Файл: Содержание Введение Задание 1 Виды фарфоровой посуды Факторы, формирующие качество изделий из фарфоровой посуды Ассортимент фарфоровофаянсовой посуды Задание 2 Заключение Список использованной литературы Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание
Введение……………………………………………………………………………………..3

1. Задание 1……………………………………………………………………………..5

1.1. Виды фарфоровой посуды………………………………………………….5

1.2. Факторы, формирующие качество изделий из фарфоровой посуды……9

1.3. Ассортимент фарфорово-фаянсовой посуды…………………………….13

2. Задание 2……………………………………………………………………………17

Заключение…………………………………………………………………………………19

Список использованной литературы……………………………………………………..20
Введение
Керамика принадлежит к древнейшим созданиям человека, рожденным из его жизненно необходимых потребностей. В первобытные времена ее производство определялось исключительно факторами пользы. Творческих замыслов сначала не было. Высокоразвитые культуры древности заявляли, однако, в этой сфере весьма определенные притязания, со временем все более усиливающиеся. Экспериментировали не только в технологическом плане, но сознательно обращали внимание на художественную ценность изделия. Совершенствовалось качество черепка, и одновременно росло стремление вырабатывать формы более разнообразные, а оформление наружной поверхности делать богаче. Так, в конце концов, керамика становится объектом художественного творчества, и начинается ее яркая история, неуклонно направленная все к более высоким целям.

Выражение «керамика» следует возводить к греческому обозначению горшечной глины, от которого происходит и греческое слово keramos - глиняная посуда. Под керамикой, следовательно, понимаются такие изделия, для которых глина (при случае каолин), смешанная с полевым шпатом, кварцем или известью, служит главным сырьем. Эти исходные вещества перемешиваются и перерабатываются в массу, которая либо от руки, либо на поворотном круге формуется и затем обжигается. [1, c. 201]

Фарфор – благороднейший и наиболее совершенный вид керамики. Производство фарфора в России неразрывно связано с историей Ломоносовского завода. Это один из немногих сохранившихся заводов, которому удалось пережить катаклизмы революций и войн, целые исторические эпохи, и при этом на протяжении почти трех веков постоянно создавать «фарфоровую летопись» Северной Пальмиры. [10]

Актуальность данной контрольной работы заключается в том, что в последнее время фарфоровые изделия пользуются растущим спросом, как в Российской Федерации, так и за ее пределами, поэтому изучение фарфоровых изделий представляет не только научный (в рамках данного предмета), но и практический интерес.


Фарфоровая посуда символизирует роскошь и комфорт. Чайный сервиз из фарфора способен превратить обычный завтрак в церемонию красоты и вкуса. Пользуясь изящными фарфоровыми чашками и тарелками, вы наслаждаетесь не только истинным вкусом напитков и блюд, но и получаете необыкновенное эстетическое удовольствие. Одним из важных достоинств чайных сервизов из фарфора является их поразительная способность сохранять тепло напитков. Посуда из фарфора может украсить быт и улучшить настроение. В кругу обеспеченных людей в последнее время стало модным приобретать фарфоровую посуду под стиль и дизайн интерьера дома. [5]

Цель работы – изучить фарфоровую посуду и формирование ассортимента фарфоровой посуды в целом.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • определить виды фарфоровой посуды;

  • определить факторы, формирующие качество изделий из фарфоровой посуды;

  • рассмотреть ассортимент фарфорово-фаянсовой посуды.

При написании данной контрольной работой были применены теоретические методы: изучение и анализ литературы.
1. Задание 1
1.1. Виды фарфоровой посуды
Фарфоровая посуда – это белая прочная посуда из глины, характеризующаяся удивительной лёгкостью и прозрачностью. Отличить посуду из фарфора от изделий из других видов керамики можно по чёткому продолжительному звону, который она издаёт при ударе.

Фарфоровая посуда символизирует роскошь и комфорт. Чайный сервиз из фарфора способен превратить обычный завтрак в церемонию красоты и вкуса. Пользуясь изящными фарфоровыми чашками и тарелками, Вы наслаждаетесь не только истинным вкусом напитков и блюд, но и получаете необыкновенное эстетическое удовольствие. Одним из важных достоинств чайных сервизов из фарфора является их поразительная способность сохранять тепло напитков. Посуда из фарфора может украсить Ваш быт и улучшить настроение. В кругу обеспеченных людей в последнее время стало модным приобретать фарфоровую посуду под стиль и дизайн интерьера дома.

Фарфоровая посуда – это классика. Время над нею просто не властно.

Посуда из фарфора появилась ещё в далёком четвёртом веке в Китае. И в течение десяти столетий дарила радость только своим основателям-производителям. Этот драгоценный подарок китайцев миру увидел Старый Свет лишь в 14 веке. Но сразу же был принят на ура. Удивительно красивую и воздушную посуду из фарфора европейцы ценили на вес золота. Причём не только в переносном

, но и в прямом смысле: фарфоровая посуда в те времена была очень дорогим удовольствием. Позволить себе приобрести её в свой дом могли далеко не все. Между тем, китайские изготовители долгое время хранили тайну производства фарфоровой посуды. Европейцам никак не удавалось разгадать секрет её изготовления. Лишь в начале 18 века немецкий алхимик Беттер смог наконец раскрыть тайну производства фарфора. Оказалось, что китайцы получали его из каолина (белой глины) и полевого шпата путём обжига при высокой температуре. Благодаря открытию Беттера, сегодня мы все можем наслаждаться удобством и красотой фарфоровой посуды у себя дома. [3]

Вот какой бывает фарфор: костяной, твёрдый и мягкий. Между собой сорта различаются назначением, способом производства и качественными характеристиками.

Твердый фарфор содержит в основном два исходных материала: каолин и полевой шпат (чаще всего в соединении с белой слюдой; относительно легко плавится). К этим основным веществам добавляется кварц или песок. Свойства фарфора зависят от пропорции двух главных веществ: чем больше каолина содержит его масса, тем труднее ее плавить и тем она тверже. Смесь эту перемалывают, замешивают, промалывают и затем высушивают до степени способного к принятию формы тестообразного состояния. Возникает пластичная масса, которую можно либо отливать в формах, либо обтачивать на гончарном круге. Отформованные предметы дважды обжигаются, сначала при 600-800оС, а потом – уже с глазурью – при 1300-1500оС. Глазурь состоит из тех же веществ, что и черепок, только в другой пропорции, и благодаря этому может соединяться с черепком совершенно однородным образом. Ее нельзя ни отбить, ни отслоить. Твердый фарфор отличается крепостью, сильной сопротивляемостью жару и кислотам, непроницаемостью, прозрачностью, раковистым изломом и, наконец, чистым колокольным звуком. В Европе он изобретен в 1708 году в Мейсене Иоганном Фридрихом Бётгером. [3]

Мягкий фарфор, называемый также художественным или фриттовым, состоит преимущественно из смесей стекловидных веществ, так называемых фритт, содержащих песок или кремень, селитру, морскую соль, соду, квасцы и толченый алебастр. По истечении определенного времени плавки к этой массе добавляется мергель, содержащий гипс и глину. В принципе, значит, речь идет о плавленом стекловидном веществе с прибавкой глины. Всю эту массу размалывают и фильтруют, доводя до пластичного состояния. Отформованный предмет обжигается при 1100-1500о
С, делаясь сухим и непористым. Глазурь преимущественно из стекла, те есть из легкоплавкого вещества, богатого окисью свинца и содержащего, кроме того, песок, соду, поташ и известь. Уже глазурованные изделия подвергаются вторичному обжигу при 1050-1100оС, когда глазурь соединяется с черепком. По сравнению с твердым мягкий фарфор прозрачнее, белый цвет еще более нежного, иногда почти сливочного тона, однако жароустойчивость этого фарфора ниже. Излом прямой, причем неглазурованная часть в изломе зерниста. Начальный европейский фарфор в большинстве был мягким, чему примером прекрасные и очень ценимые изделия севра. Изобретен он в XVl веке во Флоренции (фарфор Медичи). [3]

Костяной фарфор представляет собой известный компромисс между твердым и мягким фарфором. Его состав открыт в Англии и там же около 1750 года началось его производство. Кроме каолина и полевого шпата, он содержит фосфат извести из пережженной кости, делающий возможной более легкую плавку. Обжигается костяной фарфор при 1100-1500оС. Итак, речь идет по существу о твердом фарфоре, но таком, который путем примешивания пережженной кости делается мягче.

Его глазурь в основе та же, что на мягком фарфоре, но содержит, кроме окиси свинца, некоторое количество буры для лучшего соединения с черепком. При соответствующем калильном жаре эта глазурь плавится и прочно соединяется с черепком. По своим свойствам костяной фарфор занимает промежуточное положение между твердым и мягким фарфором. Он выносливее и тверже мягкого фарфора и менее проницаем, но с ним у него общего довольно мягкая глазурь. Цвет его не такой белый, как у твердого фарфора, но белее, чем у мягкого. Впервые костяной фарфор применен в 1748 году в Бау Томасом Фраем. [3]

Особенности фарфора: прочность, белизна, гладкая поверхность, отсутствие пор и углублений. При спекании костяные частицы заполняют собой мельчайшие промежутки.

Современный рынок кухонной утвари предлагает три основных вида фарфоровой посуды [10]:

  • чашки, тарелки, салатники, сахарницы, чайники. Из них можно собрать уникальный набор, подходящий для конкретного дома;

  • сервизы – готовые комплекты для чаепития, подачи кофе, полноценного застолья. Стиль и количество предметов продумывает производитель, покупателю нужно лишь выбрать количество персон;

  • формы для выпечки – глубокие сосуды, подходящие для духовки и микроволновой печи. Существуют противни для мяса, птицы, рыбы, формы для сладких запеканок и пирогов.


Фарфоровая утварь придает кухонному интерьеру атмосферу изысканного благородства. Она стоит дороже металлической и стеклянной посуды, но вполне окупает свою цену долговечностью и красотой.

В старину китайскую керамику покупали только богачи. Сейчас она перешла в разряд массовых товаров, доступных каждому. Популярность фарфора объясняется его качествами, включая [11]:

  • долговечность – несмотря на внешнюю хрупкость, фарфоровая утварь относится к самым крепким бытовым предметам. Обжиг при высокой температуре делает посуду исключительно прочной. Малопористая поверхность не страдает от сколов и царапин;

  • термостойкость – походит для использования в духовках, микроволновых печах, морозильных камерах;

  • гигиеничность – не впитывает жир, запахи, бактерии;

  • простота в уходе – гладкая поверхность быстро отмывается обычной водой и мылом;

Но главное преимущество фарфоровых изделий – универсальность. Разнообразие ассортимента помогает подобрать необходимый цвет, размер, дизайн, а также приемлемую цену.

На территории России сохранилось множество функционирующих фарфоровых фабрик. Вот наиболее популярные из них [1, c. 205]:

1. Императорский фарфоровый завод (один из старейших в Европе, первое крупнейшее предприятие в России, занимавшееся выпуском изделий из фарфора, Санкт-Петербург).

2. Дулёвский фарфоровый завод (Московская область).

3. Фарфор Вербилок (первая частная российская фарфоровая фабрика, член Гильдии поставщиков Кремля, Московская область).

4. Кубаньфарфор – фарфоро-фаянсовый завод (Краснодарский край).

5. Хайтинский фарфоровый завод (Иркутская область).

Итак, из вышесказанного мы узнали, что из себя представляет фарфоровая посуда. Выяснили, что она делиться на следующие виды: костяной, твёрдый и мягкий. Особенности фарфора: прочность, белизна, гладкая поверхность, отсутствие пор и углублений

1.2. Факторы, формирующие качество изделий из фарфоровой посуды
Факторы, влияющие на формирование качества и конкурентоспособность (Показатели качества) [2]:

1. Показатели назначения: водопоглащение, термостойкость, устойчивость на плоской поверхности.

2. Эстетические показатели: белизна, просвечиваемость, совершенство производственного исполнения, формы декора, композиции, точность воспроизведения авторского образца, блеск.