Файл: Методические рекомендации по курсу Отечественной истории для студентов всех специальностей.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, для чего кратко сообщаются сведения о жизненном пути;
-свойства личности и степень их соответствия историческим задачам, которые она решала;
-жизненные принципы и мотивы поведения;
-способы действия и средства для достижения цели;
- результаты деятельности.
2 вариант
Другой формой контрольной работы является анализ статьи из профессионального исторического журнала («Вопросы истории», «Отечественная история», «Новая и новейшая история», «Клио», «Родина» за 1992-2008 гг.). В этом случае в основу работы должен быть положен материал статьи, а ее содержание определяется концепцией автора и дополнительной литературой, которую он использует. При работе со статьей необходимо обратить внимание на постановку проблемы автором, аргументацию его позиции, полемику с научными оппонентами и т.д. Материалы к конспекту содержатся в разделе «Дополнительная литература» (см. п. IX ).
Эта форма работы рекомендуется наиболее подготовленным студентам, имеющим доступ к специальной литературе. Студент выполняет одно из контрольных заданий (см. п. VII ) либо самостоятельно выбирает другие научные статьи и монографии (в том числе из п. IX ) и работает с ними.
Объем работы - 15 страниц.
VI. Темы контрольных работ (для варианта 1).
Древняя Русь ( IX- XIII вв.).
Термины: варяги, полюдье, норманнская теория; погосты, уроки; смерды, ордынский «выход», закупы, вотчина, тиуны; улус, баскаки, иго.
Даты: 882, 988, 1054, 1223, 1242.
Личности (на выбор) : Олег, Ольга, Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский, Чингисхан, Илларион, Сергий Радонежский и др.
Московская Русь ( XIV- XVII вв.) .
5. Причины возвышения Москвы в исторической литературе.
6. Правление Ивана IV: оценки в исторической литературе (Н.М.Карамзин, В.О.Ключевский, Р.Г. Скрынников и др) .
7. Культура и быт русского народа и царей в XVI-XVII вв. (по А.Е. Забелину и Н.И.Костомарову).
8. Крестьянские войны в истории России: современные оценки.
9. Раскол Русской православной церкви в XVII в. Движение старообрядцев.
Термины: местничество, пожилое, поместье, соха, опричнина, Смута, заповедные лета, Земский собор, семибоярщина, «гости», мануфактура, обмирщение.
Даты:
1380, 1497, 1584, 1613, 1649.
Личности (на выбор): Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Иван Грозный, Лжедмитрий I, Алексей Михайлович, Аввакум, Борис Годунов и др.
Российская империя в XVIIIв.
10.Петр I в оценках современников и потомков.
11. Крепостное право и его роль в истории России.
12. Внешняя политика России в XVIII в.
13. Культура России в XVIII в.
Термины : коллегии, Синод, Сенат, ассамблея, рекрут, подушная подать, империя, абсолютная монархия, кондиции, «просвещенный абсолютизм», секуляризация.
Даты : 1721, 1725, 1755, 1762, 1785.
Личности (на выбор) : ПетрI, Александр Меншиков, Екатерина I, ПетрII, Анна Иоанновна, Бирон, Ломоносов, Елизавета Петровна, Петр III, Пугачев, Екатерина II и др.
Российское государство в XIX в.
14. Реформаторы России 1-й четверти XIX в.
15. Западничество и славянофильство в общественной мысли России 2-й четв. XIX в.
16. Движение декабристов в работах Н.Я. Эйдельмана.
17. Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное.
18. История купечества и меценатство в России 2 пол. XIX в.
19. «Восточный вопрос» во внешней политике России XIX в.
20. Культура России XIX в.: достижения и противоречия.
Термины: теория «официальной народности», западники, славянофилы, утопический социализм, народничество, имамат, «нейтрализация» Черного моря, Великие реформы, панславизм, марксизм.
Даты: 1812, 1825, 1856, 1861, 1877.
Личности (на выбор) : Александр I, Сперанский, Аракчеев, Багратион, Кутузов, Пестель, Николай I, Бенкендорф, Горчаков, Герцен, Лавров, Александр II, Александр III, Витте и др.
XX век в российской истории.
21. Экономическая политика Витте и Столыпина: общее и особенное.
22. Политические реформы в России нач. ХХ в.: причины и результаты.
23. Первая мировая война: новые подходы.
24. Гражданская война в России: новые подходы.
25. Русская эмиграция в ХХ веке.
26. Роль казачества в истории России.
27. Судьба российского крестьянства в ХХ в.
28. Общество в Великой Отечественной войне.
29. Достоинства и недостатки плановой экономики социализма.
30. Постимперский синдром: политические и национальные отношения на современном этапе.
Термины: «зубатовщина», думская монархия, «военный коммунизм», «холодная война», диктатура пролетариата, мировая революция, тоталитаризм, культ личности, застой, ускорение, перестройка.
Даты: 1906, 1914, 1917, 1945, 1964, 1991.
Личности (на выбор): Ленин, Сталин, Бухарин, Троцкий, Николай II, Жуков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Ельцин, Гайдар, Горбачев и др.
VII. Контрольные задания (для варианта 2).
№1.
Россия занимает громадные равнинные пространства, лишенные естественных резких географических рубежей, что наложило отпечаток на ее историю. Историк С.М.Соловьев отмечал, что «природа страны имеет важное значение в истории по тому влиянию, какое оказывает она на народный характер».
Как вы расцениваете это суждение? Определите влияние природно-географических и геополитических факторов на характер деятельности населения, черты национального характера, специфику российского государства.
№2
Одной из решающих областей противостояния в мире является «битва за прошлое» – за историческую память, за интерпретацию истории, поскольку именно историческая память является ценностной основой национального самосознания, источником самооценки народа, его самоуважения. Особое значение в этом контексте имеет память о военной истории, поскольку войны, тем более мировые, являются проверкой на прочность исторической состоятельности участвующих в них народов и государств.
Раскройте тему «Память о Второй мировой войне в контексте современной геополитики», опираясь на статью А.С. и Е.С. Сенявских (см. в списке литературы).
№3
Российско-польские отношения – сложная, драматическая и трагическая часть европейской истории. На определенном историческом этапе Польша стала восприниматься не как внешняя угроза для России, а как угроза внутренняя, являясь источником смут в империи, восстаний и революций. В российской политике и в сознании российского общества появился польский вопрос.
Используя статью В.И. Бухарина (см. список литературы), ответьте на вопрос: «Почему в итоге польский вопрос стал одним из факторов крушения Российской империи?».
№4
Распад великой державы современности – Союза Советских Социалистических Республик – явился одним из важнейших событий всемирной истории конца ХХ века. Его активно комментируют общество, политики, ученые. Почему рухнул СССР? (См. список литературы).
№5
Манифестом 1762 г. и Жалованной грамотой 1785 г. российскому дворянству была дарована свобода от обязательного характера государственной службы. Однако изучение практики службы высшего сословия привело многих историков к неожиданному, на первый взгляд, выводу о готовности дворянства в большинстве своем оставаться на службе и после отмены ее обязательного характера. Как это можно объяснить?
При выполнении контрольной работы помимо учебной и справочной литературы используйте статью: Е.Н. Марасиновой ( см. в списке литературы)
№6
В отечественной и зарубежной историографии сложилось устойчивое представление о значительной роли иностранной интервенции в российской Гражданской войне.
На чем основывалось сотрудничество руководства Белого движения с интервентами, и как само белое руководство относилось к необходимости опираться на иностранную помощь? Как население относилось к интервенции, какую роль в восприятии интервенции играли патриотические мотивы и различные прагматичные соображения?
При выполнении контрольной работы помимо учебной и справочной литературы используйте статью Л.Г. Новикова ( см. в списке литературы).
№7
Программное кредо Путина содержало многозначительную перекличку с российским прошлым: «Земля наша богата, порядка только нет», - говорили в России. Больше так о нас говорить не будут».
Выполнил ли свои обещания президент? Используй те статью В.В.Согрина (см. список), а также материалы журнала «Эксперт».- 2007.-№ 2.
№8
ХVШ век стал важнейшим периодом в истории. Традиционно все императоры обращали большое внимание на развитие вооруженных сил. Почему? Какие факторы влияли на выбор модели развития армии в ХVШ в.?
Используйте статью В.В. Пенского ( см. в списке литературы).
№ 9
После трагедии 1 марта 1881 г. Александр Ш получил множество писем от своих подданных. В одном из них было написано: « Отец твой не мученик и не святой, потому что пострадал не за церковь, не за крест, не за православную веру, а за то единственно, что распустил народ, и этот распущенный народ убил его» (Российские самодержцы. -М.,1994. - С.237).
Согласны ли вы с таким объяснением причин событий 1 марта 1881 г.? Дайте более полное объяснение причин и смысла случившегося. Как вы думаете, кем были деятели «Народной воли» – фанатиками, авантюристами, праведниками, героями?
№ 10
П.А.Вяземский так отзывался о Б.Н.Чичерине:
Людям свойственны ошибки.
Ошибаться мог и ты,
Но ты не был флюгер гибкий
У вертлявой суеты. (Чичерин Б.Н. Воспоминания. -М.,1991.- С.5)
Составьте исторический портрет Б.Н.Чичерина, вехи его идейной эволюции.
Объясните, как вы понимаете строки этого стихотворения.
Используйте статью Г.Б. Кизельштейна (см. список литературы)
№ 11
Образ других народов или собственный образ, который живет в нашей душе, зависит от того, как в детстве нас учили истории. Это запечатлевается на всю жизнь. Сегодня у каждой нации есть несколько историй, накладывающихся одна на другую и сопоставляющихся одна с другой. Обнаруживается столкновение коллективной памяти с официальной историографией.
Как рассказывают историю детям в разных странах мира? Используйте примеры из книги французского исследователя Марка Ферро (см. список).
№12
Среди французов, посещавших Россию в николаевскую эпоху, были те, кто пострадал от революции или от Наполеона. Летом 1839 г. в Петербург приехал маркиз Астольф де Кюстин (революция лишила его отца). Прием, оказанный де Кюстину в России, был самым приветливым. В 1843 г. вышла в свет его книга «Россия в 1839 году», взорвавшая и Россию, и Западную Европу. Сегодня данная книга вызывает в России ту же эмоциональную обиду, как и летом 1843 г.
Используя указанный источник и статью Партаненко Т.В. (см. список), опишите, как представлена Россия периода царствования Николая 1 в мемуарах де Кюстина,
VIII. Учебная литература .
Верт Н. История Советского государства. 1900-1991: Пер. с фран.-2 изд. –М.: ИНФРА-М: Изд-во «Весь мир», 2003.-544с.
Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней: Учебник для вузов./ 3-е изд., стереотип.- СПб.: Изд-во «Лань», 2004.-448с.
История России: Курс лекций по истории России с древнейших времен до наших дней. / Под ред. акад. Личмана Б.В. Любое изд.- Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ.- 334с.
История России в вопросах и ответах: Уч. пособие / Сост. С.А. Кислицын. - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1999.
Карамзин Н.М. История государства Российского: В 12 т.- Любое издание.
Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т.- Любое издание.
Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное.- М.: Проспект, 2006.- 520с.
Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России: Учебное пособие.- М.: Проспект, 2003.-562с.
Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М.: ООО Изд. Дом «Летопись-М».- 742с.
Пушкарев С.Г. Обзор русской истории.- М.: Наука. 1991.- 390 с.
Сапожникова Н.Д., Коноплева Л.А. Отечественная история. IX-XX вв.: Уч. пособие.-Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2003.-527с.
Фортунатов В.В. Отечественная история: Уч. пособие для гуманитарных вузов.- СПб.: Питер, 2007.- 352 с.: ил.
IX. Дополнительная литература.
-свойства личности и степень их соответствия историческим задачам, которые она решала;
-жизненные принципы и мотивы поведения;
-способы действия и средства для достижения цели;
- результаты деятельности.
2 вариант
Другой формой контрольной работы является анализ статьи из профессионального исторического журнала («Вопросы истории», «Отечественная история», «Новая и новейшая история», «Клио», «Родина» за 1992-2008 гг.). В этом случае в основу работы должен быть положен материал статьи, а ее содержание определяется концепцией автора и дополнительной литературой, которую он использует. При работе со статьей необходимо обратить внимание на постановку проблемы автором, аргументацию его позиции, полемику с научными оппонентами и т.д. Материалы к конспекту содержатся в разделе «Дополнительная литература» (см. п. IX ).
Эта форма работы рекомендуется наиболее подготовленным студентам, имеющим доступ к специальной литературе. Студент выполняет одно из контрольных заданий (см. п. VII ) либо самостоятельно выбирает другие научные статьи и монографии (в том числе из п. IX ) и работает с ними.
Объем работы - 15 страниц.
VI. Темы контрольных работ (для варианта 1).
Древняя Русь ( IX- XIII вв.).
-
Киевская Русь в работах И.Я.Фроянова. -
Ранняя история Новгорода в трудах В.Л. Янина. -
Выбор моделей развития Древней Руси в эпоху раздробленности. -
Татары и Русь: исторический опыт взаимоотношений.
Термины: варяги, полюдье, норманнская теория; погосты, уроки; смерды, ордынский «выход», закупы, вотчина, тиуны; улус, баскаки, иго.
Даты: 882, 988, 1054, 1223, 1242.
Личности (на выбор) : Олег, Ольга, Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский, Чингисхан, Илларион, Сергий Радонежский и др.
Московская Русь ( XIV- XVII вв.) .
5. Причины возвышения Москвы в исторической литературе.
6. Правление Ивана IV: оценки в исторической литературе (Н.М.Карамзин, В.О.Ключевский, Р.Г. Скрынников и др) .
7. Культура и быт русского народа и царей в XVI-XVII вв. (по А.Е. Забелину и Н.И.Костомарову).
8. Крестьянские войны в истории России: современные оценки.
9. Раскол Русской православной церкви в XVII в. Движение старообрядцев.
Термины: местничество, пожилое, поместье, соха, опричнина, Смута, заповедные лета, Земский собор, семибоярщина, «гости», мануфактура, обмирщение.
Даты:
1380, 1497, 1584, 1613, 1649.
Личности (на выбор): Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Иван Грозный, Лжедмитрий I, Алексей Михайлович, Аввакум, Борис Годунов и др.
Российская империя в XVIIIв.
10.Петр I в оценках современников и потомков.
11. Крепостное право и его роль в истории России.
12. Внешняя политика России в XVIII в.
13. Культура России в XVIII в.
Термины : коллегии, Синод, Сенат, ассамблея, рекрут, подушная подать, империя, абсолютная монархия, кондиции, «просвещенный абсолютизм», секуляризация.
Даты : 1721, 1725, 1755, 1762, 1785.
Личности (на выбор) : ПетрI, Александр Меншиков, Екатерина I, ПетрII, Анна Иоанновна, Бирон, Ломоносов, Елизавета Петровна, Петр III, Пугачев, Екатерина II и др.
Российское государство в XIX в.
14. Реформаторы России 1-й четверти XIX в.
15. Западничество и славянофильство в общественной мысли России 2-й четв. XIX в.
16. Движение декабристов в работах Н.Я. Эйдельмана.
17. Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное.
18. История купечества и меценатство в России 2 пол. XIX в.
19. «Восточный вопрос» во внешней политике России XIX в.
20. Культура России XIX в.: достижения и противоречия.
Термины: теория «официальной народности», западники, славянофилы, утопический социализм, народничество, имамат, «нейтрализация» Черного моря, Великие реформы, панславизм, марксизм.
Даты: 1812, 1825, 1856, 1861, 1877.
Личности (на выбор) : Александр I, Сперанский, Аракчеев, Багратион, Кутузов, Пестель, Николай I, Бенкендорф, Горчаков, Герцен, Лавров, Александр II, Александр III, Витте и др.
XX век в российской истории.
21. Экономическая политика Витте и Столыпина: общее и особенное.
22. Политические реформы в России нач. ХХ в.: причины и результаты.
23. Первая мировая война: новые подходы.
24. Гражданская война в России: новые подходы.
25. Русская эмиграция в ХХ веке.
26. Роль казачества в истории России.
27. Судьба российского крестьянства в ХХ в.
28. Общество в Великой Отечественной войне.
29. Достоинства и недостатки плановой экономики социализма.
30. Постимперский синдром: политические и национальные отношения на современном этапе.
Термины: «зубатовщина», думская монархия, «военный коммунизм», «холодная война», диктатура пролетариата, мировая революция, тоталитаризм, культ личности, застой, ускорение, перестройка.
Даты: 1906, 1914, 1917, 1945, 1964, 1991.
Личности (на выбор): Ленин, Сталин, Бухарин, Троцкий, Николай II, Жуков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Ельцин, Гайдар, Горбачев и др.
VII. Контрольные задания (для варианта 2).
№1.
Россия занимает громадные равнинные пространства, лишенные естественных резких географических рубежей, что наложило отпечаток на ее историю. Историк С.М.Соловьев отмечал, что «природа страны имеет важное значение в истории по тому влиянию, какое оказывает она на народный характер».
Как вы расцениваете это суждение? Определите влияние природно-географических и геополитических факторов на характер деятельности населения, черты национального характера, специфику российского государства.
№2
Одной из решающих областей противостояния в мире является «битва за прошлое» – за историческую память, за интерпретацию истории, поскольку именно историческая память является ценностной основой национального самосознания, источником самооценки народа, его самоуважения. Особое значение в этом контексте имеет память о военной истории, поскольку войны, тем более мировые, являются проверкой на прочность исторической состоятельности участвующих в них народов и государств.
Раскройте тему «Память о Второй мировой войне в контексте современной геополитики», опираясь на статью А.С. и Е.С. Сенявских (см. в списке литературы).
№3
Российско-польские отношения – сложная, драматическая и трагическая часть европейской истории. На определенном историческом этапе Польша стала восприниматься не как внешняя угроза для России, а как угроза внутренняя, являясь источником смут в империи, восстаний и революций. В российской политике и в сознании российского общества появился польский вопрос.
Используя статью В.И. Бухарина (см. список литературы), ответьте на вопрос: «Почему в итоге польский вопрос стал одним из факторов крушения Российской империи?».
№4
Распад великой державы современности – Союза Советских Социалистических Республик – явился одним из важнейших событий всемирной истории конца ХХ века. Его активно комментируют общество, политики, ученые. Почему рухнул СССР? (См. список литературы).
№5
Манифестом 1762 г. и Жалованной грамотой 1785 г. российскому дворянству была дарована свобода от обязательного характера государственной службы. Однако изучение практики службы высшего сословия привело многих историков к неожиданному, на первый взгляд, выводу о готовности дворянства в большинстве своем оставаться на службе и после отмены ее обязательного характера. Как это можно объяснить?
При выполнении контрольной работы помимо учебной и справочной литературы используйте статью: Е.Н. Марасиновой ( см. в списке литературы)
№6
В отечественной и зарубежной историографии сложилось устойчивое представление о значительной роли иностранной интервенции в российской Гражданской войне.
На чем основывалось сотрудничество руководства Белого движения с интервентами, и как само белое руководство относилось к необходимости опираться на иностранную помощь? Как население относилось к интервенции, какую роль в восприятии интервенции играли патриотические мотивы и различные прагматичные соображения?
При выполнении контрольной работы помимо учебной и справочной литературы используйте статью Л.Г. Новикова ( см. в списке литературы).
№7
Программное кредо Путина содержало многозначительную перекличку с российским прошлым: «Земля наша богата, порядка только нет», - говорили в России. Больше так о нас говорить не будут».
Выполнил ли свои обещания президент? Используй те статью В.В.Согрина (см. список), а также материалы журнала «Эксперт».- 2007.-№ 2.
№8
ХVШ век стал важнейшим периодом в истории. Традиционно все императоры обращали большое внимание на развитие вооруженных сил. Почему? Какие факторы влияли на выбор модели развития армии в ХVШ в.?
Используйте статью В.В. Пенского ( см. в списке литературы).
№ 9
После трагедии 1 марта 1881 г. Александр Ш получил множество писем от своих подданных. В одном из них было написано: « Отец твой не мученик и не святой, потому что пострадал не за церковь, не за крест, не за православную веру, а за то единственно, что распустил народ, и этот распущенный народ убил его» (Российские самодержцы. -М.,1994. - С.237).
Согласны ли вы с таким объяснением причин событий 1 марта 1881 г.? Дайте более полное объяснение причин и смысла случившегося. Как вы думаете, кем были деятели «Народной воли» – фанатиками, авантюристами, праведниками, героями?
№ 10
П.А.Вяземский так отзывался о Б.Н.Чичерине:
Людям свойственны ошибки.
Ошибаться мог и ты,
Но ты не был флюгер гибкий
У вертлявой суеты. (Чичерин Б.Н. Воспоминания. -М.,1991.- С.5)
Составьте исторический портрет Б.Н.Чичерина, вехи его идейной эволюции.
Объясните, как вы понимаете строки этого стихотворения.
Используйте статью Г.Б. Кизельштейна (см. список литературы)
№ 11
Образ других народов или собственный образ, который живет в нашей душе, зависит от того, как в детстве нас учили истории. Это запечатлевается на всю жизнь. Сегодня у каждой нации есть несколько историй, накладывающихся одна на другую и сопоставляющихся одна с другой. Обнаруживается столкновение коллективной памяти с официальной историографией.
Как рассказывают историю детям в разных странах мира? Используйте примеры из книги французского исследователя Марка Ферро (см. список).
№12
Среди французов, посещавших Россию в николаевскую эпоху, были те, кто пострадал от революции или от Наполеона. Летом 1839 г. в Петербург приехал маркиз Астольф де Кюстин (революция лишила его отца). Прием, оказанный де Кюстину в России, был самым приветливым. В 1843 г. вышла в свет его книга «Россия в 1839 году», взорвавшая и Россию, и Западную Европу. Сегодня данная книга вызывает в России ту же эмоциональную обиду, как и летом 1843 г.
Используя указанный источник и статью Партаненко Т.В. (см. список), опишите, как представлена Россия периода царствования Николая 1 в мемуарах де Кюстина,
VIII. Учебная литература .
Верт Н. История Советского государства. 1900-1991: Пер. с фран.-2 изд. –М.: ИНФРА-М: Изд-во «Весь мир», 2003.-544с.
Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней: Учебник для вузов./ 3-е изд., стереотип.- СПб.: Изд-во «Лань», 2004.-448с.
История России: Курс лекций по истории России с древнейших времен до наших дней. / Под ред. акад. Личмана Б.В. Любое изд.- Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ.- 334с.
История России в вопросах и ответах: Уч. пособие / Сост. С.А. Кислицын. - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1999.
Карамзин Н.М. История государства Российского: В 12 т.- Любое издание.
Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т.- Любое издание.
Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное.- М.: Проспект, 2006.- 520с.
Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России: Учебное пособие.- М.: Проспект, 2003.-562с.
Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М.: ООО Изд. Дом «Летопись-М».- 742с.
Пушкарев С.Г. Обзор русской истории.- М.: Наука. 1991.- 390 с.
Сапожникова Н.Д., Коноплева Л.А. Отечественная история. IX-XX вв.: Уч. пособие.-Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2003.-527с.
Фортунатов В.В. Отечественная история: Уч. пособие для гуманитарных вузов.- СПб.: Питер, 2007.- 352 с.: ил.
IX. Дополнительная литература.
-
Александров К. Второе крепостное право: коллективизация сельского хозяйства в СССР // История.- 2005.-№ 19, 20, 21. -
Алексеев В.В., Алексеева Е.В. Распад СССР в контексте теории модернизации и имперской эволюции // Отечественная история.- 2003.- №5.- С.3-20. -
Бирюков А.В. Российско-чеченские отношения в XVIII- сер. XIX вв.// Вопросы истории.- 1992.- №2. -
Бухарин В.И. Российско-польские отношения в XIX- первой пол. ХХ вв.// Вопросы истории.- 2007.- №7.- С.3-16. -
Братющенко Ю.В. НЭП: государство, частник, кооперация //Вопросы истории.-2007.-№2.-С.3-15. -
Гросул В.Я. Истоки трех революций // Отечественная история.-1997.-№6.-С.34-54. -
Волкова И.Е., Курукин И.В. Феномен дворцовых переворотов в политической истории России XVII-XX вв.// Вопросы истории.-1995.-№5-6. -
Ерин М.Е. Советские военнопленные в Германии в годы Второй мировой войны// Вопросы истории.-1995.-№11-12. -
Зубкова Е.Ю. «Лесные братья» в Прибалтике: война после войны // Отечественная история.- 2007.- №2.- С.3-15. -
Зубкова Е.Ю. Феномен «местного национализма»: «эстонское дело» 1949-1952 гг. в контексте советизации Балтии // Отечественная история.- 2001.- №3. -
Зубок В.М., Печатнов В.О. Отечественная историография «холодной войны»: некоторые итоги десятилетия // Отечественная история.- №4-5. -
Кизельштейн Г.Б. Борис Николаевич Чичерин// Вопросы истории. 1997.№4. С.53-67. -
Козлов В.А. Крамола: инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе. 1953-1982. // Отечественная история.- 2003.- №4.- С.93-111. -
Леонтьева Г.А. Первые Романовы на российском престоле // Вопросы истории.-1998.-№11-12. -
Лукоянов И.В. Портсмутский мир. // Вопросы истории.- 2007.-№2.- С.16-33. -
Марасинова Е.Н. Вольность российского дворянства (Манифест Петра III и сословное законодательство Екатерины II) // Отечественная история.-2007.-№4.-С.21-33. -
Медведев Р.А. Андрей Сахаров и Александр Солженицын // Вопросы истории.- 2001.- №11-12. -
Медведев Ж.А., Медведев Р.А. План «Барбаросса». //Вопросы истории.-2002.-№6. -
Медведев Р.А. Почему распался Советский Союз? // Отечественная история.- 2003.- №5.- С.119-129. -
Минаков А.Ю. Русский консерватизм в современной российской историографии: новые подходы и тенденции изучения // Отечественная история.- 2005.- №6.- С.133-142. -
Несостоявшийся юбилей. Почему СССР не отпраздновал своего 70-летия?- М., 2003. -
Новиков Л.Г. Интервенция и гражданская война на русском Севере: к переоценке проблемы // Отечественная история.- 2007.- №4.- С.113-126. -
Орлов А.С. Союзники в войне. Советский, американский и британский опыт. 1939-1945 гг.// Вопросы истории.- 1995.-№5-6. -
Партаненко Т.В. Формулировка А. де Кюстином западноевропейского образа врага// Клио.2006.№2.С.52-57. -
Пенской В.В. Армия Российской империи в XVIII в.: выбор модели развития // Вопросы истории.- 2001.- №7.- С.119-136. -
Писарькова Л.Ф. Развитие местного самоуправления в России до Великих реформ: обычай, повинность, право.// Отечественная история.- 2001.- №2.- С.3-27. -
Политика эпохи Путина. 28 статей о Путине и его политике за 1999-2007 гг.// Эксперт.- 2007.-№2. -
Поляков А.Н. Древнерусская цивилизация: основы политического строя // Вопросы истории.- 2007.- №3.- С.50-69. -
Попов В.П. Сталин и советская экономика в послевоенные годы //Отечественная история.-2001.- №3.- С.61-76. -
Рубцов Ю.В. «Советский Багратион» маршал К.К.Рокоссовский // Новая и новейшая история.- 2004.-№6. -
Сахаров А.Н. Конституционные проекты и цивилизационные судьбы России // Отечественная история.- 2000.-№5.-С.3-38. -
Сенявский А.С., Сенявская Е.С. Историческая память о войнах ХХ века как область идейно-теоретического и психологического противостояния // Отечественная история.- 2007.- №2.-3. -
Согрин В.В. 1985-2005: Три превращения современной России // Отечественная история.-2005.- №4.-С.3-24. -
Тютюкин С.В. Первая революция в России: взгляд через столетие //Отечественная история.-2004.-№6.-С.126-141. -
Янин В.Л. У истоков новгородской государственности (IX-XIIвв.) //Отечественная история.-2000.-№6.-С.3-17. -
Ферро М. . Как рассказывают историю детям в разных странах мира /Пер.с фр. – М.: Высшая школа,1992. -
Специальные выпуски журнала «Родина»: