Файл: Налоговая система РФ как фактор экономической стабилизации (Теоретические аспекты изучения налоговой системы).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты изучения налоговой системы
1.1 Налоги и налоговая система
1.2 Нормативно-правовые основы формирования налоговой системы Российской Федерации
1.3 Налоговая политика как базис налоговой системы
2. Анализ, оценка налоговой системы и пути ее совершенствования.
2.1 Анализ и оценка налоговой системы в Российской Федерации
Введение
В последние четверть века Российская Федерация переживает важный экономический эксперимент, связанный с переходом от планового управления народным хозяйством к использованию рыночных механизмов экономического развития. Новые экономические инструменты сосуществуют с элементами предыдущей экономической системы. Процесс осложняется тем, что в стране с переходной экономикой необходимо провести реформы в области права, экономики и политики. На данный момент практически все признали, что эффективная реформа налоговой политики и системы налоговых органов в стране являются ключевым фактором успеха в деле перевода экономики на рыночные рельсы.
Налоговая система – это важнейший элемент рыночных отношений и от нее зависит успех экономических реформ в стране. Проблема налогов является одной из наиболее сложных экономических реформ в России.
На современном этапе развития государства, стабильность налоговой системы является важнейшим механизмом, воздействующим на уровень экономики. Но часто налоговая система не соответствует в полном объеме рыночной экономики, так как является довольно не простой по исчислению и уплате налогов, характеризуется сложностью ведения налогового учета, документирования, составления отчетности и заполнением налоговых деклараций.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что на данном этапе экономического развития разработка и создание налоговой системы, способной обеспечить устойчивость экономического роста страны, а также стабильность налоговых поступлений и рациональность их распределения является первоочередной задачей правительства любой страны.
Объектом изучения данной работы является состояние налоговой системы Российской Федерации. Предмет изучения - налоговая система и ее совершенствование.
Были использованы следующие методы исследования: применение системного и комплексного подходов, индукции и дедукции, анализа, синтеза и применение статистических методов.
В рамках данной работы анализируются различные подходы к определению налоговой системы, рассматриваются различные мнения о понятии и принципах системы. Таким образом, можно отметить, что различия в определении принципов позволяет государству на каждом этапе своего развития строить налоговые системы с учетом экономического состояния, отбирая принципы, которые наиболее актуальны для конкретных экономических условий.
Изучив законодательную составляющую формирования налоговой системы, можно прийти к выводу, что она обеспечена достаточным количеством нормативной документации, обеспечивающей не только единство, стабильность и эффективность налоговой системы, но и защиту прав и интересов налогоплательщиков и плательщиков сборов, что, безусловно, содействует развитию экономики России.
Целью курсовой работы является раскрытие понятия налоговой системы и проблем ее совершенствования в РФ.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
- изучить различные теоретические подходы к определению понятия и выделению принципов построения налоговой системы;
- выявить особенности нормативно-правовой базы налоговой системы;
- определить проблемы, перспективы и пути реформирования налоговой системы РФ.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретические аспекты изучения налоговой системы
1.1 Налоги и налоговая система
Налоги – это обязательные платежи, получаемые государством от физических лиц и юридических образований. Налоги формируют финансовые запасы государства и позволяют реализовывать экономическую, социальную, демографическую политику. Два основных признака, присущие налогам – это безвозмездность и принудительность (об этих признаках говорит НК).
Налог – не только метод реализации фискальной политики, но и эффективный регулятор: повышая и урезая налоговые ставки, государство мотивирует экономические субъекты заниматься одним родом деятельности и отказываться от другого.
Налоговая система основывается на следующих принципах:
- Уплата сборов и ответственность за уклонение от нее имеют силу закона.
- Все изменения налоговой системы совершаются в интересах субъектов общественного производства.
- Налогоплательщики защищаются законом от двойного налогообложения.
- Условия налогообложения одинаковы для каждого из предприятий.
- Налоговые льготы обусловлены защитой окружающей среды, стимулированием предпринимательства, развитием технического прогресса.
- Система налогообложения может быть комбинацией нескольких различных способов налогообложения.
- Обязательные характеристики налога – простота и прозрачность расчета.
Выделяют четыре ключевые функции налогов:
1. Фискальная. Эта функция считается ключевой: благодаря ей выполняется основное предназначение сборов – аккумулирование финансовых ресурсов страны. Реализации функции (то есть максимальной собираемости) способствует система карательных санкций за уклонение от уплаты. Остальные функции считаются производными от фискальной.
- Регулирующая. Благодаря этой функции государство имеет возможность оказывать влияние на экономические и социальные процессы, эффективно распределяя налоговые платежи между отраслями и территориальными образованиями. Джон Кейнс выделял 3 подфункции регулирующей функции:
- стимулирующая подфункция ориентирована на поддержку определенного экономического процесса и осуществляется через налоговые льготы.
- дестимулирующая подфункция блокирует развитие того или иного процесса с помощью препятствий (например, повышения ставки).
- воспроизводственная подфункция предполагает сбор финансов на восстановление использованных ранее ресурсов (пример – плата за воду).
- Социальная. Функция предполагает перераспределение доходов – с зажиточных слоев населения берутся налоги, а вырученные средства отправляются в качестве социальной помощи малоимущим. Особенно эта функция актуальна в периоды экономических кризисов, когда большая часть населения оказывается без постоянного источника дохода.
- Контрольная. Эта функция позволяет отслеживать, насколько своевременно и в каком объеме поступают средства в бюджет. С помощью контрольной функции анализируется эффективность налоговых каналов в отдельности и эффективность налоговой политики в общем. Следует разграничивать понятия налогового контроля и контрольной функции: налоговый контроль должен обеспечивать исполнение пунктов законодательства, а контрольная функция предполагает сбор и исследование информации.
Классификации налогов по объекту выделяет две категории:
- Прямые налоги берутся непосредственно с экономических субъектов – к таким сборам причисляются, например, налог на прибыль и подоходный налог. На прямые сборы возложена регулирующая функция.
- Косвенные сборы вносятся в стоимость продуктов, ресурсов, услуг. Пример такого налога – НДС. Суммы косвенных сборов кажутся незначительными, но именно они формируют большую часть финансовых запасов государства. На косвенные налоги возложена фискальная функция.
Классификация налогов по методу начисления выделяет следующие виды:
- Аккордные
- Подоходные
На величину аккордного налога не оказывает влияния размер дохода экономического субъекта, тогда как размер подоходного налога рассчитывается с использованием предельной ставки, показывающей, на сколько рублей повысится сбор при увеличении дохода на 1 рубль.
Существует классификация и по характеру налогообложения:
1. Пропорциональный – самая простая система: ставка остается фиксированной независимо от величины дохода субъекта.
2. Прогрессивный – чем выше доход субъекта, тем выше налоговая ставка. Используется прогрессивная шкала: если доход превышает определенный лимит, ставка возрастает на несколько процентных пунктов. Прогрессивными налогами чаще всего являются подоходные.
3. Регрессивный – с ростом дохода налоговая ставка падает.
Помимо того, встречается классификация по способу целевого использования – налоги подразделяются на маркированные и немаркированные. Маркированный сбор имеет целевой характер и применяться для иных целей, помимо той, ради которой был введен, не может (например, отчисления в ПФ). Немаркированный налог не имеет обязательной цели и обеспечивает гибкость бюджетной политики.
Налоговый кодекс РФ определяет налоговую систему как совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства [23].
Налоговая система – это комплекс общеобязательных платежей в пользу бюджетов и внебюджетных фондов, осуществляемых налогоплательщиками в порядке, оговоренном фискальным законодательством.
Налоговая система используется государством для управления экономикой, регулирования и распределения финансовых потоков.
Принципы построения
1) Общеобязательность для всех налогоплательщиков, недопустимость установления необоснованных льгот.
2) Справедливость: находящиеся в равных условиях субъекты должны нести одинаковое налоговое бремя.
3) Выражение налогов исключительно в денежной форме.
4) Установление предельной величины налогового давления по отношению к доходам налогоплательщиков, а в пределах государства – к ВВП.
5) Определенность и прозрачность. Ставки и порядок взыскания налогов должны сообщаться плательщикам до начала отчетного периода.
6) Однократность налогообложения в отчетном периоде.
7) Предоставление налогоплательщику привилегированного статуса перед фискальными органами. Налоговые процедуры следует делать удобными для носителей налоговых обязательств.
8) Стабильность, адаптивность и эластичность налоговой системы. Резкие изменения в этой сфере недопустимы.
Функции
1) Фискальная – формирования доходной составляющей бюджетов.
2) Распределительная – перераспределение общенационального дохода между юридическими и физическими лицами, разными отраслями экономики и бюджетной сферой.
3) Регулирующая – подавление одних видов экономической активности и стимулирование других путем изменения налогового давления.
4) Контрольная – надзор за соблюдением ценовых пропорций и адекватностью доходов на разные виды экономической деятельности.
Системообразующим нормативным актом отрасли является Налоговый кодекс: вводить сборы и пошлины иными законами запрещено. Документ предусматривает существование таких видов налогов:
- общефедеральные;
- региональные;
- местные.
Самостоятельным компонентом рассматриваемой системы являются:
- сборы, например, сбор за специальное использование объектов живой природы, торговый сбор;
- государственная пошлина за совершение юридически значимых действий.
Дискуссионной является принадлежность таможенных пошлин к налоговой системе. Учитывая тот факт, что этот вид платежей не регламентирован Налоговым кодексом, их обычно относят к объекту таможенного права.
1.2 Нормативно-правовые основы формирования налоговой системы Российской Федерации
Система российского налогового законодательства представляет собой совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих нормы налогового права. Выделяют три уровня нормативных документов:
НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах;
- законы и нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ в соответствии с НК РФ;
- нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.
В Конституции Российской Федерации указано, что "каждый обязан платить законно установленные платежи и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Законодательные акты, вводящие новые налоги и сборы, улучшающие положение налогоплательщиков, имеют обратную силу" [21].