Файл: Вид работы Курсовая работа Название дисциплины Гражданское право Тема Договор коммерческой концессии (франчайзинг) Фамилия студента Бозиева.doc
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Во-вторых, договор коммерческой концессии и лицензионный договор, несмотря на наличие между ними генетической связи, имеют существенные различия.
Е.А. Суханов подчеркивает, что договор франшизы в отличие от лицензионного договора дает возможность использовать не один определенный объект интеллектуальной собственности, а комплекс объектов исключительных прав Именно данное отличие договора коммерческой концессии от лицензионных соглашений, как правило, ложится в основу судебных решений по делам, где встает вопрос о разграничении анализируемых договоров. Однако в ряде случаев суды игнорируют выделенный Е.А. Сухановым критерий, признавая лицензионный договор договором коммерческой концессии. Это обстоятельство свидетельствует об отсутствии устоявшегося подхода правоприменителя к пониманию сущности указанного основания разграничения.19
Во-первых, лицензионный договор может быть как возмездным, так и безвозмездным, в то время как договор коммерческой концессии всегда является возмездным;
во-вторых, лицензионный договор имеет более узкую направленность и призван содействовать рационализации производства на основе предоставления нематериальных объектов. Он не обязывает контрагентов работать в единой системе, тогда как условия договора франшизы исходят из единой для сторон установки развития и расширения франчайзинговой сети в целом;
в-третьих, правообладателем по договору коммерческой концессии, как правило, выступает коммерческая организация, в редких случаях - физическое лицо, являющееся предпринимателем. В то же время лицензиарами могут быть как предприниматели (физические и юридические лица), так и некоммерческие организации и граждане, обладающие соответствующими исключительными правами .20
Договор коммерческой концессии и лицензионный договор характеризуются, кроме того, и разной направленностью. Лицензионный договор в отличие от договора франшизы не характеризуется направленностью на обеспечение единых стандартов предпринимательской деятельности контрагентов. Он ориентирован лишь на распределение между контрагентами прав и обязанностей, касающихся использования какого-либо отдельно взятого объекта интеллектуальных прав. Для договора же коммерческой концессии соответствующая направленность является определяющей. Поэтому он предполагает наличие целого ряда дополнительных обязанностей, в том числе по оказанию консультативных услуг правообладателем пользователю, по обучению правообладателем персонала пользователя (п. 2 ст. 1031 ГК РФ) и т.п.
Следовательно, лицензионными условиями обязательство из договора франшизы не исчерпывается. Это означает, что сфера субсидиарного применения норм о лицензионных соглашениях к договору коммерческой концессии ограничена. Соответствующие правила распространяются лишь на отношения по использованию предоставленных правообладателем пользователю исключительных прав.
Таким образом, анализ истории становления и развития института коммерческой концессии свидетельствует о его генетической связи с лицензионным договором. Однако исследование существующих между ними различий позволяет сделать вывод о самостоятельности обозначенных договорных институтов.
Иллюстрацией данному тезису служит дело, рассмотренное ФАС Северо-Кавказского округа в январе 2001 г.
После заключения лицензионного договора на использование товарного знака Лицензиар передал исключительное право на соответствующее средство индивидуализации третьему лицу.
Извещенный о переходе исключительного права Лицензиат в течение двух лет не выплачивал лицензионное вознаграждение ни своему непосредственному контрагенту, ни новому обладателю исключительного права на товарный знак.
Возражая против требований нового обладателя исключительного права на товарный знак о выплате сумм причитающегося ему лицензионного вознаграждения, Лицензиат указывал на то, что истцом не исполнены обязанности по регистрации изменений в лицензионный договор, касающихся замены стороны (Лицензиара). Однако суд не принял во внимание доводы ответчика, посчитав, что отсутствие регистрации указываемых ответчиком изменений не влечет недействительность лицензионного договора.
Свою позицию суд мотивировал тем, что согласно ст. 1038 ГК РФ, которая подлежит применению к спорным отношениям в силу п. 1 ст. 6 ГК РФ (аналогия закона), переход к другому лицу какого-либо исключительного права, входящего в предоставленный пользователю комплекс исключительных прав, не является основанием для изменения или расторжения договора коммерческой концессии, а в данном случае - лицензионного договора. Новый правообладатель становится стороной этого договора в части прав и обязанностей, относящихся к перешедшему исключительному праву. Поскольку действие лицензионного договора не было прекращено заменой стороны в договоре и Лицензиар использовал товарный знак в своей деятельности, он обязан был выплачивать лицензионное вознаграждение. Признание обратного означало бы неосновательное обогащение ответчика .
Применение судом соответствующих норм о договоре коммерческой концессии в порядке аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) к лицензионным соглашениям представляется вполне оправданным. Для подобной аналогии в данном случае были все предпосылки: во-первых, возникшая ситуация не была в момент принятия судом решения урегулирована законом; во-вторых, речь шла о схожих по существу общественных отношениях (оба случая касаются лишь отношений по предоставлению на основании договора исключительного права на использование объекта интеллектуальной собственности); и, наконец, в-третьих, применение правил о последствиях перемены сторон в договоре коммерческой концессии (ст. 1038 ГК РФ) не противоречит в данной ситуации существу неурегулированных законом отношений контрагентов по лицензионному договору.
В то же время необходимость применения в описанной ситуации аналогии закона демонстрирует обособленность лицензионного договора и договора коммерческой концессии, ибо отсутствие такой обособленности позволило бы суду применить соответствующие правила напрямую.
Заключение
В результате проведённого исследования сформулированы следующие выводы относительно гражданско-правого регулирования отношений, возникающих из договора коммерческой концессии.
Предмет договора коммерческой концессии представляет собой сложную структуру, которая раскрывается в комплексе исключительных прав. Его базовым элементом считается товарный знак (знак обслуживания). Однако перечень не должен ограничиваться только этими правами, поскольку в законе прямо говорится о комплексности исключительных прав. Исключительные права должны использоваться в рамках их изначальной сферы действия. Предоставлению подлежат любые охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, кроме фирменного наименования и наименования мест происхождения товаров. Не менее необходимым является факт о регистрации исключительных прав соответствующим образом и их принадлежности правообладателю, в противном случае договор будет считаться незаключенным.
Второй элемент структуры договора коммерческой концессии получает развитие в ключевых обязательствах, подлежащих исполнению в данных отношениях, по крайней мере, стороны должны стремиться к этому на практике, также на это ориентируют международные нормы. Это обязательства по контролю качества и оказанию содействия со стороны правообладателя, в том числе по информационному сопровождению. Включение данных обязательственных норм в предмет договора коммерческой концессии способствует выявлению сущности франчайзинговых отношений. Кроме того: их наличие в структуре предмета договора не только позволяет установить уникальные и объективные критерии, позволяющие характеризовать отношения коммерческой концессии, но и способствует их детальной регламентации в содержании договорного правоотношения.
Исследование существенных условий договора коммерческой концессии, помимо предмета договора, который имеет сложную структуру, и требует особого внимания к особенностям передачи различного рода объектов исключительных прав, в силу логики толкования закона, а также императивности закрепления в ГК РФ, свидетельствует о наличии второго существенного условия о вознаграждении. Столь ограниченный круг существенных условий достигается путем установления строго структурированной конструкции предмета договора, позволяющей включать в свой состав весь комплекс условий, позволяющих выявить уникальные признаки договора коммерческой концессии, а также в дальнейшем наиболее точно сформировать и раскрывать содержание обязанностей участников соглашения.
Однако правовое регулирование отношений в части государственной регистрации изменения и расторжения договора коммерческой концессии сторонами, является неактуальным на сегодняшний день и требует внесения изменений в гражданское законодательство.
Глоссарий
№ п/п | Понятие | Определение |
| Бессрочный договор коммерческой концессии - | это такой договор, в котором не указан период его действия |
| "Договор коммерческой концессии" и "франчайзинг" | являются синонимичными |
| Для договора коммерческой концессии | характерно наличие взаимных ограничений сторон |
| Договор коммерческой концессии | является двусторонним, двусторонне обязывающим, возмездным, консенсуальным, каузальным, срочным или бессрочным |
| Двусторонность франчайзинга | заключается в необходимости наличия для заключения соответствующего договора двух встречных волеизъявлений контрагентов (правообладателя и пользователя) |
| Каузальность договора франшизы концессии | заключается в том, что из его содержания можно сделать вывод об основании (каузе) сделки, т.е. о типичной правовой цели, ради которой правообладатель и пользователь заключают договор коммерческой |
| Консенсуальность | франшизы состоит в том, что договор считается заключенным, а права и обязанности сторон - возникшими в момент, когда правообладатель и пользователь достигли соглашения (consensus) по всем существенным условиям сделки |
| Обязательным элементом предмета договора коммерческой концессии исключительных прав. | является предоставление правообладателем пользователю комплекса |
| По лицензионному договору | одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства индивидуализации в предусмотренных договором пределах |
| Франчайзинг" | восходит к французским корням и является производным от слова "franchir", что в дословном переводе на русский язык означает "освобождать от рабства" |