Файл: Путешествие в страну химических реакций Химия, 8 класс умк габриелян О. С. М. изд. Просвещение, 2021 г. Фио автора, должность, место работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Милосердова Галина Александровна

Учитель биологии, химии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Михайловская средняя общеобразовательная школа №15


«Путешествие в страну химических реакций»

Химия, 8 класс УМК Габриелян О. С. М.: изд. Просвещение, 2021 г.
ФИО автора, должность, место работы Милосердова Галина Александровна,

учитель МБОУ «Михайловская СОШ №15»

Тема урока (занятия): «Путешествие в страну химических реакций»

Класс: 8

Цель урока (занятия): обобщение и систематизация знаний о типах химических реакций

Планируемые результаты:

личностные результаты обучения:

  • продолжить развитие у учащихся:

  • готовности и способности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • устной и письменной речи, аналитического мышления;

  • уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

  • наблюдательности, внимания, тактичности, ответственности.

метапредметные результаты обучения:

  • способствовать овладению общеучебными умениями и УУД:

  • формулировать учебную задачу, планировать её, осуществлять самокоррекцию в работе;

  • осуществлять информационную переработку учебного материала на основе его анализа, сопоставления и синтеза;

  • устанавливать причинно-следственные связи, соблюдая принцип преемственности изученного материала из курса химии; проводить умозаключение и делать выводы; соотносить свои действия с планируемыми результатами;

  • участвовать в обсуждении, отстаивать свою точку зрения.

предметные результаты обучения:

  • систематизировать знания о химических реакций и принципах их классификации;

  • развивать умения записывать уравнения реакций и их уравнивать, грамотного обращения с лабораторным оборудованием с соблюдением техники безопасности.

Тип урока (занятия): урок закрепления учебного материала

Форма урока (занятия): индивидуальная, групповая

Технологии урока (занятия): технология проблемного диалога, исследовательская технология.

Необходимое техническое оборудование: интерактивная панель 
NexTouch (с выходом в интернет), электронная презентация, выполненная в программе Power Point.

Оборудование и реактивы на столах учащихся: штатив для пробирок, пробирки, лучинка, спички, салфетки, цинк, карбонат натрия (тв.), оксид марганца (IV), растворы: пероксид водорода, соляная кислота, гидроксид натрия, сульфат меди (II), раздаточный материал (памятки по ТБ, карточки- инструкции для выполнения опытов, карточки с заданием), учебник «Химия – 8» автор Габриелян О. С. М.: изд. Просвещение, 2021 г., периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде.

п\п

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты



Организационный момент.
Мотивация, целеполагание.


Определить проблему и план ее решения.

Перед уроком обучающиеся делятся на 4 команды. (получают жетоны с названием команд:

«Химули», «Электроны»,

«Протоны», «Нейтроны»)

(слайд 1) (Приложение 1)

Выбирают капитана.
Учитель:

-Какие бывают явления?

(слайд 2)

Из следующего перечня выберите химические явления: таяние снега, образование кислорода из воды, ковка металла, растворение сахара в воде, почернение медной проволоки при прокаливании, образование инея, восстановление водородом оксида меди (II) [1]

(слайд 3) проверка ответов
-Чем отличаются химические явления от физических?

-Запишите уравнения реакций, выбранных вами химических явлений. Отличаются они друг от друга? По каким признакам?

-Сформулируйте цель урока

(слайд 4) проверка записи
-Чтобы научиться определять типы химических реакций я предлагаю отправиться в путешествие по Городу химических реакций. Каждой команде выдается маршрутная таблица остановок города с критериями оценки. (Приложение 2)

(слайд 5)

Разбирают жетоны и занимают свои места в командах.

Обучающиеся отвечают на вопросы:

-Физические (таяние снега, ковка металла, растворение сахара в воде, образование инея).

Химические (образование кислород из воды, почернение медной проволоки при прокаливании. восстановление водородом оксида меди (II).

-При химических явлениях образуются новые вещества.

-Записывают уравнения химических реакций. Испытывают затруднения в названии отличительных признаков.
-Записывают тему и цель урока

-Находят маршрутные листы путешествия на своих столах.

Умения:

- планировать и организовывать свою работу, распределять время;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- обобщать, классифицировать; выражать и аргументировать свое мнение, делать выводы;

- грамотной устной и письменной речи;

Приемы:

- поиск ответов на вопросы;

- целеполагание



Погружение в тему урока.

Инструктаж по технике безопасности при проведении экспериментальной части урока.

Решить поставленную задачу путем логического умозаключения , провести эксперимент.

1 Остановка Знайка. (15 мин) (слайд 6) Каждой команде было дано домашнее задание подготовить сообщение об одном из типов реакций с примерами и интересными историческими фактами по плану. Учитель совместно с обучающимися подводит итоги конкурса, оценивая работу команд.

2. Остановка Нагорная. (5 мин) (слайд 7)

Учитель: Дальше мы проезжаем горы. Попробуем их преодолеть или объехать. По одному ученику от каждой команды выходят к доске. Им предстоит преодоление горы.

Пример. Название горы:

Реакции соединения

2Al + 3S = Al2S3

по 1 баллу за реакцию

[2]

Остальные обучающиеся находят обходной путь, отгадывая ключевое слово. (Приложение 3).

Слова: химия, колба, оксид, гелий (2 балла).

  1. Остановка.

Спортивная. (5 мин.) (слайд 8)

Физкультминутка на тему «Правила техники безопасности в кабинете химии»

*Правил безопасности много есть друзья,
Расскажу Вам главные -
Ведь без них нельзя!

Опыт можно проводить только с разрешенья,
Так как могут не простить
Ваши прегрешенья. (Наклоны головой вперед и назад).

*К носу совершай рукой
Легкие движенья
Вот тогда нюхач такой
Просто загляденье! (Движения кистями рук поочередно к носу).

*Чтоб разбавить кислоту
Лил в нее водицу?
Плохо! Видно за версту -
Это не годится! (Круговые движения рук в суставе).

*Химик же, наоборот,
Вот как поступает
Кислоты чуть-чуть прильет
В воду и мешает. (Сжимания и разжимания кистей рук в кулак).

*К пламени нельзя никак
Низко наклоняться,
Только, скажем так, чудак
Станет обжигаться. (Наклоны туловища вперед).

*Из-под крана воду пить -
Все - равно, что «Ваниш».
Жажду можно утолить,
Но козленком станешь! (Поднимания и опускания на цыпочках).

*Навсегда запомните:
Правила важны,
Зная их, вы с химией
Будете дружны! (Повороты туловища влево, вправо, руки на поясе).[3]

Помните о правилах техники безопасности при выполнении лабораторных опытов - аккуратно работаем и с малым количеством реактивов.

  1. Остановка Экспериментальная

(5 мин) (слайд 9)

Учитель: Каждая команда получает инструкцию по выполнению одной из следующих реакций

(Приложение 4)

Учитель проверяет правильность выполнения эксперимента и заполнение карточек.


  1. Остановка Кирпичная(4 мин)

(слайд 10)

Учитель: Для строительства города химических реакций необходим строительный материал. Его производят строго по инструкции (Приложение 5).

Поможем в строительстве городу.

Обучающиеся каждой команды выступают с сообщением о заданном типе реакции. Обучающиеся делают выводы, что существуют четыре типа реакций, записывают определения с примером в тетрадь.
На столе находятся карточки с уравнениями химических реакций разных типов. Каждый обучающийся выбирает из карточек те, на которых написаны уравнения химических реакций соответствующих названию горы. Он должен закрепить карточку с помощью магнита к доске под названием горы .

Учащиеся повторяют движения за учителем после каждого четверостишия

Обучающиеся проводят эксперимент по инструкции, расставляют коэффициенты в реакции, определяют признаки и тип химической реакции


Обучающиеся выполняют задание по инструкции, выкладывают карточки-кирпичики на заготовку

Умения: - анализировать объекты с целью выделения признаков;

- устанавливать логические связи между типом и примером реакции;

- грамотной работы с лабораторным оборудованием;

- описывать признаки, систематизировать, делать выводы;

- оформлять результаты наблюдений.

Приемы:

- творческие игры и задания;

- работа со схемами;

- лабораторная работа в группах с оборудованием и реактивами;

- сотрудничество на уроке (оказание помощи друг другу);

- участие в оценочной деятельности

3.

Подведение итогов, рефлексия.

Обобщить полученные знания. Оценить работу на уроке.

6 остановка Оценочная (4 мин)

(слайд 11)

Учитель: В заключение нашего маршрута предлагаю выполнить компьютерный тест по теме (4 балла). Подводит итог путешествию, выставляет оценки наиболее активным ученикам, работающим на уроке.[4]

Заметки путешественника

(2 мин) (слайд 12) Учитель: Уважаемые друзья наше путешествие подошло к концу. Скажите, полезным ли для Вас оно оказалось? Дома в своих тетрадях сделайте путевые заметки в своих тетрадях. Для этого вам нужно прочитать §21, выполнить упр. 3 с 71, учебника.

Спасибо за урок!

Обучающиеся оценивают свою работу на уроке на маршрутных листах, выставляют себе баллы.
Записывают домашнее задание

Умения: - обобщать и систематизировать знания;

- развивать обратную логическую цепочку;

- самооценивание уровня и качества усваиваемого содержания.

-самооценка;

- положительный эмоциональный настрой


 

Приложение 1

Жетоны с названием команд
«Химули»


«Электроны»


«Протоны»


«Нейтроны»




Приложение 2

Маршрутная таблица остановок города с критериями оценки


Название остановок маршрута

Оценивание своей деятельности (от 1 до 5 )

1 остановка Знайка

(15 мин)




2 остановка «Нагорная»

(5 мин)




3 остановка «Спортивная»

(5 мин)




4 остановка «Экспериментальная»

(5 мин)




5 остановка «Кирпичная»

(4 мин)




6 остановка «Оценочная»

(4 мин)








Приложение 3

Найди обход. Остановка Нагорная




Уравнение реакции

Типы химических реакций

соединения

разложения

замещения

обмена

1

2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O

С

Х

А

В

2

2 + О2 = 2Н2О

И

К

Л

Е

3

2KClO3 = 2KCl + 3O2

Н

М

Р

О

4

НNO3 + KOH = КNO3 + H2O

Д

В

Ф

И

5

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

У

С

Я

М



Приложение 4

Инструкции к экспериментальной части


Опыт 1. Инструкция

Прилейте в пробирку 2 мл пероксида водорода. Возьмите с помощью ложечки небольшое количество оксида марганца (IV).

Зажгите лучинку и потушите до тлеющего состояния.

Внесите в пробирку оксид марганца (IV) и поднесите тлеющую лучинку к горлышку пробирки.

Какую роль играет оксид марганца (IV)?

Коснитесь дна пробирки. Опишите наблюдения (признаки).

Составьте уравнения двух проведенных химических реакций.

Укажите классификацию реакций.

Опыт 2. Инструкция

Возьмите пробирку и с помощью ложечки внесите небольшое количество цинка (1-2 гранулы). Прилейте в пробирку 1-2 мл соляной кислоты.

Опишите наблюдения (признаки).

Составьте уравнение химической реакции. Укажите тип реакции по признаку: число исходных и образующихся веществ.

Опыт 3. Инструкция

Прилейте в пробирку 1-2 мл сульфата меди (II), добавьте к раствору несколько капель раствора гидроксида натрия.
Опишите наблюдения (признаки).
Составьте уравнение химической реакции.
Укажите тип реакции по признаку: число исходных и образующихся веществ.

Опыт 4. Инструкция

Внесите небольшое количество твёрдого карбоната натрия с помощью ложечки для набора твердых веществ, прилейте в пробирку 1-2мл раствора соляной кислоты.

Опишите наблюдения (признаки).

Составьте уравнение химической реакции.

Укажите тип реакции по признаку: число исходных и образующихся веществ.



Инструкция. Остановка Кирпичная Приложение 5


  1. На предложенном вам фрагменте стены здания есть недостроенные участки.

  2. Достройте стену, соотнеся формулы на карточках-кирпичиках с незаконченными уравнениями химических реакций.

  3. Закройте карточками-кирпичиками все фрагменты недостроенной стены здания.

  4. Прочитайте кодовое слово на обратной стороне карточек-кирпичиков.



Кирпичная стена


…+ H2SO4 → ZnSO4 + H2

C + … → CО2

2HJ → …+ J2

NaOH+…→NaСl+ H2O



Карточки-кирпичики (Оборотная сторона карточек)



Zn (C)

О2 (O)

H2 (Л)

HCl (Ь)



Список используемых ресурсов


  1. Константинова Инесса Владимировна. Редактор: Попова Галина Петровна, Бондарева Т. В. Издательство: Учитель, 2018 г. Серия: Поурочное планирование. Средняя школа. Жанр: Химия (7-9 классы) Подробнее: https://www.labirint.ru/books/567788/




  1. Денисова Ольга Ивановна. Издательство: Учитель, 2022 г. Серия: В помощь преподавателю

Подробнее: https://www.labirint.ru/books/871090/


  1. Маслакова Галина Ильинична, Сафронов Николай Витальевич. Редактор: Попова Г. П.

Издательство: Учитель, 2020 г. Серия: Планирование учебной деятельности: средняя школа.

Химия (7-9 классы). Подробнее: https://www.labirint.ru/books/444807/


  1. Конспекты уроков по химии. Сайт https://prezentacii.org/konspekty/konspekty-po-khimii/8class/