Файл: Вид работы Курсовая работа Название дисциплины Гражданское право Тема Договор коммерческой концессии (франчайзинг) Фамилия студента Бозиева.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные данные о работе


Версия шаблона

3.1

Филиал

Нальчикский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Гражданское право

Тема

Договор коммерческой концессии («франчайзинг»)

Фамилия студента

Бозиева

Имя студента

Жаннет

Отчество студента

Тахировна

№ контракта

01000020407341088



Содержание


Введение…………………………………………………………………………….…..3

1.Общая характеристика и понятие договора коммерческой концессии по гражданскому законодательству России…………………………………………...5

1.1. Понятие договора коммерческой концессии…………………………………5

1. 2. Франчайзинг как юридическая категория………………………………..…6

2.Основные черты (признаки) договора коммерческой концессии…...............9

2.1. Правовая характеристика договора коммерческой концессии…………..12

2.2. Договор коммерческой концессии и смежные гражданско-правовые институты……………………………………………………………………………....16

Заключение……………………………………………………………………………...23

Глоссарий……………………………………………………………………………...25

Список использованных источников……………………………………………...27


Приложение А……………………………………………………………………….…30

Введение



Актуальность темы исследования. Договор коммерческой концессии как инструмент взаимодействия между субъектами гражданских договорных правоотношений по передаче комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав является эффективным механизмом развития малого и среднего бизнеса, что в свою очередь закладывает основу для развития экономики страны.

В то же время теория, законодательство и практика правоприменения, не свободны от вопросов, которые имеют первостепенное значение как для понимания необходимости и перспектив реформирования российского законодательства, так и для разрешения и превенции конфликта интересов между участниками договорных отношений и правовых положений, регулирующих их поведение. Между учеными в области гражданского и предпринимательского права ведутся споры относительно обозначенных противоречий, которые проявляют себя в широком спектре вопросов, начиная от существенных условий договора коммерческой концессии, продолжая разделением предмета, установлением его структуры и содержания входящих в него элементов и заканчивая вопросами координационного правового регулирования, установления баланса интересов сторон, предотвращения их недобросовестного поведения, а также вопросами о реализации мер ответственности.

Анализ развития отношений коммерческой концессии в отечественном законодательстве при всем многообразии реализации и различиях в доктринальном толковании позволяет сделать вывод о сложной структуре настоящих отношений и достаточно противоречивой правоприменительной практике.

Также необходимо учитывать, что коммерческая концессия, как и любая договорная конструкция, находится в постоянном развитии, при этом является одной из самых неоднозначных контрактных структур в российском гражданском праве, тем самым в процессе реализации положений о данном договоре возникает противоречие правила о субсидиарной ответственности правообладателя о несоответствии качества производимой им продукции положениям законодательства о защите прав потребителей. Также в юридической науке существует полемика об особенностях правового регулирования государственной регистрации настоящего договора в свете изменений, внесенных в гражданское законодательство. Данные обстоятельства диктуют необходимость совершенствования законодательства, посредством изменения национального правового регулирования отношений коммерческой концессии.



Теоретическая основа. Наиболее значимыми теоретическими источниками, использованными при написании данной работы, были труды таких российских ученых-юристов, как М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, А.А. Ерёмин, А.П. Сергеев, Е.А. Суханов, А.А. Иванов и других.

Предметом исследования является правовое регулирование франчайзинговых отношений.

Задачи работы:

1)дать общую характеристику и понятие договора коммерческой концессии по гражданскому законодательству России;

2)раскрыть понятие договора коммерческой концессии;

3)рассмотреть франчайзинг как юридическую категорию;

4)выявить основные черты (признаки) договора коммерческой концессии;

5)рассмотреть договор коммерческой концессии и смежные гражданско-правовые институты.

Методологическая основа. При подготовке магистерской диссертации был применен комплексный подход, использованы как общенаучные методы исследования, так и специально-юридические.

Структура курсовой состоит из введение, двух глав, заключения, глоссария, списка использованных источников.

Основная часть

1.Общая характеристика и понятие договора коммерческой концессии по гражданскому законодательству России



1.1. Понятие договора коммерческой концессии
Для полного понимания сущности коммерческой концессии и сопутствующих ей франчайзинга и франшизы, необходимо раскрыть каждое из понятий и соотнести их друг с другом. Необходимо начать с наиболее широкого понятия - франчайзинг.

Франчайзинг можно представить в качестве некого экономического явления, которое предполагает собой установление долгосрочного делового сотрудничества и партнерских связей, в рамках которых франчайзером (правообладателем) осуществляется передача исключительных прав в пользование, а также обучение технологиям производства, техническое и материальное обеспечение франчайзи (пользователя) всем необходимым для осуществления предпринимательской деятельности.

Наиболее краткое и точное определение франчайзинга дает С. И. Ненашев: который высказывает позицию о том, что франчайзинг не столько правовой, сколько функциональный термин. Именно по этой причине отношения, подразумеваемые под франчайзингом «рождаются в недрах бизнеса, а не в нормотворческих лабораториях». Но не стоит забывать; что любые общественные отношения, а в особенности экономические; нуждаются в правовом урегулировании, ведь чем сложнее общественные отношения; тем большая возникает необходимость в определении их правового статуса.

В соответствии с действующим законодательством под договором коммерческой концессии понимается соглашение, в силу которого одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) (п. 1 ст. 1027 ГК РФ).

Понятие "коммерческая концессия" использовалось при подготовке Гражданского кодекса РФ как наиболее близкое по смыслу английскому термину "франчайзинг" (franchising). Однако у разработчиков проекта части второй Кодекса не было однозначной позиции по вопросу о том, какое название должен носить договор, поименованный в гл. 54.
Изначально предполагалось, что данный договор будет именоваться договором комплексной предпринимательской лицензии (во всяком случае, так он был назван в части второй Модельного гражданского кодекса для стран СНГ, подготовленной до принятия части второй ГК РФ). Но впоследствии было принято решение в пользу наименования "коммерческая концессия", нашедшего отражение в ныне действующем российском законодательстве.1

Указанные обстоятельства обнаруживают, что терминологическая неясность в обозначении исследуемой договорной модели имеет глубокие исторические корни. В связи с этим понятие "коммерческая концессия", содержащееся в гл. 54 ГК РФ, необходимо сопоставить с такими категориями, как "франчайзинг" и "коммерческая концессия" (в том ее понимании, какое превалирует в странах Западной Европы). Без такого сопоставления определить истинное содержание термина "договор коммерческой концессии" не представляется возможным.2
1.2. Франчайзинг как юридическая категория
Этимологически термин "франчайзинг" восходит к французским корням и является производным от слова "franchir", что в дословном переводе на русский язык означает "освобождать от рабства". Сегодня это слово имеет несколько разных значений в зависимости от сферы применения. Что же касается терминов "франчайзинг" и "франшиза", то они по сути равнозначны. Различия в их написании обусловлены лишь английской и французской транскрипцией в переводе на русский язык.3

В юридической литературе нередко предпринимаются попытки дать франчайзингу наиболее полное и всеобъемлющее определение. Так, Е.А. Черепанова, полагая, что большинство исследователей уделяют внимание не всей совокупности признаков франчайзинга, а каким-либо его отдельным аспектам, предприняла новую для российской правовой науки попытку сформулировать наиболее емкое определение франчайзинга. Он, как полагает Е.А. Черепанова, представляет собой форму предпринимательской деятельности, основанную на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, заключающуюся в возмездном предоставлении одной стороной (организацией, имеющей, как правило, ярко выраженный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (организации или индивидуальному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарный знак или знак обслуживания, фирменный стиль), технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации, использование которой другой стороной будет содействовать росту и надежному закреплению на рынке товаров и услуг. При этом передающая сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь.