Файл: Собрания рф порядок формирования, правой статус и роль в государственном управлении 2.pdf
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13 образовывать подкомитеты. Член комитета палаты вправе входить в состав любых подкомитетов этого комитета [6].
Советом Федерации образованы следующие комитеты:
−
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству;
−
Комитет
Совета
Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера;
−
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности;
−
Комитет Совета Федерации по международным делам;
−
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам;
−
Комитет Совета Федерации по экономической политике;
−
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию;
−
Комитет Совета Федерации по социальной политике;
−
Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре;
−
Комитет
Совета
Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности.
Решение о реорганизации или ликвидации отдельных комитетов либо об образовании новых комитетов принимается в порядке, установленном
Регламентом Совета Федерации.
Комитеты Совета Федерации осуществляют свою деятельность на принципах гласности и свободного обсуждения вопросов. Заседания комитета Совета Федерации, как правило, проводятся открыто. Комитет
Совета Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания по предложению членов комитета, а также в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами [6].
Важно отметить следующее обстоятельство. Совет Федерации не избирается, и Президент РФ формально оказывает на верхнюю палату меньшее влияние, чем на Государственную Думу. Президент вправе
14 распустить Государственную Думу, но Совет Федерации ни при каких обстоятельствах не может быть распущен, что подтвердил Конституционный
Суд.
15
3. Роль Совета Федерации в государственном управлении
Полномочия Совета Федерации определены Конституцией Российской
Федерации. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета
Федерации [2].
Важнейшей характеристикой является объем полномочий верхней палаты: осуществление власти; законодательные, представительские и контрольные полномочия; привлечение к ответственности определенных
Конституцией РФ должностных лиц и государственных органов; легитимация власти и иные полномочия.
Организация законодательной работы в Совете
Федерации осуществляется по двум основным направлениям:
−
Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним;
− в порядке реализации права законодательной инициативы Совет
Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые
Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
− федерального бюджета;
− федеральных налогов и сборов;
− финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
− ратификации и денонсации международных договоров Российской
Федерации;
16
− статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
− войны и мира.
Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов палаты.
Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов. Кроме того, федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, считается одобренным, если в течение четырнадцати дней Совет Федерации его не рассмотрел[6].
К ведению Совета Федерации в том числе относятся следующие функции:
− утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;
− утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
− решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;
− назначение выборов Президента РФ;
− отрешение Президента РФ от должности;
− лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;
− назначение на должность по представлению
Президента
РФ
Председателя Конституционного Суда РФ, его заместителя и судей
Конституционного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей Верховного Суда Российской Федерации;
− проведение консультаций по предложенным Президентом РФ кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;
17
− назначение на должность и освобождение от должности Председателя
Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;
− проведение консультаций по предложенным Президентом РФ кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;
− прекращение по представлению Президента РФ в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя
Конституционного
Суда
РФ, его заместителя и судей
Конституционного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей Верховного Суда РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях;
− заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора РФ о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации.
Относительно объема полномочий Совета Федерации существуют различные мнения. Первое заключается в том, что если существуют пересечения по функциям Совета Федерации и первого лица государства, значит, Совет Федерации разделяет ответственность с главой государства за осуществление политического курса в важнейших областях жизнедеятельности страны:
− государственного суверенитета и территориальной целостности;
− конституционной и общей законности;
− правопорядка;
− стабильности федеративных и межнациональных отношений;
18
− политико-территориального устройства России.
С другой стороны, полномочия связанные с принятием решения о назначении выборов Президента РФ и отрешении его от должности, показывают, что верхняя палата российского парламента имеет определенные рычаги воздействия на институт президентской власти.
Другое мнение заключается в том, что факт функциональной связи значительной части полномочий Совета Федерации с полномочиями
Президента РФ характеризует верхнюю палату в большей степени как координационный, нежели законодательный и представительный орган власти. И лишь осуществление полномочия утверждения изменения границ между субъектами РФ позволяет рассматривать Совет Федерации как палату, представляющую субъекты РФ. А полномочия по импичменту — это единственная и не очень востребованная в силу объективных и субъективных причин возможность влиять на формирование исполнительной власти.
Совет Федерации, равно как и каждый сенатор РФ, обладает правом законодательной инициативы.
Совет Федерации принимает постановления большинством голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией РФ.
Совет Федерации функционирует на основании Регламента, в котором детально определяются органы и порядок работы Совета Федерации, участие палаты в законодательной деятельности, порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации.
Статус сенатора РФ определяется Конституцией Российской
Федерации: они обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий, не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
19
С совершенствованием системы сдержек, противовесов на основе обеспечения полноты регулирования на уровне Конституции России отношений Совета Федерации с прочими ветвями власти (посредством установления контрольных функций, на основе кадровых назначений), с расширением полномочий верхней палаты парламента Российской
Федерации в формировании государственных органов роль Совета
Федерации в политической жизни страны усилилась.
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мы рассмотрели порядок формирования, правой статус и роль в государственном управлении Совета Федерации
Федерального Собрания РФ.
Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания
– парламента Российской Федерации.
С момента зарождения и до настоящего момента работа парламента подвергается постоянной модернизации в целях повышения качества принимаемых решений и более эффективного народного представительства.
Поиск оптимальной модели организации парламентских структур в большей степени затрагивает Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации – палату, которая представляет интересы и выражает потребности субъектов Российской Федерации на федеральном уровне.
Действующий на сегодняшний день порядок формирования, состав, полномочия и все основные вопросы, связанные с деятельностью
Федерального Собрания Российской Федерации определены Федеральным законом от 22 декабря 2020 года № 439-ФЗ.
В состав Совета Федерации РФ входят по два представителя от каждого субъекта РФ и не более 30 представителей РФ, назначаемых
Президентом РФ, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.
Совет Федерации является постоянно действующим органом.
Совет Федерации как конституционно-правовой институт играет ключевую роль в процессе государственного управления.
Немаловажным для России является вопрос и о целесообразности существования Совета Федерации. В современной России особенно остро эта проблема стояла в начале XXI в., хотя большинством политиков и ученых вопрос о ликвидации верхней палаты не ставился. Предложения о создании однопалатного парламента на национальном уровне выдвигаются в основном
21 лишь сторонниками формирования унитарной России, и их логика понятна.
Между тем, на наш взгляд, российская история и настоящая действительность в силу масштабов государства и множества существующих проблем требуют наличия двухпалатной системы, каким бы ни было нашего государство: унитарным или федеративным. Поэтому в глобальной перспективе необходимо усиление Совета Федерации как палаты, представляющей и общенациональные и региональные интересы.
22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акчурин
А.Р.
Порядок формирования
Совета
Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации: опыт и перспективы
// Государственная власть и местное самоуправление. – 2014. – № 8. –
С. 41-45.
2. Гаврилова Л.А., Курочкин А.В. К вопросу о компетенции
Федерального Собрания Российской Федерации // Новая наука:
Современное состояние и пути развития. – 2016. – № 4-3. – С. 162-
164.
3. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ «О
Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»
// СЗ РФ. – 28.07.2014. – № 30 (Часть I). – ст. 4202.
4. Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации" от 22.12.2020 N 439-
ФЗ // СЗ РФ. – 2020. – № 11.
5. Кучеренко П.А., Кацарский М.И., Клочко Е.И. Представительная природа верхней палаты Федерального Собрания как определяющий фактор законодательных требований, предъявляемых к кандидатам на должность члена Совета Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. – 2019. – № 3. – С. 22-27.
6. Совет Федерации РФ : официальный сайт. – Москва, 2023. –
[Электронный ресурс] // Режим доступа: URL:http://council.gov.ru/
(дата обращения: 05.05.2023 г.).