических технологий, производство оружия массового уничтожения или его составляющих и средств доставки .
Явной является потребность принятия Федерального закона «О правоохранительной службе», который на законодательной основе дал возможность бы требовать от правоохранительных органов участия в обеспечении национальной безопасности имеющимися у них средствами и методами. Имеющиеся же акты должны быть приведены в общую систему, нормы которой провозглашают человека, его права и свободы высшей ценностью, а обязанность по их защите вменяют всему государству в лице его аппарата, а не лишь федеральным органам государственной власти.
Считается верным расширить на законодательном уровне возможности участия институтов гражданского общества в данной области деятельности, из взаимодействия с силами обеспечения национальной безопасности. Нормы действующего законодательства, закрепляя такое взаимодействие как основного принципа обеспечения безопасности, тем не менее, не определяют формы и методы такого участия. Правовое положение общественных формирований относительно к области национальной безопасности вообще не установлено, и практический механизм их участия, а также участия граждан в осуществлении данного направления государственной политики также нет.
Следовательно, комплексно-правовое совершенствование системы обеспечения национальной безопасности будет помогать более конструктивному осуществлению национальных интересов и стратегических национальных приоритетов России. Практическое воплощение данных мер обеспечит развитие конституционно-правового механизма государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в рамках приоритетной обязанности государства.
Также заметим, что система обеспечения национальной безопасности остро нуждается в разработке научно-методических основ своей деятельности. Зарубежный опыт работы систем обеспечения национальной безопасности может быть применен в практической работе при планировании работы органов и сил обеспечения национальной безопасности России8.
Глава 2. Система методов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
2.1 Силовые и несиловые методы обеспечения национальной безопасности
Для Российской Федерации предотвращение войн и мирное разрешение вооруженных конфликтов является первоочередной задачей. На сегодняшний день эта проблема довольно важна как для РФ, так и для большинства иных государств мира.
Среди специалистов и ученых во всем мире увеличивается убежденность в потребности и разумности преимущественного использования для этого несиловых, ненасильственных мер9.
На сегодняшний день одна из главных задач в области обеспечения национальной безопасности РФ заключается в разработке конструктивной концепции и формировании эффективного механизма для общего, комплексного применения всех средств, которые имеются (с преимуществом несиловых) при решении вооруженных конфликтов на ранних стадиях их развития.
Несмотря на все старания мирового сообщества, на сегодняшний день вооруженные конфликты остаются устойчивой особенностью отношений между государствами. Но становится все более понятным, что нужна разработка особенных путей их решения с совокупным применением всех вероятных средств и мер.
С одной стороны, существование военной силы, вероятные угрозы ее использования могут вызвать конфликт, однако, с иной стороны, военная сила при правильном подходе политиков может стать результативным инструментом остановки и предотвращения разного рода столкновений и насилия, и иных проявлений агрессивности в отношениях между государствами и нациями.
Считается правильным, что каждой фазе конфликта нужно абсолютно определенный набор мер по его ограничению и разрешению, использование которых на разных фазах должно иметь совокупный характер и соответствовать фазе развития конфликта10: политические меры; дипломатические меры; экономические меры; правовые меры; военные меры; информационно-психологические.
Трудность их выбора состоит в том, что рамки фаз развития конфликта, как правило, непонятны и установить переход в его динамике довольно сложно. Поэтому самой важной задачей является разработка самых результативных военно-политических мер с неиспользованием силы.
Решение проблемы создания оптимальной стратегии управления конфликтами должно опираться на конкретные принципы, которые давали бы возможность осуществить в полном размере усилия по последовательному ограничению насилия в области отношений как между сторонами конфликта, так и между участниками конфликта и стороной-арбитром, которая довольно часто играет роль элемента механизма управления определенным конфликтным процессом.
Ряд мер предусмотрен международно-правовыми и внутригосударственными актами. В системе мер государственного управления конфликтными ситуациями специальное место занимают меры экономического влияния.
В общем сложный процесс разрешения конфликтов требует кропотливой согласованной работы не только напрямую в зоне самого противостояния, но и за его пределами, со стороны третьих сторон и международных организаций, которые принимают участие или заинтересованы в ликвидации конфликта11 .
В течение всей истории человечества национальная безопасность сравнивалась с военной безопасностью, защищенностью государства от вооруженного нападения со стороны. На сегодняшний день этот компонент национальной безопасности также играет важную роль12.
В связи с этим нужно отметить роль военной политики в системе факторов национальной безопасности как важного направления общей политики страны, политических партий, социальных сил и институтов. Целью военной политики является организация и использование средств вооруженного насилия для разрешения конкретных политических задач.
Институты выполняют такие функции по осуществлению военной политики:
-
организационную; -
научно-техническую; -
международную.
К числу специфик сущностных задач, которые выполняются системой военной безопасности государства Российской Федерации относятся:
-
установление и прогнозирование внешних и внутренних военных опасностей, и угроз жизненно весомым интересам личности, общества, государства, выявление их источников; -
реализация набора мер по предотвращению и нейтрализации внешних и внутренних военных опасностей, рисков, вызовов, дестабилизирующих факторов; -
формирование и поддержание в постоянной готовности сил и средств обеспечения военной безопасности, результативное управление ими; -
в случае превращения военных опасностей в непосредственную, прямую угрозу - пресечение, локализация, а при потребности устранение и уничтожение ее.
В современных условиях модели обеспечения военной безопасности получили такой вид:
-
обеспечение военной безопасности с опорой на НАТО, являясь членом этого блока; -
обеспечение военной безопасности с опорой на США; -
обеспечение военной безопасности с опорой на свои собственные силы; -
обеспечение военной безопасности через политику нейтралитета.
Среди форм обеспечения безопасности нужно отметить военно-политическую интеграцию с иными странами. В свою очередь, эта интеграция может проходить в следующих видах:
-
военного или военно-политического сотрудничества стран; -
военного или военно-политического союза; -
глубокой военной интеграции.
Военная безопасность обеспечивается с помощью развития и совершенствования военной организации страны и оборонного потенциала, а также выделения на эти цели достаточного объема финансовых, материальных и других ресурсов.
Достижение стратегических целей национальной обороны происходит при помощи развития системы обеспечения национальной безопасности, проведения перспективной военно-технической политики и развития военной инфраструктуры, а также за счет совершенствования системы управления военной организацией страны и осуществления набора мер по поднятию престижа военной службы.
Для поддержания военной безопасности РФ нужно поддержание военного потенциала на уровне, которого достаточно для обороны в случае появления кризисной ситуации в прямой близости от границы государства. Требуемый уровень военной безопасности достигается при существовании всего набора структурных составляющих как чисто военных, так и политико-дипломатических, экономических, идеологических и иных, целенаправленными и скоординированными усилиями государственных институтов.
Военная безопасность делится на три уровня: глобальный, региональный и национальный13
На глобальном уровне военная безопасность РФ обеспечивается действиями по контролю за нераспространением оружия массового уничтожения, сокращению стратегических наступательных вооружений и др.
На региональном уровне военная безопасность РФ обеспечивается укреплением военно-стратегического положения России при помощи формирования системы коллективной безопасности в масштабе СНГ и НАТО.
На национальном уровне военная безопасность РФ обеспечивается главным образом формированием нужного военного потенциала государства