Файл: 5. 1 Методика изучения основных величин в начальной школе.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания
Практическое занятие № 3
Выполнил:
Обучающийся Гладченко Всеволод Сергеевич
Преподаватель:
Старкова Татьяна Андреевна
Задания по теме 5.1 Методика изучения основных величин в начальной школе
Цель: формирование умений находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимые для подготовки к урокам; умений проектировать урок математики и использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроке.
Задание 1.Подберите из учебников математики 4 класса для начальной школы (УМК по выбору) различные задания (не менее 10 заданий), в ходе которых учащиеся учатся выполнять различные действия и операции с именованными числами.
1. Превратить 3 км в метры.
2. 12 метров превратить в сантиметры.
3. Выразите: в метрах и сантиметрах – 7280 см, 32578 см, 41283 см.
4. В рублях и копейках – 820 коп., 372 коп., 2593 коп., 5074 коп., 1000 коп.
5. Выразите:
А) в метрах – 66 км 256 м, 9 км 59 м, 10 км 240 м, 68 км 5 м
Б) в дециметрах – 34 м 10 см, 90 м 30 см, 30м 200 мм, 15 м 80 см, 65 дм 800 мм
В) в сантиметрах – 5 м 24 см, 2 м 9 см, 40 м 7 см, 32 м 8 см
Г) в миллиметрах – 4 дм 5 см, 1 дм 6 см, 89 см 3 мм, 32 дм 8 см
6.Выразите:
А) в тоннах – 100 ц, 15000 кг, 4000 ц, 8000 кг, 6700 ц
Б) в центнерах – 32 т 8 ц, 4400 кг, 8 т 200 кг, 700000 кг, 6200 кг
В) в килограммах – 19 т 78 кг, 45 т 5 ц, 13 т 246 кг, 10 т 720 кг, 5 ц 4 кг
Г) в граммах – 45кг, 6кг 778г, 1кг 50г, 80кг, 53кг 2г
7. Выразите:
А) в месяцах – 32года, 68лет, 90лет, 56лет, 102года
Б) в часах – 52сут, 14сут, 65сут, 70сут, 100сут
В) в минутах – 64ч, 315ч, 720ч, 105ч, 280ч
Г) в секундах – 206мин, 359мин, 120мин, 723мин, 902мин
8. Выразите:
А) в минутах и секундах – 850с, 32ч 80с, 652с, 3ч 2мин 75с, 900с
Б) в часах и минутах – 750мин, 3сут 3ч 9мин, 920мин, 7сут 6ч 72мин, 645мин
9. Выразите в более крупных мерах:
А)70000 кг, 24653кг, 300258кг, 12006кг, 100200кг
Б)6836г, 28904г, 14070г, 40098г,200010г
10.Выразите в более мелких единицах:
20т 72кг, 9кг 6г, 8т 70ц, 63т 26кг, 15ц 19кг, 18т 9ц
Задание 2. Разработайте конспект урока по теме «Вычисление площадей фигур с помощью палетки». Конспект урока оформите по структуре:
1. Тема: Вычисление площадей фигур с помощью палетки.
2. Класс: 4
3. УМК (авторы, название программы): М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова.
4. Цели: формировать умение нахождения площади фигур различной формы с помощью палетки, закреплять умения вычислять площадь фигуры, сравнивать площади фигур, умения заменять разные единицы площади.
5. Оборудование: Компьютер, проектор, презентация, палетка.
Ход урока:
1.Орг. момент
Девизом нашего урока будут такие слова:
- Думать – коллективно!
Решать – оперативно!
Отвечать – доказательно!
Работать – старательно!
И открытия нас ждут обязательно!
2. Определить тему и цель урока.
Устный счет
Задание «Головоломка» (работа по группам).
Прием «Верные и Неверные утверждения»
1. | Окружность – замкнутая кривая линия. | |
2. | Квадрат это фигура, у которой три вершины и три стороны | |
3. | Ромб это четырехугольник | |
4. | Формула площади прямоугольника S=а в | |
5. | Куб -это фигура в основании которой лежит квадрат | |
4. | Найти площадь геометрических фигур можно только с помощью линейки | |
5. | Периметр – это сумма длин сторон многоугольника. | |
3. Работа над новым материалом
- Ребята, как называются эти фигуры? (геометрические фигуры).
- Какие работы выполняли с геометрическими фигурами? Что мы умеем? (умеем находить площадь и периметр прямоугольника и квадрата, измерять длину и ширину).
- Найдите площадь и периметр прямоугольника (24 кв.см)
- Кто вычислил площадь второй фигуры?
- Почему не смогли? Какая проблема? (не знаем, как найти площадь фигуры неопределенной формы)
- Какова цель сегодняшнего урока?
- Как же мы будем решать эту задачу? Как мы находили площадь прямоугольника, когда не знали формулу его площади? (Мы измеряли площадь прямоугольника с помощью клеток)
- А для других фигур такой способ можно попробовать? (Да)
- Как можно узнать площадь фигуры с помощью разлинованных клеток? (Разлиновать клеткой эту фигуру)
- Что вы будете делать дальше? (Посчитаем количество клеток)
- Почему ответы получились разные?
- Нам же нужно узнать площадь фигуры? Как мы поступим с неполными клетками?
- Дальнейшее наше действие?
- Считаем полные и неполные вместе и все? Как правильно будет?
- Как узнать? Откуда нам добыть информацию?
- Что нам может помочь? (учебник с.43)
Два неполных квадратных сантиметра считать за один полный. Например: Если разделим 20 на 2. 20 : 2 = 10. Значит, всего: 21 + 10 = 31 (см2).
Прием «Логическая цепочка» наших действий.
Выполняем задание 191.
Физкультминутка.
Вспоминаем всё, что было на уроке, и готовимся задавать вопросы по теме.
Примерные вопросы:
- Что такое палетка?
- Для чего нужна палетка? (для измерения площади сложных геометрических фигур)
- Как измеряют палеткой?
- На какие квадраты делятся палетки?
- В каких случаях можно применить палетку?
Прием «Верные и неверные утверждения»
- А теперь берем карточку с ответами. Еще раз проверяем свои ответы.
- В чем ошиблись?
- Как вы думаете, почему допустили ошибки?
- Измерение площади фигуры с помощью палетки точные? Почему?
- Как вы думаете, в каких случаях можно использовать палетки?
Решение задачи
Среди геометрических фигур найти квадрат с площадью 4 кв см.
Домашнее задание: № 210, 213 (лёгкое), №216, №213 (сложное)
Рефлексия.
Я научился__________________.
Я запомнил_________________.
Мне очень понравилось_________.
Задания по теме 5.2 Особенности изучения геометрического материала в начальных классах
Цель: формирование умений использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроке математики; умений проектировать урок с учетом поставленных целей и задач.
Задание 3.Разработайте урок-игру для младших школьников (класс по выбору) для закрепления знаний свойств изученных геометрических фигур. Формат урока не ограничен (урок-путешествие, урок-сказка и т.п.).
Тема: Урок – путешествие в Страну геометрических фигур.
Цель: закрепление полученных знаний о геометрических фигурах, их свойствах.
Задачи:
Образовательная: знают и умеют называть геометрические фигуры (круг, овал, многоугольники).
Развивающая: умеют ассоциировать данные геометрические фигуры с окружающими предметами; умеют излагать свое мнение, аргументируя его.
Воспитательная: демонстрируют коммуникативные навыки.
Методы обучения: практический, словесный, наглядный, метод самостоятельной работы, методы контроля (устного, письменного, самоконтроля), проблемно-поисковый метод.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний с использованием элементов игровой технологии.
Оборудование: карточки с заданием, геометрические фигуры, макет паровозика.
Ход урока:
1.Оргмомент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
2.Актуализация знаний.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок математики. Мы совершим путешествие в волшебную страну Геометрию. А кто живет в этой стране, вы легко догадаетесь, когда увидите некоторых ее жителей.
(Учитель показывает геометрические фигуры и читает загадки)
Ты давно знаком со мной,
Каждый угол в нём прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его … (квадрат).
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… прямоугольник.
Три вершины,
Три угла,
Три сторонки –
Кто же я? Треугольник.
Три моих стороны
Могут разной быть длины.
Где стороны встречаются –
Угол получается.
Что же вышло? Посмотри!
Ведь углов-то тоже три.
На меня вы посмотрите,
Мое имя назовите. Треугольник.
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня … круг.
Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы ... овал.
Весь мир устроен из фигур,
Лишь присмотритесь - я не лгу
Дома, машины, люди, звери,
Столы, картины, окна, двери,
Пруды, каналы и поля
И в целом вся наша Земля.
Сегодня мы совершим с вами путешествие в чудесную страну Геометрию. Что же это за страна? (Геометрия - это страна, где живут геометрические фигуры по своим правилам и законам). В конце нашего путешествия вы научитесь называть и различать геометрические фигуры.
- Чтобы путешествовать по волшебной стране геометрических фигур, нам понадобятся инструменты. А какие именно инструменты, вы узнаете, если отгадаете мои загадки.
Если ты его отточишь —
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? ... . (карандаш)
Делать ровную черту
Вам всегда я помогу.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я? … (линейка)
- Ребята, проверьте, чтобы все эти инструменты были у каждого из вас.
Итак, отправляемся в путешествие.
Отгадайте, на чем мы отправимся в путешествие:
Что там мчится и шипит
И колесами стучит
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Я по рельсам стучу (поезд)
- Правильно, на поезде! Но сказочный поезд не отправится с вокзала, пока мы не вспомним геометрические фигуры, которые везёт наш паровозик.
- Какие геометрические фигуры везёт наш паровоз?
К доске выходит ученик показывает и называет геометрические фигуры.
- Сколько их?
- Молодцы! С заданием справились! Но прежде чем поезд тронется, я хотела вас предупредить, что поезд скорый и остановка будет только в стране Геометрии. Итак, приготовились, поехали.
Учитель: Первым машинистом нашего поезда будет……
Первая станция «Многоугольники».
Давайте откроем учебник на стр.46 и повторим, что же такое многоугольники.
– Как вы понимаете это название? (много углов)
– Как вы думаете, что общего у фигур, которые изображены слева, на полях?
Чем похожи все эти фигуры? Как их можно назвать?
– У каких многоугольников меньшее количество углов? Как они
называются? (треугольники)
- А какие еще многоугольники вы знаете? (квадрат, прямоугольник)
-А теперь посмотрите на доску. Вот фигура - это треугольник.
-Почему он так называется?
У него есть углы.
-Правильно, потому что у него три угла и три стороны.
Сосчитаем углы: один, два, три.
-А теперь сосчитаем стороны: одна, две, три.
-Три угла и три стороны у треугольника.
-Повторим вместе: Три угла и три стороны у треугольника.
-А чем отличается треугольник от круга?
Ответы детей: у круга нет углов, он катится.
-Попробуйте прокатить треугольник, что ему мешает катиться?
Ответы детей: углы. -А чем отличается треугольник от квадрата?
Дети: У квадрата 4 угла, а у треугольника 3.
-Ребята, сосчитаем у квадрата углы и стороны.
-Скажем вместе: У квадрата 4 угла и 4 стороны.
Давайте откроем наши тетради и нарисуем треугольник, квадрат и прямоугольник. 1 ряд будут рисовать строчку треугольников, 2 строчку квадратов, а 3 ряд строчку прямоугольников. Не забывайте между ними пропускать одну клеточку. А теперь обведите красным карандашом ту фигуру, которая получилась у вас в тетради ровнее и красивее всех.