Файл: Путешествие в страну химических реакций Химия, 8 класс умк габриелян О. С. М. изд. Просвещение, 2021 г. Фио автора, должность, место работы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Милосердова Галина Александровна
Учитель биологии, химии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Михайловская средняя общеобразовательная школа №15
«Путешествие в страну химических реакций»
Химия, 8 класс УМК Габриелян О. С. М.: изд. Просвещение, 2021 г.
ФИО автора, должность, место работы Милосердова Галина Александровна,
учитель МБОУ «Михайловская СОШ №15»
Тема урока (занятия): «Путешествие в страну химических реакций»
Класс: 8
Цель урока (занятия): обобщение и систематизация знаний о типах химических реакций
Планируемые результаты:
личностные результаты обучения:
-
продолжить развитие у учащихся:
-
готовности и способности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; -
устной и письменной речи, аналитического мышления; -
уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; -
наблюдательности, внимания, тактичности, ответственности.
метапредметные результаты обучения:
-
способствовать овладению общеучебными умениями и УУД:
-
формулировать учебную задачу, планировать её, осуществлять самокоррекцию в работе; -
осуществлять информационную переработку учебного материала на основе его анализа, сопоставления и синтеза; -
устанавливать причинно-следственные связи, соблюдая принцип преемственности изученного материала из курса химии; проводить умозаключение и делать выводы; соотносить свои действия с планируемыми результатами; -
участвовать в обсуждении, отстаивать свою точку зрения.
предметные результаты обучения:
-
систематизировать знания о химических реакций и принципах их классификации;
-
развивать умения записывать уравнения реакций и их уравнивать, грамотного обращения с лабораторным оборудованием с соблюдением техники безопасности.
Тип урока (занятия): урок закрепления учебного материала
Форма урока (занятия): индивидуальная, групповая
Технологии урока (занятия): технология проблемного диалога, исследовательская технология.
Необходимое техническое оборудование: интерактивная панель
NexTouch (с выходом в интернет), электронная презентация, выполненная в программе Power Point.
Оборудование и реактивы на столах учащихся: штатив для пробирок, пробирки, лучинка, спички, салфетки, цинк, карбонат натрия (тв.), оксид марганца (IV), растворы: пероксид водорода, соляная кислота, гидроксид натрия, сульфат меди (II), раздаточный материал (памятки по ТБ, карточки- инструкции для выполнения опытов, карточки с заданием), учебник «Химия – 8» автор Габриелян О. С. М.: изд. Просвещение, 2021 г., периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде.
№ п\п | Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
| Организационный момент. Мотивация, целеполагание. | Определить проблему и план ее решения. | Перед уроком обучающиеся делятся на 4 команды. (получают жетоны с названием команд: «Химули», «Электроны», «Протоны», «Нейтроны») (слайд 1) (Приложение 1) Выбирают капитана. Учитель: -Какие бывают явления? (слайд 2) Из следующего перечня выберите химические явления: таяние снега, образование кислорода из воды, ковка металла, растворение сахара в воде, почернение медной проволоки при прокаливании, образование инея, восстановление водородом оксида меди (II) [1] (слайд 3) проверка ответов -Чем отличаются химические явления от физических? -Запишите уравнения реакций, выбранных вами химических явлений. Отличаются они друг от друга? По каким признакам? -Сформулируйте цель урока (слайд 4) проверка записи -Чтобы научиться определять типы химических реакций я предлагаю отправиться в путешествие по Городу химических реакций. Каждой команде выдается маршрутная таблица остановок города с критериями оценки. (Приложение 2) (слайд 5) | Разбирают жетоны и занимают свои места в командах. Обучающиеся отвечают на вопросы: -Физические (таяние снега, ковка металла, растворение сахара в воде, образование инея). Химические (образование кислород из воды, почернение медной проволоки при прокаливании. восстановление водородом оксида меди (II). -При химических явлениях образуются новые вещества. -Записывают уравнения химических реакций. Испытывают затруднения в названии отличительных признаков. -Записывают тему и цель урока -Находят маршрутные листы путешествия на своих столах. | Умения: - планировать и организовывать свою работу, распределять время; - устанавливать причинно-следственные связи; - обобщать, классифицировать; выражать и аргументировать свое мнение, делать выводы; - грамотной устной и письменной речи; Приемы: - поиск ответов на вопросы; - целеполагание |
| Погружение в тему урока. Инструктаж по технике безопасности при проведении экспериментальной части урока. | Решить поставленную задачу путем логического умозаключения , провести эксперимент. | 1 Остановка Знайка. (15 мин) (слайд 6) Каждой команде было дано домашнее задание подготовить сообщение об одном из типов реакций с примерами и интересными историческими фактами по плану. Учитель совместно с обучающимися подводит итоги конкурса, оценивая работу команд. 2. Остановка Нагорная. (5 мин) (слайд 7) Учитель: Дальше мы проезжаем горы. Попробуем их преодолеть или объехать. По одному ученику от каждой команды выходят к доске. Им предстоит преодоление горы. Пример. Название горы: Реакции соединения 2Al + 3S = Al2S3 по 1 баллу за реакцию [2] Остальные обучающиеся находят обходной путь, отгадывая ключевое слово. (Приложение 3). Слова: химия, колба, оксид, гелий (2 балла).
Спортивная. (5 мин.) (слайд 8) Физкультминутка на тему «Правила техники безопасности в кабинете химии» *Правил безопасности много есть друзья, Расскажу Вам главные - Ведь без них нельзя! Опыт можно проводить только с разрешенья, Так как могут не простить Ваши прегрешенья. (Наклоны головой вперед и назад). *К носу совершай рукой Легкие движенья Вот тогда нюхач такой Просто загляденье! (Движения кистями рук поочередно к носу). *Чтоб разбавить кислоту Лил в нее водицу? Плохо! Видно за версту - Это не годится! (Круговые движения рук в суставе). *Химик же, наоборот, Вот как поступает Кислоты чуть-чуть прильет В воду и мешает. (Сжимания и разжимания кистей рук в кулак). *К пламени нельзя никак Низко наклоняться, Только, скажем так, чудак Станет обжигаться. (Наклоны туловища вперед). *Из-под крана воду пить - Все - равно, что «Ваниш». Жажду можно утолить, Но козленком станешь! (Поднимания и опускания на цыпочках). *Навсегда запомните: Правила важны, Зная их, вы с химией Будете дружны! (Повороты туловища влево, вправо, руки на поясе).[3] Помните о правилах техники безопасности при выполнении лабораторных опытов - аккуратно работаем и с малым количеством реактивов.
(5 мин) (слайд 9) Учитель: Каждая команда получает инструкцию по выполнению одной из следующих реакций (Приложение 4) Учитель проверяет правильность выполнения эксперимента и заполнение карточек.
(слайд 10) Учитель: Для строительства города химических реакций необходим строительный материал. Его производят строго по инструкции (Приложение 5). Поможем в строительстве городу. | Обучающиеся каждой команды выступают с сообщением о заданном типе реакции. Обучающиеся делают выводы, что существуют четыре типа реакций, записывают определения с примером в тетрадь. На столе находятся карточки с уравнениями химических реакций разных типов. Каждый обучающийся выбирает из карточек те, на которых написаны уравнения химических реакций соответствующих названию горы. Он должен закрепить карточку с помощью магнита к доске под названием горы . Учащиеся повторяют движения за учителем после каждого четверостишия Обучающиеся проводят эксперимент по инструкции, расставляют коэффициенты в реакции, определяют признаки и тип химической реакции Обучающиеся выполняют задание по инструкции, выкладывают карточки-кирпичики на заготовку | Умения: - анализировать объекты с целью выделения признаков; - устанавливать логические связи между типом и примером реакции; - грамотной работы с лабораторным оборудованием; - описывать признаки, систематизировать, делать выводы; - оформлять результаты наблюдений. Приемы: - творческие игры и задания; - работа со схемами; - лабораторная работа в группах с оборудованием и реактивами; - сотрудничество на уроке (оказание помощи друг другу); - участие в оценочной деятельности |
3. | Подведение итогов, рефлексия. | Обобщить полученные знания. Оценить работу на уроке. | 6 остановка Оценочная (4 мин) (слайд 11) Учитель: В заключение нашего маршрута предлагаю выполнить компьютерный тест по теме (4 балла). Подводит итог путешествию, выставляет оценки наиболее активным ученикам, работающим на уроке.[4] Заметки путешественника (2 мин) (слайд 12) Учитель: Уважаемые друзья наше путешествие подошло к концу. Скажите, полезным ли для Вас оно оказалось? Дома в своих тетрадях сделайте путевые заметки в своих тетрадях. Для этого вам нужно прочитать §21, выполнить упр. 3 с 71, учебника. Спасибо за урок! | Обучающиеся оценивают свою работу на уроке на маршрутных листах, выставляют себе баллы. Записывают домашнее задание | Умения: - обобщать и систематизировать знания; - развивать обратную логическую цепочку; - самооценивание уровня и качества усваиваемого содержания. -самооценка; - положительный эмоциональный настрой |
Приложение 1
Жетоны с названием команд
«Химули»
«Электроны»
«Протоны»
«Нейтроны»
Приложение 2
Маршрутная таблица остановок города с критериями оценки
Название остановок маршрута | Оценивание своей деятельности (от 1 до 5 ) |
1 остановка Знайка (15 мин) | |
2 остановка «Нагорная» (5 мин) | |
3 остановка «Спортивная» (5 мин) | |
4 остановка «Экспериментальная» (5 мин) | |
5 остановка «Кирпичная» (4 мин) | |
6 остановка «Оценочная» (4 мин) | |
Приложение 3
Найди обход. Остановка Нагорная
| Уравнение реакции | Типы химических реакций | |||
соединения | разложения | замещения | обмена | ||
1 | 2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O | С | Х | А | В |
2 | 2Н2 + О2 = 2Н2О | И | К | Л | Е |
3 | 2KClO3 = 2KCl + 3O2 | Н | М | Р | О |
4 | НNO3 + KOH = КNO3 + H2O | Д | В | Ф | И |
5 | Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 | У | С | Я | М |
Приложение 4
Инструкции к экспериментальной части
Опыт 1. Инструкция Прилейте в пробирку 2 мл пероксида водорода. Возьмите с помощью ложечки небольшое количество оксида марганца (IV). Зажгите лучинку и потушите до тлеющего состояния. Внесите в пробирку оксид марганца (IV) и поднесите тлеющую лучинку к горлышку пробирки. Какую роль играет оксид марганца (IV)? Коснитесь дна пробирки. Опишите наблюдения (признаки). Составьте уравнения двух проведенных химических реакций. Укажите классификацию реакций. |
Опыт 2. Инструкция Возьмите пробирку и с помощью ложечки внесите небольшое количество цинка (1-2 гранулы). Прилейте в пробирку 1-2 мл соляной кислоты. Опишите наблюдения (признаки). Составьте уравнение химической реакции. Укажите тип реакции по признаку: число исходных и образующихся веществ. |
Опыт 3. Инструкция Прилейте в пробирку 1-2 мл сульфата меди (II), добавьте к раствору несколько капель раствора гидроксида натрия. Опишите наблюдения (признаки). Составьте уравнение химической реакции. Укажите тип реакции по признаку: число исходных и образующихся веществ. |
Опыт 4. Инструкция Внесите небольшое количество твёрдого карбоната натрия с помощью ложечки для набора твердых веществ, прилейте в пробирку 1-2мл раствора соляной кислоты. Опишите наблюдения (признаки). Составьте уравнение химической реакции. Укажите тип реакции по признаку: число исходных и образующихся веществ. |
Инструкция. Остановка Кирпичная Приложение 5
-
На предложенном вам фрагменте стены здания есть недостроенные участки. -
Достройте стену, соотнеся формулы на карточках-кирпичиках с незаконченными уравнениями химических реакций. -
Закройте карточками-кирпичиками все фрагменты недостроенной стены здания. -
Прочитайте кодовое слово на обратной стороне карточек-кирпичиков.
Кирпичная стена
…+ H2SO4 → ZnSO4 + H2 | C + … → CО2 |
2HJ → …+ J2 | NaOH+…→NaСl+ H2O |
Карточки-кирпичики (Оборотная сторона карточек)
Zn (C) | О2 (O) |
H2 (Л) | HCl (Ь) |
Список используемых ресурсов
-
Константинова Инесса Владимировна. Редактор: Попова Галина Петровна, Бондарева Т. В. Издательство: Учитель, 2018 г. Серия: Поурочное планирование. Средняя школа. Жанр: Химия (7-9 классы) Подробнее: https://www.labirint.ru/books/567788/
-
Денисова Ольга Ивановна. Издательство: Учитель, 2022 г. Серия: В помощь преподавателю
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/871090/
-
Маслакова Галина Ильинична, Сафронов Николай Витальевич. Редактор: Попова Г. П.
Издательство: Учитель, 2020 г. Серия: Планирование учебной деятельности: средняя школа.
Химия (7-9 классы). Подробнее: https://www.labirint.ru/books/444807/
-
Конспекты уроков по химии. Сайт https://prezentacii.org/konspekty/konspekty-po-khimii/8class/