ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тукпаева Марина Павловна Филиал ЧУ«ЦПМ» г.Уральск | Портфолио слушателя Курсы по «Разработке и экспертизе заданий для оценивания» по предмету «Биология» | Раздел В |
| | |
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ПО ПРЕДМЕТУ «БИОЛОГИЯ» 7 КЛАСС
Обзор суммативного оценивания за 4 четверть
Продолжительность - 40 минут
Количество баллов - 30
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 15 заданий, включающих задания с множественным выбором ответов, с кратким и развернутым ответами.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде численного значения, слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен показать всю последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла. Задание может содержать несколько структурных частей/подвопросов.
Характеристика заданий суммативного оценивания за 4 четверть
Раздел | Проверяемая цель | Уровень мыслительных навыков | Кол. заданий* | № задания* | Тип задания* | Время на выполнение, мин* | Балл* | Балл за раздел | |||
Наследственность и изменчивость | 7.2.4.1 исследовать наследственные и ненаследственные признаки организма человека | Навыки высокого порядка | 4 | 1 | КО | 2 | 2 | 9 | |||
7.2.4.2 приводить примеры дискретной и непрерывной изменчивости | Знание и понимание | 2 | КО | 2 | 2 | ||||||
7.2.4.3 объяснять роль генов в определении признаков | Применение | 3 | МВО КО | 2 2 | 2 1 | ||||||
7.2.2.1 сравнивать количество хромосом у разных видов организмов | Применение | 4 | КО | 2 | 2 | ||||||
Размножение. Рост и развитие | 7.2.1.2 - сравнивать способы вегетативного размножения у растений | Применение | 7 | 5 | КО | 2 | 2 | 14 | |||
7.2.1.3 - описывать относительные преимущества перекрестного опыления и самоопыления. | Применение | 6 | КО КО | 1 1 | 1 1 | ||||||
7.2.1.2 - сравнивать способы вегетативного размножения у растений | Применение | 7 | КО | 2 | 1 | ||||||
7.2.1.3 - описывать относительные преимущества перекрестного опыления и самоопыления. | Применение | 8 | РО | 5 | 2 | ||||||
| |||||||||||
7.2.3.4 - сравнивать прямой и непрямой типы онтогенеза у животных | Применение | 9 | КО | 1 | 1 | ||||||
10 | КО КО РО | 1 2 3 | 1 2 2 | ||||||||
7.2.3.1 - описывать процессы роста и развития организмов | Применение | 11 | КО | 2 | 1 | ||||||
Микробиология и биотехнология | 7.4.3.1 - описывать различные формы бактерий | Знание и понимание | 4 | 12 | МВО | 5 | 4 | 7 | |||
7.4.3.4 -объяснять принадлежность вирусов к неклеточной форме жизни | Применение | 13 | КО | 1 | 1 | ||||||
7.4.3.3 - описывать применение антибиотиков, антисептиков и дезинфицирующих средств | Применение | 14 | РО | 2 | 1 | ||||||
15 | РО | 2 | 1 | ||||||||
Всего: | | | | | | 40 | 30 | 30 | |||
| | | | |
Раздел В
Задания по суммативному оцениванию за 4 четверть
по предмету «Биология» 7 класс
1. Распределите признаки, характерные для человека, поделив их на наследственные и ненаследственные:
Наследственные признаки | Ненаследственные признаки |
| |
Признаки:
1. Рост 2. Цвет глаз 3. Наличие веснушек | 4. Цвет волос 5. Длина волос 6. Волнистость волос | 7. Праворукость 8. Развитие мускулатуры 9. Умение работать на компьютере |
[2]
2. Приведите по два примера дискретной и непрерывной изменчивости.
Заполните таблицу:
Типы изменчивости | Примеры |
Дискретная изменчивость | |
Непрерывная изменчивость | |
[2]
3. а) Определите истинность/ложность утверждений для ДНК
№ | | Правда | Ложь |
1 | Двойная спираль | | |
2 | Имеет простое строение | | |
3 | Входит в состав хромосомы | | |
4 | Сохраняет наследственную информацию | | |
5 | Есть только у вирусов | | |
6 | Модель ДНК представлена Дж.Уотсоном и Ф.Криком | | |
[2]
b) Приведите доказательствo того, что ДНК – носитель наследственной информации
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1]
4. Подсчитайте количество хромосом в соматических и половых клетках различных животных и заполните пропуски в таблице.
Животное | Количество хромосом в соматических клетках | Количество хромосом в половых клетках |
Собака | | 39 |
Одуванчик | 8 | |
Змея | 74 | |
Попугаи | | 23 |
[2]
5. Установите соответствие между растениями и способами вегетативного размножения
Растения | Способы вегетативного размножения |
1.Лук | А) Клубень |
2. Картофель | В) Черенок |
3. Земляника | С) Усы |
4.Смородина | D) Луковица |
Ответы запишите в таблицу
1 | 2 | 3 | 4 |
| | | |
[2]
6. а) Рассмотрите рисунок .Определите тип опыления , обозначенный буквой В
А В
_____________________________________________________ [1]
b) Назовите главные части цветка, участвующие в размножении.
____________________________________________________________________
[1]
7. Назовите способ вегетативного размножения малины:
A) Лист
В) Цветок
С) Корень
D) Корневище
[1]
8. В природе существует различные способы опыления растений.
Заполните схему, указав по 1 преимуществу и 1 недостатку каждого способа опыления.
Перекрестное опыление: самоопыление:
преимущество недостатки преимущество недостатки
[2]
9. Назовите индивидуальное развитие организма :
А) Онтогенез
В) Филогенез
С) Гаметогенез
D) Партеногенез
[1]
10. На рисунках изображены циклы развития бабочки и кузнечика.
а) Определите тип развития насекомых на рисунке I.
______________________________________________________________
[1]
b) Подпишите стадии развития бабочки и кузнечика, используя рисунок I и II.
Бабочка:________________________________________________________________
Кузнечик: ______________________________________________________________
[2]
с) Укажите две черты отличия между разными типами развития насекомых.
_____________________________________________________________________________
[2]
11. Установите правильную последовательность эмбриогенеза:
A. Органогенез
-
Дробление -
Гаструла -
Бластула -
Нейрула -
Зигота
Ответ запишите в правильной последовательности в виде букв
____________________________________
[1]
12. Установите соответствие между названиями, формой и рисунком бактерий
Название бактерии | Форма бактерии | Рисунок |
1. Микрококки 2. Стрептококки 3. Спириллы 4 .Бациллы | a) Палочки b) Спиральки c) Маленькие шарики d) Цепочки шариков | А В С D |
1___________ 2____________ 3_____________ 4_____________
[4]
13. Определите возбудителей инфекционных заболеваний:
А) Вирусы
В) цианобактерии
С) синезеленые водоросли
D) клубеньковые бактерии
[1]
14. Объясните , в чем отличие понятий «антибиотик» и «антисептик».
__________________________________________________________________________
[1]
15. Укажите правилo, которoе необходимо выполнять для профилактики заболеваний, вызванных бактериями и вирусами . ___________________________________________________________________________
[1]
Схема выставления баллов
№ задания | Ответ | Балл | Дополнитель ная информация |
1 | Наследственные: 1,2,4,6,7 Ненаследственные: 3,5,8,9 | 1 1 | |
2 | Дискретная изменчивость: группы крови, длина крыльев у дрозофилы Непрерывная изменчивость: изменение массы тела, длины тела, формы тела | 1 1 | |
3 (a) | Правда: 1.3.4.6 Ложь: 2,5 | 1 1 | |
3 (b) | Дезоксирибонуклеи́новая кислота́ (ДНК) — макромолекула, обеспечивающаяхранение, передачу поколения в поколение и реализациюгенетическойпрограммы развития и функционированияживых организмов. ДНК является носителем наследственной информации , сохраняет ее и передает следующему поколению. | 1 | Принимается любой верный ответ |
4 | Собака-78, Одуванчик-4, Змея-37, Попугай-46 | 2 | Любые два верных ответа оценивать в 1 балл |
5 | 1-D, 2-A, 3-C, 4-B | 2 | Любые два верных ответа оценивать в 1 балл |
6 (a) | Перекрестное | 1 | |
6 (b) | Пестик и тычинка | 1 | |
7 | D | 1 | |
8 | Перекрестное опыление: Преимущества: опыления (ветром, животными, насекомыми) / цветы имеют яркую окраску и более или менее сильный запах Недостатки: В случае исчезновения опылителей повлечёт уменьшение популяции / дальность расстояния одного цветка от другого Самоопыление: Преимущества: Адаптация к неблагоприятным условиям/ характерно для однолетних растений/ быстрое восстановление популяции Недостатки: Образование малого количества семян/потомство слабое / не происходит обогащение наследственности у дочернего организма | 1 1 | |
9 | А - онтогенез | 1 | |
10(a) | I-Развитие с полным превращением (непрямое развитие) | 1 | |
10(b) | I .Стадии развития бабочки: 1-яйцо, 2-личинка, 3-куколка, 4-имаго(взрослое насекомое). II. стадии развития кузнечика: 1-яйцо, 2,3,4- личинка, 5-имаго (взрослое насекомое). | 1 1 | |
10(с) | Отличия: Прямое развитие- потомство внешне похоже на взрослый организм. Непрямое развитие- потомство отличается от взрослого организма. | 1 1 | |
11 | FBDCEA | 1 | За правильную последовательность 1 балл |
12 | 1сA 2dB 3bC 4aC | 4 | |
13 | A | 1 | |
14 | Средства, с помощью которых патогены (болезнетворные микроорганизмы), уничтожаются на теле человека, называются антисептиками. Внутри организма патогены уничтожаются антибиотиками. | 1 | Принимается любой верный ответ |
15 | Марлевые повязки (маски)/ мыть руки с мылом Уборка с дезинфицирующими средствами | 1 | Принимается любой верный ответ |