ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Тема: «Роль сказки в развитии детской эмоциональности»
Воспитатель:
Карабабаева С.Н.
Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир приключений и побед. Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка (Г.Х. Андерсен, братья Гримм) и не подверженные влиянию современной цивилизации, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лица сказки кажутся неправдоподобными, истинные сказки все же исполнены огромным жизнеутверждающим смыслом.
Вспомните, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма восприятия этих понятий для взрослого не является образной. Мысли ребенка в такой форме существовать не могут, им необходима игра воображения, образность. В сказках это получается очень легко. Почему образ зла менее правдив, чем добро? Наше понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца воплощающего силу и храбрость, в виде доброй феи или волшебницы, всегда готовой прийти на помощь. В старинных сказках и историях повествуется о внутренних, эмоциональных переживаниях, чувствах героев, а не о внешних событиях, и разворачивающееся в них действие, часто противоречит обычной реальности. Но это только на первый взгляд.
Например, махнула царевна, убегающая от злого волшебника, рукой и выстроился воздушный мост через реку. Если бы в сказке говорилось, что царевна нарубила кучу дров, притащила груду кирпичей и работала месяц, чтобы сотворить себе путь для спасения, то сказка всего лишь правдиво и научно описала бы внешние факты. «Таких мостов никогда не бывает!» - скажет взрослый. Но если вспомнить, что в сказке повествуется о внутренних переживаниях, то можно понять ее правдивое содержание буквально.
Ребенок, услышав и представив подобные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в них и себе.
Сказки ни в кой мере нельзя рассматривать, как интересное времяпровождение, как приятное, доступное ребенку занятие. Напротив, они очень существенный механизм развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем. С помощью
сказок можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующейся личности.
Например, жадному, эгоистичному ребенку полезно послушать сказку - «О рыбаке и рыбке», «Три жадных медвежонка»; пугливому ребенку - «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому ребенку помогут -«Приключения Буратино»; капризуле – «Принцесса на горошине»; активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей и т. д.
Почувствуйте и догадайтесь об эмоциональности своего малыша, почему он тревожен, агрессивен, капризен, и сочините сказку, где герои, их подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему: (страх, одиночество, неуверенность, грубость и т.д.). Придумайте фантастическое существо, слегка внешне (глазами, волосами, ушами) и характером (робкий, драчун и т.д.) похожее на ребенка, у которого по сказочному сюжету появляется много возможностей и выборов для преодоления препятствий. Ваш ребенок сам почувствует и найдет выход из травмирующей его ситуации. Рассказывая ребенку сказку, обязательно ее закончите сразу, старайтесь говорить ее своим обычным голосом и языком, доступным ребенку, усвоенным им в реальном общении с родителями.
Выбирая сказку для своего малыша, подумайте о его внутреннем мире. Сейчас есть огромное количество книг, сказок и других произведений для детей. Выберите такую литературу, которая побудили бы в ребенке лучшие чувства, стараясь уберечь от черствости, эгоизма и равнодушия.
Вспомним известную сказку Валентина Катаева «Цветик - семицветик».
В ней девочка Женя пошла в магазин за баранками. И повстречалась ей бабушка, которая подарила девочке цветик – семицветик. Стоило только оторвать лепесток, сказать волшебное слово и желание тот – час исполнялось. Потратила Женя 6 лепестков и не получили никакого удовлетворения. Посмотрела она на свой последний лепесток. Идет она и думает: «Чего бы мне еще все – таки велеть?» Два кило мишек?..
Нет, велю я себе лучше трехколесный велосипед.
Писатель намеренно ограничивает свой «взрослый» кругозор точкой зрения ребенка, все суждения которого мотивированы индивидуальными особенностями душевного склада.
Так шла девочка, рассуждая и перебирая мысленно желания, пока не увидела мальчика
, который не был похож на других мальчиков. Предложила ему Женя в салки поиграть, но вдруг «увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.» Мальчик был хромой «- Я с большим удовольствием побегал бы с тобой, - сказал ей мальчик, - но, к сожалению это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.
Писатель психологически точно рассказал конец этой истории. Он максимально приблизился к восприятию ребенка, передал мироощущения Жени. Казалось бы, девочка рассуждает лишь о том, чтобы поиграть с мальчиком в салки. Но для этого он должен выздороветь. А Женя оторвать последний лепесток. Писатель как бы ставит ребенка перед выбором. Эпизод «выбора» кульминационный, который бывает, может раз в жизни.
В. Катаев предлагает ответ Женя, не раздумывая ни минуты, дрожащим от счастья голосом сказала волшебные слова. И мальчик выздоровел и стал играть с Женей в салки.
Очень хорошо сказал об этом Корней Чуковский: «Цель сказочника заключается в том, чтобы какою угодно ценой воспитывать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого.»
Понимая смысл сказок, вы научитесь выбирать их соответственно возрасту и эмоциональному состоянию вашего ребенка. Старайтесь рассказывать ребенку добрые, волшебные сказки с хорошим началом, смыслом и концом.
В них главной идеей является победа добра над злом. Сказки должны быть эмоционально экологичны, бережливы по отношению к хрупкому, душевному миру ребенка, не нести мрачности и тревожности.
Поэтому мудро выбирайте в богатой сказочной стране и сочиняйте те сказки, которые близки и полезны именно вашему ребенку.