Файл: Методические рекомендации по курсу Отечественной истории для студентов всех специальностей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Древняя Русь.// 2002 .- №11-12.

- Средневековая РусьЧ.1.// 2003.- №11.

- Средневековая Русь. Ч. 2.// 2003.- №12.

- Монгольское нашествие. Лес и степь.IХ-ХVI вв. // 1997.-№3-4.

- Россия в ХVI веке. // 2004.- №12.

- Россия после Смуты. // 2006.- №11.

- Петр I // 2007.-№12.

- Петербург. 300-летний юбилей. // 2003- .№1.

- Великий Урал: незнакомые страницы. //2001.- №11.

- Россия и Турция.// 2007.- №4.

- Россия и Германия.// 2002.- №10.

- «Холодная война» // 1998.- №8.

- «Дорогой Леонид Ильич…» // 2006.- № 10.

Х. Положение о зачете по истории России.

Зачет по истории России проводится в конце изучения курса. Условием допуска к зачету является своевременно и самостоятельно подготовленная контрольная работа. Зачет может проводиться как в форме устного собеседования, так и в форме тестирования, с учетом того, что современные тенденции развития системы высшего образования в России и за рубежом связаны с использованием тестовой формы проверки знаний.

XI. Контрольные вопросы к зачету по курсу

«Отечественная история»

1. Восточные славяне в древности. VI-VIII вв.

2. Образование Древнерусского государства. IX-XII вв.

3. Формирование новых центров государственности (кон.XI-нач.XIII вв.)

4. Монголо-татарское нашествие на Русь и его последствия.

5. Борьба русского народа с немецко-шведской агрессией в XIII в.

6. Образование Русского централизованного государства ( XIV- сер. XVI вв.).

7. Россия в эпоху Ивана IV. Реформы «Избранной рады» и политика опричнины.

8. Смута кон. XVI-нач. XVII вв.

9. Социально-экономическое развитие России в XVII в.

10. Эволюция политической системы России при первых Романовых.

11. Реформы Петра I.

12. Эпоха дворцовых переворотов. 1725-1762 гг.

13. Внутренняя политика Екатерины II.

14. Правление Павла I.

15. Внутренняя политика Александра I .

16. Политика Николая I.

17. Движение декабристов.

18. Общественно-политические движения в России 1-й пол.XIX в.

19. Великие реформы Александра II.

20. Внутренняя и внешняя политика Александра III.

21. Общественно-политическая мысль во 2-й пол. XIX в.

22. Особенности развития России на рубеже XIX-XX вв. Политика Николая II.

23. Первая русская революция и ее итоги. 1905-1907 гг.

24. Политические партии в России нач. ХХ в. Программы и тактика.

25. Модернизация России в 1907-1914 гг. Реформы П.А.Столыпина.

26. Россия в годы Первой мировой войны. 1914-1918 гг.

27. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г.


28. Россия на этапе от февраля к октябрю 1917 г.

29. Гражданская война в России. 1917-1920 гг.

30. Советская власть в октябре 1917-1920 гг. Политика «военного коммунизма».

31. Новая экономическая политика. 1921-1928 гг.

32. Индустриализация СССР. Трудности, противоречия, итоги.

33. Политика сплошной коллективизации. Итоги и последствия.

34. Формирование тоталитарной системы в СССР. Кон.1920-нач. 1930-х гг.

35. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.

36. СССР в 1946-1953 гг.

37. Реформы Н.С.Хрущева.

38. Проблемы развития советского общества в сер. 1960-сер.1980-х гг.

39. Политика М.С.Горбачева.

40. Россия на современном этапе. 1991-2007 гг.

ХII. Образец тестового задания.

  1. Торговый путь из Скандинавии в Византию получил название:

А) из варяг в хазары

Б) из варяг в арабы

В) из варяг в греки

Г) из варяг в шведы.

  1. Ключевский В.О. полагал, что славяне пригласили варягов для:

А) борьбы с внешним врагом

Б) преодоления противоречий враждующих славянских племен

В) создания надплеменной управленческой структуры

Г) совместного налаживания хозяйственной деятельности.

  1. Соотнесите авторов и их труды:

А) Н.Я.Данилевский а) «От Руси к России»

Б) Н.М. Карамзин б) «Россия и Европа»

В) Г.Ф. Миллер в) «История государства Российского»

Г) Л.Н. Гумилев г) «История Сибири».

  1. Форма власти в Галицко-Волынской земле времен раздробленности Руси:

А) вечевая республика

Б) неограниченная княжеская власть

В) олигархическая монархия

Г) абсолютизм.

  1. О высокой образованности новгородского населения во времена раздробленности Руси свидетельствуют:

А) пергаментные письма

Б) берестяные грамоты

В) буквари

Г) азбуковники.

  1. В 1239 г. избежал нашествия Батыя и монгольской осады город ____________________ .

  1. Укажите правильную последовательность постройки памятников архитектуры:

А) Дом Пашкова в Москве

Б) Софийский собор в Киеве

В) Успенский собор во Владимире-на-Клязьме

Г) церковь Покрова в Филях в Москве.

  1. Последний крупный поход на Русь совершил хан:

А) Мамай

Б) Тохтамыш

В)Ахмат

Г) Темучин.

  1. К причинам возникновения Московского княжества относилось (-лась, -лись):

А) отсутствие княжеских междоусобиц

Б) помощь Литвы

В) союз Москвы и Твери против Золотой Орды

Г) поддержка Москвы православной церковью.

  1. Основателем Московского княжеского дома был:


А) Александр Невский

Б) Юрий Долгорукий

В) Даниил Александрович

Г) Всеволод Большое Гнездо.

  1. Автор книги «Витязь на распутье», отрицавший наличие благоприятных экономических условий в Московском регионе для возвышения Москвы:

А) Б. Греков

Б) Б. Рыбаков

В) В.Кобрин

Г) А. Зимин.

  1. Следствием принятых на Стоглавом соборе русской православной церкви решений стало:

А) установление патриаршества на Руси

Б) секуляризация церковных земель

В) создание единого общерусского пантеона святых

Г) учреждение Синода.

13. Последний представитель династии Рюриковичей на престоле:

А) Иван Иванович

Б) Федор Иванович

В) Дмитрий Иванович

Г) Борис Иванович.

14. Периодически организуемые торги в установленном месте назывались:

А) кормлениями

Б) повозами

В) месячниками

Г) ярмаркой.

  1. К преобразованиям Петра I подтолкнуло событие:

А) поражение в Ливонской войне

Б) Великое посольство 1697-1698 гг. в Европу

В) война под предводительством Степана Разина

Г) неурожай и голод 1700-1703 гг.

  1. Орган государственной власти, созданный при императрице Екатерине I:

А) Кабинет министров

Б) Императорский Совет

В) Верховный тайный совет

Г) Консилиум советников.

  1. Екатерине II не удалось сформировать третье сословие, подобное европейскому, по причине:

А) многочисленных крестьянских волнений

Б) запрета купцам заводить фабрики

В) отсутствия указов, разрешающих крестьянам свободно заниматься производством и продажей товаров

Г) усиления позиций дворянства в городах и господства крепостнических отношений.

  1. Прозвище «Русский Гамлет» получил:

А) Петр II

Б) Павел I

В) Петр III

Г) Иван IV.

  1. Герасима Курина, Архипа Семенова, Дениса Давыдова объединяло то, что они сражались в партизанских отрядах Отечественной войны _____ г.

20. Создание III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, уменьшение роли Госсовета в годы правления Николая I означало:

А) децентрализацию государственного управления

Б) ограничение власти императора

В) усиление самодержавия

Г) демократизацию политической системы.

  1. Установите правильное соответствие между событиями и правителями:

А) Екатерина II а) заключение Парижского мира


Б) Александр I б) создание военных поселений

В) Николай I в) издание «Указа о трехдневной барщине»

Г) Александр II г) создание III отделения

Д) Александр III д) земская контрреформа.

  1. 14 декабря 1825 г. произошло:

А) создание Южного и Северного тайных обществ офицеров

Б) восстание Семеновского полка в Петербурге

В) выступление Преображенского полка в Одессе

Г) восстание декабристов в Петербурге.

  1. Земли, изъятые у крестьян после реформы 1861 г., назывались:

А) отруба

Б) отрезки

В) залежи

Г) целина.

  1. Император, продемонстрировавший отношение к конституции словами: «Конституция? Чтоб русский царь присягал каким-то скотам?»:

А) Николай I

Б) Александр II

В) Александр III

Г) Николай II.

  1. Проявлением высшего подъема первой русской революции стало:

А) образование первого Совета рабочих депутатов в Иваново-Вознесенске

Б) Кровавое воскресенье

В) Всероссийская политическая стачка

Г) созыв Первой Государственной думы.

  1. Участок земли, выделяемый крестьянину при выходе из общины и сохранения его двора в деревне, в период реформы П.А.Столыпина назывался________________ .

27. Глава последнего состава Временного правительства:

А) Г. Львов

Б) П. Милюков

В) А. Керенский

Г) А. Гучков.

  1. Событие периода 1917-1920 гг.:

А) отмена крепостного права

Б) падение царизма

В) создание Государственной думы

Г) гражданская война и иностранная интервенция.

  1. Один из рыночных элементов НЭПа:

А) продовольственный налог

Б) всеобщая трудовая повинность

В) продовольственная разверстка

Г) национализация всей промышленности.

  1. Главный источник индустриализации в СССР кон.1920-нач.1930-х гг.:

А) иностранные займы и инвестиции

Б) перекачка средств из деревни

В) доходы от приватизированных предприятий

Г) личные сбережения населения.

  1. Созданный в 1922 г. цензурный комитет получил название Глав________ .

  1. Битва под Курском в годы Великой Отечественной войны с гитлеровской Германией состоялась в ________ году.

33. Начатый в сфере идеологии в 1946 г. поход против «западного влияния» в СССР возглавил:

А) Л. Берия

Б) А. Жданов

В) Г. Маленков

Г) И. Сталин.

34.Массовые выступления рабочих в г.Новочеркасске произошли в:

А) 1953 г.

Б) 1962 г.

В) 1977 г.

Г) 1979 г.

35.Экономические реформы А.Н.Косыгина в аграрном секторе включали:


А) Кукурузную эпопею

Б) освоение целинных земель Казахстана

В) отмену ограничений Н.Хрущева

Г) снижение закупочных цен на сельхозпродукцию.

36.Имена А.Сахарова и А.Солженицына объединяет то, что они известны как:

А) ученые-физики

Б) правозащитники

В) литераторы

Г) режиссеры.

37.1970-е гг. называют периодом «застоя» в связи с тем, что:

А) в эти годы практически не решались проблемы внутренней жизни страны

Б) в обществе установилась стабильность

В) выровнялся уровень жизни горожан и селян

Г) установились добрососедские отношения с мировым сообществом.

38.Составная часть политики М.Горбачева, направленная на либерализацию и демократизацию общественной жизни, приведшая в ограничению цензуры и осознанию сущности тоталитарной системы, обозначается понятием __________________ .

39. Выстроите следующие события в хронологическом порядке:

1)Русско-японская война.

2) Смута.

3).Дворцовые перевороты.

4).Битва на Калке.

5).Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева.

6).Создание Московского государства.

7).Отмена крепостного права.

8). Опричнина.

9).Церковная реформа патриарха Никона.

10).Съезд русских князей в Любече.

11).Ледовое побоище.

12).Великая Отечественная война.

13).Новая экономическая политика.

14).Крещение Руси.

15).Крымская война.

16).Первая пятилетка.

17). «Холодная война».

18).Столыпинская аграрная реформа.

19.Полет Ю.Гагарина в космос.

20).Открытие Московского университета.

40. Следствием отсутствия последовательной политики правительства РФ в социальной сфере в 1990-е гг. был (-и):

А) успехи коммунистов на выборах в Государственную думу

Б) массовая эмиграция населения в страны СНГ

В) рост деловой активности масс

Г) приток гуманитарной помощи из-за рубежа.

XIII. Рейтинговая система оценки знаний.

В соответствии с Болонской декларацией (подписана Россией в 2003 году) уровень знаний студентов вузов оценивается, исходя из максимума в 100 баллов. При этом привычная 5-балльная система трансформируется согласно принятым правилам следующим образом:

«отлично» - 86-100 баллов;

«хорошо»- 71-85 баллов;

«удовлетворительно» - 55-70 баллов.

Итоговое количество баллов складывается из посещаемости лекций и семинаров, работе на семинарах, оценки на зачете и аттестации контрольной работы.

На экзамене