Файл: Практическая работа 1 Измерительные шкалы в основе любого наблюдения и анализа лежат измерения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 Измерительные шкалы
В основе любого наблюдения и анализа лежат измерения.
«Измерение – это алгоритмическая операция, которая данному наблюдаемому состоянию объекта ставит в соответствие определенное обозначение: число, помер или символ.»[5]
Выделяют три основных атрибута измерительных шкал, наличие или отсутствие которых определяет принадлежность шкалы к той или иной категории: упорядоченность данных; интервальность пунктов шкалы ; наличие нулевой точки (или точки отсчета) которая соответствует полному отсутствию измеряемого свойства.
Кроме того, измерительные шкалы принято делить на группы: неметрические или качественные шкалы, в которых отсутствуют единицы измерений (номинальная и порядковая шкалы); количественные или метрические ( шкала интервалов, шкала отношений и абсолютная шкала).
Измерительные шкалы в зависимости от допустимых на них операций различаются по их силе. Самые слабые –номинальные шкалы, а самые сильные – абсолютные. Рассмотрим основные типы шкал в порядке возрастания их «силы».
1. Шкала наименований
Шкала наименований (номинальная или классификационная) представляет собой конечный набор обозначений для никак не связанных между собой состояний (свойств) объекта .
Здесь отсутствуют все главные атрибуты измерительных шкал, а именно упорядоченность, интервальность, нулевая точка. Она используется только с целью отличить один объект от другого. Для обозначения в номинальной шкале могут быть использованы: слова естественного языка; произвольные символы ; номера; их различные комбинации слов, символов и др.
Следует заметить, что в случае использования номеров с ними нельзя обращаться как с числами.
При обработке экспериментальных данных, зафиксированных в номинальной шкале, непосредственно с самими данными можно выполнять только операцию проверки их совпадения или несовпадения.
2. Порядковая шкала
Порядковая шкала (ординальная, ранговая) применяется в тех случаях, когда наблюдаемый (измеряемый) признак состояния имеет природу, не только позволяющую отождествить состояния с одним из классов эквивалентности, но и дающую возможность в каком-то отношении сравнивать разные классы. Порядковая шкала не имеет определенной количественной меры. При этом присутствует упорядоченность, но отсутствуют атрибуты интервальности и нулевой точки. Измерение в шкале порядка может применяться, когда необходимо упорядочить объекты во времени или пространстве или в
соответствии с каким-либо качеством, но при этом не требуется производить его точное измерение.
Характерной особенностью порядковых шкал является то, что отношение порядка ничего не говорит о дистанции между сравниваемыми классами. Поэтому порядковые экспериментальные данные, даже если они изображены цифрами, нельзя рассматривать как числа.
3.Шкала интервалов
Следующая по силе шкала- шкала интервалов (интервальная шкала), которая в отличие от предыдущих, качественных, шкал уже является количественной шкалой. Эта шкала применяется, когда упорядочивание значений измерений можно выполнить настолько точно, что известны интервалы между любыми двумя из них.
В шкале интервалов присутствуют упорядоченность и интервальность, но нет нулевой точки. Шкалы могут иметь произвольные начала отсчета, а связь между показаниями в таких шкалах является линейной.
В этой шкале только интервалы имеют смысл настоящих чисел и только над интервалами следует выполнять арифметические операции. Если произвести арифметические операции над самими отсчетами по шкале, забыв об их относительности, то имеется риск получить бессмысленные результаты.
4. Шкала отношений
Следующей по силе шкалой является шкала отношений (подобий). Измерения в такой шкале являются «полноправными» числами, с ними можно выполнять любые арифметические действия, здесь присутствуют все атрибуты измерительных шкал: упорядоченность, интервальность, нулевая точка. Величины, измеряемые в шкале отношений, имеют естественный, абсолютный нуль, хотя остается свобода в выборе единиц .
Из значений шкалы отношений видно, во сколько раз свойство одного объекта превосходит такое же свойство другого объекта.
6. Абсолютная шкала
Абсолютная (метрическая) шкала имеет и абсолютный нуль и абсолютную единицу измерений. В качестве шкальных значений при измерении количества объектов используются натуральные числа, когда объекты представлены целыми единицами, и действительные числа, если кроме целых единиц присутствуют и части объектов. Именно такими качествами обладает числовая ось, которую естественно называть абсолютной шкалой. Важной особенностью абсолютной шкалы по сравнению со всеми остальными является отвлеченность (безразмерность) и абсолютность ее единицы. Указанная особенность позволяет производить над показаниями абсолютной шкалы такие операции, которые недопустимы для показаний других шкал, употреблять эти показания в качестве показателя степени и аргумента логарифма.
Подробнее об измерительных шкалах можно прочитать в [5]
ЗАДАНИЕ
Даны таблицы результатов сдачи норм ГТО группой студентов (таблицы 1.1 1.2)
Таблица 1.1 Результаты сдачи норм ГТО (варианты 1-5)
№п/п | Фамилия, имя | Бег 30м с | Бег 60м с | Бег 100м с | Подтягивание Кол-во | Отжимание Кол-во |
Вар№ 1 | Вар№ 2 | Вар№ 3 | Вар№ 4 | Вар№ 5 | ||
1 | Алексеева Ирина | 5,5 | 11,0 | 17,0 | 10 | 12 |
2 | Белов Олег | 4,6 | 8,5 | 14,5 | 12 | 14 |
3 | Верник Наталья | 5,0 | 10,5 | 17,5 | 10 | 12 |
4 | Верник Виктор | 4,8 | 9,0 | 14,0 | 11 | 14 |
5 | Гришин Алексей | 4,2 | 8,3 | 14,3 | 15 | 15 |
6 | Горлов Иван | 4,3 | 7,8 | 16,8 | 12 | 15 |
7 | Долгова Ольга | 5,7 | 9,5 | 16,4 | 10 | 11 |
8 | Иванов Сергей | 4,8 | 8,6 | 14,4 | 15 | 15 |
9 | Максимова Алина | 5,0 | 9,6 | 17,8 | 9 | 10 |
10 | Носков Игорь | 5,9 | 10,8 | 14,5 | 19 | 20 |
11 | Нагорнова Елена | 6,0 | 11,0 | 18,0 | 10 | 10 |
12 | Орлова Светлана | 5,7 | 10,4 | 17,4 | 12 | 10 |
13 | Попов Сергей | 5,0 | 9,6 | 14,1 | 15 | 15 |
14 | Соколов Петр | 4,8 | 7,6 | 14,0 | 16 | 18 |
15 | Широков Александр | 4,5 | 7,9 | 14,2 | 17 | 20 |
Таблица 1.2 Результаты сдачи норм ГТО (варианты 6-11)
№п/п | Фамилия, имя | Наклоны вперед от уровня скамьи см | Прыжок в длину с разбега см | Прыжок в длину с места см | Плавание 50м м.с | Челночный бег 3*10 с | Стрельба С 10 м очки |
Вар№ 6 | Вар№ 7 | Вар№ 8 | Вар№ 9 | Вар№10 | Вар№11 | ||
1 | Алексеева Ирина | +8 | 274 | 175 | 1.22 | 8,2 | 18 |
2 | Белов Олег | +12 | 372 | 210 | 1.00 | 7,8 | 22 |
3 | Верник Наталья | +11 | 280 | 180 | 1.10 | 8,9 | 25 |
4 | Верник Виктор | +7 | 385 | 225 | 1.00 | 7,5 | 20 |
5 | Гришин Алексей | +10 | 390 | 240 | 0.55 | 7,1 | 15 |
6 | Горлов Иван | +14 | 380 | 225 | 0.59 | 7,3 | 23 |
7 | Долгова Ольга | +11 | 275 | 175 | 1.25 | 8,2 | 20 |
8 | Иванов Сергей | +7 | 421 | 250 | 1.05 | 9,0 | 15 |
9 | Максимова Алина | +18 | 290 | 195 | 1.00 | 8,1 | 25 |
10 | Носков Игорь | +6 | 370 | 240 | 1.02 | 8,9 | 19 |
11 | Нагорнова Елена | +6 | 265 | 160 | 1.30 | 9,1 | 21 |
12 | Орлова Светлана | +11 | 340 | 195 | 1.10 | 8,8 | 22 |
13 | Попов Сергей | +10 | 400 | 240 | 1.00 | 7,0 | 23 |
14 | Соколов Петр | +13 | 430 | 245 | 0.59 | 7,1 | 25 |
15 | Широков Александр | +15 | 440 | 240 | 0.50 | 7,2 | 24 |
Нормативы ГТО для женщин приводятся на рис.1.1 и рис. 1.2, а для мужчин на рис. 1.3 и рис.1.4. Данные взяты с сайта, указанного в правом нижнем углу рисунков 1.1 и 1.3.
Рисунок 1.1 Нормативы ГТО для женщин(начало)
Рисунок 1.2 Нормативы ГТО для женщин (продолжение)
Рисунок 1.3 Нормативы ГТО для мужчин (начало)
Рисунок 1.4 Нормативы ГТО для мужчин (продолжение)
Провести анализ результатов по конкретному виду спорта (согласно варианту). Составить таблицу, которая содержит следующие поля:
Номер по порядку
Фамилия
Имя
Пол
Результат
Занятое место в группе
Отставание от лидера (лучший результат – результат)
Для девушек (занятое место среди девушек)
Для девушек ( отставание от лидера среди девушек)
Для юношей (занятое место среди юношей)
Для юношей ( отставание от лидера среди юношей)
Значок ГТО (золотой, серебряный, бронзовый, нет)
Зачет/незачет ( незачет, если нет значка)
Указать вид шкалы для каждого поля (номинальная, ранговая(порядковая),интервальная, абсолютная).
Составить диаграммы:
1. для всей группы по данному виду спота
кол-во студентов, сдавших на золотой значок;
кол-во студентов, сдавших на серебряный значок;
кол-во студентов, сдавших на бронзовый значок;
кол-во студентов, не сдавших норму ГТО;
2. для девушек по данному виду спота
кол-во девушек, сдавших на золотой значок;
кол-во девушек, сдавших на серебряный значок;
кол-во девушек, сдавших на бронзовый значок;
кол-во девушек , не сдавших норму ГТО;
2. для юношей по данному виду спота
кол-во юношей, сдавших на золотой значок;
кол-во юношей , сдавших на серебряный значок;
кол-во юношей, сдавших на бронзовый значок;
кол-во юношей, не сдавших норму ГТО.
Задание выполнить в EXCEL.
Составление программы для решения поставленной задачи дает дополнительные баллы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ