Файл: Методические рекомендации по курсу Отечественной истории для студентов всех специальностей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Темы семинарских занятий и методические рекомендации по курсу

Отечественной истории для студентов всех специальностей

заочной формы обучения

  1. Общая характеристика курса.

Отечественная история изучает исторические процессы, события и явления, происходившие на территории России в период с IX по начало XXI вв. Это одна из базовых гуманитарных дисциплин и один из важнейших предметов учебного плана образовательных учреждений России, поскольку наиболее полно аккумулирует и системно передает социальный опыт человечества. Одновременно история Отечества формирует личностную ориентацию и гражданскую позицию у молодежи.

В концепции модернизации российского образования обращается внимание на востребованность в современном обществе высокообразованных, предприимчивых специалистов, имеющих четкие нравственные ориентиры, способных к сотрудничеству, умеющих принимать самостоятельные решения, отличающихся мобильностью, конструктивностью и ответственностью за дальнейшее развитие страны. В воспитание этих качеств вносит значительный вклад отечественная история.

Целью изучения курса «Отечественной истории» является ознакомление с фактическим материалом по истории страны, основными тенденциями и закономерностями развития общества, методологией исторических исследований.

Задачи курса:

1) воспитание гражданственности и патриотизма

2) усвоение сущности исторического процесса

3) развитие аналитических и творческих способностей студента.

Курс истории России изучается на заочном отделении ряда специальностей в течение одного семестра. Тематически он делится на несколько блоков, охватывающих историю Киевской Руси, Московского государства, Российской империи, Советского государства и изложение событий в современной России; количественно включает в себя восемь часов лекций, восемь часов семинаров (для обучающихся по сокращенной программе объем соответственно уменьшается), подготовку контрольной работы и экзамен.


При этом на самостоятельную работу студента учебным планом большинства специальностей отводится 130 часов.

II. Краткое содержание курса.

Сущность и функции исторического знания. Методы исторической науки. Исторические источники и методологические подходы. Историография истории России.

Древняя Русь в VI- XIII вв.

Проблема этногенеза восточных славян, их место и роль в истории средневековой Европы. Становление Древнерусского государства. Особенности социально-экономического, политического и культурного развития Киевской Руси. Выбор исторических путей развития в кон. XI- нач. XIII вв. Борьба с внешней опасностью в XIIIв.

Московская Русь в XIV- XVII вв.

Формирование Русского централизованного государства: традиции и особенности социально-политического развития. Оформление сословно-представительной монархии в эпоху Ивана IV Грозного и ее трансформация в деспотизм. Кризис российской государственности в конце XVI- нач. XVII вв. Смутное время и альтернативность путей развития страны. Противоречивый характер экономических процессов в XVII веке.

Эволюция политического строя в XVII в., складывание абсолютизма и его характерные черты. Проблемы внешней политики в XVII в. Культура Московской Руси.

Российская империя в XVIII в.

Характерные черты эпохи Просвещения. Модернизационные процессы в Европе и России. Основные направления «европеизации» России при Петре I и ее результаты. Эпоха «дворцовых переворотов» (1725-1762 гг.). Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. Правление Павла I .

Внешняя политика России в XVIII в. Культура России в XVIII в.

Россия в XIX- начале ХХ вв.

Переход России от традиционного общества к индустриальному. Промышленный переворот как стержень экономической модернизации в XIX в. Попытки изменения самодержавного характера власти и решения крестьянского вопроса. Развитие общественно-политической мысли и ее влияние на политическую жизнь. «Великие реформы» 1860-1870 гг. Внутренняя политика Александра III. Культура России XIX в., ее противоречия и вклад в мировую культуру.

Россия на рубеже XIX-ХХ вв. Результаты индустриальной модернизации. Особенности политического развития и начало российского парламентаризма. Классификация, программы и тактика политических сил в начале ХХ в. Россия в первой мировой войне (1914-1918 гг.). Февральская революция и альтернативы развития общества в 1917 г. Причины победы большевизма в России.


Советское государство (1917-1991 гг.)

Формирование Советской государственной системы. Гражданская война в России (1918-1920 гг.). Экономическая стратегия большевиков: от «военного коммунизма» к нэпу (1921-1928 гг.). Индустриализация как основа экономической модернизации советского образца. Коллективизация сельского хозяйства. Оформление тоталитаризма в стране.

Предпосылки Второй мировой войны и участие в ней Советского Союза (1939-1945 гг.). Складывание двухполюсного мира. Политика Н.С.Хрущёва: экономические реформы и политическая либерализация. Ужесточение политического режима и попытки экономических преобразований в сер. 1960- сер.1980-х гг.

Политика М.С.Горбачева: ускорение, гласность, перестройка. «Новое мышление» и изменение международной реальности.

Современная Россия (после 1991г.)

Радикальная социально-экономическая реформа. Конституция 1993 г. и изменение политической системы. Внешняя политика и глобальные проблемы современности.

III. Темы лекций

  1. Древняя Русь в IX-XIII вв. (2 ч)

  2. Образование и развитие Московского централизованного государства (XIV-XVII вв.) (2 ч)

  3. Российская империя в XVIII в. (2 ч)

  4. Эволюция Российского государства в XIX-начале ХХ вв. (2 ч)

IV. Темы семинарских занятий

Тема 1. Советская власть в 1917-1940 гг. (2 ч)

1.Приход большевиков к власти и введение «военного коммунизма» (1917-1920 гг.).

2.Новая экономическая политика (1921-1928 гг.) как разновидность мобилизационной модели развития советской системы.

3.Формирование тоталитарной системы в СССР (кон.1920-нач.1930-х гг.).
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ с презентацией:

  1. Первые мероприятия большевиков после Октября 1917 г.: планы и реальность.

  2. Гражданская война в России: причины, сущность и последствия. Красный и белый террор в гражданской войне.

  3. Лидеры «белого» движения.

  4. «Военный коммунизм»: причины, сущность, роль в гражданской войне.

  5. НЭП: сущность и уроки.

  6. Борьба за власть в большевистской партии после смерти Ленина. Причины прихода к власти Сталина.

  7. Индустриализация в СССР: цели, методы и цена.

  8. Коллективизация в СССР: цели, методы и цена.

 

Тема 2. Великая Отечественная война (2 ч)


  1. Причины и начало Второй мировой войны. Периодизация Второй мировой войны.

  2. Причины и характер Великой Отечественной войны. Перестройка экономики страны на военный лад.

  3. Основные этапы Великой Отечественной войны.

  4. Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Значение победы советского народа над фашизмом.



ТЕМЫ ДОКЛАДОВ с презентацией:


  1. Внешняя политика СССР в  1939-1941 гг.: взаимоотношения с Германией.

  2. Война с Финляндией: причины и последствия.

  3. Советско-германский пакт о ненападении 1939 г. и его последствия.

  4. Г.К. Жуков – маршал Победы.

  5. Советский тыл в период Великой Отечественной войны.

  6. Антигитлеровская коалиция в годы Великой Отечественной войны.

  7.  Партизанское движение в годы войны.

  8.  Блокада Ленинграда.

  9.  Война с Японией.



Тема 3. Политическая система СССР и попытки экономических реформ (сер.1950 - кон.1980 гг.). (2 ч)
1. Реформаторская деятельность Н.С.Хрущева.

2. Советский Союз в сер. 1960-сер. 1980-х гг.

3. Политика М.С.Горбачева. Курс на ускорение и перестройку.


ТЕМЫ ДОКЛАДОВ с презентацией:


  1. Н.С. Хрущёв: политический портрет.

  2. Особенности научно-технического прогресса в СССР.

  3. «Косыгинская реформа»: итоги и уроки.

  4. Взаимоотношения между СССР и странами социалистического лагеря в середине 1960-х – начале 1980-х гг.

  5. Карибский кризис 1962 г.: причины и следствия.

  6. Перестройка: возникновение новых политических реалий.

  7. Политический портрет Горбачева.


Тема 4. Россия на современном этапе. 1991-2021 гг. (2 ч)


  1. Социально-экономическое развитие страны.

  2. Эволюция политической системы.

  3. Внешняя политика в условиях мировой глобализации.



ТЕМЫ ДОКЛАДОВ с презентацией:


  1. Особенности проведения реформ в СССР в 1987 – 1991 гг.

  2. Политический портрет Ельцина.

  3. Россия в системе международных отношений: 1991 – 2021 гг.

  4. Продвижение НАТО на восток.

  5. Национальная политика России в 1991 – 2011 гг.

  6. Современное социально-экономическое положение в России.

  7. Современное политическое положение в России.

V. Положение о контрольных работах

Контрольная работа выполняется на основе изучения исторической литературы и источников.

Объем контрольной работы –20 листов формата А4, набранных 14 шрифтом через 1,5 интервала (допускается рукописное исполнение, при этом объем сохраняется). В работе обязательно выделяются абзацы, присутствуют сноски , указывающие конкретную страницу источника.

На титульном листе указывается название темы, фамилия, имя, отчество студента, номер группы. За титульным листом следует план работы, затем основной текст и перечень литературы в алфавитном порядке с 
полным библиографическим описанием (указанием Ф.И.О. автора, названия работы, издательства, места и года издания, количества страниц). Страницы работы должны быть пронумерованы.

Студент должен выбрать одну из двух форм (вариантов ) контрольной работы:

1) реферативная работа, подготовленная на основе 4-5 источников и дополненная разделом приложений;

2) аналитическая работа на базе проблемной статьи из исторического журнала.

1 вариант

В первом случае собственно контрольная работасостоит из введения, основной части, заключения, списка источников и литературы.

Во введении необходимо обосновать актуальность темы, сформулировать цель и задачи исследования, дать историографический обзор привлеченной литературы. Основная часть может состоять из 2-3 глав, разделенных на параграфы, в которых раскрывается содержание темы. В заключении излагаются общие выводы по теме.

Важнейшей дополнительной частью контрольной работы является раздел приложений, куда в обязательном порядке помещается набор терминов и дат,а также анализ исторических документов или исторический портрет .

Темы контрольных работ объединены в блоки по периодам (см. п. VI ). Студент, раскрыв тему из определенного блока (например, «Татары и Русь» из периода «Древняя Русь»), должен пояснить значение исторических терминов и дат, относящихся к IX-XIII вв. Для этого ему предстоит самостоятельно поработать с учебной и научной литературой. (см. п. VII ).

Кроме того, необходимо изучить несколько документов (не менее трех) по избранному периоду и включить их анализ в раздел приложений, ответив на вопросы:

-когда был написан документ, кто его автор?

-какими причинами вызвано его появление?

-с какими событиями общественно-политической (или внешнеполитической) жизни он связан?

- какие идеи, предложения содержит документ?

- Историческое значение и оценка.

Документы можно найти в любойхрестоматии по истории России, напр.: Хрестоматия по истории России. Уч. пособие ./ А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева Т.А.Сивохина-М.: ООО «ТК Велби», 2003.- 592 с.

Допускается вместо работы с источниками подготовить исторический портрет какого-либо политического (религиозного) деятеля соответствующей эпохи (см п. VI )- согласно предлагаемому плану:

- условия, повлиявшие на выбор цели, формирование идеалов и характер личности