Файл: Методические рекомендации по курсу Отечественной истории для студентов всех специальностей.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Темы семинарских занятий и методические рекомендации по курсу
Отечественной истории для студентов всех специальностей
заочной формы обучения
-
Общая характеристика курса.
Отечественная история изучает исторические процессы, события и явления, происходившие на территории России в период с IX по начало XXI вв. Это одна из базовых гуманитарных дисциплин и один из важнейших предметов учебного плана образовательных учреждений России, поскольку наиболее полно аккумулирует и системно передает социальный опыт человечества. Одновременно история Отечества формирует личностную ориентацию и гражданскую позицию у молодежи.
В концепции модернизации российского образования обращается внимание на востребованность в современном обществе высокообразованных, предприимчивых специалистов, имеющих четкие нравственные ориентиры, способных к сотрудничеству, умеющих принимать самостоятельные решения, отличающихся мобильностью, конструктивностью и ответственностью за дальнейшее развитие страны. В воспитание этих качеств вносит значительный вклад отечественная история.
Целью изучения курса «Отечественной истории» является ознакомление с фактическим материалом по истории страны, основными тенденциями и закономерностями развития общества, методологией исторических исследований.
Задачи курса:
1) воспитание гражданственности и патриотизма
2) усвоение сущности исторического процесса
3) развитие аналитических и творческих способностей студента.
Курс истории России изучается на заочном отделении ряда специальностей в течение одного семестра. Тематически он делится на несколько блоков, охватывающих историю Киевской Руси, Московского государства, Российской империи, Советского государства и изложение событий в современной России; количественно включает в себя восемь часов лекций, восемь часов семинаров (для обучающихся по сокращенной программе объем соответственно уменьшается), подготовку контрольной работы и экзамен.
При этом на самостоятельную работу студента учебным планом большинства специальностей отводится 130 часов.
II. Краткое содержание курса.
Сущность и функции исторического знания. Методы исторической науки. Исторические источники и методологические подходы. Историография истории России.
Древняя Русь в VI- XIII вв.
Проблема этногенеза восточных славян, их место и роль в истории средневековой Европы. Становление Древнерусского государства. Особенности социально-экономического, политического и культурного развития Киевской Руси. Выбор исторических путей развития в кон. XI- нач. XIII вв. Борьба с внешней опасностью в XIIIв.
Московская Русь в XIV- XVII вв.
Формирование Русского централизованного государства: традиции и особенности социально-политического развития. Оформление сословно-представительной монархии в эпоху Ивана IV Грозного и ее трансформация в деспотизм. Кризис российской государственности в конце XVI- нач. XVII вв. Смутное время и альтернативность путей развития страны. Противоречивый характер экономических процессов в XVII веке.
Эволюция политического строя в XVII в., складывание абсолютизма и его характерные черты. Проблемы внешней политики в XVII в. Культура Московской Руси.
Российская империя в XVIII в.
Характерные черты эпохи Просвещения. Модернизационные процессы в Европе и России. Основные направления «европеизации» России при Петре I и ее результаты. Эпоха «дворцовых переворотов» (1725-1762 гг.). Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. Правление Павла I .
Внешняя политика России в XVIII в. Культура России в XVIII в.
Россия в XIX- начале ХХ вв.
Переход России от традиционного общества к индустриальному. Промышленный переворот как стержень экономической модернизации в XIX в. Попытки изменения самодержавного характера власти и решения крестьянского вопроса. Развитие общественно-политической мысли и ее влияние на политическую жизнь. «Великие реформы» 1860-1870 гг. Внутренняя политика Александра III. Культура России XIX в., ее противоречия и вклад в мировую культуру.
Россия на рубеже XIX-ХХ вв. Результаты индустриальной модернизации. Особенности политического развития и начало российского парламентаризма. Классификация, программы и тактика политических сил в начале ХХ в. Россия в первой мировой войне (1914-1918 гг.). Февральская революция и альтернативы развития общества в 1917 г. Причины победы большевизма в России.
Советское государство (1917-1991 гг.)
Формирование Советской государственной системы. Гражданская война в России (1918-1920 гг.). Экономическая стратегия большевиков: от «военного коммунизма» к нэпу (1921-1928 гг.). Индустриализация как основа экономической модернизации советского образца. Коллективизация сельского хозяйства. Оформление тоталитаризма в стране.
Предпосылки Второй мировой войны и участие в ней Советского Союза (1939-1945 гг.). Складывание двухполюсного мира. Политика Н.С.Хрущёва: экономические реформы и политическая либерализация. Ужесточение политического режима и попытки экономических преобразований в сер. 1960- сер.1980-х гг.
Политика М.С.Горбачева: ускорение, гласность, перестройка. «Новое мышление» и изменение международной реальности.
Современная Россия (после 1991г.)
Радикальная социально-экономическая реформа. Конституция 1993 г. и изменение политической системы. Внешняя политика и глобальные проблемы современности.
III. Темы лекций
-
Древняя Русь в IX-XIII вв. (2 ч) -
Образование и развитие Московского централизованного государства (XIV-XVII вв.) (2 ч) -
Российская империя в XVIII в. (2 ч) -
Эволюция Российского государства в XIX-начале ХХ вв. (2 ч)
IV. Темы семинарских занятий
Тема 1. Советская власть в 1917-1940 гг. (2 ч)
1.Приход большевиков к власти и введение «военного коммунизма» (1917-1920 гг.).
2.Новая экономическая политика (1921-1928 гг.) как разновидность мобилизационной модели развития советской системы.
3.Формирование тоталитарной системы в СССР (кон.1920-нач.1930-х гг.).
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ с презентацией:
-
Первые мероприятия большевиков после Октября 1917 г.: планы и реальность. -
Гражданская война в России: причины, сущность и последствия. Красный и белый террор в гражданской войне. -
Лидеры «белого» движения. -
«Военный коммунизм»: причины, сущность, роль в гражданской войне. -
НЭП: сущность и уроки. -
Борьба за власть в большевистской партии после смерти Ленина. Причины прихода к власти Сталина. -
Индустриализация в СССР: цели, методы и цена. -
Коллективизация в СССР: цели, методы и цена.
Тема 2. Великая Отечественная война (2 ч)
-
Причины и начало Второй мировой войны. Периодизация Второй мировой войны. -
Причины и характер Великой Отечественной войны. Перестройка экономики страны на военный лад. -
Основные этапы Великой Отечественной войны. -
Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Значение победы советского народа над фашизмом.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ с презентацией:
-
Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг.: взаимоотношения с Германией. -
Война с Финляндией: причины и последствия. -
Советско-германский пакт о ненападении 1939 г. и его последствия. -
Г.К. Жуков – маршал Победы. -
Советский тыл в период Великой Отечественной войны. -
Антигитлеровская коалиция в годы Великой Отечественной войны. -
Партизанское движение в годы войны. -
Блокада Ленинграда. -
Война с Японией.
Тема 3. Политическая система СССР и попытки экономических реформ (сер.1950 - кон.1980 гг.). (2 ч)
1. Реформаторская деятельность Н.С.Хрущева.
2. Советский Союз в сер. 1960-сер. 1980-х гг.
3. Политика М.С.Горбачева. Курс на ускорение и перестройку.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ с презентацией:
-
Н.С. Хрущёв: политический портрет. -
Особенности научно-технического прогресса в СССР. -
«Косыгинская реформа»: итоги и уроки. -
Взаимоотношения между СССР и странами социалистического лагеря в середине 1960-х – начале 1980-х гг. -
Карибский кризис 1962 г.: причины и следствия. -
Перестройка: возникновение новых политических реалий. -
Политический портрет Горбачева.
Тема 4. Россия на современном этапе. 1991-2021 гг. (2 ч)
-
Социально-экономическое развитие страны. -
Эволюция политической системы. -
Внешняя политика в условиях мировой глобализации. -
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ с презентацией:
-
Особенности проведения реформ в СССР в 1987 – 1991 гг. -
Политический портрет Ельцина. -
Россия в системе международных отношений: 1991 – 2021 гг. -
Продвижение НАТО на восток. -
Национальная политика России в 1991 – 2011 гг. -
Современное социально-экономическое положение в России. -
Современное политическое положение в России.
V. Положение о контрольных работах
Контрольная работа выполняется на основе изучения исторической литературы и источников.
Объем контрольной работы –20 листов формата А4, набранных 14 шрифтом через 1,5 интервала (допускается рукописное исполнение, при этом объем сохраняется). В работе обязательно выделяются абзацы, присутствуют сноски , указывающие конкретную страницу источника.
На титульном листе указывается название темы, фамилия, имя, отчество студента, номер группы. За титульным листом следует план работы, затем основной текст и перечень литературы в алфавитном порядке с
полным библиографическим описанием (указанием Ф.И.О. автора, названия работы, издательства, места и года издания, количества страниц). Страницы работы должны быть пронумерованы.
Студент должен выбрать одну из двух форм (вариантов ) контрольной работы:
1) реферативная работа, подготовленная на основе 4-5 источников и дополненная разделом приложений;
2) аналитическая работа на базе проблемной статьи из исторического журнала.
1 вариант
В первом случае собственно контрольная работасостоит из введения, основной части, заключения, списка источников и литературы.
Во введении необходимо обосновать актуальность темы, сформулировать цель и задачи исследования, дать историографический обзор привлеченной литературы. Основная часть может состоять из 2-3 глав, разделенных на параграфы, в которых раскрывается содержание темы. В заключении излагаются общие выводы по теме.
Важнейшей дополнительной частью контрольной работы является раздел приложений, куда в обязательном порядке помещается набор терминов и дат,а также анализ исторических документов или исторический портрет .
Темы контрольных работ объединены в блоки по периодам (см. п. VI ). Студент, раскрыв тему из определенного блока (например, «Татары и Русь» из периода «Древняя Русь»), должен пояснить значение исторических терминов и дат, относящихся к IX-XIII вв. Для этого ему предстоит самостоятельно поработать с учебной и научной литературой. (см. п. VII ).
Кроме того, необходимо изучить несколько документов (не менее трех) по избранному периоду и включить их анализ в раздел приложений, ответив на вопросы:
-когда был написан документ, кто его автор?
-какими причинами вызвано его появление?
-с какими событиями общественно-политической (или внешнеполитической) жизни он связан?
- какие идеи, предложения содержит документ?
- Историческое значение и оценка.
Документы можно найти в любойхрестоматии по истории России, напр.: Хрестоматия по истории России. Уч. пособие ./ А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева Т.А.Сивохина-М.: ООО «ТК Велби», 2003.- 592 с.
Допускается вместо работы с источниками подготовить исторический портрет какого-либо политического (религиозного) деятеля соответствующей эпохи (см п. VI )- согласно предлагаемому плану:
- условия, повлиявшие на выбор цели, формирование идеалов и характер личности