Файл: Древнерусское государство и право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Древнерусское государство и право.

1. Дайте определение терминов

1) «вира- древнерусская мера наказания за убийство. Согласно Русской Правде вира – это денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека. Также вирой именовалось денежное возмещение за другие преступления. В зависимости от социального положения убитого вира варьировалась в пределах от 80 гривен (за убийство князя) до 5 гривен (за убийство смерда, холопа).За увечье платилось полувирье. Не бралась вира за убийство несвободного человека. В том случае, если преступник не был пойман, виру обязана была платить та волость, в которой совершено убийство. Величина виры зависела от знатности и общественной значимости убитого. Вира была 3х видов:двойная вира. Равнялась 80 гривнам и выплачивалась за убийство «княжеского мужа» или члена старшей княжеской дружины;одиночная вира. Взымалась за убийство простого свободного человека;половинная вира или полувирье. Равнялась 20 гривнам. Полувирье полагалось за тяжелые увечья (за отсечение ноги, руки, носа и за выбитые глаза и т.д.).дикая (повальная) вира. Уплата общиной одиночной виры за покрываемого члена общины. Применялась как наказание при простом (не с целью грабежа) убийстве. Наказание выполняло также полицейские функции, связывая членов общины круговой порукой.Вира имела важное значение для древнерусского государства, т.к. постепенно вытесняла обычай кровной мести.

2) «урок» - по "Русской правде" возмещение ущерба, который получал потерпевший из общей суммы штрафа. Это строго определенный размер дани, который должно было платить население древнерусских княжеств. Уроки были введены княгиней Ольгой, которая правила в 10 веке. Это было сделано после убийства ее мужа Игоря, так как он собирал слишком большую дань.Это была первая налоговая реформа.
3) «вервь»-  участок земли, отмеренный веревкой общине. Этот обычай был основан на кровно - родственной основе. В дальнейшем под влиянием различных социально - экономических условий произошла эволюция верви. Так, из Русской Правды уже видно, что вервь представляет собой сельскую общину, освобожденную от кровно - родственных связей. Члены верви были связаны круговой порукой, должны были отвечать за убийство человека, если тело убитого было обнаружено на земле верви. Вервь - община обязана была выполнять и ряд других функций, налагаемых на нее со стороны властей.


4) «видок»- один из видов свидетелей по древнерусскому судебному праву. Впервые упоминается в Русской Правде XI века. В отличие от послуха, который только слышал что-то о событии, видок являлся непосредственным очевидцем случая, ставшего предметом судебного разбирательства. Разделение свидетелей на «послухов» и «видоков» исчезает к моменту выхода Судебника 1497 года. С этого момента все свидетели называются «послухами».

5) «послух»- в древнерусском судебном праве свидетель, обладающий «доброй славой», то есть достойный доверия; чаще всего лично свободный человек (исключение делалось для процессов, непосредственно касающихся холопов). Послух после целования креста свидетельствовал о том, что ему известно о деле. Важно понимать, что очевидцем событий, составлявших предмет судебного разбирательства, послух не был (непосредственный свидетель-очевидец назывался видок). Он говорил о том, что слышал о деле .

6) «задница»- наследуемое имущество в отсутствие завещания ближайшими родственниками по древнерусскому законодательству (в частности, в «Русской Правде»).

7) «купа» -в Древней Руси денежная или натуральная ссуда( зерно, орудие труда или иные ценности) выданная кому-либо в долг ростовщиком или землевладельцем, на том условии, что для ее возврата должник (" закуп ") на какое-то время попадает в зависимость от своего кредитора и работает в его хозяйстве, выполняет различные поручения и т. д. В случае неуплаты долга заимодавец имел право сделать несостоятельного должника своим холопом.

8) «заклич»- первая стадия судебного процесса в Древней Руси. Заключался в объявлении о совершившемся преступлении (пропаже вещи) – в надежде на опознание украденного/утерянного; производился в людном месте, "на торгу" – торговой площади.

9) «детский»- младшие члены дружины в Древней Руси. “Детским” мог стать только свободный человек.  Сопровождали князя в качестве телохранителей, не принимали участие в совете князя.

10) «покон»- закон, включенный в Краткую (статья 42) и Пространную редакции (статья 9) Русской Правды, по которому население обязано содержать вирника, приехавшего собирать виру (своеобразный налог, но не дань) на определенной территории. Каждый вирник получал большие порции мяса, птицы, солода, сыра, рыбы или мог взять определённую сумму деньгами. В то же время подчёркивалось, что хлеб, муку, пшено можно брать только на еду и корм коню, а не на продажу. Это прямое указание на то, что вирник не...



11) «ряд- в Древней и Удельной Руси договор, соглашение. Имел юридическую силу. Договор, в частности, был одним из основных источников публичного права и определял политический быт: международные отношения, отношения между русскими князьями, отношения князя с населением (вечем и местной знатью) и отношения князя с дружиной. Такое политическое соглашение, помимо слова ряд, называлось также докончание, крестное целование.

12) «свод»- в архитектуре тип перекрытия или покрытия пространства (помещения), ограниченного стенами, балками или столбами — конструкция, которая образуется наклонными поверхностями (прямолинейными или криволинейными).Своды позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор, используются преимущественно в круглых, многоугольных или эллиптических в плане помещениях.

13) «смерд»- Смерд — категория населения по «Русской правде». Свободный общинник земледелец с мерной долей земли, воин и пахарь в одном лице. Мог иметь семью, детей. На данный момент существует две трактовки понятия "смерд". Первая - это аналог позднейшего "крестьянин", земледелец, иногда зависимый от землевладельца, но при этом лично свободный. Вторая трактовка рассматривает смердов, как посаженных на землю рабов-пленных из неславянских племен.

14) «тать»-  вор, хищник, похититель, кто украл что-либо, кто крадет заобычай, склонный к сему, малоупотр. крадун.

15) «челядин»- Наименование зависимого населения в феод. России. В Др. Руси 6-9 вв. употреблялось для обозначения патриархального рабства; в 9-10 вв. "Ч." — рабы, ставшие объектом купли-продажи. Постепенно это наименование стало применяться к более широкому кругу феодально зависимого населения, в сер. 11 в. его сменил термин "холопы".В18-19вв."Ч."обозначает дворовых людей помещика.

16)«продажа»-в Древней Руси по "Русской правдештрафуплачиваемый виновным за нетяжкие преступления(тяжкие наказывались вирой и полу вирой).

17)«след гнати»-
 третья стадия (наряду с «закличем» и «сводом») процедуры розыска злодея в судебном процессе Киевской Руси, которая представляла собой погоню за злодеем по оставленным им следам.
Если следы исчезали, розыск останавливался, если они вели до какого-нибудь населённого пункта, то его жители были обязаны отвести от себя подозрения и принять участие в розыске злодея, иначе они несли коллективную ответственность за кражу . Полученные в результате «гонения следа» результаты становились основанием для принятия судебного решения.


18) «емец»- — должностное лицо суда; тот, кто приводит в исполнение решение суда.

19) «огнищанин»-  слуга князя, отвечавший за сохранность имущества в хозяйстве господина. Жизнь огнищанина охранялась повышенным штрафом в 80 гривен серебра (за убийство свободного «людина» полагался штраф в 40 гривен, а смерда и холопа — в 5 гривен). Штраф выплачивался либо убийцами, либо вервью, на чьей территории было найдено мертвое тело.
2. РУССКАЯ ПРАВДА – НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫЙ ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. ПРАВО ПО РУССКОЙ ПРАВДЕ – «ПРАВО ПРИВИЛЕГИЙ». АРГУМЕНТИРУЙТЕ ВЫШЕПРИВЕДЕННЫЙ ТЕЗИС ССЫЛКАМИ НА ДОКУМЕНТ.

1)За убийство простого человека, младших княжеских дружинников и младших княжеских слуг - 40 гривен; за убийство свободной женщины - 20 гривен (ст. 88); за убийство пашенных и сельских тиунов, кормилец и ремесленников - 12 гривен (ст. 13. 15, 17). Убийство феодально зависимых людей влекло за собой значительно меньшее наказание 5 гривен (ст. 14 и 15). За убийство холопов всех категорий вира вообще не взыскивалась, хозяину холопа уплачивалось денежное возмещение (ст. 89).

Штраф за убийство феодала был настолько велик, что уплатить его силами одного крестьянского хозяйства было невозможно (80 гривен равнялись стоимости 23 кобылиц пли 40 коров, или 400 баранов). Поэтому "Русская Правда" установила в некоторых случаях уплату виры всеми членами крестьянской общины-дикой виры (ст. 3 - 6). "Русская Правда" охраняла здоровье феодала, твердо соблюдая принцип феодального права, согласно которому нанесение побоев считалось более серьезным преступлением, чем нанесение ран оружием. Так, за нанесение мечом раны, даже самой тяжкой, взыскивался такой же штраф (ст. 30), как и за удар по лицу или удар палкой (ст. 31).

2) Основной принцип феодального права - право привилегий - нашел отражение и в нормах, которые можно условно отнести к нормам гражданского права. Установлен различный порядок наследования имущества после смерти бояр и после смерти смердов. Если смерд не оставлял после себя сыновей, то его имущество шло князю (ст. 90). Имущество же дружинников и бояр князю не шло - при отсутствии сыновей его наследовали дочери (ст. 91).


3) Господин мог "бить закупа за дело" (ст. 56 Пространной Правды), холоп же, как уже отмечалось, был полностью бесправен - он не субъект, а объект права; устанавливались порядок задержания беглого холопа и ответственность за его укрывательство.

3.ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ ПО ДРЕВНЕРУССКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ (БРАК, РАЗВОД, ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЖЕНЩИНЫ, ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ВКЛЮЧАЯ НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ПРАВА ЖЕНЩИН, АНАЛИЗИРУЯ ПЕРВОИСТОЧНИКИ – ПРАВОВЫЕ АКТЫ (ДОГОВОР РУСИ С ВИЗАНТИЕЙ 911 ГОДА, УСТАВ ЯРОСЛАВА ВЛАДИМИРОВИЧА, РУССКАЯ ПРАВДА И ДР.).

Древнерусское общество было типично мужской, патриархальной цивилизацией и женщина в Древней Руси занимала подчиненное положение, подвергаясь постоянному притеснению и угнетению. В то же время женщины из высших сословий имели серьезное влияние и активно участвовали в общественной и политической жизни страны.  Считается, что в древней Руси до замужества девушка из родовитой семьи, как правило, не имела права выходить за пределы родительской усадьбы. Мужа ей подыскивали родители, и до свадьбы она его обычно не видела.

После свадьбы ее новым "хозяином" становился супруг, а иногда (в частности, в случае его малолетства - такое случалось часто) и тесть. Выходить за пределы нового дома, не исключая посещения церкви, женщина могла лишь с разрешения мужа. Только под его контролем и с его разрешения она могла с кем-либо знакомиться, вести разговоры с посторонними, причем содержание этих разговоров также контролировалось. Даже у себя дома женщина не имела права тайно от мужа есть или пить, дарить кому бы то ни было подарки либо получать их.

В российских крестьянских семьях доля женского труда всегда была необычайно велика. Часто женщине приходилось браться даже за соху. При этом особенно широко использовался труд невесток, чье положение в семье было особенно тяжелым.

На Руси, после ее Крещения, действовали в основном те же нормы относительно прекращения брака, что и в Византии, но наблюдались и некоторые их отличия от норм византийского права. Так, участие жены в пирушках, игрищах и мытье в бане с мужчинами не приравнивались к прелюбодеянию и не могли служить основанием для развода. Тем не менее, уже в эпоху Устава князя Ярослава Владимировича русская церковная практика располагала широким перечнем поводов к разводу. В статье 53 Устава князя Ярослава (Пространная редакция) перечисляются следующие деяния жены