Файл: Контрольная работа вариант 2 по дисциплине Продвижение научной продукции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 261

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.И. НОСОВА»

Институт элитных программ и открытого образования
Кафедра государственного и муниципального управления

и управления персоналом


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Вариант 2
по дисциплине: «Продвижение научной продукции»

Исполнитель: Фисенкова Н.С. студент 3 курса, группа дЭГМБ-19-2
Руководитель: Осипова А. А.

Магнитогорск, 2022

1. Научно-техническая продукция как товар особого рода.

Непосредственным продуктом науки являются понятия, теоретические построения, модели, знаковые системы, наглядные графические образы и другая информация, содержащая новые знания и обеспечивающие их равноправное понимание и освоение специалистами. Конечным продуктом науки являются инновации, а точнее фактический эффект от их использования.

Непосредственный продукт фундаментальной науки не становится товаром. Она является результатом работы не только этой научной группы, но и предыдущих поколений исследователей, воплощает в себе социальные затраты на развитие образования, культуры и смежных отраслей науки, а не только затраты данного учреждения. Этот продукт по сути принадлежит компании в целом и может быть использован в течение неограниченного времени неограниченным количеством потребителей.

По окончании фундаментальных исследований невозможно предусмотреть все области, где они будут использоваться, и тем более просчитать их экономический эффект. Конечный продукт науки также не всегда действует как товар, поскольку он является результатом работы многих команд и реализуется спустя долгое время после завершения исследования. Поэтому для включения науки в систему рыночных отношений теперь учитывается промежуточный результат - научно-техническая продукция - товар определенного вида.

Научно-техническая продукция - изготовленная в соответствии с договорными требованиями, принятая заказчиком, результат научно-исследовательских
, конструкторских, конструкторских, технологических работ, реализуемая по договорным ценам.

К ней относятся:

  • Научно-техническая документация (отчеты, проекты, чертежи, регламенты, нормативы, методи­ки, программы и т.д.) о результатах законченных фундаментальных и прикладных исследований и разработок, включая работы по созданию новой техники и других изделии, технологии, материалов, работы в области технико-экономических исследований, информатики, экологии, эргономики, математического моделирования, дизайна и т.д.;

  • Экспериментальные и опытные образцы (партии) новой техники (продукции);

  • Научно-технические услуги, включая участие в пусконаладочных работах, авторский надзор при освоении и эксплуатации нововведений, передовой опыт в этой области («ноу-хау»), обучение персонала заказчика (потребителя), научно-технические, управленческие, финансово-экономические консультации;

  • Прочие результаты научной, инженерной и информационной деятельности, предназначенные для использования в производстве, управлении и планировании (передача технологии, экспертиза и т.д.).

Научно-техническая продукция, выпускаемая организациями, входящими в состав обществ и объединений, учитывается вместе с общеизвестной продукцией в общих результатах их работы. Валовая продукция объединения (предприятия) включает всю научно-техническую продукцию, произведенную как по внешним договорам, так и для собственных нужд. Только научно-техническая продукция, реализуемая по контрактам за границу, включается в товарную продукцию и в оценку выполнения контрактных обязательств.

В то же время научно-техническая продукция является товаром особого рода. В отличие от обычных материальных благ, он не исчезает при потреблении. Следовательно, можно многократно продавать один и тот же товар многим покупателям (его модификация не меняет сути дела). Поэтому целесообразно оплачивать полную стоимость товара только при первой продаже, а в дальнейшем платить только за дополнительные услуги и перечислять часть прибыли от использования инновации.

Полностью равноценный обмен с точки зрения научно-технического прогресса невозможен. Затраты на открытие и его воспроизведение сильно различаются. Продукт умственного труда — наука — «всегда ценится гораздо ниже своей стоимости, потому что рабочее время, необходимое для его воспроизведения, не может быть сравнимо с рабочим временем, необходимым для его первоначального производства». Традиционные критерии общественно необходимой трудоемкости к обучению неприменимы.



Поскольку каждое подлинно научное исследование уникально и, как правило, проводится только в одном-двух учреждениях, не происходит формирования прогрессивных средних величин, характеризующих средние издержки при сложившихся условиях производства. Экономический эффект от науки и материальное возмещение ее затрат относятся только к науке или ее отдельным областям в целом, но не к каждому исследованию в отдельности.

С 1991 года законодательство СССР регулирует отношения по поводу создания и использования изобретений, открытий и иных объектов интеллектуальной собственности. Это позволило сделать предметы духовной культуры и результаты их хозяйственного использования - передачу технологии, лицензии на изобретения, аренду (лизинг) оборудования, "ноу-хау" передового опыта, технические (инженерные) услуги предметом рыночных отношений. .

Трансфер технологий – это реализация совокупности материальных результатов НИОКР (новое оборудование, продукция, материалы, технологии), информационных (техническая документация) и организационных (обучение методам организации производства, труда и управления). Передача технологий принимает различные формы; поставки готовой продукции, их совместная разработка и производство (кооперация), строительство производственных объектов «под ключ». При этом лицензия продается только на инновации, запатентованные в установленном порядке.

Аренда нового оборудования (лизинг) используется для передачи технологий, заложенных в дорогих и уникальных объектах (крупногабаритных компьютерах, измерительных комплексах, сложном оборудовании). Затем их может выкупить арендодатель (банк, брокер и т. д.).

Результат фундаментальных исследований зачастую не приобретает материально-тематической формы, а персонифицируется, воплощается в знаниях специалистов. Как показал опыт, их невозможно классифицировать и присвоить. Невозможно дать денежную оценку общему человеческому наследию. При этом продукт прикладных исследований и разработок оформляется в виде самостоятельного объекта изобретения, технической документации, методики, имеет авторство, принадлежит конкретному физическому или юридическому лицу и отчуждается от рабочего процесса после его завершения.

Научно-техническая продукция изготавливается в соответствии с государственными заказами и контрактами с конкретными заказчиками (министерствами, ведомствами, предприятиями, организациями).

2. Особенности оценки качества для научно-технической продукции.


В настоящее время качество является основным фактором эффективной работы компании, поэтому понятия цена и качество всегда будут оставаться актуальными и взаимосвязанными, особенно если рассматривать их с точки зрения новой экономической реальности.

Для того чтобы выжить в условиях современной рыночной экономики, предприятиям необходимо знать потребности рынка, спрос на данную продукцию, направления сбыта, цены на эту продукцию, а также изучать потребителей и потребительские предпочтения. Устойчивое положение фирмы на рынке определяется уровнем ее конкурентоспособности. Это понятие связано с двумя показателями - ценой и качеством продукции. Они являются наиболее важными показателями деятельности компании.

Качество – это совокупность характеристик товара, определяющих его пригодность для удовлетворения конкретных потребностей в соответствии с его назначением. Конкурентоспособность продукции на рынке обеспечивается ее качеством. Под качеством товара понимается совокупность характеристик, определяющих его пригодность для потребления, способность служить своему назначению.

Чтобы управлять качеством продукции, необходимо уметь ее оценивать. Стандарты содержат общие критерии оценки качества. Они устанавливают и регламентируют наиболее эффективные показатели качества для любого вида продукции. Например, экономические или технические индикаторы.

Потребитель, приобретая товар со знаком качества, может быть уверен в его надежности и долговечности, так как качество этого товара гарантируется государством. Такая сертификация продукции выгодна всем: и потребителю, и производителю товара. Так как такие товары будут пользоваться большим спросом, они принесут больше прибыли. Государственный знак качества присваивается товарам народного потребления на срок до двух лет, а прочим товарам – на срок до трех лет.

К научно-технической продукции относятся выполненные научно-исследовательские, опытно-конструкторские, конструкторские, технологические, иные инновационные и научно-технические работы (Услуги), опытные или опытные партии продукции (Продукции), полученные в рамках выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на Условиях, изготавливаемых были указаны в договоре (заказе) и приняты заказчиком.

Порядок оценки качества научных исследований как инструмент стимулирования. В некоторых зарубежных странах (Австралия, Великобритания) конкурсный механизм распределения финансовых ресурсов выступает как фактор стимулирования качества результатов научных исследований не только при конкурсном финансировании, но и при прямом финансировании со стороны государственных учреждений. Размер субсидии, выделяемой непосредственно учреждениям, определяется на конкурсной основе с установлением критериев оценки обоснованности размера субсидии, аналогичных критериям, применяемым при конкурсном (грантовом) финансировании, и зависит от оценки качества
результаты научно-исследовательских проектов, проводимых учреждением.

Планирование размера исследовательского гранта для конкретного учреждения основывается на оценке качества исследований, проведенных с помощью Упражнения по оценке исследований, и их количества. Каждый выполненный исследовательский проект получает свой уровень качества.

Далее проекты, получившие одинаковые уровни качества, суммируются и для каждого уровня качества определяется участие в общей оценке. В результате каждое учреждение, прошедшее эту оценку, получает свой профиль качества. Примечательно, что, исходя из оценки профиля качества HEFCE, 65,3% всех ресурсов направляется на исследования и разработки. Остальные ресурсы распределяются через конкурентные механизмы.

Поэтому практически все объемы финансирования научных организаций зависят от качества результатов организации, а оценка качества научных исследований служит инструментом стимулирования этого качества. Несмотря на имеющиеся недостатки, механизм оценки профиля качества учреждений успешно применяется и в совокупности с использованием конкурсного грантового финансирования (где главным критерием выделения средств является качество имеющихся и планируемых результатов) выступает в качестве крупного внешнего стимулирование научных организаций к повышению качества результатов своей исследовательской деятельности.

Для применения математических методов при оценке качества НТП необходима система показателей. Такая система оценки качества должна строиться на следующих принципах:

  • Принцип комплексности – использование набора единичных качественных и количественных показателей, исчерпывающе описывающих все стороны производственной деятельности;

  • Принцип достаточности – количество показателей должно быть минимальным, но достаточным для характеристики производственных процессов и результатов;

  • Принцип прозрачности – открытость алгоритма и доступность данных для получения оценки;

  • Принцип измеримости – показатели, отражающие существо исследуемых процессов, должны быть однозначно измерены;

  • Принцип сбалансированности – использование обоснованной весовой дифференциации показателей.

Формирование системы показателей качества НТП можно рассмотреть на основе двух принципиальных методологических подходов: подхода с позиции удовлетворенности потребителя НТП и всех заинтересованных сторон; подхода с позиции самооценки качества самими организациями–производителями НТП. Оценка качества на основе первого подхода представляется наиболее объективной, так как она отражает восприятие потребителем уровня качества, то есть показывает истинную степень важности данного продукта. Вместе с тем второй подход позволяет определить область улучшения и возможный потенциал повышения качества в силу того, что качество