Файл: Курсовая работа пособие по безработице как основная организационноправовая форма защиты населения от безработицы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Саратовская государственная юридическая академия»

Институт прокуратуры

Кафедра трудового права

Учебная дисциплина – Трудовое право

Курсовая работа

пособие по безработице как основная организационно-правовая форма защиты населения от безработицы

Выполнил:

студент 20-09 группы 3 курса

специальности: 40.05.04

Судебная и прокурорская деятельность

Кузьмин Дмитрий Александрович

Научный руководитель:

Кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой трудового права

Ерохина Татьяна Вячеславовна





Саратов – 2022

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН 4

1.1Понятие пособия по безработице и порядок регистрации безработного 5

1.2Условия, размер пособия по безработице и сроки выплаты 8

1.3Приостановление и прекращение пособия по безработице 14

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОСОБИЯ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ 16

2.1 Проблема размера пособия по безработице 16

2.2 Незаконный отказ в выплате пособия по безработице 18

2.3. Незаконное получение пособия по безработице 20

ЗAКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ЛИТЕРAТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 24


ВВЕДЕНИЕ
В современных условия непростой экономической ситуации в России, в том числе при трудностях, возникших в связи с пандемией COVID-19, безработица имеет тенденцию к увеличению. Тем самым количество граждан Российской Федерации, оставшихся баз работы, растет. Безработица наносит существенный урон жизненным интересам людей, для каждого безработного это психологический стресс, так как, например, оставшись без как источника существования у людей теряется самоуважение, распадаются семьи. Последствием безработицы также является совершение преступлений людьми вследствие недостатка дохода. Чтобы безработица не приводила к негативным последствиям, необходимо оказывать поддержку таким гражданам. Так в ст. 37 Конституции провозглашается право граждан на защиту от безработицы.
1 В трудовом кодексе Российской Федерации, а именно, в ст. 2 закреплен принцип защиты от безработицы и содействие в трудоустройстве.2 Основной формой защиты от безработицы является выплата пособий по безработице. Поэтому данная проблема является актуальной и обусловлена важностью глубокого и комплексного изучения.

Целью этой работы является рассмотрение пособия по безработице не только с теоретической стороны, но и со стороны его практической реализации, как одной из организационно – правовой формы социальной защиты населения от безработицы.

Для реализации указанной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Изучить понятие пособия по безработице и порядок его определения;

  2. Проанализировать нормативно-правовые акты и иные правовые документы, регулирующие вопросы, связанные с пособием по безработице;

  3. Рассмотреть условия, сроки и размер пособия по безработице, а также приостановление и прекращение выплат данного пособия;

  4. Обратить особое внимание на проблемы реализации пособия по безработице;

Объектом исследования являются общественные отношения, которые возникают вследствие выплаты пособия по безработице гражданину.

Предметом исследования является пособие по безработице, которое предназначено гражданам, признанным безработными.

В процессе работы были использованы различные методы научного исследования, такие как: изучение и анализ литературы, сравнительно-правовой, логико – юридический, функциональный и абстрактно – теоретический методы.

Структура исследования обусловлена целью и поставленными задачами работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и источников.

ГЛАВА 1. ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН

    1. Понятие пособия по безработице и порядок регистрации безработного

Согласно ст. 7 Конституции Россия - социальное государство, одной из важнейших задач которого является социальная защита, обеспечение условий для достойной жизни граждан.3 Именно поэтому при потере гражданами работы государство берет на себя обязательство оказывать соответствующую социальную помощь.



Пособие по безработице, как вид социальной поддержки безработных был введен еще в СССР в 20-е гг. Так, например, в Декрете Совета Народных Комиссаров от 31 октября 1918 года в Положении о Социальном Обеспечении трудящихся глава 6 отведена пособию по случаю безработице.4 В последующем, когда в стране развернулись стройки первой пятилетки, необходимо было большое количество рабочей силы. Таким образом, безработица была ликвидирована и для нее отсутствовали социально-экономические основания. Поэтому образовался длительный перерыв. С переходом в 90-е годы российского общества к рыночной экономике, с тем, что предложения рабочей силы превышали их спрос и возможность трудоустройства граждан, в стране вновь встала проблема занятости и вновь вернулись к введению пособия как социальной поддержки безработных. Пособие по безработице было введено в России в 1991г. Наряду с рядом других мер. Такое право гарантирует реализацию прав граждан в сфере труда и социальной защиты от безработицы.

Пособие по безработице является разновидностью социальных пособий. Под социальными пособиями следует понимать безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.5 Отсюда следует, что пособие по безработице выплачивается из соответствующего государственного фонда.

В принятом в апреле 1991 года Законе РФ № 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации, определены понятие безработного, условия и сроки выплаты пособия по безработице, его размер. В ст. 28 говорится о том, что государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного, а в пункте 2 уточняется, что время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице не прерывает трудового стажа.6 В соответствии со ст. 30, Пособие по безработице – это выплаты, предусмотренные гражданам, уволенным по любым основаниям, установленные в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).
7

Пособие по безработице могут получать только безработные граждане. Безработными, исходя из ст.3, признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работу, ищут работу и готовы к ней приступить.8 В данной же статье указано на порядок и условия признания граждан безработными. Порядок регистрации безработных граждан, установлен Постановлением Правительства РФ от 02.11.2021 № 1909 «О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. № 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации». В соответствии с ним, Порядок регистрации безработных граждан включает в себя постановку на регистрационный учет, ведение регистрационного учета и снятие с регистрационного учета государственными учреждениями службы занятости населения. Зарегистрированному гражданину центром занятости населения направляются уведомления о ходе постановки его на регистрационный учет, ведения регистрационного учета и снятия с регистрационного учета.  Зарегистрированному гражданину, претендующему на признание его безработным, центры занятости населения устанавливают дату явки для решения вопроса о признании его в качестве безработного гражданина не позднее 11-го дня со дня подачи заявления. Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется центрами занятости населения на основании: заявления в электронной форме, содержащего сведения о том, что зарегистрированный гражданин претендует на признание его безработным, а также документов и сведений о действительности паспорта зарегистрированного гражданина, сведений о регистрации по месту жительства, об образовании, квалификации, о среднем заработке по последнему месту работы. Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения сведений о признании таких граждан безработными.9 В пункте 10 основания отказа в признании безработным.

Пособие по безработице направлено на то, чтобы компенсировать материальную необеспеченность безработного гражданина в результате невозможности получения им подходящей работы, а также на создание материальных условий для поиска новой работы.
10 Поэтому можно прийти к выводу, что государство, предоставляющее пособие по безработице, не ставит целью обеспечить жизнь безработного гражданина, так как данное пособие является мерой временной поддержки, позволяющей человеку обеспечить минимальный доход на время поиска новой работы.

    1. Условия, размер пособия по безработице и сроки выплаты

Основанием назначения пособия выступает безработица как отсутствие возможности получения гражданином подходящей работы при условии её поиска и готовности к ней приступить. Данный юридический факт относится к числу событий и является главным в сложном юридическом составе, порождающем социально-обеспечительные правоотношения по предоставлению соответствующего пособия, поскольку его существование вызывает необходимость правового регулирования возникающих общественных отношений.11

Законодательство устанавливает условия обеспечения пособием, от которых зависит период выплаты и размер. В соответствии с п. 1 ст. 31 ФЗ «О занятости населения Российской Федерации» Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.12 То есть по мимо тех случаев, когда выплата пособия по безработице прекращается или приостанавливается. В пункте 2 сказано, что решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Дополнительные выплаты к пособию по безработице, установленные в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, выплачиваются гражданам, признанным в установленном порядке безработными, органами службы занятости соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанного гражданина.13 Так, например, Постановлением правительства Вологодской области от 18 мая 2020 года № 566 «О региональной доплате к пособию по безработице» были введены доплаты в целях реализации мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, профилактики и устранения последствий распространения коронавирусной инфекции.