Файл: Особенности бизнес планирования для малого предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- другие целевые задачи, решаемые в процессе бизнес-планирования. Основное внимание уделяется принятию конкретных эффективных решений на короткий промежуток времени;

- меньший допуск на ошибку, так как она может оказаться фатальной и привести к финансовому кризису;

- меньший опыт планирования и более низкий уровень готовности менеджмента к выполнению этой функции;

- большая зависимость от изменения внешней среды, которая менее поддается контролю и более агрессивна, а это, в свою очередь, создает большую неопределенность и непредсказуемость в будущем малых предприятий.

  Преимуществом малых предприятий для реализации системы бизнес-планирования является простота внутренней среды, что делает ее более обозримой и предсказуемой. Кроме этого, легче создать особый психологический климат, позволяющий сплотить людей вокруг интересов предприятия и его целей, а сам процесс бизнес-планирования носит неформальный характер. Помимо отмеченной специфики, особенности планирования бизнеса в малых предприятиях определяются еще и тем, на какой стадии развития находится данное предприятие.

В своем развитии большинство  малых предприятий проходит следующие стадии: начинающее, уцелевшее, стабильное и расширяющее предприятие.

Начинающее предприятие - еще не завершило полного доходного цикла и осваивает лишь первоначальные капитальные вложения. Круг задач, стоящих перед таким предприятием ограничен и весьма специфичен: расширение клиентской базы, переход на следующую стадию роста, практическое освоение технологии бизнеса. Это и определяет специфику планирования бизнеса. Следует большее внимание уделять стратегическим элементам планирования, при этом долгосрочные цели должны быть достаточно скромными и соответствовать имеющимся в наличии ресурсам. К разработке текущих планов следует подходить с особой тщательностью, чтобы избежать ошибок, которые могут иметь губительные последствия.

Уцелевшее предприятие - миновало стадию начинающего предприятия, начальные капитальные вложения освоены и начинает поступать первая прибыль. Вместе с тем, темп роста низок и бизнес требует постоянного пристального внимания. Основной задачей становится задача стабилизации. Предприятию необходимо добиться преимущества над конкурентами, донести больше информации о себе всем потенциальным клиентам. Это время тонкой доводки производимого продукта или оказываемых услуг. Наступает момент разработки полноценных бизнес-планов предприятия, позволяющих принимать обоснованные и взвешенные управленческие решения.


Стабильное предприятие – достигло, в некотором смысле, критической массы, бизнес приносит стабильную прибыль. Перед стабильным предприятием возникают новые, сложные задачи, направленные на дальнейшее расширение предприятия. На данном этапе возрастает роль стратегической составляющей бизнес-планирования, расширяется участие в нем менеджеров высшего уровня управления.

Расширяющееся предприятие - успешно миновавшее все стадии роста и превратившееся в постоянно обновляющееся, неуклонно расширяющееся предприятие. Перед менеджментом встают новые сверхзадачи: выход на новые рынки, постоянная диверсификация бизнеса и т.п. На этой стадии возрастает роль бизнес-планов проектов, разрабатываемых в тесной взаимосвязи с управленческим бизнес-планом. Возникает необходимость разработки специальных бизнес-планов для обоснования управленческих решений связанных с привлечением новых партнеров, слияния и других задач. Именно для этого этапа развития предприятия характерно использование всех типов бизнес-планов, составляющих систему формального планирования бизнеса.

Существуют некоторые  методические аспекты составления различных типов бизнес-планов:

  1. Управленческий бизнес-план. В малых и средних предприятиях основой бизнес-планирования становится управленческий бизнес-план, позволяющий соединить элементы стратегического и оперативного планирования. В процессе стратегического планирования используются обычно все процедуры, предусмотренные этим видом планирования, но они более усечены по глубине проработки и времени реализации. Это связано с ограниченной возможностью менеджмента этих предприятий построить сложные стратегические планы и прогнозы. Основное внимание уделяется более четкой формулировке целей в рамках ограниченного временного горизонта, а также составлению подробного плана действий по достижению поставленных целей. Составление управленческого бизнес-плана исходит из положения, что предприятие определилось с базовой и деловой стратегией, которой оно придерживается в соответствии с поставленными целями. Деловая стратегия должна быть простой, подвижной и ориентированной на действия. Можно выделить два направления деловой стратегии, обеспечивающие малым предприятиям достаточный уровень конкуренции на рынке: поиск защищенных рыночных ниш и достижение качественной доли рынка и кооперация с крупным предприятием.

Логика построения управленческого  бизнес-плана исходит из трех определяющих элементов технологии бизнес-планирования:



  1. Оценка текущего состояния предприятия.

  2. Определение желаемого состояния предприятия.

  3. Выбор наиболее эффективных путей достижения поставленных целей.


Общий план компании включает в себя основные элементы краткосрочного стратегического планирования, то есть предусматривает основные его процедуры: анализ и целеполагание. План, как модель деятельности предприятия, строится в зависимости от возможностей внешней и потенциала внутренней среды. Поэтому первым шагом при подготовке бизнес-плана, является определение текущего положения предприятия.

Оценив текущее состояние  и потенциал предприятия, можно  приступить к формулированию общих целей компании на планируемый период. В рамках управленческого бизнес-плана, цели могут рассматриваться, как обязательства управленческого персонала добиться определенных результатов в планируемом периоде. На основе общей цели предприятия определяются частные цели структурных подразделений, которые конкретизируют их задачи. Основным моментом здесь является смещение внимания с автономно работающего подразделения на понимание общей цели предприятия. В малых предприятиях это достигается гораздо легче, чем в крупных предприятиях. Постановка целей подразделениям заканчивается их сводным представлением в финансовый отдел, задача которого - выразить в денежном измерении выполнение всех поставленных в плане целей.

 Определив текущее  положение предприятия и то, что  должно быть (цели предприятия  и его подразделений), необходимо выяснить разрыв между желаемым и текущим положением. Этому предшествует анализ разрывов, который целесообразно проводить в рамках каждого подразделения и он должен включать:


  1. Определение величины разрывов.

  2. Диагностика причин этого разрыва.

  3. Составление корректирующих действий

Главная задача составляемого  бизнес-плана, это "строительство  моста" по преодолению возникающих  разрывов. Устранение выявленных разрывов становится основной задачей в планах подразделений.

Маркетинговый план  это  второй шаг в составлении управленческого  бизнес-плана. В рамках этого плана  создается детальный проект, который  наглядно показывает, как предприятие  собирается выполнить свой план по продажам. Маркетинговый план определяет ту стратегию, которой предприятие должно придерживаться в плановом периоде и которая поможет персоналу, занимающемуся продажами, создать необходимый спрос на продукт. Маркетинговый план должен включать тематические области с определенным набором доступных маркетинговых инструментов, которые должны помочь как в решении целей продаж, так и в решении общих целей предприятия.


План основных закупок предполагает приобретение предприятием основных активов. Основная задача плана - определить эти активы, их стоимость и время покупки. Кроме этого, в плане необходимо провести обоснование выгодности приобретения именно этого актива и показать, как он будет интегрирован в общий план предприятия и повлияет на достижение поставленной общей цели.

Основные вопросы, связанные  с персоналом, рассматриваются в  планах подразделений. В данный план могут быть включены вопросы затрагивающие  общие для предприятия изменения: планирование повышения заработной платы, планирование временной занятости, планирование консультационных затрат и т.п.

Создание финансового  плана является завершающим этапом разработки управленческого бизнес-плана. Его основная цель - определить количественные показатели финансовых результатов  и успехов каждого подразделения. В финансовом плане происходит совмещение планов подразделений и их интегрирование в конкретные финансовые показатели. Содержание финансового плана традиционно  включает разработку трех основных финансовых документов: отчет о прибылях и  убытках, балансовый отчет, план движения денежной наличности.

Контроль выполнения бизнес-плана  позволяет ответить на главный вопрос реализации планирования, как функции  управления - когда необходимо произвести корректировку действий менеджмента  и внести изменения в бизнес-план. Основной критерий необходимости корректировки - это существенная разница между реальными достижениями компании и контрольными цифрами в плане. Наибольшей корректировке бизнес-план подвергается в случае возникновения необходимости изменения основных предположений, то есть общей цели предприятия на планируемый период. Более частой причиной корректировки плана являются изменения условий бизнес-среды. В этом случае, общие цели предприятия остаются неизменными, но цели отдельных его подразделений должны подвергнуться корректировке. Помимо внешних изменений условий бизнеса, могут происходить и внутренние изменения, требующие соответствующей корректировки плана. Корректировка бизнес-плана по условиям внешних и внутренних изменений позволяет сохранить его реальность и выполнимость. Многие планы проваливаются потому, что они не отражают реально складывающуюся ситуацию в бизнесе и в самом предприятии. Если это происходит, то бизнес-план не выполняет своей главной функции - способствовать прогрессу предприятия в сторону его целей и контроля за этим процессом.


Бизнес-план проекта. Одним из ключевых факторов успеха малых предприятий является непрерывный поиск все новых и новых идей, превращение их в проекты и реализация этих проектов. В этой связи можно выделить следующие базовые составляющие достижения успеха предприятия:

  1. Поиск конкурентной идеи.

  2. Тщательная разработка идеи.

  3. Поиск необходимых ресурсов.

  4. Практическая реализация проекта.

Бизнес-план проекта является воплощением всех составляющих достижения успеха предприятия. Он позволяет сформулировать бизнес-идею, разработать и донести  план реализации этой идеи до всех заинтересованных лиц. Очень часто бизнес-план является базовым и единственным основанием для появления третьей составляющей - финансовых средств. Реализация проекта  требует создания системы управления проектами, важной частью которой также  является бизнес-план.

В самом общем виде бизнес-идея - форма отражения в мыслях явлений объективной действительности, которая включает в себя обобщение опыта предшествующего развития и осознания цели дальнейшего преобразования бизнеса. Новые деловые идеи возникают в процессе выявления недостатков или возможностей улучшения удовлетворения существующих и еще не осознанных потребностей слоев населения и сфер деятельности. Под перспективную идею получают кредиты, ресурсы, она является "технологическим толчком" инновационного процесса. Сама идея может быть собственной, то есть разработанной в самом предприятии, или заимствованной. Многие прибыльные предприятия имеют успех потому, что умеют генерировать чужие идеи.

Разработка идеи и ее реализация осуществляется в рамках проекта. В самом общем смысле, проект - это изменение исходного состояния системы, связанное с затратой времени и средств. В основе рассмотрения содержания проекта по процессу его формирования и реализации лежит концепция жизненного цикла проекта, которая исходит из того, что проект есть процесс, происходящий в течение конечного промежутка времени.

Разработка проекта – это процесс поиска решений по достижению конечной цели проекта и формирования взаимоувязанного по времени, ресурсам и исполнителям комплекса заданий по реализации проекта. На этом этапе осуществляется сравнительный анализ различных вариантов достижения целей проекта и выбор наиболее жизнеспособного (эффективного) для реализации. Наиболее удобной и общепринятой формой представления результатов проекта является бизнес-план проекта. Это компактный документ, включающий предпосылки, условия, конкретную программу действий и определяющий финансово-экономические условия и возможные результаты проекта. Реализация проекта связана с проблемой управления. Управление проектами становится отдельным направлением в развитии современного практического менеджмента ("проект - менеджмент"), который представляет собой систему управления не постоянными, а временными объектами управления, то есть проектами. Суть методологии управления проектами (Project Management) заключается в том, что руководитель проекта (иногда группа менеджеров) наделяется соответствующими правами  и берет на себя ответственность за достижение желаемого результата в срок и в рамках выделенных средств. Основная задача менеджера проекта - преодолеть все проблемы и неопределенности, возникающие на протяжении проекта. Эффективность управления возрастает, если менеджер проекта будет управлять им с помощью специальных методик и инструментов, но только в рамках бизнес-плана проекта, разработанного в тесной взаимосвязи с общим управленческим бизнес-планом. Наиболее распространенные причины неудач в реализации проекта во много связаны с недостаточным вниманием к процессу планирования или игнорирования вообще этого процесса. Провал проектов происходит из-за недостатка ресурсов, нереальных сроков, ошибочно сформулированной цели или ее изменения в ходе проекта, недостаточно детального планирования, разобщенности проектной команды, а также возникающих конфликтов между целями проекта и интересами подразделений предприятия. Последнее подтверждает актуальность связи бизнес-плана проекта с общим управленческим бизнес-планом.