Файл: Вариант 1 Часть 1 в наиболее общем смысле понятие общество.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вариант 1
Часть 1
А1. В наиболее общем смысле понятие «общество» означает
1) все, что окружает человека
2) группу людей с общими целями и интересами
3) часть материального мира, обособившуюся от природы и тесно с ней связанную
4) материальный мир в целом
А2. Индустриальное общество характеризует признак
1) ведущая роль средств информации 3) отсутствие разделения труда
2) преобладание промышленности 4) решающее значение сферы услуг в экономике
A3. Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется
1) прогрессом 2) революцией 3) контрреформой 4) эволюцией
A4. Игра, общение и познание — это
1) виды деятельности человека 3) виды поведения всех живых существ
2) этапы формирования личности 4) формы коммуникации
A5. В отличие от других видов познания, в процессе научного познания обязательно происходит
1) отражение внешних признаков познаваемого объекта
2) теоретическое обобщение результатов наблюдений
3) формулировка возможных ответов на возникающие вопросы
4) построение предположений, основанных на опыте
A6. Программист трудится над разработкой новой программы. В этой деятельности программа выступает
1) средством 2) субъектом 3) мотивом 4) объектом
А7. Относительная истина – это
1) непроверенное знание 3) знание, противоречащее устоявшимся представлениям
2) научно не обоснованное знание 4) неполное знание
A8. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения.
Б. Большое влияние на становление личности оказывает её ближайшее социальное окружение.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А9. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в
1) самосохранении 2) самореализации 3) самопознании 4) самообразовании
А10. Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется
1) кровнородственными отношениями 3) устойчивыми связями
2) повседневным взаимодействием 4) общими традициями
A 11. В ходе социологического опроса 2006 г. респондентам, проживающим в населённых пунктах различного типа
, предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?» Полученные результаты представлены в виде гистограммы. Какой вывод можно сделать на основании гистограммы?
Среди тех, кто считает, что в молодости важнее всего
1) пожить в своё удовольствие, преобладают респонденты из пунктов с населением менее 10 тыс. человек
2) получить хорошую работу, преобладают респонденты из пунктов с населением 100–500 тыс. человек
3) создать семью, преобладают респонденты из пунктов с населением более 500 тыс. человек
4) создать семью, в равной мере представлены респонденты из пунктов с населением 10–100 тыс. и 100–500 тыс. человек.
A12. Верны ли следующие суждения о социальных общностях?
А. Человеческое общество представляет собой множество различных социальных общностей и групп.
Б. Социальные общности отличаются разнообразием конкретных форм и видов.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Часть 2
В1. Запишите слово, пропущенное в схеме:
Структура деятельности
мотив результат
цель средства …
Ответ: ______________________
В2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют природные потребности человека.
1) биологические, 2) физиологические, 3) социальные, 4) органические, 5) естественные, 6) механические.
Найдите два термина, «выпадающих из общего ряда», и запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответ: ____________
В3. Установите соответствие между социальными явлениями и институтами и общественными сферами, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВЕННЫЕ СФЕРЫ
А) религия 1) политическая
Б) торговля, банк 2) экономическая
В) власть, парламент 3) социальная
Г) классы, нации, сословия 4) духовная
Д) искусство, театр
Е) суды
А | Б | В | Г | Д | Е |
| | | | | |
Ответ: ___________
В4. Найдите в приведенном списке позиции, относящиеся к духовной сфере жизни общества
1) развлекательная телепередача 4) судебное разбирательство
2) научное исследование 5) образовательный процесс
3) повышение по службе 6) сословные различия
Ответ: ____________
B5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(А) Понятие прогресса выражает идею совершенствования, перехода к более высоким ступеням развития, преодоления устарелого, отжившего, победы нового, передового. (Б) Социальный прогресс, то есть прогресс в развитии общества, имеет, на наш взгляд, аналогичное значение. (В) Идея социального прогресса, то есть поступательного движения общества, является, вне всякого сомнения, революционной идеей. (Г) Она означает развитие общества по восходящей линии, другими словами, обязательную смену устаревших и отживших свой век институтов новыми, молодыми и растущими. (Д) Идея общественного прогресса зародилась в философии на основе объективных наблюдений социально-культурных преобразований человеческого общества.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
А | Б | В | Г | Д |
| | | | |
Запишите получившуюся последовательность букв.
Ответ: _________________
В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Абсолютная истина – это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное ______(А). Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. На пути к______(Б) люди имеют дело с истинами относительными. Относительность наших знаний обусловлена рядом причин. Прежде всего сам мир бесконечно изменчив. Ограничены и_____(В) человека. Кроме того, возможности познания зависят от реальных исторических условий и определяются уровнем развития духовной ______(Г), материального _____(Д), имеющимися средствами наблюдения и_____(Е). В итоге на каждом
этапе познания мы получаем знания неполные, незавершённые, невечные».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) знание 4) критерий 7) абсолютная истина
2) эксперимент 5) относительная истина 8) познавательные возможности
3) производство 6) культура 9) стимулирование
А | Б | В | Г | Д | Е |
| | | | | |
Ответ: ___________
B7. Студент работает над рефератом «Отличительные черты индустриального общества». Какие особенности обществ из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны).
1) Экономика характеризуется господством сельского хозяйства и примитивного ремесла.
2) В политической сфере господствуют церковь и армия.
3) Экономической базой общества является промышленность.
4) Социальная структура является сословно корпоративной, стабильной.
5) Преобладает интенсивная технология.
6) В общественных отношениях господствуют право и закон.
Ответ: ____________
В8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) объекты деятельности, 2) результаты деятельности, 3) мотивы деятельности, 4) субъекты деятельности, 5) структура деятельности.
Ответ: ___________
Часть 3
Прочитайте текст и выполните задания C1–C4.
Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью ... Машина не цель. Самолет — не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг ...
Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу — прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям ...
Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека — создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий ... Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным — уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития — это уже почти не машина.
Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина — пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.
(А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей»)
С1. Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности человека.
C2. Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.
C3. Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин назвать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.
C4. Что является конечной целью преобразовательной деятельности человека по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.
_________________________________________________________________________________________
C5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об истине.
C6. Покажите на трех примерах тесную связь общества и природы.