Файл: Общая характеристика видов национальной безопасности в рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Военная концепция РФ является одним из главных документов стратегического планирования в РФ и является системой официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту РФ14.
2.2 Правовые, экономические и административные методы обеспечения национальной безопасности

В настоящее время положение Российской Федерации, обусловленное характером общественно-политического и экономического развития, а также тенденциями развития вызовов, опасностей и угроз национальной безопасности, требует адекватных мер правового реагирования на эти изменения. Необходимо совершенствование всей совокупности скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер, создающих почву для реализации государственной политики в области обеспечения национальной безопасности. Прежде всего, существенна оптимизация правовой основы обеспечения национальной безопасности, представляющей собой систему взаимосвязанных, внутренне согласованных основополагающих нормативных правовых актов, содержащих юридические принципы и нормы, направленных на правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения национальной безопасности с целью их упорядочения, охраны и развития в соответствии с национальными ценностями15.

В теории права под правовыми средствами понимают правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей. К правовым средствам, способствующим функционированию системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (далее СОНБ), состоящей из сил и средств обеспечения национальной безопасности, можно отнести административно-правовые методы обеспечения национальной безопасности.

В сфере обеспечения национальной безопасности, как в любой другой области, обнаруживается вариантность соотношения всеобщих методов воздействия на сознание и волю людей - убеждения и принуждения. В условиях усиливающегося внимания к проблемам укрепления законности приоритетным становится убеждение, обусловленное прежде всего социальной природой общества. С одной стороны, убеждение представляет собой непрерывный процесс целенаправленного воздействия, направленного на защиту национальных интересов. С другой стороны, убеждение эффективнее достигает результата в обеспечении национальной безопасности путем формирования национальных ценностных установок. Национальные интересы, определенные Стратегией национальной безопасности как "совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства"
не существуют сами по себе. Они неразрывно связаны с национальными ценностями, являющимися первоисточником и основной движущей силой системы национальной безопасности, определяющей ее содержание. Поэтому проблема выявления опасностей и угроз национальной безопасности основывается не столько на четком представлении национальных интересов, сколько на лежащих в их основе национальных ценностях.

При обеспечении национальной безопасности использование методов убеждения предпочтительнее и потому, что они наилучшим образом позволяют достигать баланса национальных интересов как конструктивного средства решения конфликтов, наиболее полно учитывая интересы каждого объекта национальной безопасности в конкретных исторических и иных условиях. Ю.П. Соловей отмечает, что государственное принуждение не должно использоваться при совпадении интересов личности и общества, поскольку государство стремится к возможному устранению конфликтов между ними. При балансе интересов учитываются не силовые ресурсы сторон, а интересы, стимулирующие целенаправленную деятельность этих сторон, что позволяет избегать необоснованных расходов по урегулированию конфликта. Методы убеждения широко используются при участии граждан, общественных объединений в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности, создавая необходимое равновесие общественных отношений. Этому способствуют развивающиеся институты гражданского общества (общественные наблюдатели, гражданские инициативы и т.д.) и различные формы общественного (гражданского) контроля.

Убеждение реализуется в комплексе стимулирующих мер, осуществляемых в целях повышения сознательности, организованности и дисциплинированности, добросовестного соблюдения правовых норм. Д.Н. Бахрах считает, что сущность исполнительной власти не сводится только к "организованному принуждению". Ее деятельность преимущественно происходит при использовании метода убеждения в различных его формах: непосредственной организаторской работы, согласования, координации, разъяснения, информирования, инструктирования, внушения, стимулирования, поощрения и т.п. Убеждение является средством предупреждения преступлений и правонарушений, выступающих угрозами национальной безопасности, способствует воспитанию внутренней потребности и устойчивой привычки правомерного поведения.



Методы убеждения применяются всеми силами обеспечения национальной безопасности, а принуждение - государственными органами, в основном правоохранительными, наделенными властными полномочиями по выполнению задач в области обеспечения национальной безопасности в соответствии с российским законодательством. При обеспечении национальной безопасности необходимо постоянное совершенствование правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации.

Вместе с тем административно-правовые методы являются господствующими в деятельности сил обеспечения национальной безопасности, наиболее четко выражающими ее управленческое содержание. Без использования административных методов практически невозможно обеспечить упорядоченность общественных отношений в сфере безопасности, быстрое и эффективное решение всех возникающих проблем. Так, административные проступки являются массовыми и разнообразными видами правонарушений, имеющими общую тенденцию к росту и причинению значительного вреда интересам личности, общества и государства. Сегодня особенно актуальна проблема выработки общих политических ориентиров деятельности сил обеспечения национальной безопасности по защите национальных интересов от административных правонарушений, т.е. формирования и реализации административной политики на основе административно-деликтного законодательства16.

Одним из основных принципов обеспечения национальной безопасности является приоритет превентивных (предупредительных) мер. Это связано с тем, что перед возникновением угрозы национальной безопасности обычно происходят определенные процессы или явления, которые являются их предзнаменованием, т.е. возникает опасность, отличающаяся от угрозы степенью риска причинения ущерба безопасности личности, общества и государства. Поэтому основной задачей обеспечения национальной безопасности является своевременное обнаружение признаков угроз, их всесторонний анализ и выстраивание прогноза о развитии этих процессов и размерах ущерба.

Превентивные адекватные меры позволяют предотвратить возникновение угроз национальной безопасности. На основании прогнозирования процесса возможной динамики развития угроз осуществляется стратегическое планирование в сфере обеспечения национальной безопасности.


Ученые полагают, что величина децильного коэффициента 10:1 приводит к антагонизации социальной структуры, резкому противопоставлению людей по имущественному и социальному цензу. По данным аналитиков, в 2022 г. показатель сократится на 2% вместо спада на 2,8%, который ожидался ранее. В 2023 г. доходы населения вырастут на 2% (прежняя оценка – рост на 1,2%), в 2024 г. – на 3,1% (3,5%), в 2025 г. – на 2,8% (2%)17.

При наличии информации о возникновении опасностей и угроз национальной безопасности (возникновение массовых беспорядков, проявлений терроризма и экстремизма, эпидемий, экологических катастроф и т.д.) органы исполнительной власти применяют меры административного предупреждения, административного пресечения и административного наказания. Однако следует обратить внимание на особую роль административного надзора в обеспечении национальной безопасности.

Административный надзор представляет собой уникальный способ соблюдения основного принципа обеспечения национальной безопасности - законности - путем осуществления специально уполномоченными органами государственной власти, наделенными юрисдикционными полномочиями, в отношении организационно не подчиненных им физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей совокупности мер административного принуждения с целью выявления, пресечения и применения санкций в случае несоблюдения ими определенных норм и правил.

Административный надзор в отношении неопределенного (неперсонифицированного) круга физических и юридических лиц независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности, не находящихся в каком-либо подчинении органов надзора, за соблюдением ими определенных правил позволяет, например, органам федерального пожарного надзора осуществлять деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных российским законодательством о пожарной безопасности18. Административный надзор в отношении определенного круга граждан, должностных лиц и по конкретным вопросам позволяет осуществлять функции по контролю и надзору, например, в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии19. Для обеспечения защиты интересов личности и общества важен и персонифицированный административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел в отношении граждан, освобожденных из мест лишения свободы
20.

Надзорными полномочиями наделены те силы обеспечения национальной безопасности, деятельность которых непосредственно связана с защитой интересов личности, общества и государства, выявлением и пресечением правонарушений. К ним относятся ряд федеральных министерств и федеральных агентств; специализированные государственные инспекции, входящие в систему федеральных органов исполнительной власти (Государственная инспекция дорожного движения МВД России, Государственная противопожарная служба МЧС России и др.); федеральные службы (Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и др.)21.

Экономические меры:

  • перевод экономики страны на военное положение;

  • прекращение всех видов поставок в страны-агрессоры, а также закрытии с ними всех видов сообщений;

  • блокада воздушных, морских и сухопутных границ агрессора;

  • оказание экономической и военно-технической помощи странам, вступившим в созданный военно-политический блок против агрессора;

  • расширение внешних экономических связей, проведение переговоров и заключение долгосрочных договоров на взаимовыгодной основе;

  • прекращение всех видов торгово-экономического диалога со странами, выступившими на стороне агрессора;

  • предъявление ультиматумов странам, поставляющим стратегическое сырье агрессору, о нанесении по ним ракетных ударов, если эти поставки не будут прекращены;

  • создание дополнительных мощностей для производства новых видов вооружения и боевой техники22.


Заключение

Обеспечение национальной безопасности возведено в ранг приоритетных задач любого государства мира. В большинстве стран мира приняты и действуют нормативные правовые акты, регулирующие основные вопросы и направления обеспечения безопасности.

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, развитием мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.