Файл: Теория и практика разрешения конфликтов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Конфликтная ситуация понятие достаточно подвижное, неустойчивое, оно легко может измениться при изменении любого из ее элементов, взглядов оппонентов, отношений «объект оппонент», подмены объекта конфликта, появления условий, затрудняющих или исключающих взаимодействие оппонентов, отказа одного из субъектов от дальнейшего взаимодействия и др.

Подытожим, количество существующих конфликтов слишком велико, чтобы рассмотреть все, тем более что с развитием общества, каждый день появляются новые виды и предметов конфликта и способов их разрешения. Представим примерную схему классификации:

1. По способу разрешения: насильственные (война, спортивное соревнование) ненасильственные (компромиссные);

2. По природе возникновения: политические, социальные, экономические, организационные;

3. По направлению воздействия: вертикальные (начальник - подчинённый) горизонтальные (на одном уровне);

4. По степени выраженности: открытые и скрытые (нет достаточной власти и сил для открытой борьбы);

5. По количеству участников: внутриличностные, межличностные и межгрупповые;

6. По характеру затронутых потребностей: интересов, взглядов

7. По наличию объекта конфликта: безобъектные (из-за плохого настроения) объектные.

Каждый из перечисленных типов конфликта обозначается лишь условно, поскольку все они тесно взаимосвязаны и могут легко перетекать из одного в другое: так внутриличностный конфликт отражается и на поведении человека с окружающими, перерастая в межличностный, а при соответствующих условиях и в межгрупповой, что, в целом, может вылиться в общую экономическую и политическую конфликтную ситуацию, а она, в свою очередь, повлиять опять же на внутриличностный конфликт. И чтобы разорвать этот порочный круг, необходимо глубокое изучение возникшей проблемы с тем, чтобы выявить первичную причину противоречий, определить их последующие выражения и их взаимодействие и на основании проделанной работы принять наиболее подходящее решение. Соотнесение конфликта к какому-либо типу во многом помогает и в определении метода воздействия на него: выяснив отсутствие объекта конфликта, можно прекратить противодействие в самом его начале. Таким образом, сущность урегулирования любого конфликта можно обрисовать так - исследование и нахождение причин возникновения конфликта с целью последующего воздействия на них для достижения мирного соглашения. «Хочешь мира - изучай войну». А для решения конфликта - проводи диагностику. Этим мы дальше и займёмся.


  1. Разрешение конфликтных ситуаций

Многих конфликтов и раздоров можно было бы избежать, если бы человек не только пользовался уже готовыми схемами в известных ситуациях, но и владел самой техникой урегулирования конфликтов - знал, как правильно и безболезненно решить любую насущную проблему без применения грубой силы или противоположного выхода - ухода от проблемы. Эти знания не скрыты: умение управлять конфликтом - это часть отдельной социальной науки - конфликтологии. Она изучает и сущность конфликта, и его причины, и методы регулирования возникшего противоречия. Основные положения этой науки, на первый взгляд, просты и понятны. Многими приёмами и понятиями мы оперируем при достижении какой-либо особенно значимой для нас цели, но характер и форма действий не закрепляются как обязательные и необходимые.

Мы так и не научились применять их в своей повседневной жизни, каждый раз скатываясь до банального выяснения отношений с взаимными оскорблениями и угрозами, тогда как необходимо спокойно обдумать сложившуюся ситуацию. Во многом здесь виновато и само общество: мы поступаем так, как поступают все; роль хорошего примера имеет большое значение, а в нашем государстве (конкретно, России) привычная даже для высшего руководства политика пассивного ухода от проблем или, наоборот, излишне агрессивного поведения не только не оказывает благотворного влияния, но и оправдывает такую практику во всех слоях общества.

Умение принимать решение - это большое искусство, и умение улаживать конфликты таковым искусством является. Ведь конфликт - это не болезненное проявление человеческих отношений, это закономерный этап в развитии общества: он дезорганизует работу с той целью, чтобы отдельные компоненты смогли образовать новую, возможно более эффективную систему, и задачей регулирования конфликтов как раз и является создание и поддержание этой сотворённой совершенной структуры. Но мастерство не может прийти внезапно: для освоения навыками умелого разрешения возникающих конфликтов, как в личной, так и в общественной жизни, необходимы знания, частая практика, а, главное, собственное желание человека найти самое рациональное и справедливое решение. Данный реферат по мере возможностей постарается дать основную необходимую информацию для обучения тому, как правильно вести себя в конфликтных ситуациях, для того, чтобы не только «сохранить лицо», но и при решении проблемы получить наиболее достойный и социально значимый результат.



Для устранения причин приведших конфликту необходимо произвести работу, состоящую из нескольких этапов.

На первом этапе проблема описывается в общих чертах. Если, например, речь идет о несогласованности в работе, о том, что кто-то не тянет лямку вместе со всеми, то проблему можно отобразить как распределение нагрузки. Если конфликт возник из-за отсутствия доверия между личностью и группой, то проблему можно выразить как общение. На данном этапе важно определить саму природу конфликта, и пока не важно, что это не полностью отражает суть проблемы.

На втором этапе выявляются главные участники конфликта. В список можно ввести отдельные лица или целые команды, отделы, группы, организации. В той мере, в которой вовлеченные в конфликт люди имеют общие потребности по отношению к данному конфликту, их можно объединить вместе. Допускается также смерть групповых и личных категорий. Например, если составляется карта конфликта между двумя сотрудниками в организации, то в карту можно включить этих работников, а оставшихся специалистов объединить в одну группу, либо выделить отдельно еще и начальника данного подразделения.

Третий этап предполагает перечисление основных потребностей и опасений, связанных с этой потребностью, всех основных участников конфликтного взаимодействия. Необходимо выяснить мотивы поведения, стоящие за позициями участников в данном вопросе. Поступки людей и их установки определяются их желаниями, потребностями, мотивами, которые необходимо установить. Имеется пять стилей разрешения конфликтной ситуации: уклонение - уход от конфликта; сглаживание - такое поведение, как будто нет необходимости раздражаться; принуждение - применение законной власти или давление с целью навязать свою точку зрения; компромисс - уступка до некоторой степени другой точке зрения; решение проблемы - стиль, предпочитаемый в ситуациях, которые требуют разнообразие мнений и данных, характеризуется открытым признанием разницы во взглядах и столкновение этих взглядов для того, чтобы найти решение приемлемое для обеих сторон. Выбор способа преодоления препятствий будет, в свою очередь, зависеть от эмоциональной устойчивости личности, располагаемых средств защиты своих интересов, объема располагаемой власти и многих других факторов.

Посмотрите на ситуацию глазами другого человека: постарайтесь понять его точку зрения. Не факт, что это приведёт к соглашению, но знание противником, что вы вникаете в его проблемы, уже повлияет на его отношение к вам в сторону большего доверия, а, значит, шансов прийти к общему решению будет гораздо больше.


) Контролируйте свои эмоции: когда внимание человека сосредоточено на чувственной стороне конфликта, рациональное мышление служить отказывается. В порыве гнева и обиды мы можем не вписаться в рамки возможного поведения и «наломать дров», поэтому очень важно уметь останавливаться до того момента, когда можно будет спокойно договориться.

) Учитывайте возможность искажения информации при её передаче: любая информация может быть и неправильно понятой самим индивидом и заведомо ложной с противоположной стороны. Мы чаще всего даём оценку происходящему, основываясь на известных нам фактах, а для реальной оценки надо знать их все, что само по себе невозможно, поэтому человеческий мир устроен так, что психика сама выбирает, какая информация является для неё значимой, а какая - нет. Эту особенность тоже надо учитывать и стараться, как можно больше пополнять свой потенциал знаний, чтобы избежать неверного истолкования своего отношения к себе, к другим, и, что немаловажно, их отношения к нам. Самым тяжёлым конфликтом является конфликт из-за сплетен, когда стороны явно представлены, предмет обозначен, а истинных причин конфликта найти практически не возможно.

Заключение

Сам конфликт заложен в природе человека изначально: человек - социальное животное: с одной стороны хочет удовлетворять основные потребности: быть первым, быть сильным и т.д., с другой стороны, вынуждено ограничивать себя в рамках общества, которое налагает определённые обязательства по отношению к другим людям. Конфликт, как внутри человека, так и вне его, сам по себе неизбежен, но ведь вполне закономерным исходом во все времена являлось нахождение наиболее приемлемых путей дальнейшего успешного развития не с помощью силы, а в результате согласованного и взаимовыгодного решения. Ведь даже после долгих лет борьбы царей и рабов, богатых и бедных, белых и чёрных были, наконец, определены именно такие законы и правила, которые удовлетворяют практически всем потребностям каждого члена общества, и сделано это было именно путём переговоров, когда были чётко представлены все интересы, мотивы, стремления и позиции противоположных сторон, и с их учётом выведены основные формулы для разрешения возможных конфликтных ситуаций.


Литература:

  1. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. - М.: ЭКМОС, 2000. - 320 с.

  2. Коузер Льюис. Основы конфликтологии: Учебное пособие. - СПб., 2001. - 192 с.

  3. Фогмин Г. П. «Модели конфликтов», №6 2001г

  4. Алберти Е., Эммонс Л. «Умейте постоять за себя». М., 2002 г.

  5. Здравомыслов А. Социология конфликта. - М., 1995.

  6. Соколов С.В. Социальная конфликтология. - М., 2001.

  7. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб., 2002.

  8. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология - М., «Юнити», 1999.

  9. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. - М., 1992.

  10. Урегулирование конфликтов [Электронный ресурс] - https://dodiplom.ru/ready/110986

  11. Конфликтные ситуации и пути их разрешения [Электронный ресурс] - http://siteas.ru/referaty_po_menedzhmentu/referat_konfliktnye_situacii_i_puti_ix.html